Перспективный план работы по экологическому воспитанию дошкольников
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (младшая группа) на тему

Лаврова Ирина Ивановна

Данный перспективный план разработан на 2 младшую группу (по О.А.Воронкевич "Добро пожаловать в экологию"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya.docx38.36 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация муниципального образования городского округа «Воркута»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад  №42 «Аленка» г. Воркуты

«Челядьӧс   42№-а  видзанін   «Аленка»

школаӧдз велӧдан муниципальнӧй сьӧмкуд учреждение Воркута к.

Составитель: Лаврова И.И., воспитатель

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ  ПЛАН  РАБОТЫ

ПО  ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ  ВОСПИТАНИЮ  ДОШКОЛЬНИКОВ

2-АЯ  МЛАДШАЯ  ГРУППА

(по О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»).

Ме-

сяц

Программные задачи

НОД

СОВМЕСТНАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  

воспитателя с детьми

Самостоятельная

деятельность детей

09

1. Формировать представления детей о первых осенних изменениях в природе: изменения в погоде (стало холоднее, чаще идёт дождь, часто дует ветер); изменения в живой природе (листья на кустарниках и деревьях понемногу желтеют, насекомые прячутся под кору).

2. Познакомить с основными видами овощей и фруктов.

3. Развивать умение анализировать структуру объекта природы (растение и животное).

4. Воспитывать способность переживания чувства радости, удовольствия от рассматривания растения и общения с домашним животным).

1. НАБЛЮДЕНИЕ  ЗА  КОТЁНКОМ.

Цель: Развивать способность анализировать структуру объекта, учить различать характерные признаки животного. Показать возможность соотнесения анализатора и объекта. (с.26).

2. КОМНАТНОЕ  РАСТЕНИЕ – БАЛЬЗАМИН.

Цель: Учить называть и узнавать части растения, используя модель: корень, стебель, лист, цветок). Развивать способность сосредоточения внимания. Воспитывать способность переживания чувства радости от рассматривания растения. (с.27)

  • Наблюдение за солнцем (светит, но не такое жаркое, как летом). Опыт по выявлению свойств солнечных лучей: мокрые резиновые мячи выносятся в солнечный день на участок, дети наблюдают, как мячи постепенно высыхают.
  • Наблюдения в пасмурный день (небо серое, солнца нет, тучи спрятали солнце).
  • Наблюдения за дождём (послушать, как капли стучат по окну; дождик холодный, не такой как летом).
  • Наблюдения за осенними цветами (бархатцы, астры).
  • Наблюдения в уголке природы за поведением рыбки в аквариуме. Первое знакомство с рыбкой. Наблюдение за кормлением рыбки. Знакомство с аквариумом.

Экологические игры

«Угадай растение по описанию», «Найди листок, какой покажу», «Да или нет», «Чудесный мешочек» (овощи и фрукты), «Узнай на вкус» (овощи и фрукты).

Подвижные игры

«Воробушки и кот», «Наседка и цыплята», «Кот и мыши».

Чтение художественной литературы

С. Маршак «Усатый-полосатый», В. Сутеев «Кто сказал мяу», К. Ушинский «Васька», А.Плещеев «Осень наступила», М.Пришвин «Листопад».

Фольклор

Песенки-потешки «Как у нашего кота», «У кота ли у кота»; загадки о котах; сказки «Кот, лиса и петух» (русская), «Почему кот моется после еды» (литовская).

Беседы «Расскажем кукле, кто к нам приходил в гости», «Как мы поливали бальзамин».

Труд в природе

Совместно с воспитателем в сквере собрать природный материал и разложить по коробкам с коллекциями.

Моделирование

Изготовление прелметно-схематической модели «Цветок» и «Животное», рассматривание и составление рассказов по модели.

Продуктивная деятельность

Коллективное панно (рисунок плюс аппликация с использованием природного материала) «Осенний денёк» и «Это платье золотое у берёзки на плечах».

Изобразительная деятельность.

Отражение впечатлений об осенних изменениях в природе в рисунках и аппликациях.

В уголке природы:

Рассматривание и общение с использованием моделей строения тела котёнка и строения растения.

В книжном уголке:

Рассматривание книг С Маршака  «Усатый-полосатый», В. Сутеева «Кто сказал мяу».

10

1. Продолжать формировать представления детей об осенних изменениях в природе: изменения в погоде, изменения в живой природе: листья опали, все насекомые спрятались. Птицы улетели на юг.

2. Продолжать развивать способность анализировать структуру объектов природы (дерево, рыбка).

3. Формировать знания о потребностях растений и животных в пище.

4. Воспитывать желание принимать участие в уходе за рыбкой в аквариуме.

1. РЫБКА В АКВАРИУМЕ.

Цель: Совершенствовать умение анализировать структуру объекта природы (рыбка). Закрепить знания детей о том, что рыбке для жизни необходима вода и пища.(с.28)

2. ДЕРЕВО.

Цель: Уточнить представления детей о том, что дерево – тоже растение, о составных частях его (корень, ствол, ветви, листья). Воспитывать бережное отношение к деревьям. (с.29).

Наблюдения и опыты:

  • Продолжить наблюдения за неживой природой (дождливая погода, более холодный воздух и изменение одежды).
  • Наблюдения за ветром. Определение силы ветра с помощью вертушек. Наблюдение за качающимися деревьями. Проблемная ситуация: кто качает деревья, если никого не видно?
  • Наблюдение за процессом опадания листвы (падают, шуршат, кружатся).. Ввести понятие «листопад».
  • Наблюдение за тем, куда прячутся насекомые.

Практические поручения:

Найти самый большой и самый маленький опавший листок.

Экологические игры.

«Где прятались матрёшки», «Найди о чём расскажу», «Ботаническое лото с элементами моделирования) (овощи, фрукты), «Узнай по запаху», «Где спряталась рыбка».

Чтение художественной литературы.

Л.Н.Толстой «Спала кошка на крыше», Н.Калинкина «Как Вася ловил рыбу».

Фольклор.

Потешки о рыбке.

Беседы, активизирующее общение.

«Как и почему мы одеваемся осенью», «Чем дождик нам помогает, чем мешает», «Что выросло на огороде и в саду», «Почему человек должен беречь деревья».

Труд в природе.

Уход за рыбкой в аквариуме. Мытьё кормушки и камешков грунта.

Моделирование.

Использование геометрической модели для развития мышления и конкретизации знаний об овощах и фруктах (цвет, форма).

Изготовление модели «Дерево». Использование модели при рассказывании о деревьях.

Продуктивная деятельность.

Аппликация «Берёзка в листопад». Рисование деревьев. Раскрашивание картинок в альбоме «Деревья России». Оформление альбома с иллюстрациями «Какие бывают деревья». Аппликация «Консервируем овощи», «Фрукты на тарелке».

Игра-экспериментирование

«Как зонтик человеку помогает?».

Изобразительная деятельность.

Поощрять желание детей отражать в рисунках приметы осени: дождик, тучи, листопад, лужи.

Уголок природы:

Рассматривание моделей «Рыбка» (туловище с плавниками, форма тела, чешуя)

Рассматривание гербария листьев разных деревьев.

Книжный уголок.

Рассматривание книги Н.Калинкина «Как Вася лови рыбу».

11.

1. Расширить и конкретизировать представления детей об изменениях в неживой и живой природе поздней осенью (стало ещё холоднее. В нашем северном городе осень очень похожа на зиму – уже снег и мороз, деревья голые).

2. Познакомить детей с правилами и порядком ухода за комнатным растением (мытьё) (цель процесса, предмет труда, материал, инструмент, трудовые действия, результат). Закрепить названия частей растения и этапов процесса труда. Воспитывать бережное отношение к растениям.

3. Дать представление о жизни зверей в лесу.

1. КАК  ЗВЕРИ  В  ЛЕСУ  ГОТОВЯТСЯ  К  ЗИМЕ.

Цель: Познакомить детей с некоторыми видами лесных животных, дать представление об изменении поведения зверей в зависимости от изменений, происходящих в природе. (с.30).

2. МЫТЬЁ  КОМНАТНОГО  РАСТЕНИЯ.

Цель: Формировать у детей знания о структуре трудового процесса. Воспитывать бережное отношение к растениям и желание ухаживать за ними. (с.31).

Наблюдения и опыты.

  • Наблюдения за солнцем, ветром, снегом (как снежинки кружатся в воздухе, медленно падают на землю или летят вместе с ветром).
  • Рассматривание строения снежинки через увеличительное стекло. Начало знакомства со свойствами снега: пушистый и лёгкий. Подбросить снег лопаткой вверх и понаблюдать, как он падает, легко рассыпаясь.
  • Опыт: снег тает от тепла.
  • Рассмотреть лужи, покрытые тонкой корочкой льда, объяснить детям, почему это происходит. Начало знакомства со свойствами льда: хрупкий и тонкий). Разбить лопаткой лёд и рассмотреть его кусочки.
  • Опыт: лёд тает от тепла так же, как и снег.

Экологические игры.

«Овощи и фрукты» (лото с использованием модели), «Угадай, что в руке»», «Где спряталась матрёшка?», «Найди такой же», «Зайчик в беде», «Помоги белке», «Угадай, чей хвост» (с элементами моделирования).

Игровые упражнения.

«Найди растение, похожее на травку», «Найди растение, похожее на дерево».

Сюжетно-дидактическая игра

«Научим Мишку мыть растение» (с элементами моделирования).

Чтение художественной литературы.

А.Блок «Зайчик», В.Чарушин «Волк», «Заяц», «Лиса», «Где ты, белочка, живёшь», «Что за зверь»; В.Банки «Холодно в лесу зимой»; И.Соколов-Микитов «Ёж2, «Белка», «Беляк»; Э.Шим «Кто как идёт»; А.Фет «Лист сухой валится»; А.Толстой «Осень. Осыпается весь наш бедный сад»; Л.Аким «Осинка»; А.Майков «Осень».

Фольклор.

Загадки о лесных зверях, потешки «Шла лисичка по мосту», «Сидит белка на тележке», «Волчок-волчок».

Беседы, активизирующее общение.

«Хорошо ли зверям в лесу?», «Почему нельзя брать зверят из лесу домой».

Проблемная ситуация

«Кто из мальчиков прав?»

Труд в природе.

Протирание крупных листьев комнатных растений. Помощь воспитателю в мытье растений.

Моделирование:

Изготовление моделей «Что делают звери в лесу поздней осенью», динамических моделей «Белка в дупле», «Медведь в берлоге». Использование их в процессе активизирующего общения.

Изобразительная деятельность.

Поощрять желание детей отражать в рисунках приметы поздней осени и лесных зверей.

Уголок природы.

Использование модели трудового процесса, динамических моделей «Белка в дупле», «Медведь в берлоге».

12.

1. Формировать представления детей о зимних изменениях в природе: все покрыто снегом, часто идет снег(снегопад), солнце светит, но не греет.

2. Развивать умственную операцию сравнения, используя природный материал.

3. Продолжать развивать умение анализировать структуру объектов природы.

4. Формировать представление о потребности растений во влаге (поливка растений).

5. Продолжать развивать умение выделять основные компоненты трудового процесса (цель, объект, материал, орудия труда, трудовые действия, результат).

6. Воспитывать желание ухаживать за растениями, развивать любознательность.

1. КОШКА И КРОЛИК.

Цель: закрепить умение выделять и правильно называть части тела животного, его особенности, используя модели. Побуждать детей за счет использования слов «шерсть, грызет, ходит мягко, прыгает» и др. (с.32).

2. ПОЛИВ КОМНАТНОГО РАСТЕНИЯ.

Цель: показать детям потребность растений во влаге. Обучить процессу поливки. (с.33)

Наблюдения и опыты.

  • Наблюдение за снегопадом. Наблюдения за свойством снега (снег от тепла тает, снег бывает липкий и рассыпчатый).
  • Опыт: набрать снег в баночку и поставить в теплое место. От комнатного тепла снег растает, образуется вода. Обратить внимание детей на то, что вода грязная; когда снег бывает липкий, а когда рассыпчатый. Рассказать, что можно делать из липкого снега (лепка снеговика, «пирожки» из формочек).
  • Наблюдения за зимующими птицами (строение тела, повадки). Повесить кормушки с кормом для птиц или насыпать корм на определенное место. Рассмотреть следы на снегу: чьи это следы?

Экологические игры.

«Кто во что одет» (лото с элементами моделирования), «Сложи картинку» (изображения кошки и кролика).

Подвижные игры.

«Лиса и зайцы», хороводная игра «Зайка серенький сидит», ботаническое лото «Помоги листочку найти свое растение».

Чтение художественной литературы.

Л. Аким «Первый снег»; З. Александрова «Зимняя песенка», «Снежок»; О. Высоцкая «Снежный кролик»; А. Введенская «На лыжах»; И. Токмакова «Как на горке снег, снег…»; А. Барто «Снег»; Л. Квитко «Кисонька»; К. Д. Ушинский «Васька»; В. Чарушин «Кролик»; Э. Лившиц «Кролик»; В. Степанов «Как вы, кролики, живете?»; И.Никитин «Зашумела, разгулялась», В.Берестов «Снегопад», М.Пришвин «Дятел».

Фольклор.

Загадки о лесных зверях и о зиме, поговорки о зиме, песенки-потешки «Сел на ветку снигерек».

Беседы и активизирующее общение «Как мы играем с зимой», «Твоя любимая зимняя игра», «Как можно играть с котенком и щенком», «Что зимой хорошо, а что зимой плохо».

 Труд в природе.

Поливка комнатных растений под руководством взрослого. Подкармливание птиц. Расчистка дорожек от снега во время прогулки.

Продуктивная деятельность.

Коллективное панно «Зима» (рисование красками, аппликация из природного и бросового материала). Рисование «Вот зима, кругом бело…»

Моделирование.

Изготовление модели «Что бывает зимой». Использование их в процессе активизирующего общения.

Изобразительная деятельность.

Поощрять желание детей отражать в рисунках впечатления о зиме (с помощью обводок, трафаретов).

Уголок природы.

В уголке природы поместить модели трудового процесса (поливка).

Книжный уголок.

Поместить книги и иллюстрации зимних явлений природы. Выложить в свободное пользование игры «Угадай, чей хвост», «Кто во что одет» (лото с элементами моделирования).

01

1. Закрепить представления детей о зимних явлениях в неживой природе: реки замерзают и покрываются льдом, снегопад, мороз. Знакомить со свойствами снега и льда.

2. Продолжать развивать умственные способности к сравнению, используя объекты живой природы (карась и золотая рыбка).

3. Формировать представление детей о потребностях растений в земле.

4. Закреплять умение анализировать трудовой процесс, выделяя его основные компоненты.

5. Воспитывать интерес к оказанию помощи животным и растениям.

1. ЗОЛОТАЯ  РЫБКА  И  КАРАСИК.

Цель: Сформировать общие представления о золотой рыбке, о разнообразии аквариумных рыб. Развивать умение сравнивать карася и золотую рыбку, находить характерные признаки отличия (окраска, величина). Закреплять умение пользоваться моделями при сравнении. (с.34).

2. ПОСАДКА  ЛУКА.

Цель: Закрепить представления о последовательности трудового процесса, привлекая детей к использованию модели. Конкретизировать представления детей о потребности растений в земле. Воспитывать интерес к посадке и выращиванию растений. (с.36).

Наблюдения и опыты.

  • Наблюдения за снегопадом: снежинки лёгкие, кружатся в воздухе. Исследование и описание свойств снега: белый, когда его немного, он лёгкий, мягкий, когда большой сугроб  снег плотный. Опыт 0 снег тает от тепла и превращается в воду.
  • Рассматривание кусочков льда. Исследовательская деятельность: чем похожи снег и лёд (оба холодные, появляются зимой, от тепла тают и превращаются в воду) Чем отличаются.
  • Изготовление ледяных фигурок для украшения горок и снежных поделок на прогулочном участке.
  • Кормление голубей, воробьёв, наблюдение за их повадками, определение потребностей.

Экологические игры.

«Кто во что одет» (лото с элементами моделирования), «Кто где живёт» (лото с элементами моделирования), «Сложи картинку» (по типу пазлов из 4-6 частей – изображения знакомых деревьев, рыб, животных).

Подвижные игры.

«Караси и щука», «Лохматый пёс», хороводная игра «Зайка беленький сидит».

Чтение художественной литературы.

Н.Байрамов «Рыбка»; Л.Берг «Рыбка»; И.Токмакова «Где спит рыбка»; Л.Екимцев «Чего хочется рыбке».

Беседы и активизирующее общение.

«Чем полезен лук», «Что значит заботиться о рыбке?», «Что значит ухаживать за животным?». Рассказы из личного опыта о содержании домашних животных.

Труд в природе.

Рыхление почвы и полив посаженного лука. Кормление птиц на прогулке. Очистка места для игр от снега. Кормление рыбок в аквариуме.

Изобразительная деятельность.

Отражение в рисунках зимних явлений природы, жизни животных зимой.

Уголок природы.

Использование моделей существенных признаков строения рыбы и последовательного трудового процесса посадки лука.

Настольные игры.

«Кто во что одет» (лото с элементами моделирования), «Кто где живёт» (лото с элементами моделирования), «Сложи картинку» (по типу пазлов из 4-6 частей – изображения знакомых деревьев, рыб, животных).

Ботаническое лото «Где что растёт?» (с элементами моделирования).

02

1. Развивать умение анализировать структуру объекта природы, выделяя яркие признаки внешнего вида птиц (крылья, тело, покрытое перьями, две лапы), упражнять в рассказывании об этих признаках с помощью моделей.

2. Продолжать развивать умение сравнивать, выделяя контрастные признаки различия и некоторого сходства.

3. Стимулировать любознательность в отношении объектов природы, воспитывать бережное отношение к ним, желание трудиться вместе на благо природы.

1. КРАСАВЕЦ  СНЕГИРЬ.

Цель: Познакомить детей с основными признаками внешнего вида птиц, используя модель. Познакомить с особенностями поведения снегиря (летает, прыгает, клюёт ягоды). Воспитывать сочувствие к птицам, интерес к их жизни. (с.37)

2. КИТАЙСКАЯ  РОЗА  И  БАЛЬЗАМИН.

Цель: Конкретизировать знания детей о существенных признаках растений (корень, стебель, лист, цветок). Учить сравнивать растения по их существенным признакам, учить находить сходства и различия. (с.38).

Наблюдения и опыты.

  • Наблюдения за птицами: голубь, воробей, сорока, ворон. Что общего в потребностях и поведении, чем различаются.
  • Наблюдение за изменениями, происходящими с растущим луком, с растениями уголка природы.
  • За солнцем: оно появляется всё чаще, с каждым днём светит ярче.
  • Опыт: солнце согревает. Предложить потрогать стенку дома на солнечной стороне и на теневой, помочь сделать вывод. Подставить ладошки солнышку, почувствовать, тепло.
  • Наблюдение за метелью: зима борется с весной.
  • Наблюдение за сосульками (сравнение их по толщине, длине. Помочь сделать вывод: сосульки – это лёд.
  • Опыт: таяние сосульки.
  • Наблюдение за снегом. Исследование его свойств: глубина, плотность и т.п. Помочь сделать вывод: в какие дни снег становится липким, а в какие дни он мягкий и пушистый?

Экологические игры.

«В зимней столовой», «Птички», «Узнай по голосу птичку», «Узнай растение по описанию (бальзамин, китайская роза, фикус).

Подвижные игры.

«Воробушки и автомобиль».

Чтение художественной литературы.

А.Барто «Птичка», В.Жуковский «Птичка» (отрывок); А.Прокофьев «Снегири», М.Пришвин «Дятел».

Моделирование.

Изготовление предметно-схематической модели «Птица» и модели трудового процесса «Уход за растением».Использование данной модели при активизирующем общении.

Беседы и активизирующее общение.

«Какие птички могут жить дома?», «Проблемная ситуация: мальчик поймал в ловушку воробья и принёс его домой, чтобы за ним ухаживать. Но хорошо ли будет воробью?» «Как люди могут помочь птицам?» «Как зима с весной борется?», «Что бывает в метель?»

Продуктивная деятельность.

Аппликация «Птичка у кормушки». Раскрашивание картинок в альбомах-раскрасках «Птицы России» и «Комнатные растения».

Изобразительная деятельность.

Отражение в работах зимних изменений в природе.

Уголок природы.

Использование моделей существенных признаков строения птицы и последовательного трудового процесса ухода за растением.

Книжный уголок.

Рассматривание книжек А.Барто «Птичка», А.Прокофьев «Снегири».

Настольные игры

«Сложи картинку» («Сложи картинку» (по типу пазлов из 4-6 частей – изображения знакомых деревьев, рыб, животных).

03

1. Познакомить детей с первыми весенними изменениями в природе (солнечных дней всё больше, стало немного теплее, гололёд).

2. Развивать способности сравнивать объекты природы по признакам сходства и различия.

3. Совместно с воспитателем составлять короткий описательный рассказ о растении.

4. Совершенствовать умения пользоваться моделями в практической деятельности и беседах.

5. Воспитывать потребность в оказании помощи живой природе, комнатным растениям и птицам.

1. ВОРОНА  И  СНЕГИРЬ.

Цель: Расширить знания детей о вороне (повадки, потребности, внешний вид), используя модели. Учить сравнивать двух птиц, находить сходство и различие. Стимулировать познавательный интерес в отношении птиц и воспитывать бережное к ним отношение. (с.39)

2. РАССКАЗ  О  КОМНАТНОМ  РАСТЕНИИ.

Цель: Конкретизируя знания о комнатных растениях, учить связно рассказывать о них, используя модель. (с.40).

Наблюдения и опыты.

  • Наблюдения за солнцем. Опыт: смотрим на солнцем через тёмное стёклышко.
  • Опыт: таяние сосульки. «Делаем капель в домашних условиях».
  • Сравнение температуры предметов на солнце и в тени. Рассказать детям, откуда берётся тень. Опыт: величина тени зависит от величины предмета.
  • Наблюдение за небом: голубое, облака чаще всего светлые, лёгкие. Но зима ещё не уходит – часто бывают морозы и метели. Бывает снегопад и гололёд.
  • Наблюдение за воробьями: более активно стали летать, чирикают, готовятся вить гнёздышки.

Экологические игры.

«Вороны», «Уточка», «Через ручеёк», «Воробушки и кот», «Узнай по описанию», «Загадайте, я отгадаю», «Найди такую же и назови» (парные картинки с растениями и животными), «За каким растением спряталась матрёшка?»

Чтение художественной литературы.

С.Я.Маршак «Весенняя песенка», В.Чарушин «Яшка»; А.Босев «Поёт зяблик», Л.Толстой «Птица свила гнездо», Н.Романова «Умная ворона», В.Даль «Ворона».

Фольклор.

«Весна-весна красная».

Беседы и активизирующее общение.

«Птицы – наши друзья», «Как человек птицам мешает?» «Если бы ты был птичкой…», «Если бы ты был растением», «На что похожи облака», «Почему хорошо, когда пригревает солнышко».

Игры-экспериментирования.

«Поймай солнечного зайчика», «Солнечный луч и теневой театр».

Труд в природе.

Уход за комнатными растениями. Кормление птиц. Посыпание песком обледеневших участков на тропинках.

Продуктивная деятельность.

Рисование «Солнышко лучистое», Аппликация «Красивый цветок»

Моделирование.

Изготовление птедметно-схематической модели «Что весной бывает» и использование её в процессе активизирующего общения.

Изобразительная деятельность.

Отражение в работах первых весенних изменений в природе.

Уголок природы.

Использование моделей существенных признаков строения птицы и последовательного трудового процесса ухода за растением и птедметно-схематической модели «Что весной бывает».

Настольные игры

«Птички», «Ботаническое лото» (с элементами моделирования), «Кто как двигается»

04

1. Продолжать формировать представления о весенних изменениях в неживой природе.

2. Показать детям связь, как изменения в неживой природе влияют на жизнь растений и животных: на деревьях появляются почки, звери в лесу меняют окраску (заяц), просыпаются после зимней спячки (медведь, ежик), из теплых стран прилетают птицы.

3. Учить находить общие признаки у деревьев и кустарников. Развивать умение сравнивать.

4. Закреплять знания детей о строении растений, их основных частях.

5. Воспитывать интерес к весеннему пробуждению природы, желание любоваться ею.

1. ПУТЕШЕСТВИЕ В ВЕСЕННИЙ ЛЕС.

Цель: Формировать представление детей о весенних изменениях в природе: больше солнечных дней, становится значительно теплее, снег тает, изменяется одежда людей. Показывать связь изменений в неживой природе с изменениями жизни растений и животных. Активизировать мыслительную деятельность за счет решения логических задач. Развитие памяти, внимания, воображения. (с. 40-42.)

2. СРАВНЕНИЕ ДЕРЕВА И КУСТАРНИКА.

Цель: Формировать представление о том, что дерево и кустарник – это растения, у них общие признаки (корень, стебель, лист), но есть различия (у дерева один стебель, а у кустарника много стеблей). Развивать аналитическое мышление. Воспитывать интерес к жизни растений. (с. 42 – 43.)

Наблюдения и опыты.

  • Продолжить наблюдение за небом и солнцем, снегом: снег бывает мокрым, иногда дождь. Появляются ручейки, проталины. Утром они покрыты льдом, а к концу прогулки тают. (Спросить у детей, почему лед тает.)
  • Опыт: запустить в ручей кораблик. Понаблюдать, как он намокнет. (Спросить у детей, почему кораблик намокает.)
  • Обратить внимание детей на набухшие почки.
  • Опыт: растереть и понюхать почки.
  • Выбрать ветку полярной ивы, поставить ее в банку и наблюдать, как распускаются почки.

Экологические игры.

Подвижные игры «К дереву беги», «Через ручеек», «Угадай по описанию».

Чтение художественной литературы.

Т. Александрова «На солнышке согрелась ель»; И. Токмакова «Осинка», «Ели», «Дуб» (стихи); Л. Толстой «Пришла весна».

Фольклор.

Песенки-потешки, загадки о деревьях.

Беседы.

«Какие растения живут у тебя дома», «Мамы и их малыши» (появление детенышей у диких животных).

Труд в природе.

Уборка мусора на участке. Посев крупных семян гороха, бобов, настурции.

Уголок природы.

Поместить модели строения дерева и кустарника, динамическую модель «Заяц меняет окраску шерсти».

Книжный уголок.

Поместить обводки зверей и птиц.Выложить в свободное пользование игры «Угадай по описанию», «Загадайте, я отгадаю».

05

1. Обобщить представления детей о том, что значит заботиться о природе: правила поведения в лесу, в тундре, сквере.

2. Обобщить имеющиеся представления у малышей об основных объектах природы: птицы, рыбы, животные, растения: цветок, куст, дерево. Развивать внимание, наблюдательность, речь дошкольников. Воспитывать бережное отношение к объектам природы.

3. Расширить представления малышей об изменениях в природе в связи с наступлением весны.

1. МАЛЕНЬКИЕ  ПОМОЩНИКИ  ПРИРОДЫ.

Цель: Обобщить представления детей о том, как правильно вести себя в природе ( с использованием  предметно-схематической модели «Разрешающие и запрещающие знаки»).

2. КТО  ГДЕ?

Цель: . Обобщить имеющиеся представления у малышей об основных объектах природы: птицы, рыбы, животные, растения: цветок, куст, дерево. Воспитывать бережное отношение к объектам природы.

Наблюдения и опыты.

  • Наблюдения за солнцем – яркое, тёплое, сильнее греет, много солнечных дней.
  • Опыты по изучению свойств солнечного света: нагревает, освещает, высушивает.
  • Наблюдения за облаками. На что похожи облака?
  • Наблюдения в живой природе и в уголке природы: на ветке, стоящей в воде, лопнули почки, появились маленькие нежные листочки. Объяснить, что когда на улице станет ещё теплее, на всех деревьях можно будет наблюдать такое же явление.
  • Обратить внимание на появление насекомых. Предложить подумать: откуда они появились? Рассмотреть муху.

Беседы и активизирующее общение.

По схемам-моделям: «Что весной бывает?», «Что для природы вредно, что полезно?» «Расскажи про это».

По иллюстративному материалу: рассматривание и описание майского жука, пчёл, бабочек; одуванчика, тюльпанов и других весенних цветов; грача, скворца и других певчих птиц. Рассказ воспитателя о том, что возвращаются перелётные птицы, о том, что происходит с животными в лесу, в тундре.

Экологические игры.

«Найди дерево по описанию», «Что изменилось», лото «Кто где живёт» (с элементами моделирования, «Чья это тень», «Собери цветок из частей», «Кто как двигается».

Чтение художественной литературы

С. Капутикян «Май», З.Александрова «Одуванчик», С.Маршак «Радуга-дуга», И.Бунин «Ясным утром»; К.Д.Ушинский «Пчёлки на разведках».

Продуктивная деятельность.

Рисование «Весна» «Одуванчики цветы, словно солнышко желты»; аппликация «Мы построили скворечник для весёлого скворца», «Весенняя сказка» (по ст. В.Берестова).

Моделирование.

Изготовление модели «Запрещающие и разрешающие знаки» ( о правилах поведения человека в природе).

Труд в природе.

Посев семян гороха, цветов. Уход за комнатными растениями и животными живого уголка.

Изобразительная деятельность.

Отражение в работах первых весенних изменений в природе, впечатлений от труда в природе, знаний о животных, птицах и растениях.

Уголок природы.

Использование знакомых моделей..

Иллюстративный материал «Цветы», «Деревья», «Кустарники», «Рыбы», «Птицы», «Животные леса».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по экологическому воспитанию младших дошкольников

Перспективный план работы по экологии для детей младшего дошкольного  возраста на учебный год....

Перспективный план работы по экологическому воспитанию

Перспективный план работы по экологическому воспитанию...

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН работы по экологическому воспитанию дошкольников

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН работы по экологическому воспитанию дошкольников...

Перспективный план по самообразованию "Экологическое воспитание дошкольников"

Перспективный план по самообразованию "Экологическое воспитание дошкольников" для работы в старшей группе...

Перспективный план работы по экологическому воспитанию

Планирование работы С детьми по экологии...

Перспективный план работы по экологическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста.

Разработтанный и опробированный перспективный план работы по экологическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста.             ...