Нравственно-патриотическое воспитание детей через знакомство с народными традициями
материал (средняя группа) на тему

Климова Наталья Александровна

Основная задача воспитателей ДОУ создание условий для активного освоения дошкольниками культуры родного народа, сохранения её традиций, так как дошкольное детство – время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvenno-patrioticheskoe_vospitanie.docx20.78 КБ

Предварительный просмотр:

Нравственно-патриотическое воспитание детей через знакомство с народными традициями

    Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остаётся стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Очень важно приобщение ребёнка к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знании истории народа,  его культуры помогает в дальнейшем с уважением и интересом относится к культурным традициям других народов. Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

    Интерес к прошлому, своим корням, истории, культуре, быту народа, закономерно возникающий на определённом этапе развития человеческого общества, - общемировая тенденция. Только на основе знания прошлого можно понять настоящее предвидеть будущее, а народ, не передающий всё самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.

    Основная задача воспитателей ДОУ создание условий для активного освоения дошкольниками культуры родного народа, сохранения её традиций, так как дошкольное детство – время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры.

        Тема «Нравственно-патриотическое воспитание детей через знакомство с народными традициями» для меня является очень актуальной. Над этой темой я уже работаю не первый год. Цель моей работы воспитание любви и уважения к своей Родине, формирование представлений о культурном наследии русского народа.

    Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс. Свою работу я разделила на четыре блока:

  1. «Русская краса»
  2. Кушай, кушай, а сказку слушай, умом-разумом смекай, да на ус мотай»
  3. «Вся семья вместе, так и душа на месте»
  4. «Всякая душа празднику рада»

    В первом блоке идёт знакомство с русским народным костюмом, народными промыслами и природой. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется, что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

    Во втором блоке я знакомлю детей с русскими народными сказками, устным фольклором и театром. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие «Это -  первые и блестящие попытки русской народной педагогики, писал К. Д Ушинский, - и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа». Не случайно К. Д. Ушинский подчёркивал, что «…воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным» Он ввёл в русскую педагогическую литературу термин «народная педагогика», видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.

    Детский фольклор – это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических, и музыкально-поэтических жанров фольклора. В течении многих веков прибаутки, потешки, приговорки любовно и щедро поучают ребёнка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа. Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребёнка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него своё воспитательное воздействие. Ласковый говорок фольклорных произведений вызывает удовольствие не только у детей, но и у взрослых, использующих образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, любви. Таким образом, произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

    Чувство Родины…. Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом ближайшим окружением. Любовь к родине большой начинается с любви к семье и к Родине малой. Содержание этого блока предполагает знакомство детей с традициями и укладом жизни в русских семьях, осмысленным и целесообразным устройством предметной среды национального жилища предков, с особенностями женской и мужской работы, народными тряпичными куклами.

    Народная кукла формировалась на протяжении многих веков, передавалась из поколения в поколение, отражала разные стороны традиционной культуры. Народная кукла всегда давала большие возможности для самовыражения. Создание куклы завораживает. Ведь кукла – это прообраз человека. Сам процесс создания куклы содержит в себе какое-то волшебство, колдовское действо. Игрушки были не только простыми забавами, но так же первыми учителями, и врачевателями детей. С их помощью дети постигали премудрости и умения, без которых не возможен переход во взрослую жизнь.

    Для взрослых людей череда многочисленных будней изредка сменяется праздниками, суть которых мы часто не понимаем, так как в общественной и личной памяти утеряны представления об их значении и традициях празднования. У детей по сравнению со взрослыми – другое измерение времени. И каждый день может и должен быть для них праздником, если об этом позаботятся взрослые. Дети ещё не умеют «праздновать жизнь». Всё, что приносит радость, может стать праздником для ребёнка. В детстве, когда закладывается фундамент физического и психического здоровья, формируется внутренний мир личности, так важно, чтобы ребёнок воспринимал и познавал мир сквозь призму радости, положительных эмоций, которые повышают его активность, любознательность, способствуют духовному росту.

    Задача состоит в том, чтобы соединить обучение и воспитание через традиции народной культуры, предоставить детям возможность познакомиться с культурным наследием наших предков, вводя его произведения во все виды занятий, по капельки добавляя в повседневную жизнь детского сада. А вершиной этой работы становятся праздники, которые являются результатом сотворчества детей и взрослых в области народного словесно-поэтического, музыкального, танцевального, драматического искусства. Народный праздник является большой, яркой и глубоко содержательной игрой. Поэтому, проживая с детьми, любимые в народе праздники мы воздействуем на эмоциональную сферу детей и оставляем в их памяти глубокий след.

    Таким образом, приобщение детей к истокам русской народной праздничной культуры способствует воспитанию здоровой гармоничной личности, сохраняющей традиционные эстетические и морально-нравственные идеалы своего народа.

МБДОУ Детский сад №37 «Огонёк»

Воспитатель Н. А. Климова.