«Организация воспитательно - образовательного процесса в дошкольном учреждении в условиях реализации Федеральных государственных требований».
материал по теме

Сковородникова Светлана Серафимовна

Методические  рекомендации   на тему:       «Организация воспитательно - образовательного процесса   в  дошкольном учреждении  в условиях реализации Федеральных государственных     требований». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл методические рекомендации.docx76.75 КБ

Предварительный просмотр:

                      

                                                   Методические  рекомендации   на тему:        «Организация воспитательно - образовательного процесса   в  дошкольном учреждении  в условиях реализации Федеральных государственных     требований».

           

                                                           

 

 

                                       

           

Тамбов,  2012


                                    Содержание

 

Вступление …………………………………………………………………………………..

Организация образовательно – воспитательного процесса в ДОУ в условиях реализации ФГТ ……………………………………………………………………………

Заключение ………………………………………………………………………………….

Приложения …………………………………………………………………………………

Список литературы ……………………………………………….………………………..

   

 

 

 


     Вступление.

    Федеральные государственные требования, примерные основные общеобразовательные программы ставят перед педагогами важную задачу - пересмотр подхода к образованию и организации интегрированного воспитательно-образовательного процесса в детском саду.  

   Федеральные государственные требования, принятые приказом Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 г. № 655, устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

    В современном дошкольном образовании существовало несколько комплексных программ, на основании которых осуществлялся воспитательно-образовательный процесс в дошкольных учреждениях. На данный момент данные программы не соответствуют Федеральным государственным требованиям, которые направлены, прежде всего, на перестроение всего воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении. Это и отмена учебной деятельности, и обновление планирования и перевод его в комплексно-тематический вид, и интеграция образовательных областей, и совершенствование мониторинга. Если ранее в дошкольном учреждении стремились к формированию у детей большего количества знаний, умений, навыков, то современные требования направлены на качественный уровень, на развитие интегративных качеств дошкольника. Теперь педагоги должны стремиться к развитию дошкольника, а не к овладению им большим багажом знаний. Кроме того, сам подход к организации воспитательного процесса должен быть пересмотрен.

    Наше дошкольное учреждение ранее работало по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой. Переход  продолжает осуществляться по примерной основной общеобразовательной программе «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой.

    Организация воспитательно – образовательного процесса в ДОУ в условиях реализации ФГТ.

    Я хотела бы представить методические рекомендации к организации воспитательно-образовательного процесса в старшей группе ДОУ в условиях реализации ФГТ.

     Первоначальным является корректирование режима дня с учетом работы конкретного дошкольного учреждения. Согласно федеральным государственным требованиям к структуре основной образовательной программы дошкольного образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 №655, раздел «Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении» является обязательным в структуре образовательной программы ДОУ.

    Приучать к определенному режиму дня ребенка необходи мо с младенчества. Бодрое, жизнерадостное и в то же время уравновешенное состояние детей в большой мере зависит от строгого выполнения режима. Запаздывание еды, сна, прогулок отрицательно сказывается на нервной системе детей: они ста новятся вялыми или, наоборот, возбужденными, начинают ка призничать, теряют аппетит, плохо засыпают и беспокойно спят. Кроме всего прочего, режим является обязательным условием правильного воспитания (И.П. Павлов).

   Вопросам организации режима дня в ДОУ, где дети проводят продолжительное время, неслучайно уделяется особое внима ние. Работа до школьного учреждения строится с учетом следующих основ ных режимных моментов, которые являются общими для всех возрастных групп:

   прием пищи;

   организованная образовательная деятельность;

   сон;

   игровая деятельность;

   прогулка.

   При этом следует руко водствоваться Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологи ческие требования к устройству, содержанию и организации ре жима работы в дошкольных организациях", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 20.12.2010 № 164, и основными положениями Федеральных госу дарственных требований к структуре основной обще образовательной программы дошкольного образова ния, утв. приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655, которые предусматривают:

совместную деятельность воспитанников с педагогами;

    самостоятельную деятельность детей;

    взаимодействие с родителями.

    Принимая во внимание новые требования, специ фику деятельности ДОУ и индивидуальные особен ности развития воспитанников, коллектив МАДОУ детского сада  комбинированного вида «Колосок» разработал на основе федеральных требований примерную основную общеобразовательную программу ДОУ, учебную рабочую программу и  модель режима дня для  старшей группы.

           Так,  первая половина дня предусматрива ет: прием детей на улице, утреннюю гимнастику, со вместную деятельность, завтрак, самостоятельную игровую деятельность, организованную образова тельную деятельность, совместную игровую деятель ность, прогулку. Вторая половина – сон, подъём, оздоровительные мероприятия, полдник, самостоятельную игровую и совместную деятельность детей, прогулку.

      Большое значение в организации всего дня имеет утренний прием детей. При планировании работы желательно заранее указать, где будет осуществляться прием детей воспитателем: в группе, коридоре или на участке. Каждый воспитатель имеет возможность занять и заинтересовать всех детей, пообщаться с родителями, определить состояние и настроение воспитанников.  

     Необходимо обращать внимание на внешний вид детей, пришедшие дети должны здороваться, разговаривать негромко и не кричать. Воспитатель обязан проследить, чтобы все нашли себе интересную деятельность и не мешали другим детям. В случае если ребенок не смог самостоятельно выбрать себе занятие, воспитатель должен помочь ему: подключить к играющим детям, помочь в выборе игрушек или дать ребенку какое-либо конкретное поручение. Необходимо создать условия для разнообразной и интересной деятельности детей в группе или на участке.

    Организуя самостоятельную деятельность детей, педагоги с помощью вопросов, предложения разнообразного игрового материала, активизируют саморазвитие ребенка на основе знаний, полученных в процессе учебной и совместной деятельности; способствуя развитию познавательной активности в разных видах деятельности, формированию уверенности в себе, чувства собственного достоинства и активизации внутригруппового общения детей. Воспитателям достаточно создать развивающую среду на основе активности и интересов детей, а ребенок сам выберет деятельность, исходя из своих потребностей. Большой акцент делается на наличие и регулярную смену развивающих игр, игр-головоломок, настольно-печатных игр, большое внимание уделяется созданию условий для экспериментирования, опытнической работы, моделирования, для самостоятельного рисования, конструирования, лепки, драматизаций, изготовления коллективных работ. Все это дает возможность ребенку проявить пытливость ума, самому добиваться решения задачи и самому увидеть результат.

   Для выбора детьми вариантов самостоятельной деятельности можно предложить утром:

 - развивающие игры с вариантами и разной степенью сложности;

- пособия для организации двигательной деятельности и спортивных игр;

- пособия для художественно-речевой деятельности (иллюстрированный материал, книги, различные виды театров, музыкальные аудиозаписи, детские музыкальные инструменты);

-пособия для ручного труда, рисования, лепки, аппликации, с последующим использованием результатов труда в играх;

- набор эпизодически меняющихся нестандартных предметов.

  Утром самое благоприятное время для организации эвристических бесед, в которых познавательные задачи решаются при помощи рассуждений. Воспитатель должен руководить ходом рассуждения, направляя мысли детей в нужное русло. Например, обсудить, почему было скользко идти в детский сад, вспомнив о потеплении с вечера и утреннем морозе, в связи, с чем появляется ледяной наст.

   Планируются наблюдения за комнатными растениями и животными в уголке природы.

   Ежедневно проводятся утренняя гимнастика, оздоровительные процедуры, основу которых составляет формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста с учетом их возрастных особенностей. Утренняя гим настика способствует укреплению костно-мышечного аппарата, развитию сердечнососудистой, дыхатель ной, нервной систем воспитанников и в то же время создает бодрое, жизнерадостное настроение, воспи тывает привычку к ежедневным занятиям физически ми упражнениями.

Важный воспитательно-образовательный момент - прием пищи. В зависимости от меню можно уточнить названия некоторых блюд. Стоит отметить заботу няни и поваров о детях. Подготовить детей к еде, создав у них хорошее настроение. В процессе еды воспитатель должен постоянно контролировать осанку детей, стараться, чтобы дети съели всю предложенную пищу. Воспитывать культурно-гигиенические навыки приёма пищи.

 С целью развития познавательной активности, любознательности, перед завтраком целесообразно организовать развивающие игры типа "Что повар приготовил?", "Съедобное -    несъедобное", "Чем полезен?", "Угадай, из чего?", дидактические игры и беседы о пользе продуктов для здоровья, о разнообразии блюд. Благоприятный период для индивидуальной работы - сервировка стола: можно предложить ребенку логическую задачку, проблемную ситуацию, создать неправильную сервировку и попросить подумать, все ли сделано верно.

   При организации приёма пищи детьми обеспечивается своеобразная интеграция культурно-гигиенических навыков, дежурства (трудовой дея тельности), освоение правил поведения за столом. Такого рода интеграцию можно рассматривать как формирование основ культуры здоровья у воспитан ников ДОУ, которая представляет следующие образо вательные области: "Здоровье", "Безопасность" и т. д.

    В процессе ежедневного завтрака в отведенное на это время в режиме дня у дошкольников вырабаты вается определенный физиологический стереотип, способствующий энергетическому подъему и подго товке организма к интеллектуальным и физическим нагрузкам, которые необходимы для полноценного развития.

   Кроме того, в соответствии с единым типовым ра ционом питания для детей  предусмотрен второй завтрак, включающий в себя витаминизирован ные напитки и облегченные продукты питания.

    В соответствии с Федеральными государственными требованиями в данном возрасте возможно проведение учебной деятельности в рамках реализации образовательных областей.

    Непосредственно образовательная деятельность осуществляется с учетом тематического планирова ния и интеграции образовательных областей.

    Воспитатель самостоятельно дозирует объем образовательной нагрузки, не превышая при этом максимально допустимую санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами нагрузку. По действующим нормам СанПиН для детей 5-6 лет планируют не более 15 занятий в неделю продолжительностью не более 25 минут (СанПиН 2.4.1.2660-10).

    Федеральные государственные требования направлены на реализацию следующих образовательных областей:

«Физическая культура»;

«Безопасность»;

«Социализация»;

«Труд»;

«Познание»;

«Коммуникация»;

«Чтение художественной литературы»;

«Художественное творчество»;

«Музыка»,                                                                                          

«Здоровье»,

ориентированных на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей. Задачи психолого-педагогической работы по формированию данных качеств решаются интегративно.

    Программа предлагает реализовывать данные образовательные области (за исключением областей «Здоровье» и «Безопасность») через следующие виды организованной деятельности:

 «Физическая культура» - двигательной;

 «Социализация» - игровой;

«Труд» - трудовой;

«Познание» - познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной);

«Коммуникация» - коммуникативной;

«Чтение художественной литературы» - восприятие художественной литературы;

«Художественное творчество» - продуктивной;

«Музыка» - музыкально-художественной.

    Опираясь на интеграцию образовательных областей, воспитатели, логопед,

музыкальный руководитель разрабатывают комплексно-тематическое планирование

на год.

   I этап – определение тем. Одной теме следует уделять от 1-3 недель.

     Коллективу детского сада необхо димо рассмотреть значимость календарных событий (своего города, страны, мирового сообщества) в жиз ни участников образовательного процесса. Важно приобщать детей с самого раннего возраста не толь ко к семейным событиям, но и к знаменательным да там и общегосударственным праздникам.

    В ходе образовательного процесса дошкольники учатся замечать сезонные изменения в природе, поэтому благодатные темы природы традиционно учи тываются при составлении плана.

    Наравне с событиями в мире, про исходящими в природе процессами большое внимание в рамках плани рования следует уделять традициям,  сложившимся в группе или детском саду. При этом не стоит забывать и не традиционные праздники календаря, на пример, День спасибо, народные праздники. При грамотной подаче и разъясне ниях педагога эти события будут близ ки и понятны воспитанникам.

      II этап – педагог по разработанным темам определяет содержание своей работы.

 Педагог ставит задачи развивающего характера перед собой и детьми, и полностью расписывают их в плане.

      III этап – на основании комплексно-тематического планирования в течение года педагогами разрабатывается календарное планирование. Необходимо учитывать использование данных тем при проведении игровой, совместной деятельности, прогулок, режимных моментов.

       При проведении организованной образовательной деятельности необходимо обратить внимание на формы ее проведения.

    Необходимо отметить, что каждому виду детской деятельности (игровой, двигатель ной, коммуникативной, продуктивной, тру довой, музыкально-художественной, чтению (восприятию)  художествен ной литературы) соответству ют определенные формы рабо ты с детьми.

Детская деятельность

Формы работы

Двигательная

Подвижные дидактические

игры

Подвижные игры с правилами

Игровые упражнения

Соревнования

Игровая

Сюжетные игры                         Игры с правилами

Продуктивная

Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества

Реализация проектов

Коммуникативная

Беседа

Ситуативный разговор

Речевая ситуация

Составление и отгадывание загадок

Сюжетные игры

Игры с правилами

Трудовая

Совместные действия

Дежурство

 Поручение

Задание

Реализация проекта

Музыкально-

художественная

Слушание

Исполнение

Импровизация

Экспериментирование

Подвижные игры

(с музыкальным сопровождением)

Музыкально-дидактические

игры

Чтение художественной

литературы

Чтение

Обсуждение

Разучивание

Познавательно - исследовательская

Наблюдение

Экскурсия

Решение проблемных ситуаций

Экспериментирование

Коллекционирование

Моделирование

Реализация проекта

Игры с правилами

    В соответствии с принци пом интеграции образователь ных областей формы работы, органичные для организации какого-либо вида детской деятельности, могут быть использованы и для организации других видов детской деятель ности. Так, например, игра как форма работы с детьми может быть использована не только для организации игровой дея тельности. В форме игры час тично осуществляется и орга низация двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, музыкаль но - художественной деятель ности.

    Соответственно, помимо форм работы для организации конкретного вида детской деятельности, перечисленных в таблице, в качестве дополнительных могут и должны быть использованы и формы работы других видов детской деятельности. Так, напри мер, для развития продуктивной деятель ности детей, несомненно, первостепенное значение имеет организация работы мас терской, в которой будут изготавливаться в соответствии с конкретными задачами пси холого-педагогической работы украшения для группового помещения к праздникам, атрибуты для сюжетных игр, сувениры род ным или детям младшего возраста, предме ты личного пользования и др. Но при этом актуальными остаются также и беседа, и рассматривание, и наблюдение, и экскур сия, и другие формы. Эффективность «мас терской» будет значительно выше, если пе дагог сосредоточит свои усилия не только на формировании навыков и умений, необ ходимых для осуществления продуктивной деятельности детей, но и на исследовании свойств предметов (объектов, явлений), связанных с изготавливаемым продуктом, формировании положительного эмоцио нального отношения к ним, расширении кругозора детей и др.

    Развивающее обучение определяет использование бесед, экспериментов, проектной деятельности и направлено на нахождение ответа ребенком самостоятельно. Педагог должен заинтересовать ребенка, привлечь его внимание, подвести его к нахождению правильного ответа самостоятельно.

      Следующим этапом режима дня является - уникальная возможность не только оздоровить детей, но и обогатить их новыми знаниями, показать опыты, материал для которых предоставляет сама природа, развить внимание, память и т. п.                  

     Прогулка представляет собой гибкую систему, зависимую от непосредственно образовательной деятельности однако затраченное на нее время четко регламенти ровано требованиями СанПиН 2.4.1.2660-10 (4-4,5 в день). В режиме дня ДОУ предусмотрено достаточ ное время для пребывания воспитанников на све жем воздухе. Прогулку организуют дважды в день в первой половине - до обеда и во второй - после дневного сна или перед уходом детей домой.

     Для оптимальной организации прогулки необходимо разделить ее на следующие части:

  1. беседа, наблюдение;
  2. индивидуальная работа;
  3. подвижная игра;
  4. трудовые поручения;
  5. спортивные игры и общеразвивающие упражнения.

     Методика и содержание работы с детьми по воспитанию у них навыков одевания и культуры поведения при этом процессе должны быть прописаны в плане. Детям дается подробная установка на предстоящую деятельность - группа должна быть приведена в порядок перед выходом; напомнить детям правила поведения в раздевальной комнате. Воспитатель должен контролировать последовательность одевания, перед выходом на прогулку стоит обратить внимание детей на их внешний вид. Воспитатель устраняет ошибки очевидные детей в процессе одевания. Образовательные задачи тоже должны быть отражены в плане: названия одежды и ее назначение, так же как и названия отдельных деталей одежды закрепляются в процессе одевания, идет активизация словаря на тему "Одежда".                                                                                                               

    Организация прогулки. Воспитатель берет на себя организацию интересной и разнообразной деятельности детей во время прогулки: дети должны быть ознакомлены с наличием игрушек и вспомогательного инвентаря, правилами обращения с ним. Организовать с детьми наблюдения за живой или неживой природой (в плане указывается объект наблюдения). В процессе прогулки воспитатель наблюдает за содержанием игр и взаимоотношением детей в этих играх, а также следит за сменой видов деятельности - дети не должны слишком возбуждаться или перегреваться. Проводится подвижная игра (название игры и её цели указываются в плане). Подвижные игры проводят в конце прогулки перед возвращением детей в помещения ДОУ. Стоит привлекать детей к уборке участка.

      На прогулке целесообразно организовывать элементарную поисковую деятельность - совместную работу воспитателя и детей, направленную на решение познавательных задач. Поисковая деятельность начинается с постановки познавательной задачи и принятия ее детьми. Затем осуществляется ее анализ, выдвигаются предположения, отбираются способы их проверки, формулируется вывод. Важным условием постановки познавательных задач является создание проблемных ситуаций. Такие ситуации возникают, когда задача поставлена, но сразу решить ее дети не могут, самостоятельная работа детей в такой ситуации носит поисковый характер. Летом, благодаря выдумке педагогов, на групповых верандах оформляют изостудии, фитобары с целебным чаем из лекарственных трав и рассказом о пользе растений, мини-лаборатории для проведения элементарных опытов. В зимнее время уместно сооружение построек из снега, опыты и задания со снегом, изготовление цветных льдинок для украшения построек. Все это развивает у детей умение планировать свою деятельность, предвидеть результат и добиваться цели.

   С целью создания условий для развития познавательной активности, ежедневно выносятся:

 - пособия для игр с песком, снегом;

- куклы, одетые по сезону;

- различный бросовый материал (колышки, разноцветная бечевка, кусочки фанеры, ткань, бруски);

- пособия, игрушки, маски для организации деятельности детей с разными типами двигательной активности.

   Эпизодически выносятся:

- развивающие дидактические игры;

- настольно-печатные игры (в зависимости от сезона);

- специальные пособия для развития продуктивных видов деятельности;

- пособия, инвентарь для развертывания сюжетно-ролевых и театрализованных игр.                   Полезно включение в прогулку распознающих наблюдений (когда необходимо установить свойства объектов, например - отличие спелых ягод от незрелых); сравнительных наблюдений (при сопоставлении 2-3 объектов).

    Чтобы установить причины и связи между явлениями природы, на прогулке используют элементарные опыты. Элементарность опыта заключается в характере решаемых задач (они неизвестны только детям) и в характере итогов (в процессе опыта не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения). Для элементарных опытов используют обычное бытовое и игровое оборудование. Во время игровой деятельности дети с удовольствием откликнутся на предложение педагога поиграть в Сказочников, используя игры-схемы знакомых сказок, рассказов. Такой материал способствует развитию мыслительной и речевой активности, развитию наблюдательности, умения пользоваться символикой, схемами, делать выводы. Успешно используются в работе с детьми дидактические игры "Из прошлого вещей", "Чем было, чем стало?", развивающие пытливость ума.

    В рамках новых требования тематика прогулки должна соответствовать теме, которая проводится в образовательной деятельности.

   Например:

Тема: «Осень»

Беседа: «Перелетные птицы»

Наблюдение: за птицами, которые прилетают на участок

Подвижная игра: «Воробышки и автомобили», «Гуси-лебеди»

Индивидуальная работа:

 закрепление лексической темы «Птицы»;

закрепление счета (птицы, семена, деревья), составление задач;

выкладывание птиц из семян или веточек;

 конструирование гнезда из веточек и листьев и т.д.

Спортивные игры:

игры с лентами (изображение птиц);

упражнение «Ласточка»;

прыжки на одной ноге «Цапля» и т.д.

Трудовые поручения: сбор листьев, семян, веточек для птиц. 

   За 30 минут до конца прогулки воспитатель переводит детей на более спокойную деятельность - проводятся наблюдения, словесные игры или беседы. Перед уходом с прогулки детям дается указание на предстоящую деятельность - от приведения участка в порядок до входа в группу.

 Дети должны почистить обувь перед входом в детский сад, передвигаться тихо. В раздевалке воспитатель следит процессом переодевания и прививает детям бережное отношение к вещам и навыки аккуратности.

  Таким образом, прогулка становится неотъемлемой частью воспитательного процесса.

   Важной частью разработанного режима дня является самостоятельная игровая деятельность, в процессе которой дошкольники взаимодействуют друг с другом в группе. Игровая деятельность способствует обогащению опыта детей, развитию психофизического раскрепощения и творческих способностей.

    Для подобной деятельности отводится промежуточное время между организованной развивающей и непосредственно образовательной деятельностью в режиме дня дошкольного учреждения.

    Федеральные государственные требования предполагают реализацию образовательной области «Социализация», прежде всего, через игру и развитие игровой деятельности детей.

     Классификация игр остается прежней:

  1. сюжетно - ролевые игры;
  2. подвижные игры;
  3. театрализованные игры;
  4. дидактические игры.

Задачи игровой деятельности:

  1. развивать у детей самостоятельность в организации всех видов игр;
  2. развивать инициативу, организаторские способности;
  3. воспитывать умение действовать в команде.

    Дети 5-6 лет, как правило, умеют организовывать игру, распределять роли, придумывать правила, выполнять последовательность, подводить итог (соревновательные и спортивные игры). Задача педагога ненавязчиво контролировать игру, вводить новые элементы, знакомить с новыми играми, разнообразить использование игр в течение дня.

   Большое внимание в современном дошкольном воспитании отводится компьютерным играм. Психологи, педагоги спорят о необходимости их введения, целесообразности использования. Но нельзя забывать и того, что мы имеем дело с современными детьми, неотъемлемой частью жизни, которых является телевидение, компьютеры, телефоны. Они свободно владеют разнообразной техникой, быстрее усваивают нововведения. Поэтому компьютерные игры в дошкольном учреждении должны носить обучающий характер. Сложность состоит в том, что не все детские сады имеют такую базу.

    Замену им могут составить игрушечные компьютеры, которые не приносят вред здоровью детей, нравятся детям, несут обучающий характер.

    Самостоятельная деятельность дошкольника не приводится к проведению игр. Во время самостоятельной деятельности ребенок должен быть предоставлен себе. Одни дети хотят уединиться, другие заниматься творчеством, третьи – спортом. Для уединения в группах должны существовать зоны уединения, релаксации или отдыха. К сожалению, не все дошкольные учреждения могут планировать пространство для организации сенсорной комнаты, комнаты психологической разгрузки. Поэтому не следует «насильно» привлекать ребенка к общим действиям, играм, если он этого не желает. Но стоит обратить внимание на то, что дети с нарушениями речи могут иметь затруднения в общении и из-за этого отстраняться от других. Психологическое состояние ребенка необходимо контролировать педагогам (логопед, воспитатель, психолог) совместно.

    Далее следуют подготовка к обеду и обед, в процессе которого воспитанники закрепляют или получают навыки гигиены, выполнения поручений и дежурства.

     После приема пищи дети начинают готовиться ко сну. Подготовка ко сну, организация сна - важный режимный момент в ДОУ. Еще И.П. Павловым было отме чено, что во время сна в организме восстанавливает ся физиологическое равновесие. Причем, по мнению ученого, оно не может быть достигнуто другими сред ствами и способами. Сон - основной источник вос становления сил, затраченных детьми в первой по ловине дня.

    В процессе подготовки  ко сну воспитатель следит за дисциплиной: дети не должны отвлекаться лишними играми, разговорами, не должны шуметь. Обстановка в спальне должна быть спокойной и расслабляющей. Воспитываются - бережное отношение к вещам, аккуратность, положительное отношение к дневному сну. Проверить: удобно ли дети расположились в своих кроватях, следить за положением рук - руки должны находиться поверх одеяла.

   И этот временной отрезок воспитатели используют с пользой: в старших  группах звучат рассказы о пользе сна. Проснувшись, дети могут рассказать о своих сновидениях, побеседовать о планах на вечер. 

    Затем в режиме дня дошкольного учреждения отведено время для постепенного пробуждения и оздоровительных мероприятий после сна. Организуемые в ДОУ оздоровительные мероприятия (гимнастика после сна, босохождение, ходьба по "Дорожкам Здоровья"; самомассаж, сопровождаемый речёвками, дыхательной гимнастикой; полоскание горла настоями трав) - также способствуют познавательному развитию. В спальнях имеются Уголки Здоровья, где помещены цветные плакаты с изображением частей тела, эмоциональные полянки, спортивные уголки с иллюстрациями и схематичными изображениями спортсменов и разных видов спорта. Это все заставляет задуматься, поразмышлять и побеседовать с воспитателем и сверстниками о возникших вопросах, найти предположения и выбрать из них верные ответы.  

    Подготовка к полднику и его проведение. Прием пищи после дневного сна - не менее важный режимный момент, который переводит систему пищеварения ребенка в активное состояние.

     Во второй половине дня  режим дня предусматривает самостоятельную игровою и совместную деятельность.

    Во второй половине дня в режиме есть значительный отрезок времени, когда дети могут играть и заниматься в групповой. Это время необходимо использовать рационально и насыщенно. С детьми организуется коллективный труд, проводятся развлечения, организуются игры-драматизации, самостоятельная художественная деятельность, дети играют в сюжетно-ролевые и строительные игры. После полдника и прогулки дети уходят домой. Воспитатель беседует с родителями: рассказывает, чем занимались, как вели себя, самочувствие ребенка, настроение, дает советы о воспитании детей. В режиме дня выделено несколько периодов игры: во время утреннего приема, в промежутке между завтраком и занятиями, на дневной и вечерней прогулке, в групповой во второй половине дня. Воспитатель помогает детям выбрать игру, учитывая время и смену видов деятельности.  

    Для правильной организации самостоятельной деятельности детей необходимо создать развивающую предметную среду, которая предполагает наличие:

  1. игровых зон;
  2. зон уединения;
  3. современных игрушек;
  4. развивающих игр;
  5. дидактического и демонстрационного материала;
  6. материала для продуктивной деятельности;
  7. атрибутики для творческой деятельности;
  8. уголков экспериментирования;
  9. уголка природы;
  10. фонотеку, видеотеку;
  11. спортивного инвентаря и оборудования.

    Подготовка к прогулке и проведение самой прогулки с детьми в завершение дня - неотъемлемая часть оздоровительной работы в ДОУ.

 В качестве примера в приложении представлены: форма перспективно – календарного планирования воспитательно – образовательного процесса и модель организации режима реализации образовательных областей в процессе детской деятельности в старшей группе.

 Таким образом, правильный режим дня с учетом возраста, физиологических и психических особен ностей детей, соблюдение условий проведения и соответствующее содержание всех режимных про цессов (сна и бодрствования, приемов пищи, гигие нических и оздоровительных процедур, непосред ственно образовательной деятельности, прогулок и самостоятельной деятельности воспитанников) создают основу для сохранения здоровья, способ ствуют нормальному психофизическому развитию и оздоровлению детей в дошкольном учреждении.

  Планирование воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении - одна из главных функций управления процессом реализации основ ной образовательной программы - отражает различ ные формы организации деятельности взрослых и де тей. Введение Федеральных государственных требо ваний к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 №655 (далее - ФГТ), внесло в действующую структуру планирования зна чительные изменения.

Заключение.

Согласно Федеральным государственным тре бованиям к структуре основной общеобразова тельной программы дошкольного образования воспитательно-образовательный процесс должен строиться в соответствии с контингентом воспитан ников, их индивидуальными и возрастными особенно стями. Содержание психолого-педагогической рабо ты должно быть ориентировано на развитие физиче ских, интеллектуальных и личностных качеств детей.

    Ребенок во время пребывания в дошкольном учреждении должен приобрести следующие интегративные качества:

  1. физически развитый, овладевший основными культурно – гигиеническими навыками;
  2. овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности;
  3. эмоционально – отзывчатый;
  4. любознательный, активный;
  5. овладевший средствами общения и способами взаимодействия;
  6. способный решать интеллектуальные и личностные задачи;
  7. способный управлять своим поведением и планировать действия.                                

     В дошкольном образовании сегодня происходят серьезные перемены, основа которых была заложена государством, проявляющим большой интерес к раз витию данной сферы. В целях совершенствования вос питания и образования дошкольников были введены Федеральные государственные требования к структу ре основной общеобразовательной программы до школьного образования (приказ Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655), утверждены Санитарно-эпиде миологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных органи зациях СанПиН 2.4.1.2660-10 (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Фе дерации от 22.07.2010 № 91), подготовлен и находится на стадии рассмотрения новый фе деральный законопроект "Об образо вании в РФ". Главная цель политики в сфере дошкольного образования Рос сии - качественное образование до школьников.

 

 

 

 

 

 

 

                                     


                                                                                               Приложение 1.

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (на день)

Группа______________________  Тема______________________________________________________________________________________________

Цель ___________________________________________________________________________________________________________________________

Итоговое мероприятие______________________________________________ Дата проведения итогового мероприятия___________________________

День недели

Режим

Интеграция образовательных областей

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной   деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителя-ми/ социальными партнера-ми (театрами, спортивными,  художественными школами,

общеобразовательными  учреждениями).

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

1

2

3

4

5

6

7

Утро: игры, дежурство, индивид.  работа, поручения,  утр. гимнастика, КГН,

завтрак, игры.

Указываются образов. области, задачи которых  реализуются в данной деятельности и формах работы с детьми

Бассейн, утр. гимнастика; дидактические игры, чтение худ. литературы; беседа; развивающие игры; артикуляционная и пальчиковая гимнастика

Беседа;

подражательные движения; обучающие игры. Закрепление пройденного по образовательным областям

Объяснение, показ  личный пример, напоминание, ситуативный  разговор, напоминание.

Обогащение предметно-развивающей среды в группе.

Активизация детей на самостоятельную деятельность в центрах: книги, природы,  худож. творчества; дежурства; сюжетно-ролевые игры; самообслуживание; моделирование; ведение календаря природы.

Беседы, консультации (индивидуальные, групповые, подгрупповые) Совместные праздники, досуги,  занятия.

Экскурсии, наблюдения, чтение. Совместное творчество.

Организация совместной трудовой деятельности (труд в природе, в группе) – субботники. Семейные творческие проекты, презентации, конкурсы, интеллектуальный марафон.

Родительские собрания, гостиные, работа родитель-ских клубов, семинары, открытые просмотры, мастер-класс. Семинары-

практикумы. Игровые

образовательн. программы.

Анкетирование. Интерактив-ное  взаимодействие через сайт ДОУ. Оформление родительских уголков. Буклеты, информационные листы. Фотоальбомы.

Экскурсии с детьми. Чтение детям, заучивание наизусть.

Экскурсии в школу, дома творчества. Показ спектаклей кукольного театра.

Непосредственно образовательная деятельность

(занятия по расписанию)

Указывается деятельность и краткое содержание занятий.

Игры, подготовка к прогулке.

Прогулка:

игры,      наблюдения,

труд, индивидуальная работа, физкультурно-оздоровительная  работа.

Подвижная игра, спортивные игры, физкультурное занятие на улице. Наблюдения за объектами живой и неживой природы.  Целевые прогулки, экскурсии. Труд на участке, в цветнике, огороде.

Беседа; подражательные движения; обучающие игры. Закрепление пройденного по образовательным областям.

Коррекция.

Сюжетно-ролевая игра, наблюдение, экспериментирова-ние, исследоват. де-

ятельность, конструирование, развивающие игры, рассказ, беседа, создание коллекций, проектная деятель-ность, проблемные ситуации, изготовле-

ние макетов, моделирование, сравнение, объяснение, показ, личный пример, ситуативный разговор.

Обогащение предметно-развивающей среды в группе, на участке.

Сюжетно-ролевые, дидактические, настольно-печатные игры. Игры с песком (со снегом).

Экспериментирование (песок, вода, снег, ветер). Моделирование. Опыты. Продуктивная деятельность.

Возвращение с прогулки, КГН, обед, работа перед сном

Чтение художественной литературы.

Самостоятельная деятельность детей в центрах активн.

Самостоятельная деятельность детей в различных центрах активности.

Вечер: оздоровит. и закалив.  процедуры, КГН, полдник, игры

самост. деятельность детей, досуги, кружки инд. работа

Гимнастика после сна, закаливание. Кружки. Сюжетно-ролевые, дидактические, досуговые  игры. Чтение худ. литературы, видео-просмотры. Викторины, конкурсы, КВН. Совместный труд детей. Выставки. Драматизации. Показ спектаклей.

Беседа; подражательные движения; обучающие игры. Закрепление пройденного по образовательным областям.

Коррекция.

Обогащение предметно-развивающей среды в группе.

Игры-экспериментирования, сюжетные самодеятельные, дидактические, настольно-печ. игры. Самостоят. худож. деятельность, творческие задания; дежурство; ведение календаря природы. Работа в центрах: природы, книги, худож. тврчества. Опыты. Постройки для сюжетных игр. Продуктивная деят.

Прогулка.

Все мероприятия планируются  также как и в первую половину дня.

Ответственный за проведение итогового мероприятия__________________________________________________________________________________

                                                                                                                               

                                                                                                                             

                                                                                                                                Приложение 2.

             ПОНЕДЕЛЬНИК

ВТОРНИК

СРЕДА

ЧЕТВЕРГ

ПЯТНИЦА

Время

Содержание образовательной деятельности

Время

Содержание образовательной деятельности

Время

Содержание образовательной деятельности

Время

Содержание образовательной деятельности

Время

Содержание образовательной деятельности

7.30-8.30

Приём детей на улице (взаимодействие с родителями, «Коммуникация»); утренняя гимнастика («Физическая культура», «Здоровье», игра); беседы с детьми («Коммуникация», «Социализация», «Безопасность», «Познание»), наблюдения, дежурства в природном уголке: («Труд», «Социализация», «Безопасность», «Познание»);  свободные игры («Коммуникация», «Социализация», «Безопасность», игра); индивидуальные и подгрупповые дидактические игры  («Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Безопасность», игра); чтение художественной литературы; самостоятельная деятельность в уголке художественного творчества («Художественное творчество», «Коммуникация», «Социализация», «Безопасность», игра, «Познание»); подготовка к завтраку дежурство по столовой (самообслуживание, «Труд», культурно – гигиенические навыки, «Коммуникация», «Социализация», «Безопасность», «Здоровье»).

8.30-9.00

Завтрак (самообслуживание, культурно – гигиенические навыки, этикет, «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье»).

9.00-9.25

9.35-10.00

  Ребёнок и окружающий мир

1-я, 3-янедели - предметное окружение; 2-я, 4-я недели – явления общественной жизни Коммуникация», «Социализация», «Безопасность», «Познание», игра)

1-я, 3-я недели месяца - лепка («Познание», «Художественное творчество», «Труд», развитие мелкой моторики, игра, «Коммуникация»).

2-я, 4-я недели месяца – аппликация («Познание», «Художественное творчество», «Труд», развитие мелкой моторики, игра, «Коммуникация», «Безопасность»)

9.00-9.25

9.35-10.00

Физкультура в зале («Физическая культура», «Здоровье», «Коммуникация»,   «Безопасность», «Познание», подвижные игры)

Развитие речи («Коммуникация», «Социализация», «Познание», игра)

9.00-9.25

9.35-10.00

Математика («Коммуникация», «Социализация», «Познание», дидактические игры)

Ознакомление с художественной литературой («Коммуникация», «Социализация», «Безопасность», «Познание», игра, «Чтение художественной литературы»)

9.00-9.25

9.35-10.00

 Ребёнок и окружающий мир (экологическое воспитание) («Коммуникация», «Социализация», «Безопасность», «Познание», игра)

Физкультура в зале («Физическая культура», «Здоровье», «Коммуникация»,   «Безопасность», «Познание», подвижные игры)

9.00-9.25

9.35-10.00

1-я, 3-я недели – конструирование («Познание», «Художественное творчество»,   развитие мелкой моторики,   «Коммуникация»).

2-я. 4-я недели – ручной труд («Познание», «Художественное творчество»,   развитие мелкой моторики, «Труд», «Безопасность»   «Коммуникация»)

Музыка («Музыка», «Чтение художественной литературы», игры театрализованные,

дидактические,

«Познание», «Коммуникация»)

10.05-10.30

Подготовка к прогулке (самообслуживание, «Коммуникация», «Социализация»).

10.30-12.25

Прогулка: наблюдение в природе («Познание», «Труд», «Безопасность»), труд в природе и в быту («Коммуникация», «Безопасность», «Социализация»), подвижные игры («Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Познание»), ролевые игры Коммуникация», «Социализация», «Безопасность», «Познание»), индивидуальная работа по развитию движений («Физическая культура», «Здоровье»), дидактические игры по экологии, развитию речи, ознакомлению с окружающим Коммуникация», «Социализация», «Познание»), беседы с детьми Коммуникация», «Безопасность», «Познание»), рисование на асфальте, мольбертах («Художественное творчество»).

Понедельник (11.55-12.15) – физкультура на улице («Физическая культура», «Здоровье», «Коммуникация»,   «Безопасность», «Познание», подвижные игры).

12.25-12.40

Возвращение с прогулки, подготовка к обеду (самообслуживание, «Труд», культурно – гигиенические навыки, этикет,  «Коммуникация», «Социализация», «Безопасность», «Здоровье», «Чтение художественной литературы»); дежурство по столовой («Труд»).

12.40-13.00

Обед (самообслуживание, культурно – гигиенические навыки, этикет, «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье»).

Подготовка ко сну (самообслуживание, культурно – гигиенические навыки, «Безопасность», «Здоровье» - воздушные ванны).

13.00-15.00

Сон («Здоровье»).

15.00-15.25

Постепенный подъём, гимнастика после сна, воздушные ванны, водные, гигиенические процедуры, обширное умывание, профилактика плоскостопия («Физическая культура», «Здоровье», самообслуживание, «Труд», «Безопасность», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Социализация»).

15.25-15.40

Подготовка к полднику, полдник (самообслуживание, культурно – гигиенические навыки, этикет, «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье»).

15.40-16.20

Игры ролевые, дидактические, сюжетно-ролевые («Коммуникация», «Социализация»,

«Познание»,

 игра). Беседы, педагогические ситуации, индивидуальная работа с детьми, чтение художественной литературы. Самостоятельная и художественная деятельность детей («Коммуникация», «Социализация»,

«Познание»,

 игра

«Художественное творчество»).

15.40-16.05

Рисование («Познание», «Художественное творчество»,

«Коммуникация», «Социализация»,

«Познание»,

дидактические игры)

15.40-16.05

Музыка («Музыка», «Чтение художественной литературы», игры театрализованные,

дидактические,

«Познание», «Коммуникация»)

15.40-16.05

Рисование («Познание», «Художественное творчество»,

«Коммуникация», «Социализация»,

«Познание»,

дидактические игры)

15.40-16.20

Досуги, праздники музыкальные, творческие. Игры ролевые, дидактические, сюжетно-ролевые («Коммуникация», «Социализация»,

«Познание»,

«Художественное творчество»).

 

16.05-16.20

Самостоятельная   деятельность детей («Коммуникация», «Социализация»,

«Познание»,

 игра).

16.05-16.20

Самостоятельная   деятельность детей («Коммуникация», «Социализация»,

«Познание»,

 Игра).

16.05-16.20

Самостоятельная   деятельность детей («Коммуникация», «Социализация»,

«Познание»,

 Игра).

 16.20-16.30  

Подготовка к прогулке  (самообслуживание, «Коммуникация», «Социализация»).

16.30-18.00

Прогулка: наблюдение в природе («Познание», «Труд», «Безопасность»), труд в природе и в быту («Коммуникация», «Безопасность», «Социализация»), подвижные игры («Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Познание»), ролевые игры Коммуникация», «Социализация», «Безопасность», «Познание»), индивидуальная работа по развитию движений («Физическая культура», «Здоровье»), дидактические игры по экологии, развитию речи, ознакомлению с окружающим Коммуникация», «Социализация», «Познание»), беседы с детьми Коммуникация», «Безопасность», «Познание»), рисование на асфальте, мольбертах («Художественное творчество»).

До 18.00

Уход детей домой (взаимодействие с семьёй, «Коммуникация», «Социализация»)

                                                                             Список литературы

   

    Белая К.Ю. «Непосредственно образовательная деятельность в ДОУ» // Журнал «Справочник старшего воспитателя   ДУ» 2012 №1, с.4

     Белая К.Ю. «Особенности планирования работы с учётом ФГТ» // Журнал «Справочник старшего воспитателя ДУ» 2011 №11, с.6

    Васильева М.А., Гербова  В.В., Комарова Т.С. «Программа воспитания и обучения в детском саду» - 6-е изд., испр. и доп. – Москва: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2011г.

    Дубкова О.П., Колпащикова Л.А. «Комплексно – тематическое планирование образовательного процесса» // Журнал «Справочник старшего воспитателя ДУ» 2012 №1, с.17    

    Зебзеева В.А. «Организация режимных процессов в ДОУ» - Москва: ТЦ Сфера, 2008г.

    Исса О.Ф. «Режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности» // Журнал «Справочник старшего воспитателя ДУ» 2012 №1, с.8

    Романова О.В. «Режим дня в разных возрастных группах ДОУ» // Журнал «Справочник старшего воспитателя ДУ» 2011 №12, с.16

    Скорлупова О.А. «Тематическое планирование воспитательно – образовательного

процесса в ДОУ» - Москва:        ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2007г.

    Скорлупова О.А., Федина Н.В. «Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования» // Журнал «Дошкольное воспитание» 2010 №8, с.6

   Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. – Москва: УЦ перспектива, 2011г.

   Федина Н.В. «Организация образовательного процесса в соответствии с ФГТ» // Журнал «Справочник старшего воспитателя ДУ» 2012 №2, с.6

    Юркова С.Г. «Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности в ДОУ» // Журнал «Справочник старшего воспитателя ДУ» 2012 №2, с.14


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И СЕМЬИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ

 В данной статье представлен опыт работы  дошкольного учреждения с семьей в условиях реализации ФГТ....

Организация воспитательно - образовательного процесса в дошкольных учреждениях в условиях реализации Федеральных государственных требований.

Методические рекомендации по организации воспитательно - образовательного процесса в подготовительной группе детского сада....

Требования к личности воспитателя на основе формирования компетенций в условиях реализации федеральных государственных требований

Особое значение для педагога приобретают профессиональная гибкость способность адаптироваться к социальным переменам, готовность к успешному решению профессиональных задач в новых условиях. Проф...

Инновационный проект: «Использование информационно-коммуникативных технологий в воспитательно – образовательном процессе ДОУ в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Формирование информационной культуры всех участников образовательного процесса и интеграция информационно-коммуникационных технологий в процессе воспитания и обучения....

Инновационный проект: «Использование конструктора «Фанкластик» в воспитательно – образовательном процессе ДОУ в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Конструирование дает возможность объединить игру с экспериментированием, активизировать мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности, расширяет кругозор, познав...