План работы по самообразованию "Правовое воспитание дошкольников"
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Баранова Ирина Владимировна

В данном материале содержится план работы по правовому воспитанию дошкольников, план разработан на 9 учебных месяцев - НОД, консультации, есть список литературы для чтения детям, список литературы для педагога.

Скачать:


Предварительный просмотр:

По извилистой дорожке

Шли по миру чьи-то ножки.

Вдаль смотря широкими глазами,

Шел малыш знакомиться с правами.

Рядом мама крепко за руку держала,

В путь-дорогу умницу свою сопровождала.

Знать должны и взрослые, и дети

О правах, что защищают их на свете.

План работы по самообразованию

Тема по самообразованию: «Правовое воспитание детей дошкольного возраста».

Направление: Социально-личностное.

Образовательная область: Социально – коммуникативное развитие.

Цель: Повысить свой профессиональный уровень; систематизировать работу по формированию социально-правовых норм и правил поведения у детей старшего возраста.

Задачи:

- Создание условий для формирования у детей правовой компетентности;

- ознакомление детей в соответствующей их возрасту форме с социально – правовыми нормами и правилами поведения;

- воспитание у детей уважительного и терпимого отношения к людям независимо от их происхождения, языка, пола, возраста;

- содействие процессу формирования у детей чувства собственного достоинства своего мнения и навыков его проявления;

- оказание необходимой помощи семьям в вопросах правового воспитания детей. Подтвердить целесообразность проведения подобных занятий воспитателями.

Актуальность:

Воспитание и обучение детей правам ребенка носит образовательный характер и учитывает два направления получения детьми знаний и умений: широкое общение ребенка с взрослыми и сверстниками и организованный процесс целенаправленного воспитания.

                                              Сентябрь

1. Беседа «Что такое право?».

2. Анкетирование родителей «Права ребенка»

Познакомить детей с понятием «Право».  Воспитывать уважение к правам человека. Способствовать воспитанию правовой культуры.

Октябрь

1.Беседа «Семья – семь Я. Право ребенка жить в семье»

2. Консультация для родителей «Семья и семейные ценности»

Углубить представление о защите прав ребенка членами его семьи, закрепить понятие о том, что у каждого человека есть, не только права, но и обязанности; совершенствовать способы взаимоотношения с членами семьи; развивать творческие способности, самостоятельность суждений, умение делать выводы; воспитывать чувство самоуважения и уважения к членам семьи.

Формирование представлений о потребностях человека в жилье и праве на жилье. Дом, квартира, комнаты, жильцы, порядок, беспорядок, продукты, магазин, деньги.

Ноябрь

1. "Народы России"(беседа, рассматривание альбома с фотографиями Щербинки и Москвы)

2. НОД «Москва – столица России»

Ознакомление детей с разными странами и народами Страна, народы, географическая карта, иностранный, национальность, раса, вера, сходства, различия

Формирование представлений о своей стране, главном городе России и уважения к своей малой родине. Страна, родина, Россия. Россияне, столица, город, флаг, герб, территория.

Декабрь

  1. Этическая беседа «О дружбе и друзьях»

Развитие самостоятельности и ответственности, формирование навыков совместной деятельности, Помощь, поступок, заботиться, ухаживать, обида, прощение, дружба, друг, приветливо, сочувствие.

Формирование уважительного отношения детей друг к другу и навыков бесконфликтного поведения и общения. Обида, ссора, плохой поступок, зло, добро, зло, жадность, щедрость.

Январь

  1. Беседа «У каждого есть имя»

Формирование представлений об имени, традициях именования людей в соответствии с возрастом и роли имени в жизни человека. Имя, имена, фамилия, отчество, возраст.

  1. Памятка «Жестокое обращение с детьми»

                                                                       Февраль

1.Беседа «Жизнь дана на добрые дела», добрые дела в рисунках.

Углубление представлений о различиях людей разного пола и возраста и их социальных ролях. Мальчик, девочка, тетя, дядя, старик, старушка, возраст, помощь, забота.

Воспитание доброжелательного отношения к людям. Уважение, возраст, пожилой, старость, детство, помощь, добрые дела.

Март

1. Беседа «Мое, чужое, общее»

Формирование у детей навыков бесконфликтного поведения и общения. Добро, зло, обида, обман, наказание, переживание, расстраиваться.

Формирование представлений о собственности, личных вещах. Личные вещи, общие вещи, чужое, свое, наказание, вред, брать чужие вещи без разрешения (красть)

Апрель

  1. Беседа «Как мы отдыхаем»
  2. Консультация для педагогов «Эмоциональное благополучие ребенка. Куб эмоций»

Познакомить с правом на труд и отдых. Закрепить понимание того, что каждый человек нуждается как в труде, так и в отдыхе. Труд, работа, помощь, обязанности, отдых, детский труд, труд взрослых.

Май

1. НОД «Грамоте учиться всегда пригодится»

Познакомить с правом ребенка на образование, закрепить понимание, что каждый должен учиться, получать в будущем профессию. Детский сад, школа, учитель, педагог, образование.


Чтение художественной литературы, где нарушаются чьи-либо права (просмотр предложенных произведений):

  • Чтение русских народных сказок «Гуси-лебеди» - право на неприкосновенность.
  • «Заюшкина избушка» - право на жилье.
  • «Колобок»-право на жизнь, свободу выбора.
  • «Маша и Медведь» - право на свободу выбора.
  • «Коза и волк»- не оставлять козлят без присмотра взрослых, право на неприкосновенность чужого жилья.
  • Морозко”
  • Золушка” Ш. Пьеро
  • «Бобовое зернышко»
  •  «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» - право на жизнь


Работа по формированию правовой грамотности у ребенка должна включать в себя:

1.      Вырабатывание у детей представления об своих правах как важной составляющей формирования личности для приобретения знаний, умений и навыков. На основе этого представления у ребёнка вырабатывается активное поведение на занятиях и во внеурочное время (тщательное выполнение заданий, внимание к словам взрослых);

2.      Развитие настойчивости, ответственности, самостоятельности, старательности. Их сформированность проявляется в стремлении ребёнка овладеть знаниями, умениями, прилагать для этого достаточные усилия;

3.      Воспитание опыта деятельности в коллективе и положительного отношения к сверстникам; усвоение способов активного воздействия на сверстников как участников общей деятельности (умение оказать помощь, справедливо оценивать результаты работы сверстников, тактично отмечать недостатки); данные качества являются составляющими правовой личности и позволяют соблюдать права других детей;

4.      Формирование у детей навыков организованного поведения, учебной и трудовой деятельности в условиях семьи. Наличие этих навыков оказывает существенное влияние на общий процесс нравственного становления личности ребёнка, делает ребенка более самостоятельным в выборе занятий, игр, деятельности по интересам, что также позволяет реализовать свои права.

Воспитание и обучение детей правам ребенка носит образовательный характер и учитывает два направления получения детьми знаний и умений: широкое общение ребёнка с взрослыми и сверстниками, и организованный процесс целенаправленного воспитания.

Изучение литературы:

1. Голицина Н.С., Огнева Л. Д. Ознакомление старших дошкольников с Конвенцией о правах ребенка. – М.: «Издательство Скрипорий 2003», 2005.

2. Давыдова О. И., Вялкова С. М. Беседы об ответственности и правах ребенка. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

3. Данилина Т. А., Лагода Т. С., Степина Н. М. Как познакомить детей дошкольного возраста с Конвенцией о правах ребенка // Управление ДОУ. – 2002. - №6.

4. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М., 2002.

5. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Я – ребенок, я имею право. М.: «Издательство Скрипорий2003», 2007.

6. Копытова Н. Н. Правовое образование в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

7. Шорыгина Т. А. Беседы о хорошем и плохом поведении.- М.: ТЦ Сфера, 2007.



Предварительный просмотр:

                             

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа № 2122» (ГБОУ Школа № 2122)

142172, г. Москва, г. Щербинка, ул. Авиаторов, д. 9 Тел/факс 8(495)849–06–31,

e - mail:2122@edu.mos.ru

ОТЧЁТ

 

по теме самообразования:

«Правовое воспитание дошкольников»

2019-2020 уч.год

                            Подготовила воспитатель

        Баранова И.В.

Актуальность правового воспитания в наши дни однозначна: общество нуждается в социально-зрелых, свободных личностях. Современные изменения в социальной жизни общества обусловили объективную потребность в формировании нравственно-правовых представлений детей дошкольного возраста. По мнению педагогов, в основе процесса формирования заложено овладение определенными ценностно-нормативными знаниями, которые старший дошкольник может усваивать в виде представлений, обеспечивающих становление гуманной личности, развитие нравственно-правовой культуры, социально приемлемого поведения.

Теоретические разработки в сфере прав ребенка направлены на обеспечение его гармоничного развития. Чтобы выжить в социальном и духовном отношении, дети и подростки должны уметь ориентироваться и действовать в постоянно меняющемся социуме, не потеряв при этом самобытности, способности к самопознанию и самосовершенствованию.

Цель:

  • Формирование основ нравственно – правовых качеств личности дошкольника во взаимодействии с семьёй и окружающим.

Задачи:

  • Формировать бережное отношение к морально – этическим общечеловеческим ценностям;
  • Развивать самоконтроль и самосознание ребенка с целью соответствия его поведения определенным правилам, принятым в обществе;
  • Воспитывать желание познать себя и окружающих.

Для решения поставленных целей и задач деятельность осуществляла по трем направлениям:

  • с детьми;
  • с родителями;
  • с педагогическим составом.

На первом этапе своей работы изучена новая научно – методическая литература, нормативные документы. Пересмотрен план работы, подготовлен практический материал.

При отборе материала по правовому воспитанию мною учитывались возрастные особенности дошкольников, в частности, их особую восприимчивость, желание и умение играть, что способствует эффективному познанию окружающего мира. Нужно учитывать то, что ребенок руководствуется в отношении к действительности эмоциями и бессознательными стремлениями. Глубина и устойчивость впечатлений обеспечивается яркостью и чистотой эмоциональных реакций, получаемых ребенком.

Работа с детьми:

  • Беседы: «Что такое право?», «Семья – семь Я», «Народы России», «О дружбе и друзьях», «Жизнь дана на добрые дела», «Мое, чужое, общее», «Как мы отдыхаем»
  • НОД: «Мое право на имя», «Москва – столица России», «Грамоте учиться всегда пригодится»
  • Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных умений и навыков: «Обратись по имени», «Назови имя девочки (мальчика)», «Мои друзья, мои родственники»
  • Проблемно-поисковая деятельность (разрешение различных ситуаций), решение проблемных задач путем поиска решений от своего имени или имени героя: если бы я был гадким утенком, если бы я поймал золотую рыбку, если бы я вдруг превратился в..
  • Разучивание песен и пословиц о дружбе, семье
  • Чтение художественной литературы:

  • «Гуси-лебеди» - право на неприкосновенность.
  • «Заюшкина избушка» - право на жилье.
  • «Колобок»-право на жизнь, свободу выбора.
  • «Маша и Медведь» - право на свободу выбора.
  • «Коза и волк» - не оставлять козлят без присмотра взрослых, право на неприкосновенность чужого жилья.
  • «Айболит» - право на медицинскую помощь.
  • «Золушка» Ш. Пьеро – право на отдых.
  • «Бобовое зернышко», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» - право на жизнь

Эта работа способствовала пониманию таких простых и одновременно сложных истин, как: «Мои права – это мои возможности, мои свободы», «Мои права заканчиваются там, где начинаются права другого человека».                                                                                                      
          Согласно новым федеральным государственным образовательным стандартам к структуре основной общеобразовательной программы осуществление правового воспитания детей входит в образовательную область «Социально-личностное развитие». Элементарные правовые знания включаются в общий и необходимый детям комплекс знаний о жизни. Они являются дополнением к знаниям об окружающем мире, социальной действительности, но так, же прослеживается интеграция образовательных
областей по речевому развитию, познавательному развитию, художественно – творческому развитию, свободной,    игровой    и театрализованной деятельностью, сотрудничество взрослых и детей.

Работа с родителями.

Современные психолого-педагогические исследования показывают, что родители испытывают серьезные трудности в обучении и воспитании детей. Их беспокоят непослушание, конфликтность, неуравновешенность, агрессивность, вызывают отчаяние слабое развитие, нелюбознательность, пассивность, плохие успехи на занятиях в детском саду, но родители не знают, как вести себя в трудных ситуациях.

Правовая и педагогическая культура большинства родителей находится на среднем уровне. Даже в обычной, нормальной российской семье, в которой социальная ситуация жизни не является критической, нарушение прав маленьких детей, унижение их достоинства – вполне распространенное явление.

С целью изучения проблемы формирования представлений о правах человека у детей дошкольного возраста я провела:

  • анкетирование для родителей, позволяющее определить необходимость изучения прав ребенка и проблемы в формировании правового воспитания детей в дошкольном возрасте.

Анализ анкет родителей показал, что из всего количества опрошенных:

  • знакомы с правами человека и документами, в которых прописаны эти права 45%;
  • согласны со всеми перечисленными правами – 30%;
  • 45% отмечают, что детям необходимо знать свои права;
  • 10% считают это необязательным;
  • 15% воздержались;

в 55% случаев родители согласны оказывать помощь в процессе изучения прав ребенка при соответствующей помощи со стороны воспитателей, это позволяет делать вывод – родители заинтересованы данной проблемой правового воспитания дошкольников.

Для того, чтобы работа с семьей оказалась более эффективной, я подготовила:

  • Буклеты «Права ребенка», «Ребенок имеет право»
  • Конвенцию о правах ребенка
  • Памятку «Что такое жестокое обращение с детьми?»,
  • Консультацию «Пять рецептов избавления от родительского гнева», «Семья и семейные ценности»

Работа с педагогами.

  • Консультация для педагогов «Эмоциональное благополучие ребенка. Куб Эмоций»

Изучение литературы:

1. Голицина Н.С., Огнева Л. Д. Ознакомление старших дошкольников с Конвенцией о правах ребенка. – М.: «Издательство Скрипорий 2003», 2005.

2. Давыдова О. И., Вялкова С. М. Беседы об ответственности и правах ребенка. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

3. Данилина Т. А., Лагода Т. С., Степина Н. М. Как познакомить детей дошкольного возраста с Конвенцией о правах ребенка // Управление ДОУ. – 2002. - №6.

4. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М., 2002.

5. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Я – ребенок, я имею право. М.: «Издательство Скрипорий2003», 2007.

6. Копытова Н. Н. Правовое образование в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

7. Шорыгина Т. А. Беседы о хорошем и плохом поведении.- М.: ТЦ Сфера, 2007.

Выводы:

В результате проводимой работы видны позитивные изменения в поведении детей, в том числе осознание своих прав, развитие самооценки; дети приобрели устойчивые представления о своих правах (на любовь, заботу и внимание со стороны взрослых, на приемлемый уровень жизни, на отдых, на защиту от всех форм насилия и пр.).  Дети научились относить свои поступки и поступки других людей к хорошим или плохим, усвоили оценки поступков, которые дают взрослые и сами начали правильно оценивать их и правильно поступать; дети переживают случаи нарушения прав героев сказок или реальных детей (например, в случаях, когда дети остаются без родителей или подвергаются жестокому обращению), помнят о них, стремятся сами быть лучше. Дети говорят теперь: "Я имею право на семью", "Я имею право на отдых" и т.д. Чувство достоинства и уважения друг к другу стало доминирующим в общении детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по экологическому воспитанию младших дошкольников

Перспективный план работы по экологии для детей младшего дошкольного  возраста на учебный год....

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН работы по экологическому воспитанию дошкольников

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН работы по экологическому воспитанию дошкольников...

План работы по патриотическому воспитанию старших дошкольников через ознакомление с Москвой

Основные направления по патриотическому воспитанию: сформировать духовно-нравственное отношение ребенка к семье, стране, природе родного края; воспитать у детей толерантное отношение к другим народам ...

Перспективный план работы по экологическому воспитанию дошкольников

Данный перспективный план разработан на 2 младшую группу (по О.А.Воронкевич "Добро пожаловать в экологию"...

План работы по самообразованию «Воспитание культуры поведения в природе у старших дошкольников посредством образовательных проектов»

План работы по самообразованию «Воспитание культуры поведения в природе у старших дошкольников посредством образовательных проектов»...

Перспективный план работы по нравственному воспитанию с младшими дошкольниками

Перспективный план работы по нравственному воспитанию с младшими дошкольниками...