Раннее развитие и обучение ребенка
статья на тему

Основные постулаты теории развития ребенка Ф.Фребеля

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл referat_ranee_razvitie_i_obuchenie_rebenka.docx62.25 КБ

Предварительный просмотр:

Методика воспитания Фридриха Фребеля

Ранее развитие и обучение ребенка

Ранее развитие и  обучение ребенка. Методика воспитания Фридриха Фребеля

Рассмотрим основные принципы и постулаты воспитания и развития детей по Фридриху Фребелю.

Цель воспитания состоит не в том, чтобы с ранних лет готовить детей к определенному месту в обществе или обучать их профессии, а в том, чтобы дать возможность каждому ребенку стать развитой личностью. Это возможно лишь в том случае, если выковать неразрывные связи между мышлением и действием, познанием и поступками, знанием и умением.

Ф. Фребель

Основной принцип Ф. Фребеля -  Жизнь для детей

Несмотря на то, что школе воспитания Фридриха Фребеля уже более 250 лет, ее помнят и почитают во всем мире. Именно этот выдающийся немецкий педагог создал общественную систему обучения дошкольников под названием детский сад (Kindergarten). Он же и ввел это понятие, которым мы пользуемся и сегодня, в обиход.

Фребель одним из первых воспитателей своего времени понял, что именно в играх дети наиболее полно реализуются. Для своего детского сада он разработал целый набор игр и игрушек, которые малыши получали в подарок, например кубики или мячи. Кроме играли или слушали истории, которые рассказывали воспитатели.

Педагог начал пропагандировать складывание из бумаги для объяснения детям некоторых простых правил геометрии. Он советовал им постоянно заниматься так называемым оригами с тем, чтобы сначала «ощущать» основы геометрии пальцами, а уже затем понимать. Фребель также известен как автор головоломки, состоящей из классических наборов блоков, которые должны складываться в кубическую коробку. Этот деревянный конструктор для раннего развития знакомит малыша со свойствами геометрических тел, учит пространственному воображению, умению соединять части в целое — и все это исключительно в игровой форме.

Биография Фридриха Фребеля

Фридрих Фребель родился в семье пастора в Обер- вейсбахе, небольшой деревушке княжества Шварцбург-Рудольштадт. Еще малышом он лишился матери и был отдан на попечение прислуги и старших сестер и братьев, которых скоро сменила мачеха. Любопытно, что начальное образование Фридрих получил в деревенской школе для девочек.

С 1799 года юный Фридрих слушал в Йенском университете лекции по естественным наукам и математике, а в 1805 году отправился в Иверден, чтобы лично ознакомиться с постановкой педагогического дела в учебном заведении знаменитого швейцарского педагога Иоганна Песталоцци.

В ноябре 1816 года Фребель открыл в Грисгейме первое учебное заведение, организованное по собственной системе. В эту школу первоначально поступили пять его племянников, затем — брат его друга. В следующем году вдова брата купила небольшое имение в Кейльгау, недалеко от Рудольштадта, куда и была переведена школа Фребеля.

В 1818 году Фребель женился. Увлекшись идеями мужа, супруга вскоре пожертвовала на их осуществление все свое состояние. То же самое сделал и брат Фребеля Христиан: продав свое торговое дело, он переселился в Кейльгау и стал директором училища. Спустя несколько лет в нем уже учились более 60 воспитанников. К этому периоду относится и создание главного литературного труда Фребеля — «О воспитании человека», опубликованного в 1826 году.

Свою деятельность Фребель продолжил в Швейцарии. Успех был очевиден, и кантональное управление Берна поручило педагогу устройство дома для сирот в Бургдорфе. Здесь же у Фребеля возникла мысль о создании воспитательных заведений для малолетних детей.

В 1840 году Фребель переселился в Бланкенбург, где и открыл первое учебное и воспитательное заведение для детей дошкольного возраста, назвав его детским садом. Там же издавалась воскресная газета под девизом «Будем жить для наших детей!». Перу педагога принадлежат ставшие популярными «Материнские ласкательные песни»: музыку к ним сочинил Роберт Кель, а рисунки сделал художник Унгер.

В 1844 году под редакцией Фребеля вышли «Сто песен к играм в мяч, практиковавшимся в детском саду в Бланкенбурге». В 1851 году педагог выпустил «Журнал, содержащий изложение попыток Фридриха Фребеля по проведению идеи развивающе- воспитывающего образования в целях всестороннего единства жизни». (Из всех этих изданий после смерти Фребеля его последователями была составлена книга «Педагогика детского сада».)

В 1852 году съезд учителей в Готе восторженно приветствовал известного воспитателя, отдавая дань уважения новаторским идеям и их практическому осуществлению.

Фридрих Фребель умер 17 июля того же года в Мариентале, где работал над учреждением школы для «детских садовниц» — так по-отечески он называл своих воспитанниц.

Педагогическая деятельность Фридриха Фребеля пришлась на то время, когда в Западной Европе остро стояли проблемы призрения малолетних детей и подготовки их к труду. В городах Англии, Франции, Швейцарии и Германии, где жил Фребель, стали открываться различные учреждения по воспитанию детей дошкольного и раннего школьного возраста: «женские школы», «убежища», «школы плетения из соломы», «школы вязания кружев» и т. п. Чтобы обеспечить их содержание и, кроме того, получить прибыль, устроители, естественно, заставляли детей наравне со взрослыми работать на производстве.

Лишь некоторые «игровые школы» в какой-то мере отвечали педагогическим требованиям, предъявляемым к воспитательным учреждениям. В этих школах работали прогрессивные педагоги, пытавшиеся применять идеи Песталоцци о гармоничном развитии детей с малых лет и рассматривавшие трудовое воспитание и разносторонний труд детей как систему нравственного и умственного развития на основе теории элементарного образования. Одним из инициаторов создания таких школ и был Фридрих Фребель.

Теория развития ребенка по Фребелю

Теория развития ребенка. В своих педагогических воззрениях Фребель исходил из теории всеобщности жизни и бытия: «во всем царит вечный закон». Воспитание и обучение предлагалось организовать в виде единой системы педагогических учреждений для всех возрастов.

Законы воспитания формулировались Фребелем как «самораскрытие Божественного начала в человеке». Иначе говоря — в своем развитии ребенок творчески повторяет исторические этапы развития человеческого сознания. Основная педагогическая система — теория игры. По Фребелю, детская игра — «зеркало жизни и свободное проявление внутреннего мира». Игра — мостик от внутреннего мира к природе.

Разумеется, Фребель, воспитанный в духе немецкой философии, в своих взглядах на природу, общество, человека был идеалистом. Он полагал, что педагогике Песталоцци недоставало философского обоснования, и пришел к выводу о необходимости построить свою систему на прочном философском фундаменте. Он писал: «Если из моей системы вынуть общее мировоззрение, то система упадет. Она стоит, пока цементируется моей философией».

По мнению Фребеля, ребенок от природы наделен четырьмя инстинктами: деятельности, познания, художественным и религиозным. Инстинкт деятельности, или активности, — проявление в ребенке единого творческого Божественного начала; инстинкт познания — заложенное в человеке стремление познать внутреннюю сущность всех вещей, т. е. опять-таки Бога. Фребель дал религиозно-мистическое обоснование роли воспитания и обучения в развитии ребенка, по- своему истолковал представление о саморазвитии как процессе выявления в ребенке природного начала.

Всестороннее развитие детей начинается с их физического развития, а уход за телом тесно связан с развитием психики. Для постепенного укрепления и развития всех членов и органов Фребель рекомендовал предоставить ребенку свободу движений, умеренное рациональное питание, удобную одежду. Важное значение придавалось любым видам деятельности: играм, ритмическим движениям, конструированию, несложным сельскохозяйственным работам на участке, прогулкам.

Игру Фребель считал «высшей ступенью детского развития». Он разработал ее теорию, собрал и методически прокомментировал подвижные игры. В своей практике педагог вел многообразные изобразительные, трудовые занятия в определенной, строго регламентированной системе. Раскрывая ее сущность, Фребель доказывал, что игра для ребенка — инстинкт, основная его деятельность, стихия, в которой он живет, его собственная жизнь. В игре ребенок выражает свой внутренний мир через изображение внешнего. Копируя жизнь семьи, уход матери за младенцем, ребенок изображает нечто внешнее по отношению к себе, но это возможно благодаря исключительно внутренним силам.

Фребель также считал игру одним из средств нравственного воспитания, полагая, что в коллективных и индивидуальных играх, подражая взрослым, ребенок утверждается в правилах и нормах нравственного поведения, тренирует свою волю. Кроме того, игры способствуют развитию воображения и фантазии, необходимых для детского творчества.

Собственно воспитание, по мнению Фребеля, должно начинаться со «второго периода детства» (после года), когда можно уже руководить проявлениями воли ребенка и знакомить его с понятиями количества и разнообразия вещей.

Задача воспитателя заключается в том, чтобы дать игре правильное направление и постепенно развивать посредством игры все, что дано ребенку природой. При этом совершенно не требуется какого-либо принуждения — достаточно побудить ребенка сделать то, что он сам бы сделал, если бы понимал себя.

Особенно подробно Фребель развивал мысль о важности знакомства с естественными науками: жизнь выражается наиболее наглядно и разнообразно в природе, поэтому любой человек легче всего познает идею жизни, наблюдая за природой.

Особая роль в понимании жизни, ее развитии и организации отводится понятию «единства в многообразии». Задача воспитания состоит в том, чтобы развить единство, вложенное в человеческую душу, и превратить его в возможно совершенное многообразие.

То, что мы хотим развить в ребенке, должно уже быть в его натуре. Для создания совершенного единства необходимо, чтобы все свойственные человеку многообразия развивались одновременно и в одинаковой степени, оставаясь в гармоничном отношении друг к другу. Переходя постепенно от инстинкта к чувству и далее к сознанию и воле, ребенок должен получать на каждой ступени развития только то, что он может понять, усвоить и переработать и что может послужить ему подготовкой к следующей ступени.

Важную роль в воспитании ребенка играет мать. Именно матерям Фребель адресовал свои «дары» — системный набор игр, составленный по возрастающей: от простых к более сложным. В этом же ряду стоят «Материнские песни», призванные в доступной форме привить малышу чувство гармонии и ритма.

Воспитание детей в детском саду

Методика воспитания в детском саду. Самореализация невозможна без внешнего влияния, а значит, необходимы разнообразные средства, способствующие удовлетворению влечений. В детском саду, как писал Фребель, «детей необходимо активно вовлекать в коллективную деятельность, развивать их тело, упражнять внешние проявления чувств, знакомить с людьми и природой; в играх, веселье и невинных забавах готовить к школе, помогая развиваться, словно растениям в саду».

Идею создания детских садов Фребель вынашивал много лет, воплотив ее в жизнь сравнительно поздно. Он исходил из предположения, что в первые годы жизни приобретается наибольшее количество знаний, строится основание всей духовной жизни и, следовательно, тщательный и разумный уход является особенно важным, а между тем именно в это время ребенок часто предоставлен самому себе. Для таких детей детские сады особенно необходимы. Но даже в тех семьях, где за развитием ребенка следит любящая и образованная мать, посещение детского сада весьма полезно. Общение с детьми одного возраста, игры и занятия могут оказать благотворное влияние на душевную жизнь маленького человека.

По замыслу Фребеля, детский сад должен состоять из четырех учреждений:

➣ образцовое заведение для воспитания малолетних детей;

➣ заведение для обучения и подготовки детских «садовников и садовниц»;

➣ заведение для распространения полезных детских игр;

➣ периодическое издание, способствующее поддержанию связи между родителями, воспитателями и воспитанницами детских садов.

В брошюре «Отчет о немецком детском саде в Бланкенбурге» Фребель пояснил: назначение детского сада — не только брать под надзор детей дошкольного возраста, но упражнять их душу, укреплять тело, развивать чувства и пробуждающийся разум, знакомить с природой и людьми, направляя сердце к первоначальному источнику жизни — единению.

Важнейшим фактором воспитания Фребель считал речь. По его убеждению, игра непременно должна сопровождаться беседой или пением и детям должна быть дана возможность высказываться.

Несмотря на то что детские сады при жизни Фребеля не были оценены по достоинству, уже к концу XIX века они заняли ведущее положение в системе дошкольного воспитания во многих странах. Объяснение простое: Фребель раньше других подметил то, что видели все, но не придавали значения: детям вместе интересно, они тянутся друг к другу. Никто не хочет играть в одиночку, при этом каждый готов подчиниться общим правилам. Примечательно, что правила своих игр дети могут изобретать или придумывать вполне самостоятельно, они строго им следуют, более того, старшие помогают младшим их осваивать.

❧ Одухотворяющее слово, одухотворяющее пение принадлежит к числу самостоятельных занятий ребенка, а следовательно, должно постоянно входить и в его игры... (Ф. Фребель)

Несомненно, Фребель обладал уникальной педагогической интуицией и чутьем. Ведь, по сути, в начале XIX века вообще не существовало такого понятия, как дошкольное воспитание. Но школы-то были! А в них были дети, собранные в группы. Это уже новые отношения, появление определенных сложностей и для детей, и для учителей. Значит, малышей надо было готовить к школе, именно собирая их в группы, — и под руководством педагогов.

Фребель определил и главный принцип воспитания в детском саду: не мешать ребенку, а помогать, развивая все лучшее, что дала ему природа.

Сегодня все эти соображения кажутся нам очевидными, но для начала XIX века они были поистине революционными. Достаточно сказать, что торговля детьми (как и взрослыми) считалась нормальным явлением: до отмены крепостного права в Европе оставался еще не один десяток лет, в России — более полувека. Фребеля не раз обвиняли в пропаганде социалистических идей.

В целом Фребель рассматривал воспитание как двусторонний процесс, при котором учитель воздействует на развитие личности главным образом с помощью различных видов деятельности, процесс, подводящий и ученика, и учителя к сознательным усилиям, направленным на то, чтобы изменить самих себя. Настоящий педагог всегда в состоянии одновременно «давать и воспринимать, объединять и разделять, предписывать и проявлять терпение, быть строгим и снисходительным, твердым и гибким».  

Фридрих Фребель, немецкий педагог, теоретик и, по сути, основоположник общественного дошкольного воспитания, родился 1782 г. в Тюрингии. Он рано осиротел и с 10 лет воспитывался в семье своего дяди-пастора; получил среднее образование, затем учился в Йенском и Берлинском университетах. Вынужденный вследствие материальной необеспеченности покинуть университет, он пробовал свои силы в разных профессиях. Встреча с одним из последователей Песталоцци — директором образцовой школы города Франкфурта-на-Майне Грунером определила его будущее. Фребель стал учителем естественных наук в этой школе. Фребель провел со своими тремя воспитанниками в Ивердонском институте Песталоцци, проникся горячей симпатией к делу и идеям великого швейцарского педагога и решил посвятить себя педагогической деятельности, завершив прежде высшее образование.

В 1811—1813 гг. он учился сначала в Геттингенском, а затем в Берлинском университетах, где его мировоззрение складывалось под влиянием немецкой классической философии Шеллинга, Фихте, Гегеля. По окончании университета он полностью отдается делу воспитания детей. Поскольку в это время особую актуальность приобрели вопросы организации учреждений для воспитания детей дошкольного возраста, Фребель в 1816 г. в Тюрингии в скромной деревушке Грисгейм открыл свое первое воспитательное учреждение «Универсальный германский воспитательный институт», которое через год он перенес в соседнюю деревню Кайльгау. Следуя педагогическим принципам Песталоцци, Фребель в своем институте занимался с детьми физическими упражнениями, приучал их к сельскохозяйственному труду, в обучении использовал наглядность. Работа его шла успешно, и учреждение быстро приобрело большую известность.

Фребель занимался также теоретической разработкой своей воспитательной системы, в основу которой им были положены принципы педагогики Песталоцци в соединении с идеалистическими постулатами немецкой философии. В 1817 г. он опубликовал свой первый литературный труд «К нашему немецкому народу». Начиная с 1820 г. в течение ряда лет Фребель ежегодно выпускал брошюры с сообщениями о состоянии своего воспитательного учреждения. В 1826 г. он издал книгу «Воспитание человека — главный труд, в котором изложил в системе свои педагогические воззрения, получившие конкретизацию в его последующих работах. В 1828 г., когда в Германии усилилась реакция и начались преследования прогрессивных деятелей, Фребель был обвинен в распространении «вредных идей. И хотя специально назначенная комиссия не подтвердила этих подозрений, большинство родителей забрали детей. В 1829 г. Фребелю пришлось закрыть свой институт. В последующие годы он пытался вместе с прогрессивно настроенными людьми открывать новые воспитательные учреждения в разных местах, но везде наталкивался на сопротивление реакционных сил. В 1833 г. Бернское правительство предложило Фребелю руководство сиротским приютом в Бургдорфе, который был основан 36 лет назад Песталоцци и в котором теперь обучались дети разного возраста, в том числе и дошкольники. Проводя с ними усиленную экспериментальную работу, Фребель определял содержание и методы воспитания маленьких детей.

Он пробыл в Швейцарии 5 лет. Вернувшись в Тюрингию, Фребель основал в 1837 г. в Бланкенбурге (близ Кайльгау) учреждение для детей дошкольного возраста, которому в 1840 г. дал название «Детский сад». Детский сад в Бланкенбурге просуществовал всего 7 лет и был закрыт из-за недостатка средств. Но Фребель продолжал работу и осуществил подготовку «детских садовниц — воспитательниц. В конце жизни ему удалось открыть еще один детский сад в Мариентале, но в 1851 г. по приказу немецких властей все детские сады в Германии были запрещены как составляющие часть якобы социалистической системы Фребеля, имеющей целью вести юношество к атеизму. Это было сильным ударом для Фребеля, и 21 июня 1852 г. он скончался в Мариентале. Несмотря на противодействия реакционеров, он был признан и известен далеко за пределами своей родины... 

Ф Фребель свой общественный идеал видел в гражданско-демократическом порядке и мечтал о гражданско-демократическом национальном воспитании. «Я хотел воспитывать свободно мыслящих, самостоятельных людей»,- говорил он.

Мысль о постепенном развитии всего рода человеческого Ф.Фребель перенес на педагогический процесс, на индивидуальное развитие, достигаемое педагогическим влиянием. Деятельность, даже по отношению к маленькому ребенку, он понимал как активное, сознательное участие индивидуума в жизни. Для него было познавательная сторона этого процесса, познавательный рост ребенка, происходящий благодаря его деятельности.

 

Итак, основные постулаты, на которых основывается теория развития ребенка Ф. Фребеля.

Разработал обширную, детальную для его времени, почти законченную систему дошкольного воспитания, основу которой составляла хорошо проработанная дидактика, направленная на развитие детей через организацию разных видов деятельности: игры, пения, плетения, конструирования и т.п.

В педагогической системе Фребеля можно выделить три основных блока:

1. Представления о механизме умственного развития ребенка, развития сознания и мышления индивидуума, в котором Фребель выделяет четыре компонента:

·                    чувства;

·                    познавательная и практическая деятельность с предметами;

·                    язык;

·                    математика.

2. Цели и способы умственного развития ребенка. Он определяет четыре этапа умственного развития:

·                    Исходный – связан с первыми месяцами жизни ребенка , когда он сам не выделяет и не фиксирует предметы , действия и явления.

·                    Младенчество – действие и слово матери способствуют научению выделять сначала отдельных предметы и явления ближайшего окружающего, а затем самого себя.

·                     Детство – ребенок говорит и играет с предметами. Именно на этом этапе можно и нужно начинать целенаправленное обучение и научение.

·                    Отрочество – поступление ребенка в школу и изучение учебных предметов.

3. Дидактический материал, с которым должен работать ребенок («дары Фребеля»):

·                    подвижность;

·                    непосредственность;

·                    любознательность;

·                    стремление к подражанию.

Итак, ядром педагогики детского сада Фребель считал игру. Раскрывая ее сущность, он доказывал, что игра для ребенка — влечение, инстинкт, основная его деятельность, стихия, в которой он живет, она — его собственная жизнь. В игре ребенок выражает свой внутренний мир через изображение внешнего мира. Изображая жизнь семьи, уход матери за младенцем и др., ребенок изображает нечто внешнее по отношению к себе, но это возможно только благодаря внутренним силам. Фребель широко использовал игру как одно из средств нравственного воспитания, полагая, что в коллективных и индивидуальных играх, подражая взрослым, ребенок утверждается в правилах и нормах нравственного поведения, тренирует свою волю. Игры, по его мнению, содействуют развитию воображения и фантазии, необходимых для детского творчества.

Для развития ребенка в самом раннем возрасте Фребель предложил шесть «даров».

Первым даром является мяч. Мячи должны быть небольшие, мягкие, связанные из шерсти, окрашенные в различные цвета — красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый (т. е. цвета радуги) и белый. Каждый мяч-шар — на ниточке. Мать показывает ребенку мячи различного цвета, развивая таким образом его умение различать цвета. Раскачивая шарик в разные стороны и соответственно приговаривая «вперед-назад», «вверх-вниз», «вправо-влево», мать знакомит ребенка с пространственными представлениями. Показывая шарик на ладони и пряча его, приговаривая при этом «Есть мячик — нет мячика», она знакомит ребенка с утверждением и отрицанием. Обосновывая, почему именно первым даром, первой игрушкой должен быть шар-мяч, Фребель замечал, что он наиболее удобен ребенку, так как его нежной, неразвитой ручке еще трудно держать угловатый предмет (например, кубик) Но наряду с этим, Фребель приводит и ряд других, символических, доводов, как-то: первым даром должен быть именно шар, поскольку шар является «единством в единстве», шар — символ движения, шар — символ бесконечности.
 Вторым даром являются небольшие деревянные шар, кубик и цилиндр (диаметр шара, основание цилиндра и сторона кубика одинаковые). С помощью их ребенок знакомится с разными формами предметов. Кубик своей формой и своей устойчивостью является противоположностью шара. Шар рассматривался Фребелем как символ движения, кубик же — как символ покоя и символ «единства в многообразии (куб един, но вид его различен в зависимости от того, как он представлен взору: ребром, стороной, вершиной). Цилиндр совмещает и свойства шара, и свойства кубика: он устойчив, если поставлен на основание, и подвижен, если положен, и т. д.

Третий дар — куб, разделенный на восемь кубиков (куб разрезан пополам, каждая половина — на четыре части). Посредством этого дара ребенок, считал Фребель, получает представление о целом и составляющих его частях («сложное единство», «единство и многообразие»); с его помощью он имеет возможность развивать свое творчество, строить из кубиков, различно их комбинируя.

Четвертый дар — тех же размеров кубик, разделенный на восемь плиток (кубик делится пополам, а каждая половина — на четыре удлиненные плитки, длина каждой плитки равна стороне кубика, толщина равна одной четвертой этой стороны).
Возможность строительных комбинаций в данном случае значительно расширяется: с прибавлением каждого нового дара прежние, с которыми ребенок уже освоился, конечно, не изымаются.

Пятый дар — кубик, разделенный на двадцать семь маленьких кубиков, причем девять из них разделены на более мелкие части.

Шестой дар — кубик, разделенный тоже на двадцать семь кубиков, многие из которых разделены еще на части: на плитки, по диагонали и пр.

Последние два дара дают большое разнообразие самых различных геометрических тел, необходимых для строительных игр ребенка. Использование этого пособия помогает развитию у детей строительных навыков и одновременно создает у них представления о форме, величине, пространственных отношениях, числах. Кроме этих шести даров, Фребель предлагал впоследствии дать детям дополнительный строительный материал (арки и пр.), а также проводить с ними занятия лепкой, рисованием, игры-занятия с палочками, плетение и пр.

В конце хочу отметить, что Ф. Фребель – не только знаменитый человек, но он дар всего человечества, он как мы отмечали, этап дары педагогики.

Каждый из нас, прочитав труды Фребеля, может найти что-то интересное и сделать новщстьво своего времени пути дошкольного образование. А к Ф Фребелю можно относиться с чуством большого уважения уже только за то, что он, по сути, сделал дошкольную педагогику наукой и, по словам Б.И. Хачапуридзе, положил начало разным течениям теории и практики детских садов.

 

Литература

 

1. Бобровская С.Л. Сущность системы Фребеля ,- М.,1972г

2. Вульфсон Б.Л., Малькова З.А. Сравнительная педагогика .- М; Воронеж 1996 г

3. А.П. Букин. Википедия — свободная энциклопедия.

4. Дошкольная педагогика. Под ред. В. И. Ядешко и Ф. А. Сохина. Просвещение, Москва, 1979 г.

5. www.i-gnom.ru

6. www.mycorso.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Раннее развитие и обучение детей" (мнения "за" и "против").

Знакомства с терминами: раннее развитие и раннее обучение.Мифы современных родителей о раннем развитии и обучении.Знакомство с методиками раннего развития и обучения: методика Зайцева, методика М. Мон...

Значение дидактических игр для воспитания, развития и обучения ребенка

Значение словесных дидактических играх в речевом развитии детей....

Роль психолога в создании условий успешного развития и обучения ребенка в дошкольном образовании.

Материал всероссийской научно-практической конференции 25 апреля 2014г., г.Уфа.Практическая психология образования: опыт , проблемы, перспективы....

Индивидуальная карта сопровождения развития и обучения ребенка с синдромом Дауна.

В моей группе есть ребенок с диагнозом Синдром Дауна. Поскольку в детском саду детей с синдромом Дауна никогда не было, появилась необходимость создать индивидуальный проект для работы с данным р...

Консультация на тему: "Роль игры в развитии и обучении ребенка"

Предлагаю Вашему вниманию материал, посвященный тому, на сколько важно играть с детьми, и на занятиях, и дома!!!...

Индивидуальный образовательный маршрут развития и обучения ребенка с синдромом Дауна. (Вторая младшая группа «Ручеек») 2019 – 2020 г.

Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов (далее – дети с ОВЗ) является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской Федерации.Количеств...

Индивидуальный образовательный маршрут развития и обучения ребенка с синдромом Дауна. 2020 – 2021 г. (Реализация индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей ребенка-инвалида с

Индивидуальный образовательный маршрут развития и обучения ребенкас синдромом Дауна.2020 – 2021 г. (Реализация индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовле...