Самообразование «Правовое воспитание детей и родителей в детском саду»
методическая разработка на тему

Заяц Инна Алексеевна

Проект «Я-ребенок, я-человек»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2013-2014.docx24.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Чухломский детский сад «Колосок» Чухломского муниципального района

Костромской области

Самообразование

«Правовое воспитание детей и родителей в детском саду»

 Проект «Я-ребенок, я-человек»

Воспитатель: Заяц И.А.

Г. Чухлома ул.Первомайская 22-а

2013-2014 уч.год.

«Правовое воспитание детей и родителей в детском саду»

   В настоящее время одной из проблем, стоящей перед системой дошкольного образования, является использование правовых и педагогических возможностей детского сада по защите ребенка от насилия и жесткого обращения в семье.        

   Воспитание в духе прав человека направлено на формирование у ребенка чувства справедливости, всеобщего равенства прав и возможностей. Поэтому недопустимы несправедливость, меры воздействия, принижающие человеческое достоинство детей, нарушающие их право быть любимыми, равными среди других.

      Для реализации правового воспитания дошкольников и их родителей необходимо выполнение нескольких важных условий:

- повышение уровня самообразования педагогов

- создание предметно-развивающей среды

- организация взаимодействия с семьями воспитанников.

Только с привлечением всех участников образовательного процесса - педагогов, родителей и детей можно говорить об успешной реализации системы правового воспитания в ДОУ.

Правовое образование дошкольников предполагает ознакомление юных граждан с конкретными и понятными им правами.

    Знакомство детей с их правами целесообразно осуществлять в двух направлениях: "Я мои права", "Я и права других людей". Это способствует пониманию таких простых и одновременно сложных истин, как: "Мои права – это мои возможности, мои свободы", "Мои права заканчиваются там, где начинаются права другого человека".

          Элементарные правовые знания включаются в общий и необходимый детям комплекс знаний о жизни. Они являются дополнением к знаниям об окружающем мире, социальной действительности.

Проблема:
Отсутствие программ и технологий по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников, недостаточное количество рекомендаций и методической литературы для работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста.


Актуальность:
Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», которая ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России.
Патриотизм, применительно к ребенку старшего дошкольного возраста, определяется, как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.


Цель:
Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей.


Задачи:
• Воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу.
• Знакомство с государственными символами: флагом, гербом, гимном.
• Расширение представлений о ценностях труда родителей и близких родственников, воспитание у детей уважения к труду взрослых.


Сроки реализация проекта:
Проект рассчитан на 1учебный год

Участники проекта: дети; родители; педагоги;


Формы и методы реализации проекта:
• организованные формы обучения на занятиях;
• консультации, рекомендации, памятки;
• анкетирования;
• родительские собрания;
• развлечения, праздники;
• встречи;
• тематические недели;
• Дни открытых дверей;
• беседы;
• составление рассказов;
• рассматривание иллюстраций, фотографий, тематических альбомов;
• художественно-изобразительная деятельность;
• сюжетно – отобразительные игры, сюжетно – ролевые игры, дидактические игры;
• чтение художественной литературы;
• театрализованные игры по русским народным сказкам;
• выставки детского рисунка;

Принципы реализации проекта:
1. Принцип «позитивного центризма» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста).
3. Принцип дифференцированного подхода к каждому ребенку, максимального учета его психологических особенностей, возможностей и интересов.
4. Принцип рационального сочетания разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок.
5. Принцип деятельного подхода.
6. Принцип развивающего характера обучения, основанный на детской активности.


ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Дети должны знать 2-ая младшая группа:
• Должен знать свое имя, свою фамилию, различия между детьми по признаку пола (мальчик, девочка). Знать имена мальчиков и девочек.
• Узнавать дом, квартиру в котором живет, детский сад, свою группу, своих воспитателей.
• Должен испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад.
• Должен знать домашний адрес.
• Должен бережно относится к результатам труда взрослых, проявляет благодарное чувство к взрослым за работу и заботу.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ПРАВОВОМУ ВОСПИТАНИЮ С РОДИТЕЛЯМИ ВО 2-ОЙ МАДШЕЙ ГРУППЕ

ДАТА

НАЗВАНИЯ МЕРОПРИЯТИЯ

ФОРМА РАБОТЫ

ОТВЕТСТВЕННЫЙ

Октябрь

«Портфолио как новая форма работы с родителями»

Индивидуальные беседы, папка передвижка

Воспитатели

Ноябрь

«Влияние родительских установок»

Консультация

Воспитатели

Декабрь

«Развитие речи детей в домашних условиях» «

 

Родительское собрание

Воспитатели

Январь

«Родительская компетентность»

Ширма

Воспитатели

Февраль

 «Поощрение и наказание» – восемь правил для взрослых

Семинар - практикум

Воспитатели

Март

«Игры на кухне»

«Жестокое обращение с детьми»

Ширма

Воспитатели

Апрель

Право ребенка на отдых «Счастливы вмести»

Спортивный праздник

Воспитатели

На первом этапе я, знакомилась с методической литературой по теме, изучила проблемы в правовом воспитании детей, определила цели и задачи работы. Мною были выбраны методы и приемы работы, формы и типы непосредственной образовательной деятельности, методы диагностики и методы анализа результатов деятельности.

2. На втором этапе я организовывала встречи с родителями детей, собеседование, анкетирование родителей и детей на которых выяснилось, что родители испытывают трудности в воспитании детей, т. к. не знают правовые документы, регламентирующие права детей или не умеют применять их в практике.

3. На следующем этапе был составлен перспективный план, разработано содержание работы, а так же разработка конспектов бесед с детьми, консультаций и сценариев мероприятий с родителями.

При регулярной и разноплановой работе с детьми, родителями и педагогами по правовому воспитанию в рамках детского сада можно наглядно убедиться в положительных изменениях в их отношении к себе и к другим людям, в снижении уровня агрессии у детей, в сформированности у детей собственного мнения, в изменении подходов к разрешению конфликтов и споров.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Детский сад и права ребенка»

Дорогие мамы и папы! Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты.

1. Знакомы ли Вы с Конвенцией о правах ребенка?_________________________________

2. Как Вы с ней познакомились (нужное подчеркните):

- дома, из средств массовой информации;

- в детском саду;

- из педагогической литературы;

- из других источников_________________________________________________________

3. Какие, по Вашему мнению, у ребенка права в детском саду?_______________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

4. Какие права у ребенка в семье?________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

5. Что Вы можете предложить в качестве контроля за соблюдением прав Ваших детей в детском саду?________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

6. Нужен ли постоянный представитель по правам ребенка в дошкольном учреждении?__

____________________________________________________________________________

7. Знаете ли вы адреса, телефоны организаций (по возможности укажите), куда можно обратиться по вопросам защиты прав ребенка, попавшего в сложную ситуацию?________

_____________________________________________________________________________________

Большое спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема по самообразованию: «Правовое воспитание детей дошкольного возраста»

Декларация прав ребенка является первым международным документом, в котором взрослых призывают к признанию и соблюдению прав детей путем законодательных и других мер.В десяти принципах Декларации пров...

ОТЧЕТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ«Правовое воспитание детей дошкольного возраста»

Отчёт по самообразованию"Правовое воспитание детей дошкольного возраста"...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «Правовое воспитание детей дошкольного возраста»

План по самообразованию "Правовое воспитание детей дошкольного возраста"...

Перспективный план по самообразованию «Гендерное воспитание старших дошкольников в условиях детского сада» на 2018-2019 учебный год

Гендерное воспитание старших дошкольников в условиях детского сада необходимо. Оно обеспечит овладение детьми культуры в сфере взаимоотношения полов, правильное понимание ими роли мужчины и роли женщи...

Самообразование на тему: Экологическое воспитание детей в средней группе детского сада" 2016-2017 у.г.

Самообразование на тему: Экологическое воспитание детей в средней группе детского сада" 2016-2017 у.г....

Перспективный план по самообразованию «Гендерное воспитание старших дошкольников в условиях детского сада» на 2020-2021 учебный год.

Самообразование воспитателя.Тема: «Гендерное воспитание старших дошкольников в условиях детского сада»...

Отчет по самообразованию «Роль сказки в воспитании детей второй младшей группы детского сада»

Отчет по самообразованию «Роль сказки в воспитании детей второй младшей группы детского сада»...