Особенности планирования образовательного процесса в дошкольном учреждении
статья по теме

Шорина Ольга Сергеевна

В работе рассматриваются особенности организации образовательного процесса, в том числе с детьми разного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_organizatsii_obrazovatelnogo_protsessa.docx31.01 КБ

Предварительный просмотр:

Для получения целостного представления об образовательном процессе в детском саду, раскроем ряд основных аспектов.

В Законе РФ "Об образовании" образование рассматривается как " единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов[9, с.2].

Таким образом, можно выделить два основных компонента образования: обучение и воспитание.

Воспитание в дошкольном возрасте- это процесс специально организованной деятельности педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях образовательного процесса[3, с. 136].

Обучение- это способ организации педагогического процесса, двусторонний процесс взаимодействия обучающего и обучающегося, направленный на передачу и освоение обучающимся содержания образования[3, с. 163].

Таким образом, образовательный процесс- это специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, обеспечивающее решение воспитательных и образовательных задач[4, с. 6].

Образовательный процесс подробно рассмотрен в работах Б.Т.Лихачева, В.А.Сластенина, И.П.Подласого, Ю.К.Бабанского и др. Авторы указывают, что образовательный процесс имеет свою структуру. Структура- это совокупность устойчивых связей между частями(компонентами) объекта, обеспечивающих их целостность. Теоретический анализ исследований структуры образовательного процесса позволяет выделить четыре основных компонента: социальный, целевой, содержательный, деятельностный, результативный компоненты.

Рассмотрим основные компоненты образовательного процесса:

И.П.Подласый, В.А.Сластенин представляют социальный компонент образовательного процесса как взаимодействие его субъектов: педагога и ребенка, на которого направлена педагогическая деятельность.

Целевой компонент образовательного процесса. Организация процесса обучения прежде всего связана с четким определением его целей. Ю.К.Бабанский целевой компонент процесса обучения представляет как " осознание педагогами и принятие учениками цели и задач изучения темы, раздела или учебного предмета в целом"[5, с.89].

Ведущая цель образовательного процесса в детском саду определяется Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и направлена на: "развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей." Цель образовательного процесса конкретизируется через задачи, являющиеся основой для составления образовательной программы детского сада. Цель обучения определяет его содержание.

Содержательный компонент образовательного процесса представлен образовательными областями, обеспечивающими "развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности"[6]:

  • Социально- коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно- эстетическое развитие ;
  • физическое развитие.

Содержание указанных образовательных областей зависит от индивидуальных и возрастных особенностей детей и должно обеспечивать всестороннее развитие личности, мотивации, способностей дошкольников в разных видах деятельности.

Третьим компонентом образовательного процесса является деятельностный компонент. Этот компонент является ведущим. Он включает в себя формы, методы, средства обучения и воспитания, которые использует воспитатель при взаимодействии с воспитанниками. Необходимо охарактеризовать данные понятия. Форма обучения- способ организации деятельности обучаемых. К формам обучения относят: индивидуальные формы обучения(ребенок выполняет задание с помощью взрослого), групповые(взаимодействует педагог и несколько детей), коллективные(взаимодействует педагог и одновременно вся группа), самостоятельные(ребенок сам выполняет задание)[3, с. 177].

К форме организации обучения относят организованную образовательную деятельность, которая соединяет в себе различные виды детской деятельности(игровую, коммуникативную, трудовую и т.д.).

Методы обучения- способы взаимодействия педагога и детей(наглядные, словесные, практические методы).

Средства обучения- материальные или идеальные объекты, которые помещены между педагогом и дошкольниками и используются для усвоения знаний, формирования опыта познавательной и практической деятельности[8, с. 134].

 Результативный компонент отражает достижение цели и задач образовательного процесса и представлен в виде целевых ориентиров, которые педагог может использовать при анализе и дальнейшем планировании образовательного процесса в детском саду.

Все компоненты связаны между собой и образуют целостность образовательного процесса. А.Г.Гогоберидзе выделяет следующие особенности целостности образовательного процесса:

  • это процесс, в котором обеспечивается целостность медико-психолого-педагогического сопровождения ребенка;
  • это процесс, в котором обеспечивается целостность воспитательных, образовательных и развивающих задач;
  • это процесс, в котором обеспечивается целостность жизнедеятельности ребенка;
  • это процесс, в котором обеспечивается целостность в процессе взаимодействия ребенка с миром взрослых;
  • это процесс, в котором обеспечивается целостность образовательного пространства[3, с. 119-120].

Как мы видим из определений целостности образовательного процесса, его реализация происходит в течении всей жизнедеятельности ребенка в детском саду. При построении образовательного процесса в дошкольном учреждении необходимо учитывать данную особенность обучения дошкольников. Образовательный процесс включает в себя время, отведенное на:

  • Образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов деятельности;
  • образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
  • самостоятельную деятельность детей.

Н.П.Сазонова выделяет еще несколько особенностей образовательного процесса в детском саду, отличающего его от других:

  • Учебно-познавательная деятельность детей тесно связана с игрой;
  • в процессе обучения в детском саду дети не изучают основы наук, а получают систематизированные представления об окружающем мире и получают навыки обучения(слушать воспитателя, отвечать на вопросы, задавать их, действовать по инструкции и т.д.);
  • обучение во всех формах и видах деятельности происходит при ведущей роли взрослого, который передает детям социальный опыт;
  • особенны важны при обучении дошкольников такие факторы, как интерес к обучению, одобрение, доброжелательность взрослых, высокая эмоциональная насыщенность процесса[7, с. 125].

Построение содержания образовательного процесса требует от педагога учета всех взаимосвязанных компонентов, ориентацию на развитие ребенка целостно в процессе всей его жизнедеятельности в детском саду и основывается на следующих принципах:

  • Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития;
  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;
  •  поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • сотрудничество организации с семьей;
  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  • возрастная адекватность дошкольного образования;
  • учет этнокультурной ситуации развития детей[6].

Раскрыв основные подходы к организации образовательного процесса в детском саду, рассмотрим специфику образовательного процесса в разновозрастной группе детского сада. Образовательный процесс в разновозрастных группах имеет много общего с образовательным процессом в группах одного возраста, так как перечисленные основные компоненты сохраняются в подобных группах, отличается сам подход к их реализации. Тем не менее, организация образовательного процесса в разновозрастной группе имеет свои сложности и особенности.

Проблема совместного обучения детей разного возраста не нова в педагогике(Л.В.Байбородова, Е.Н.Герасимова, А.Н. Пронина и др.).

Под разновозрастным коллективом Л.В. Байбородова понимает "общность детей, отличающихся паспортным возрастом, уровнем физического и социального развития и объединенных на основе общего социального интереса".

Под разновозрастным обучением Л.В. Байбородова понимает "совместную деятельность детей разного возраста, направленную на решение как общих для всех, так и частных, в зависимости от возраста, образовательных и воспитательных задач"[1, с. 156].

Субъектами образовательного процесса в разновозрастной группе детского сада являются дети разного возраста, взаимодействующие между собой, и педагог, который осуществляет это взаимодействие между детьми.

Особенностью в организации образовательного процесса разновозрастных групп является сама форма организации процесса. Педагог должен знать и уметь использовать программы всех возрастных групп, сопоставлять программные требования с возрастными и индивидуальными особенностями детей. Без знания особенностей развития, обучения и воспитания ребенка в разновозрастной группе нельзя правильно поставить цель, задачи и выбрать средства для их достижения. Для этого педагогу необходимо регулярно проводить педагогическую диагностику развития ребёнка, определять уровень его развития, анализировать полученные данные и применять данные в дальнейшем планировании образовательной деятельности. Часто педагоги в дошкольных учреждениях не обращают специального внимания на изучение особенностей детей разного возраста, проводят образовательную деятельность, деля детей строго по возрастам, либо же выбирая по принципу"кого больше". Вследствие этого, проявляется меньшая активность детей того возраста, которых меньше по количеству, дается заниженный или завышенный уровень знаний, умений и навыков, утрачивается уникальная возможность взаимодействия и взаимообучения.

Дети, воспитывающиеся в разновозрастных группах, приобретают уникальный опыт разновозрастного взаимодействия, и исследователи отмечают большой развивающий потенциал подобных групп. Это еще одна особенность образовательного процесса в разновозрастной группе, которая проявляется в том, что не только педагог обучает и развивает детей, но и сами дети, при грамотном руководстве воспитателя, обмениваются знаниями, опытом, "взаимообучают" друг друга.

Т.Н.Доронова, С.Г. Якобсон подчеркивают, что пребывание детей само по себе в разновозрастном коллективе не гарантирует продуктивного результата[2, с. 15]. Для возникновения эффективного общения между детьми необходим грамотный подход педагога, специальные усилия по организации подобного взаимодействия.

Исследования работ по проблеме взаимодействия педагога с воспитанниками в разновозрастной группе позволяют выделить рекомендации педагогам для дальнейшего успешного построения образовательного процесса.

Как мы уже говорили, образовательный процесс включает в себя:

  • Образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов деятельности;
  • образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
  • самостоятельную деятельность детей.

Исходя из этого, необходимо раскрыть каждый раздел по отношению к группам разного возраста.

Непосредственно образовательная деятельность в группах разного возраста должна организовываться, основываясь на знаниях и умениях конкретно ребенка, а не возраста в целом. Воспитатель обязан тщательно продумывать содержание каждого занятия, определять, достаточно ли адекватный для восприятия материал для детей. Используя общую тему со всеми детьми в группе, необходимо конкретизировать цель и задание. Главными задачами такого обучения являются формирование у детей новых умений и представлений, развитие способности рассуждать и думать. Обучающие занятия могут проводиться как отдельными возрастными подгруппами, так и смешанными подгруппами. Педагог может организовывать образовательную деятельность, используя различные виды объединений детей разного возраста: по парам (старший, младший); по четверо (2 старших, 2 младших); вариантом чередования (старший, младший) и т.д. При таком подходе происходит "взаимообучение" детей разного возраста.

Организуя образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов и самостоятельную деятельность детей, педагог может не только обобщать и систематизировать знания детей, полученные на занятиях, но и побуждать детей к сотрудничеству и взаимодействию. Это одно из важных условий, при выполнении которого в группе разного возраста формируется прочный коллектив, взаимодополняющий друг друга.

Необходимо создавать условия, при которых дети будут с удовольствием взаимодействовать друг с другом: поощрять и одобрять проявление у ребенка отзывчивости и доброго отношения к детям разного возраста, тактично включать ребенка в общение со значимым для него ребенком, обсуждать и проявлять искренний интерес к совместным занятиям детей разного возраста, а так же к результату, которого дети добиваются вместе.

Важно так же обучать детей согласовывать свои действия в совместной деятельности с другими детьми: разъяснять детям причины несогласия, учить считаться с мнением партнера, подсказывать путь разрешения проблемы, обучать детей умению выражать свое несогласие, разъясняя мотивы. Необходимо развивать у детей желание оказать помощь и поддержать ребенка другого возраста.

Эти приемы позволяют сформировать у детей представления о правилах поведения и положительные эмоции по отношению к детям разного возраста, что является важной составляющей при организации образовательного процесса в разновозрастной группе детского сада.

Одной из главных задач, стоящих перед воспитателем разновозрастной группы, является продумывание наиболее удачной формы и методов организации образовательного процесса, при которой дети могли бы, с одной стороны, работать индивидуально, с другой стороны, работать вместе, проявлять инициативу, советоваться друг с другом, помогать. Необходимо так проектировать деятельность детей, при которой дошкольники не только бы приобретали и расширяли свои знания, но и становились более внимательными друг к другу, к детям другого возраста, умели бы высказывать свои мысли, слушать и уважать мнения других и т.д.

Таким образом, педагогу, работающему в разновозрастной группе детского сада, необходимо:

  •  учитывать форму организации образовательной деятельности (групповая, подгрупповая, попарная и т.д.);
  • учитывать принцип разновозрастности;
  • поддерживать инициативу детей в организации разновозрастного взаимодействия, использовать разнообразные приемы руководства взаимодействием детей;
  • осуществлять педагогическую диагностику, учитывая ее при дальнейшем планировании образовательного процесса;
  • организовывать продуктивную совместную деятельность детей, использовать различное содержание, формы организации, методы обучения, направленные на развитие детей и конкретного ребенка, в частности.

Список использованной литературы:

  1. Байбородова Л.В.Педагогические основы регулирования социального взаимодействия в разновозрастных группах учащихся.Дисс...канд.пед.наук.-Ярославль, 1994.-246с.
  2. Доронова Т.Н., Щур В.Г., Якобсон С.Г. Предпосылки организации совместной деятельности в разновозрастной группе малокомплектного детского сада // Дошкольное воспитание, 1985. № 6. С. 12-15.
  3. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения/Под ред.А.Г.Гогоберидзе,О.В.Солнцевой.-Спб.: Питер,2013.-464 с.:ил.
  4. Планирование и организация образовательного процесса дошкольного учреждения по примерной основной общеобразовательной программе "Детство": учеб.-метод.пособие.-Спб.: ООО"ИЗДАТЕЛЬСТВО "ДЕТСТВО ПРЕСС",2013.-272С.
  5. Педагогика". Под редакцией Ю. К. Бабанского."Просвещение", Москва, 1983 г
  6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва

"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"[ Электронный ресурс]//Российская газета [Офиц. сайт]. URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html

  1. Сазонова Н.П. Дошкольная педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для студентов педагогических факультетов.-Спб,ООО"ИЗДАТЕЛЬСТВО "ДЕТСТВО_ПРЕСС",2010.-272 с.
  2. Сваталова Т.А. Формирование профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования в системе дополнительного профессионального образования: повышение квалификации: диссертация..кандидата пед.наук.-Челябинск, 2009.-194с.
  3. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации".- 0-13 Москва : Проспект, 2014.-160с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация воспитательно - образовательного процесса в дошкольном учреждении в условиях реализации Федеральных государственных требований».

Методические  рекомендации   на тему:       «Организация воспитательно - образовательного процесса   в  дошкольном учреждении  в условиях ре...

Семинар «Особенности планирования образовательного процесса с учетом ФГТ»

 Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме разработки и реализации комплексно-тематического планирования образовательного процесса в соответствии с ФГТ....

Планирование образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении

Применительно к управлению дошкольным учреждением планирование и прогнозирование заключается в определении зон ближайшего и перспективного развития детского сада в конкретных условиях педагогического ...

Педагогический проект: «Система планирования педагогического процесса воспитателем дошкольного учреждения для детей с нарушениями зрения в подготовительной к школе группе»

Педагогический проект:«Система планирования педагогического процесса воспитателем дошкольного учреждения для детей с нарушениями зрения в подготовительной к школе группе» ...

Конспект: Особенности планирования образовательного процесса в соответствии с ФГОС в разных возрастных группах".

Воспитательно-образовательный процесс строится с учётов контингента воспитанников, их индивидуальных особенностей, социального заказа родителей....

Взаимодействие педагогов в процессе физкультурно - оздоровительной работы Одним из немаловажных факторов, влияющих на эффективность воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении, является рациональность организации детей.

Согласно СанПиН "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях", утв. постановлением Главного государственного санита...