Главные вкладки

    "Развивающая речевая среда"
    консультация на тему

    Губаева Любовь Леонидовна

    Консультация для педагогов ДОУ.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл sreda_razviv.docx24 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для педагогов

    Развивающая речевая среда

    По протяжении дошкольного периода продолжает расти словарный запас ребенка. По сравнению с ранним детством словарь ребенка дошкольника увеличивается, как правило, в три раза. При этом рост словарного запаса,  непосредственно зависит от условий жизни и среды, в которой пребывает ребенок. Развитие речи протекает более успешно в благоприятной речевой среде. Речевая среда – это семья, детский сад, взрослые и ровесники, с которыми постоянно общается ребенок.

    Предметно-развивающая среда имеет важное значение для развития маленьких, еще не читающих детей, особенно в их самостоятельной деятельности. Благоприятная речевая среда складывается там, где проявляется большой интерес к книге, к чтению, где возникают и удовлетворяются интеллектуальные потребности.

    Хотелось бы обратить внимание на главу 3, параграф 3.3 ФГОС ДО, где перечислены конкретные требования  к развивающей предметно-пространственной среде ДОУ.  Цитата: Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

    1-я младшая группа

    1. Картинки по лексическим темам.

    2. Каталог игр:

    а) по звуковой культуре речи;
    б) упражнений артикуляционной гимнастики;
    в) упражнений дыхательной гимнастики;
    г) пальчиковой гимнастике.

    3. Художественные произведения по программе и др.

    4. Словесные дидактические игры.

    5. Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.

    6. Предметные картинки.

    7. Различные виды театров.

    8. Картинки:

    а) с изображением явлений природы;
    б) предметами домашнего обихода;
    в) основными частями транспорта (кабина, руль, окна, двери, колеса);
    г) изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет);
    д) с изображением размера, цвета, качества предметов (красный т.д., чистый-грязный, сладкий-горький, большой-маленький т.д.);
    е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.)

    Вспомним 1ую младшую группу. Всё окружение является большой зоной по развитию речи. Основная задача – развивать понимание речи и активизировать словарь, способствовать употреблению усвоенных слов в свободной речи. Следовательно, в группе должны быть яркие игрушки разных размеров, предметные картинки, картинки с доступным для детей сюжетом, книги для чтения и рассматривания.

    2-я младшая группа

    1. Картинки по лексическим темам (альбомы).

    2. Каталог игр:

    а) по звуковой культуре речи;
    б) упражнений артикуляционной гимнастики;
    в) упражнений дыхательной гимнастики;
    г) пальчиковой гимнастике.

    3. Художественные произведения по программе и др.

    4. Словесные дидактические игры.

    5. Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.

    6. Предметные и сюжетные картинки для составления описательных рассказов.

    7. Различные виды театров.

    8. Картинки:

    а) с изображением характерных особенностей времен года;
    б) предметами домашнего обихода;
    в) деталями предметов;
    г) с изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет);
    д) с изображением размера, цвета, качества предметов;
    е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.).

    Во 2 младшей группе особое внимание уделяется накоплению и обогащению словаря на основе расширения знаний и представлений из окружающей ребенка жизни; активизации разных частей речи, не только существительных, но и прилагательных, глаголов. Необходимо научить различать предметы по существенным признакам, правильно называть их, видеть их особенности, выделять характерные признаки и качества, а также действия, связанные с ними, их состоянием и возможными действиями человека. Задавать вопросы: Что делает? Что с ним можно делать?

    Необходимо помнить о том, что развитие речи напрямую связано с развитием мелкой моторики руки, поэтому в группе должно быть много игрушек, изготовленных вами пособий, которые развивают руку ребенка. Контуры предметов можно вырезать из разной бумаги, тканей, меха, наждачной бумаги, нарисовать рисунок и смять его в комочек, для того, чтоб дети разворачивали его. Развитию речи помогает театральная деятельность. Для этого в группе есть отдельно оформленное, место театра. Маленькие ширмы,  плоскостной театр, кукольный, на палочках и т.д. Костюмы , маски, шапочки для разыгрывания сказок очень нравятся детям. Выделяется отдельное место для красивых книг со знакомыми сюжетами для рассматривания. Книги всегда должны быть в порядке, а воспитатели говорить о бережном отношении к книгам.
            Средняя группа

    1. Картинки по лексическим темам.

    2. Каталог игр:

    а) по звуковой культуре речи;
    б) упражнений артикуляционной гимнастики;
    в) упражнений дыхательной гимнастики;
    г) пальчиковой гимнастике.

    3. Художественные произведения по программе и др.

    4. Словесные дидактические игры.

    5. Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.

    6. Предметные и сюжетные картинки для составления описательных рассказов.

    7. Различные виды театров.

    8. Картинки:

    а) с изображением явлений природы;
    б) предметами домашнего обихода;
    в) основными частями предметов;
    г) изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет);
    д) с изображением размера, цвета, качества предметов (красный т.д., чистый-грязный, сладкий-горький, большой-маленький т.д.);
    е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.).
    ё) с изображением предметов во множественном числе (один стол – много столов, одна кукла – много кукол);
    ж) для согласования существительных с числительными (1-а груша, 2-е груши, 5 грушп

    9. Зеркало или индивидуальные зеркала.

    Развивающая среда для детей 5 лет должна сохранять некоторый черты младшей группы и в то же время иметь свою изюминку. Появляются символы и фотографии, с помощью которых дети выполняют определенные задания. Это множество разных схем и алгоритмов, моделей, продолжается накопление словаря и все игрушки и картины должны соответствовать реальным предметам, чтобы избежать искаженного восприятия действительности.
          Пополняется театр настольным, перчаточным, костюмами разных героев. В этом возрасте мы побуждаем детей употреблять в речи названия предметов, их частей, деталей, материалов из которых они сделаны и т.д. Здесь нам на помощь приходят схемы для составления описательных рассказов по игрушке, предмету, картинке. В группе необходимо отвести определенное место для сменяющихся картин, репродукций художников и т.д. Книжный уголок пополняется детскими журналами, появляется энциклопедия. Самодельные книжки или изготовленные родителями периодически меняется по темам, сказки на магнитофоне.

    Старшая группа

    1. Картинки по лексическим темам.

    2. Каталог игр:

    а) по звуковой культуре речи;
    б) упражнений артикуляционной гимнастики;
    в) упражнений дыхательной гимнастики;
    г) пальчиковой гимнастике;
    д) игр на развитие фонематического слуха (цветовые обозначения звуков).

    3. Художественные произведения по программе и др.

    4. Словесные дидактические игры.

    5. Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.

    6. Предметные, сюжетные картинки, серии сюжетных картин для составления рассказов.

    7. Картинки:

    а) с изображением явлений природы;
    б) картинки с изображением профессий (каменщик, маляр, плотник, животновод, сельхоз работники, закройщик, швея, военный, врач, учитель;
    в) основными частями транспорта (кабина, руль, окна, двери, колеса);
    г) с изображением техники специального назначения (подъемный кран, экскаватор, трактор, панелевоз, снегоуборочная машина), электротехника (пылесос, овощерезка, электрическая мясорубка, миксер);
    д) с четко выраженными признаками предметов (светлый, темный, сладкий, кислый, горький, звонкий, чистый, грязный, прочный, хрупкий, большой и т.д.);
    е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.);
    ж) с изображением синонимов;
    з) с изображением животных во множественном числе;
    и) с изображением предметов во множественном числе (1-а груша, 2-е груши, 5 груш);
    к) с изображением несклоняемых существительных (кофе, пальто, пианино, какао)

    8. Зеркало или индивидуальные зеркала.

           В старшей группе продолжает совершенствоваться речь, в том числе и звуковая сторона, продолжает развиваться фонематический слух, совершенствуется грамматический строй речи. Дети сочиняют сказки, свободно пересказывают некоторые произведения. Помимо сюжетных и предметных картинок, картотеки игр по развитию речи, появляются схемы для звукового анализа слов, индивидуальные тетради для работы, фишки для обозначения гласных звуков, пособия необходимые для занятий по обучению грамоте, в групповой библиотеке можно сделать стеллаж для книг, на котором появляются разные словарики, справочная литература. Можно пополнять библиотеку книгами о достижениях в различных областях, знакомящие с традициями и культурой страны, книжки-самоделки.

    Подготовительная группа

    1. Картинки по лексическим темам.

    2. Каталог игр:

    а) по звуковой культуре речи;
    б) упражнений артикуляционной гимнастики;
    в) упражнений дыхательной гимнастики;
    г) пальчиковой гимнастике;
    д) игр на развитие фонематического слуха (цветовые обозначения звуков).

    3. Художественные произведения по программе и др.

    4. Словесные дидактические игры.

    5. Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.

    6. Предметные, сюжетные картинки, серии сюжетных картин для составления рассказов.

    7. Картинки:

    а) с изображением явлений природы;
    б) картинки с изображением профессий (каменщик, маляр, плотник, животновод, сельхоз работники, закройщик, швея, военный, врач, учитель;
    в) основными частями транспорта (кабина, руль, окна, двери, колеса);
    г) с изображением техники специального назначения (подъемный кран, экскаватор, трактор, панелевоз, снегоуборочная машина), электротехника (пылесос, овощерезка, электрическая мясорубка, миксер);
    д) с четко выраженными признаками предметов (светлый, темный, сладкий, кислый, горький, звонкий, чистый, грязный, прочный, хрупкий, большой и т.д.);
    е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.);
    ж) с изображением синонимов;
    8. Зеркало или индивидуальные зеркала.

    Подготовительная к школе группа близка по наполнению к старшей группе, но отличается содержанием, в которое укладываются программные задачи, индивидуальные особенности и потребности детей. Здесь те же подходы к формированию среды, может быть, чуть больше объем содержания.

    В этот период формируется мотивация обучения в школе, появляется потребность в знаниях и повышению познавательных интересов. В групповой библиотеке должно быть достаточное количество доступной справочной литературы по разным отраслям знаний, энциклопедии и атласы, географические карты и атласы, глобус, папки с разнообразными иллюстрациями к детским произведениям. Материалы для обводки, штриховки, тетради, шаблоны для работы простыми карандашами и ручками. Картотека разнообразных занимательных заданий: карточки с изображениями наложенных букв и цифр, изображения точками. Алгоритмы и схемы артикуляционных гимнастик (можно фото), зеркало.
    Начинается знакомство с гласными буквами, согласными, нужно отвести определённое место для изученных букв, касса букв, кубики с буквами и т.д.пособия с окошечками, наглядные таблицы и другие пособия для занятий.

    Таким образом, грамотная организация речевой развивающей среды в детском саду:
    *Создаёт благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только в специально организованном обучении, но и в самостоятельной деятельности;
    *Обеспечивает высокий уровень речевой активности детей;
    *Способствует овладению детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой разговорной речи.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Организация развивающей речевой среды в группе"

    Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем  богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окру...

    "Развивающая речевая среда"

    Консультация для педагогов ДОУ....

    Консультация для родителей "Как создать дома развивающую речевую среду для ребенка"

    консультация поможет родителям создать благоприятную развивающую среду дома  для развития речи детей...

    Отчет по конкурсу предметно – развивающей речевой среды в МБДОУ д/с №39.

    На основании годового плана работы 18.02.2016года в нашем детском саду был проведен конкурс на лучший «Речевой уголок». В конкурсе принимали участие все группы....

    Отчет о поверке предметно – пространственной развивающей речевой среды в МАДОУ д\с№7

    «Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира....