Нравственно-патриотическое воспитание детей через знакомство с родным городом
статья

Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx26.78 КБ

Предварительный просмотр:

Нравственно-патриотическое воспитание детей через знакомство с родным городом

     

    Одним из основных направлений реализации образовательной программы «Социально-коммуникативное развитие» является патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.

     Дошкольное детство-важнейший период в жизни человека, когда закладываются основы его личностной культуры, осваиваются моральные и нравственные ценности общества. Именно в этот период жизни у ребенка формируются представления о самом себе, о людях, о явлениях общественной жизни.

     В последнее время в людях пропало чувство гордости за свою Родину, за свой народ, появилось равнодушное отношение друг к другу. Детям стали чужды такие понятия, как милосердие, сочувствие, доброта, понимание. У каждого человека есть свой родной город, где он родился и вырос. Именно от того, каким предстанет он перед дошкольником, какие эмоции, чувства вызовет, насколько обогатит детскую фантазию, зависит становление его гражданской позиции. Нравственно-патриотическое воспитание в современном обществе имеет все большее значение и в настоящее время становится приоритетной государственной задачей.

      Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс   сложный и длительный. Знакомство  детей с родным краем, с историко-культурными, национальными, природными особенностями формирует у них черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, остаются в памяти человека на всю жизнь.

     Таким образом, одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения является необходимость организации специальной работы по патриотическому воспитанию детей с учетом их возрастных особенностей, национальной культуры, традиций народа.

    Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении патриотических чувств.

        Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами, достопримечательностями.

     Воспитание патриотических чувств у подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени.

       Поэтому нашей задачей, как педагогов является:

  • воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
  • формирование бережного отношения к природе и всему живому;
  • воспитание уважения к труду;
  • развитие интереса к русским традициям и промыслам;
  • формирование элементарных знаний о правах человека;
  • расширение представлений о городах (смотря, где живет ребенок);
  • знакомство детей с символами государства: герб, флаг, гимн и понимание их значение и символику;
  • развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
  • формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

     Жители Санкт-Петербурга с малых лет должны чувствовать себя настоящими петербуржцами: воспитанными, добрыми, внимательными. Надо помочь детям открыть мир истории, архитектуры, искусства Санкт-Петербурга.

    Дети-дошкольники, проживающие в так называемых «спальных» районах зачастую считают главной улицей города ближайший проспект. Они редко выезжают в исторический центр Санкт-Петербурга. Поэтому при изучении истории родного города необходимо плотное взаимодействие с семьей. Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если сами родители будут знать и любить историю своей страны, своего города. В работе с родителями необходимо использовать разнообразные формы: КВН, «Круглый стол», семинары-практикумы, конкурсы, выставки, игровые программы, прогулки выходного дня. Много радости и удовольствия ребенку доставит составление с родителями фотоальбома «Где мы были!» Воспитателю необходимо заранее дать родителям полную информацию о том, куда сходить с ребенком, о чем ему рассказать.

    Отбор материала и работа с детьми происходит в соответствии с возрастом.

    В младшей группе две основные цели:

- воспитание любви и интереса к родному городу;

- воспитание желания узнать свой город, познакомиться с ним ближе

    Основная работа ложится на родителей и воспитателей. Чтение художественной литературы, рассматривание картин, знакомство с трудом взрослых, сюжетно-ролевые игры, ситуации – все это плавно подготавливает детей к целевым прогулкам и экскурсиям. К концу года воспитанники младшей группы получают культурно – гигиенические навыки, самостоятельность, навыки самообслуживания, уверенность в себе, навыки правил поведения на улице.

    В средней группе появляются три основные цели:

- воспитание любви к родному городу, гордость: я – петербуржец;

- пробуждение познавательного интереса к изучению родного города, восхищение им;

- формирование начальных знаний о родном городе

    К концу года дети средней группы должны хорошо знать, в каком городе они живут, главную улицу, реку, площадь, крепость. Обязательно основные сведения о своем районе (название, главная улица, моя улица), о блокадном прошлом города – героя.

   В старшей группе основные цели:

- осознание ценности памятников культуры и искусства;

- воспитание петербуржца в традициях петербургской культуры

    Дети могут связно объяснить, что такое улица, площадь. Знакомятся с историей своего района, картой, гербом, знают об основателе Санкт-Петербурга.

    В подготовительной группе:

- осмыслить историю и культуру Санкт-Петербурга в контексте мировой истории и культуры;

- изучить историю города через историю замечательных петербуржцев

    Ребята уже рисуют памятники, мосты и другие достопримечательности города. Включается много бесед: «Мои чувства», «Мои поступки», «Мои впечатления о памятниках города» и др.

     Для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме. Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Большой интерес вызывают у детей игры в "поездки и путешествия" (в прошлое города и т.д.).

  Таким образом, знакомя детей с родным городом, краем и родной страной, необходимо учитывать, что вся информация, данная воспитателем, должна вызывать в детях не только положительные чувства и эмоции, но и стремление к деятельности. Это может быть желание ребенка нарисовать то, о чем он только что услышал; рассказать родителям или друзьям то, что он узнал от воспитателя; посадить около дома цветы, чтобы его двор был красивее; не сорить и т.д.

Таким образом, каждая тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование). Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений.      

    Формирование настоящих патриотов страны начинается с дошкольного возраста. Именно в это время дети более всего восприимчивы к любой возвышенной информации, позволяющей им гордиться собой и своими предками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный педагогический опыт "Нравственно-патриотическое воспитание детей через ознакомление с родным городом"

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого- с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной ...

Патриотическое воспитание дошкольников через знакомство с родным городом (мастер-класс)

Мастер-класс для педагогов по патриотическому воспитатнию дошкольников. Именно в дошкольные годы под руководством взрослых ребёнок приобретает первоначальный опыт патриотических чувств и базовым ...

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через знакомство с родным городом»

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через знакомство с родным городом»...

План по самообразованию в старшей группе "Формирование нравственно – патриотических чувств у детей через знакомство с родным городом и краем "

Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношений и организацию доступной ...

Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с родным городом с использованием мини-музея в группе

laquo;Только тот, кто любит, ценит, уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом»(С. Михалков)....