Обобщение и анализ условий, созданных в средней группе для развития сюжетно-ролевой игры
учебно-методический материал (средняя группа) на тему

Рябова Наталья Георгиевна

Аналитический отчет за год по развитию сюжетной игровой деятельности у детей 4-5 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл syuzhetno-rolevaya_igra.docx20.56 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 48»

Обобщение и анализ условий, созданных в средней группе № 4 «Сказка» для развития сюжетно-ролевой игры

Воспитатель: Рябова Н.Г.

Рязань 2015

Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Характеризуя ее, С.Л.Рубинштейн подчеркнул, что эта игра наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строиться на взаимодействии ребенка с взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.

Сюжетно-ролевая игра по своему характеру - деятельность отражательная. Основной источник, питающий игру ребенка, - это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке.

При организации сюжетно-ролевой игры мы придерживаемся ряда принципов:

1. Мы играем вместе с детьми. При этом занимаем позицию умеющего интересно играть эмоционального партнера, с которым ребенок чувствует себя на равных, ощущает себя вне оценок, проявляет инициативу.

2. Играем с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом этапе развертываем игру таким образом, чтобы дети сразу открывали и усваивали новый, более сложный способ ее построения.

3. Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства при формировании игровых умений одновременно ориентируем ребенка как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам.

4. Организуя игру, включаем моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создаем условия для самостоятельной детской игры.

Программа воспитания и обучения в средней группе детского сада ставит перед нами следующие задачи:

  • в совместных с детьми играх, содержащих несколько ролей,
    совершенствовать умение детей объединяться в игре, распределять роли, выполнять игровые действия в соответствии с игровым замыслом;
  • учить детей готовить обстановку для игры — подбирать предметы и атрибуты, выбирать удобное место;
  •  развивать у детей умение создавать и использовать атрибуты для игры из строительного материала, пластмассовых и деревянных конструкторов
  •  развивать умение использовать предметы-заместители.

В соответствии этими задачами мы посчитали, что здесь уже не нужны такие четко выраженные игровые зоны, как в младших группах. Границы игровых зон размыты, одни и те же атрибуты могут быть использованы для игр разных игр.

Материал к сюжетно-ролевой игре в нашей группе всегда под рукой, и в то же время не постоянно на виду. Наиболее рациональным мы считаем вариант хранения атрибутов для игр в коробках и корзинах. Для каждой игры мы изготовили или приобрели свою коробку. В коробку складываются все атрибуты для игры. Они должны быть реалистичные.

Для развития у детей ролевых действий необходимо умение перевоплощаться. Отдельно предусматривается хранение костюмов и масок для игр-драматизаций. Используемые для этого костюмы и атрибуты (фартук для мамы, белый халат для врача, военная форма) хранятся  в специальном шкафчике, доступном для детей,  или на вешалке, на полочках лежат дополнительные элементы: шляпки, косынки, ободки и т.д., кроме того  в шкафу хранятся комплекты постельного белья или просто лоскуты ткани для «стирок и глажения». Пространство группы организовано таким образом, что оно позволяет детям свободно перемещаться, одновременно играть нескольким группам детей. Все зоны являются доступными, также в процессе сюжетно-ролевой игры дети имеют легкий доступ к таким зонам, как природный уголок, книжный уголок и уголок изодеятельности.

           В соответствии с требованиями зонирования группы выделяется место для кукольного уголка, оборудованного для различных игровых действий с куклой и сюжетно-ролевых игр (игрушечная мебель, посуда, кукольная одежда, игрушки, имитирующие бытовые предметы: утюг, телевизор, газовая плита, предметы для стирки). Содержание кукольного уголка соответствует разным ситуациям сюжетно-ролевых игр и постоянно дополняется, по мере освоения детьми тех или иных игровых действий. Кроме того, среди игровой атрибутики значительное место занимают детские поделки, используемые в играх (деньги, кошельки из бумаги, таблетки, бланки для рецептов и многие другие). Использование самоделок повышает у детей интерес к игре.

Особое внимание уделяем обучению детей взаимопроникновению сюжетов. Например, при игре в больницу можно ввести в сюжет роль водителя «Скорой помощи». При игре «Семья» можно запланировать поход по магазинам для покупки продуктов и вещей. Содержание игровых зон значительно обогатилось. Например, если во второй младшей группе у нас был продуктовый магазин, то в средней добавляются магазин одежды, обуви и др.

В средней группе мы старались перевести детей к более сложному ролевому поведению в игре, формировать умение изменять свое ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, менять игровую роль и обозначать новую роль для партнеров в ходе игры. Для этого мы стараемся соблюдать два условия: использования многоперсонажных сюжетов с определенной ролевой структурой, где одна из ролей включена в непосредственные связи со всеми остальными; отказа от однозначного соответствия числа ролей количеству участников игры, персонажей в сюжете должно быть больше, чем участников.

На практике любую тему игры раскладываем в виде ролей, где одна основная и несколько сопутствующих ей по смыслу. Таким образом, получается развертка темы в ролях. Сюжет в этом случае раскрывается постепенно: основная роль и каждая дополнительная по очереди. Основная роль разворачивается для выполняющего ее ребенка в многообразии различных связей. Играя с детьми, предоставляем возможность каждому выполнять основную и сопутствующие роли для приобретения опыта ролевого взаимодействия. При этом предполагаемых ролей в игре обязательно делаем больше, чем играющих детей, чтобы дети учились менять роли, тип поведения и взаимодействия по ходу игры. Сюжет также не должен быть продуман заранее, он развивается в процессе игры. Иногда для игр используем сказочные сюжеты, где главный герой встречается последовательно с каждым из сказочных персонажей.

В процессе развития сюжетно-ролевой игры мы сами вступаем со многими детьми в ролевое взаимодействие, активизируем ролевой диалог, акцентируем детей на ролевом взаимодействии друг с другом. Игра носит характер свободной импровизации. Кроме того, в игре ребенок не только согласованно взаимодействует со сверстниками, но и моделирует ролевой диалог с партнером-игрушкой, с воображаемым партнером. Дети широко и творчески используют актуализированные игровые роли, выполняют условные действия с игрушками и предметами-заместителями. Кроме того, мы широко используем сюжетно-ролевые игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей, в целях всестороннего развития ребенка,  формирования его положительных личностных качеств и социализации  как члена общества.

        Анализирую уровень развития сюжетно-ролевой игровой деятельности методом наблюдения за детьми, пришли к выводу, что инициаторами самостоятельной сюжетно-ролевой игры чаще являются девочки (Шелудякова Ангелина, Севастьянова Олеся, Новикова Рита, Куланина Люба), они втягивают в игру других девочек и мальчиков, распределяют роли и придумывают сюжет. Среди мальчиков чаще других инициатором сюжетно-ролевой игры является Демьянов Дима. Все дети с удовольствием играют в сюжетно-ролевую игру «Семья», девочки также предпочитают игры «Больница», «Парикмахерская», мальчики в основном играют в «Пожарных». Подводя итог, можно сказать, что дети с руководящей помощью воспитателя научились строить сложный сюжет, способны сами организовать игру, разбиться на небольшие группы, распределить роли, совместно придумать сюжет, в игру с удовольствием играют как девочки, так и мальчики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние современных условий на развитие сюжетно-ролевой игры дошкольников. Сюжетно-ролевая игра, как условие социализации дошкольников

  Современные исследования игровой деятельности дошкольников привели к выводу, что игре необходимо учить, сама по себе игра и ребенок в игре без руководства развиваться не будут. С этой це...

Педагогические условия развития сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы. В настоящее время общепризнано, что игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста, которая оказывает ...

«Педагогические условия развития сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы).

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающег...

Особенности работы по созданию педагогических условий развития сюжетно - ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста

Особенности работы по созданию педагогических условий развития сюжетно - ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста...

Анализ уровня развития сюжетно-ролевой игры

Анализ развития сюжетно-ролевой игры в средней группе....

Условия, которые необходимо создать для развития сюжетно-ролевой игры в детском саду.

Первостепенное в рамках данного вопроса - педагог должен понимать важность развивающей функции игры (для формирования инициативности, воображения, проживания своего опыта, разрешение конфлик...

Практические рекомендации для педагогов "Создание условий для развития сюжетно-ролевой игры в младшем дошкольном возрасте"

Игра – естественный для ребёнка вид деятельности. Свободное от регламентации игровое действие позволяет ребёнку удовлетворить свои потребности, выразить свои желания, ему открывается широкий про...