Самоанализ по самообразованию (правовое воспитание)
методическая разработка (старшая группа) на тему

 Кузнецова Надежда Ильинична

Теоретические разработки в сфере прав ребенка направлены на обеспечение его гармоничного развития. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_samoobrazovanie_2014.docx62.72 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕНТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 13 «РОДНИЧОК»  

Анализ работы по  самообразованию

за 2013-2014 учебный год

воспитателя

Кузнецовой Надежды Ильиничны

 tr_th_ng_minh[1]

logo

Пгт. Высокий, 2014

Введение:

 Актуальность правового воспитания в наши дни однозначна:  общество нуждается в социально-зрелых,  свободных личностях. Современные изменения в социальной жизни общества обусловили объективную потребность в формировании нравственно-правовых представлений детей дошкольного возраста. По мнению педагогов, в основе процесса формирования заложено овладение определенными ценностно-нормативными знаниями, которые старший дошкольник может усваивать в виде представлений, обеспечивающих становление гуманной личности, развитие нравственно-правовой культуры, социально приемлемого поведения.

Теоретические разработки в сфере прав ребенка направлены на обеспечение его гармоничного развития. Чтобы выжить в социальном и духовном отношении, дети и подростки должны уметь ориентироваться и действовать в постоянно меняющемся социуме, не потеряв при этом самобытности, способности к самопознанию и самосовершенствованию.

Цель:

  • Формирование основ нравственно – правовых качеств личности дошкольника во взаимодействии с семьёй и окружающим.

Задачи:

  • Формировать бережное отношение к морально – этическим общечеловеческим ценностям;
  • Развивать самоконтроль и самосознание ребенка с целью соответствия его поведения определенным правилам, принятым  в обществе;
  • Воспитывать желание познать себя и окружающих.

Работа проводиться в три этапа:

  • Организационный;
  • Основной;
  • Третий этап (заключительный) реализуется на следующий учебный год.

Для решения поставленных целей и задач правовоспитательную деятельность   продолжила  осуществлять  по трем направлениям:

  • с детьми;
  • с родителями;
  • с педагогическим составом.

На первом этапе своей работы изучена новая научно – методическая литература, нормативные документы. Пересмотрен план работы, подготовлен практический материал.

          Мною изучена и адаптирована программа по ознакомлению дошкольников с правами:  «Защити меня» Н.Г. Зеленовой , которая  включает в себя обучение и воспитание в их неразрывном единстве и представляет процесс овладения правилами и нормами общепринятых отношений между индивидом и обществом. При отборе материала по правовому воспитанию мною учитывались возрастные особенности дошкольников, в частности, их особую восприимчивость, желание и умение играть, что способствует эффективному познанию окружающего мира. Нужно учитывать то, что ребенок руководствуется в отношении к действительности эмоциями и бессознательными стремлениями. Глубина и устойчивость впечатлений обеспечивается яркостью и чистотой эмоциональных реакций, получаемых ребенком. Переработала и адаптировала предлагаемый материал на детей старшего дошкольного возраста в своей группе. Разрабатывая концептуальную модель педагогического процесса в своей группе, я исходила из следующих принципов, которые я считаю важными:   

  • Деятельностный подход - правовое воспитание должно осуществляться в разнообразных видах детской деятельности:  познавательной, игровой, художественно-творческой, трудовой,  музыкальной;
  • Интегративный подход предполагает, что правовое сознание и поведение детей нельзя формировать обособленно, отдельно от других форм сознания, он требует сочетания различных знаний об обществе, включая правовые, и использования доступных форм их донесения до ребенка. Кроме того, он предполагает комбинацию нескольких видов детской деятельности, например,  речевой и изобразительной деятельности, художественной и конструктивной в рамках одного образовательного  мероприятия;
  • Принцип региональности обуславливает внесение в образовательный процесс социокультурных традиций и норм не только российского общества, но и своего региона. В процессе правового воспитания происходит знакомство детей с элементарной системой общественного устройства своего края, его знаменитыми гражданами, их вкладом в развитие нашего города;
  • Принцип взаимодействия воспитателя с родителями своих воспитанников предполагает их активное участие в педагогическом процессе образовательного учреждения, просвещение их в области прав  человека.

Работа с детьми:

Знакомство детей с их правами я осуществляла в трех  направлениях:

  • «Я  и моя семья»;
  • «Я и мои права»;
  • «Я и права других людей».

         Это способствует  пониманию таких простых и одновременно сложных истин, как: "Мои права – это мои возможности, мои свободы", "Мои права заканчиваются там, где начинаются права другого человека».                                                                                                      
          Согласно новым федеральным государственным образовательным стандартам  к структуре основной общеобразовательной программы осуществление правового воспитания детей входит в образовательную область «Социально-личностное развитие». Элементарные правовые знания включаются в общий и необходимый детям комплекс знаний о жизни. Они являются дополнением к знаниям об окружающем мире, социальной действительности, но так, же прослеживается интеграция образовательных
областей по речевому развитию, познавательному развитию,  художественно – творческому  развитию,    свободной,    игровой    и театрализованной деятельностью, сотрудничество взрослых и детей.

         Непосредственно организованная мной деятельность на тему "Я и моя семья" включал  цикл  мероприятий:  «Мое право на имя», «Мое право на имя, отчество и фамилию», «Я имею право жить и воспитываться в семье», «Моя семья»,  направленные  на элементарное ознакомление  с правом ребенка, как общечеловеческой  ценностью, условием жизнедеятельности и регулятором общественных отношений. Цикл включал непосредственно организованную деятельность, беседы-размышления, игры-путешествия, проблемно-поисковую деятельность, индивидуальные образовательные мероприятия с детьми.  Воспитательно-образовательный процесс     проходил в форме игровых и познавательных ситуаций, способствующих осмыслению детьми прав ребенка, развитию у них чувства собственного достоинства, терпимости и уважения ко всем людям. Учитывая возрастные особенности детей,    я проводила ознакомление с правами ребенка  на примере хорошо знакомых литературных произведений, подобрала  знакомые детям сказки, в которых сюжет отражает определенные социальные явления. Этим требованиям отвечают многие произведения,  например,  «Три поросенка» - право на жильё,  «Красная Шапочка», «Волк и семеро козлят»- право на жизнь, «Буратино» - право на образование, «Заюшкина избушка» - право на неприкосновенность жилища,  «Золушка» - право на отдых, «Доктор Айболит» - право на медицинскую помощь и т.д.

   Проводила беседы на этические темы: «Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте вам!», «Приятного аппетита», «Не подарок дорог, а внимание», «Чтобы гости не скучали». Проводила сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Путешествие», «Экскурсия» и т.п., дидактические игры: «Я имею право», «Чьи права нарушены?», «Назови права героев»,  «Выбери право».

Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных умений и навыков: «Обратись по имени», «Назови имя девочки (мальчика, «Мои друзья, мои родственники», «Поможем Золушке» и т.п.

   Организовывала проблемно-поисковую деятельность (разрешение различных ситуаций),  предлагала решить проблемные задачи путем поиска решений от своего имени или имени героя: если бы я был гадким утенком:...,  если бы я поймал золотую рыбку:..., если бы я вдруг  превратился  в:...;  отгадывание загадок.

   При организации  самостоятельной  деятельности  детей подготавливала задания для самостоятельных наблюдений: где детям предлагала понаблюдать, как относятся близкие люди друг к другу, прощают ли они обиды, как их друзья относятся к обидчикам, что радует и что огорчает друзей и близких. Этот прием способствовал развитию эмпатии и эмоциональной отзывчивости у детей, а значит, и реализации  права на дружбу,  внимание,  заботу.

  Продуктивными видами  деятельности стали  альбомы: «Что в имени моем?», «Моя семья», «Наши правила», «Наши права и обязанности»;  «Ребенок имеет право», «История имени»; символ «Имя», изготовление   эмблем.

     В организацию воспитательно-образовательного процесса по данной теме были вовлечены не только дети, но и их родители.

Работа с родителями.

  Современные психолого-педагогические исследования показывают, что родители испытывают серьезные трудности в обучении и воспитании детей. Их беспокоят непослушание, конфликтность, неуравновешенность, агрессивность, вызывают отчаяние слабое развитие, нелюбознательность, пассивность, плохие успехи на занятиях в детском саду, но родители не знают, как вести себя в трудных ситуациях.

Правовая и педагогическая культура большинства родителей находится на среднем уровне. Даже в обычной, нормальной российской семье, в которой социальная ситуация жизни не является критической, нарушение прав маленьких детей, унижение их достоинства – вполне распространенное явление.

    С целью изучения проблемы формирования представлений о правах человека у детей дошкольного возраста я провела  анкетирование  для родителей, позволяющую определить необходимость изучения прав ребенка и проблемы в формировании правового воспитания детей в дошкольном возрасте.

  Анализ анкет родителей показал, что из всего количества опрошенных?:

  • знакомы с правами человека и документами, в которых прописаны эти права 45%;
  • согласны со всеми перечисленными правами – 30%;
  • 45% отмечают, что детям необходимо знать свои права;
  • 10% считают это необязательным;
  • 15% воздержались;

в 55% случаев родители согласны оказывать помощь в процессе изучения прав ребенка при соответствующей помощи со стороны воспитателей.  Эти показания сравнительно лучше с предыдущим годом, что позволяет делать  вывод – родители заинтересованы данной проблемой правового воспитания дошкольников.

      Для того,  чтобы работа с семьей оказалась  более эффективной, я разработала  план мероприятий  по организационно - просветительской работе с родителями.     Для родителей  созданы  папки – передвижки с нормативно – правовыми документами,   изготовлены  буклеты и памятки, консультации на темы: 

  • Конвенция о правах ребёнка
  • «Семь правил для взрослых» (наказывая детей, подумай «Зачем?»)
  • «Джентльмен» или последний бойскаут (Правила для мальчиков)»
  • «Василиса Премудрая» или «Золушка» (как воспитать девочку, чтобы стала прекрасной женщиной)
  • «Как развивать у ребёнка чувство ответственности»
  • «Игрушки для мальчиков» (какими должны быть игрушки)
  • «Пять рецептов избавления от родительского гнева»
  • «Четыре заповеди мудрого родителя».
  • «Почитайте  детям о правах» (подбор литературы, дети без прав - Россия без будущего)

          Родители приняли активное участие в выполнении домашних заданий, они вместе с детьми оформляли альбомы: «Как мы отдыхаем», «Ребенок имеет право», «История имени»; газету «Вспоминаем лето». Также родители приняли активное участие в изготовлении бюллетеней по правам, совместно с детьми подбирали иллюстрации к статьям Конвенции по правам ребенка. Популярной и интересной формой стали фотоколлаж «Я рядом с папой», «Мой дедушка лучший»,  « Ласковое слово для мамы» и др.

Работа с педагогами.

         Была  подготовлены  консультация "Соблюдение прав ребенка в условиях ДОУ и семьи"; разработала памятки «Понимаем ли мы друг друга?», «Наказывая, подумай: зачем? Семь правил для родителей», «Три способа открыть ребенку свои права». Цель: повышение правовой культуры педагогов.

В результате проводимой работы видны позитивные изменения в поведении, как взрослых, так и детей,  в том числе осознание своих прав, развитие самооценки;  дети приобрели устойчивые представления о своих правах  (на любовь, заботу и внимание со стороны взрослых, на приемлемый уровень жизни,  на отдых, на защиту от всех форм насилия и пр.).  Дети научились относить свои поступки и поступки других людей  к хорошим или плохим, усвоили оценки поступков, которые дают взрослые и сами начали правильно оценивать их и правильно поступать;  дети переживают случаи нарушения прав героев сказок или реальных детей (например, в случаях, когда дети остаются без родителей или подвергаются жестокому обращению),  помнят о них, стремятся сами быть лучше. Дети говорят теперь: "Я имею право на семью", "Я имею право на отдых" и т.д. Чувство достоинства и уважения друг к другу стало доминирующим в общении детей.

Вывод:

В заключение хотелось бы отметить, что данная работа является недостаточной по объему времени, отводимого на знакомство детей со своими правами, определении форм и методов работы, включению всех субъектов образовательного процесса в изучение прав ребенка и не позволяет решить всех задач по правовому воспитанию дошкольников. Тем не менее практические наблюдения доказывают эффективность проведенной работы и необходимость ее проведения, т.к. знание ребенком своих прав позволяет нам с детских лет формировать правовую грамотную личность и наметить дальнейшие пути эффективного изучения прав ребенка с  использованием разработанных и представленных в работе материалов.

     Перспективу дальнейшей работы я вижу:

  1. В использовании возможностей дифференцированного и индивидуального подходов в процессе формирования основ правовой культуры детей дошкольного возраста.
  2. Создании банка правовых и методических материалов для работы педагогам в образовательном учреждении по проблемам правового воспитания и правовой культуры.
  3. Выработке действенного механизма правового просвещения родителей и создания условий для правового воспитания в условиях семьи. 

Литература: 

  1. Т.Н. Доронова «Защита прав и достоинства маленького ребёнка»
  2. Н.Г. Зеленова «Защити меня»
  3. Л.К. Мячина «Маленьким детям – большие права»
  4. Н.Н.Копытова. Правовое образование в ДОУ.
  5. Т.А.Харитончик «Правовое воспитание»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема по самообразованию: «Правовое воспитание детей дошкольного возраста»

Декларация прав ребенка является первым международным документом, в котором взрослых призывают к признанию и соблюдению прав детей путем законодательных и других мер.В десяти принципах Декларации пров...

ОТЧЕТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ«Правовое воспитание детей дошкольного возраста»

Отчёт по самообразованию"Правовое воспитание детей дошкольного возраста"...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «Правовое воспитание детей дошкольного возраста»

План по самообразованию "Правовое воспитание детей дошкольного возраста"...

План работы по самообразованию "Правовое воспитание дошкольников"

В данном материале содержится план работы по правовому воспитанию дошкольников, план разработан на 9 учебных месяцев - НОД, консультации, есть список литературы для чтения детям, список литературы для...

План работы по самообразованию "Правовое воспитание дошкольников"

План работы со старшими дошкротниками по теме "Правовое воспитание"...