Предметно-развивающая среда в ДОУ
статья (старшая группа) по теме

Луговая Елена Леонидовна

Пространственно -предметная развивающая среда, является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта. Поэтому педагогам в ДОУ очень важно уметь её моделировать, чтобы позволить ребенку проявить творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе. Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять. Предметно-развивающая среда строится так, чтобы дети могли участвовать во всем многообразии игр: сюжетно-ролевых, театрализованны х, режиссерских, народных, хороводных, подвижных, строительно-конструктивных играх. Она должна формироваться с учетом определенных принципов, с учетом возраста детей, поскольку каждая возрастная группа обладает своими специфическими психолого-педагогическими характеристикам и. Основными принципами создания предметной среды в нашей группе являются: *Принцип гибкого зонирования: Размещение материала связано с трудностями пространственно го характера – ограниченностью помещения детского сада, тем более что детям для проведения свободной активности необходимо не перегруженное предметами пространство. Удачное решение, позволяющее использовать ограниченное помещение детского сада наилучшим образом достигается принципом комплексировани я и гибкого зонирования. Мы строим жизненное пространство в детском саду так, что бы дети в соответствии со своими интересами и желаниями свободно играли, занимались, не мешая друг другу, разными видами деятельности. В нашей старшей группе выделили основные зоны: - зона сюжетно-ролевых игр; - зона для игр со строительным материалом конструкторами, дидактическими играми; - зона театрализации; - физкультурно-оздоровительная зона; - речевая зона; - экологическая зона; - зона художественно-творческой деятельности детей. - учебная зона. * Принцип дистанции, позиции при взаимодействии: Помещение спланировано так, чтобы каждый ребенок мог найти место удобное для игр, занятий и комфортное с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними. * Принцип стабильности – динамичности развивающей среды: Предметно – развивающая среда меняется в зависимости от сезона, от темы с которой знакомятся дети в данный период времени. Содержание предметно-развивающей среды периодически варьируется, постоянно обогащается с ориентацией на поддержание интереса детей, на обеспечение «зоны ближайшего развития», на неисчерпаемую информативность и индивидуальные возможности детей. Стараемся обеспечить гармоничное соотношение материалов, окружающих ребенка в детском саду, с точки зрения их количества, разнообразия, неординарности, изменяемости и т. д. *Принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка: Ребенок в детском саду находится целый день, поэтому мы стараемся создать оптимальные условия для игр и развития в разных видах деятельности. Стремимся к тому, чтобы развивающая среда была эмоционально насыщенной, оборудование было привлекательно детям. * Принцип учета половых и возрастных различий детей: Одним из важных требований при создании предметно-развивающей среды мы считаем учет возрастных особенностей и половых различий детей. Если в группе преобладают по численности мальчики, пространственно е помещение группы расширяем, так как им нужно большие площади для свободы. *Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды: В группе должно быть не только уютно и комфортно, но и красиво, в оформлении помещений стараемся соблюдать единый стиль. Известно, что выбор цвета для стен, мебели, аксессуаров оказывает непосредственно е влияние на эмоциональное состояние детей. При окраске помещений мы учитываем то, что светлые и белые потолки оптически расширяют пространство. При выборе цветовой палитры отдали предпочтение персиковому, оранжевому, светло- желтому тонам. Чтобы утолить «цветовой голод» ребенка и развить цветоощущение, используем яркие насыщенные цветовые пятна в интерьере группы: мебель, картины, игрушки и т.д. Построение развивающей среды с учетом изложенных выше принципов дает ребенку чувство психологической защищенности, помогает развитию личности, способностей овладению разными способами деятельности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

предметно-развивающая игровая среда в дошкольном образовательном учреждении

Игра -это ведущий вид деятельности дошкольников и один из способов проявления и выражения себя, своих чувств, мыслей, отношения к окружающему миру....

Предметно-развивающая игровая среда самых маленьких

особености организации предметно-развивающей игровой среды для детей 2-3 лет...

Ранний возраст Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста

Предметно-развивающая среда в группе раннего возраста...

Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста.

Общеизвестно, какую неоценимую роль в развитии ребёнка играет предметно-развивающая среда. Ведь предметная среда – это не только набор тематических зон, самое главное – это «среда обитания» малыша, в ...

Предметно - развивающая, игровая среда в 1 младшей группе

В период детства маленький человек активно познает окружающий мир. И наша задача — сделать окружение для ребенка ярким, интересным, запоминающимся, эмоциональным, активным, мобильным. Правильно ...