Выступление по теме : «Экспериментальная деятельность в старшем дошкольном возрасте»
опыты и эксперименты (старшая группа) на тему

Выступление по теме :  «Экспериментальная деятельность

 в старшем дошкольном возрасте»

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 8 «Вишенка» г. Ртищево Саратовской области»

Выступление по теме :  «Экспериментальная деятельность

 в старшем дошкольном возрасте»

Подготовил:

воспитатель первой категории Оськина О.Ю.

2015 год

1    

Современный образовательный процесс в дошкольном учреждении необходимо конструировать на исследовательской основе, где ребенок становится первооткрывателем и экспериментатором.  Для него это прежде всего возможность личностной самореализации посредством активного освоения и воспроизведения исследовательского опыта.

2  Девиз программы «Детство» - Чувствовать, Познавать, Творить.

Программа «Детство» ориентирует воспитателей на развитие у старших дошкольников интереса к природе, желания активно познавать природные объекты и действовать с ними, проявлять гуманное, экологически целесообразное отношение к живой и неживой природе. Это предполагает решение нескольких следующих взаимосвязанных задач.

3     

 Задачи:

1. Способствовать освоению детьми разных способов обследования, установлению связей между способом обследования и познаваемым свойством предмета.

2. Поддерживать у дошкольников интерес к живой и неживой природе, к наблюдению, экспериментированию, изучению материалов энциклопедий, журналов.

3. Развивать желание активно познавать и действовать с природными  объектами, материалами с учетом

избирательности и предпочтений детей.

4. Стимулировать самостоятельность в процессе познавательно- исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, установлению связей, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.

4

Достижения ребенка (Что нас радует)

  • Способность использовать наблюдение как самостоятельный способ познания, применять в нем сенсорные и интеллектуальные способы, планировать его, формулировать выводы по содержанию;  
  • Умение в элементарной поисковой деятельности самостоятельно принимать и ставить познавательные задачи, выдвигать предположения, замечать и осознавать противоречия в суждениях, использовать разные способы проверки предположений (опыты, эвристические рассуждения, длительные сравнительные наблюдения), способность делать выводы, маленькие открытия;
  • На основе сравнения классифицировать объекты и явления по существенным признакам;
  • Моделировать характерные и существенные признаки, частные и общие связи и понятия;
  • Самостоятельно применять знания о природе при анализе новых ситуаций; устанавливать связи разной степени сложности и содержания
  • Умения связно рассказывать о наблюдаемых явлениях, объяснять их;
  • Использовать речь- доказательство.

     5

     Исследовательская активность старшего дошкольника в условиях    экспериментирования проявляется:

  • в интересе ребенка к экспериментированию с разными объектами;
  • в умении принять от взрослого проблемную задачу, требующую решения с помощью экспериментирования, или поставить ее самостоятельно;
  • в стремлении ребенка проводить в процессе экспериментирования активный поиск путей решения проблемы, в том числе используя перебор вариантов решения  методом проб и ошибок, если избранный путь оказался неудачным;
  • в настойчивости исследовательского поиска решения проблемы и сохранении интереса к экспериментированию с объектами в дальнейшем.

6

Развитие кругозора и познавательно – исследовательской деятельности в природе.

Необходимо обеспечить условия для проявления активной позиции ребенка в познании природы:

 - в развивающей среде группы создаются условия для самостоятельного решения детьми проблемных ситуаций природоведческого содержания, экспериментирования, наблюдения.

- в уголке экспериментирования, на участке детского сада создаются условия для выявления детьми качеств и свойств воды, снега, льда, песка, почвы, камней, формируется умение определять их зависимость от воздействия солнца, температуры, влажности воздуха, сезона.-

- предоставление возможности детям самостоятельно ухаживать за растениями уголка природы и участка детского сада.

     7

Используются формы и методы, вызывающие развитие эмоций и чувств детей, способствующие проявлению гуманно – ценностного отношения к природе:

 - целевые прогулки, экскурсии в природу;

 -  использование модели для группировки природных объектов, заполнение экологических дневников, создание вместе с детьми книг самоделок о природе, выпуск детских журналов;

 -  привлечение детей к созданию разнообразных коллекций;

 - экологические игры – дидактические, сюжетные, подвижные.

 

     8

Организация взаимодействия педагога и детей.

Организованное обучение

  • используются разные образовательные ситуации, направленные на формирование обобщенных представлений, выявление причинных связей в природе, в которых познание природы сочетается с другими видами детской деятельности.

Совместная деятельность

  • наблюдения, целевые прогулки, экскурсии;
  • беседы, рассказы;
  • игры;
  • рассматривание иллюстраций, просмотр видеоматериалов;
  • коллекционирование;
  • опыты, проблемные ситуации, поисковая деятельность и т.д.

Самостоятельная деятельность

  • стимулирование педагогом самостоятельной деятельности детей в природе, задания для наблюдений в природе, создание проблемных ситуаций – познавательных и практических.

9

Игра как средство экологического развития

10

В игре – опыте,  дети познают свойства и качества предметов природы, но благодаря преобразованию предмета эти игры дают дополнительную возможность вскрыть внутренние свойства объектов (сыпучесть, вязкость, впитываемость, проницаемость, летучесть и  т.д.).

Игра –опыт организуется на основе опыта, приобретенного детьми после серии занятий с использованием экспериментирования.

Игра – опыт создает возможность проявления детьми инициативы и творчества в выборе способа экспериментирования, материалов.

11

 В игре важно создавать такие условия, чтобы дети чувствовали востребованность своего исследования другими людьми, стремились довести их до конца, чтобы у них развивалось стремление к исследованию и проектированию, складывалось ощущение, что исследование – это само по себе интересно.

Практическая часть:   Экспериментальная деятельность по теме:

«Впитываемость материалов»

(образовательная ситуация «Гномы»)

Исследовательская задача ребенка: определить степень поглощения воды разными материалами (впитываемость).

1 -я часть ситуации

Перед детьми стоят 6 маленьких домиков.

Содержание проблемной ситуации.   В этих домиках живут гномы. Каждый перед своим домиком сделал вот такой дворик (плоская тарелочка, ее дно покрыто разным материалом).  Посмотри и назови, из чего сделали гномики свои дворики.  (дети перечисляют: из земли, песка, бумаги, глины, стекла).  Ночью начал накрапывать дождик. Кап! Кап! Кап! Утром вышли гномики и у них случился спор. Одни гномики кричат: «Был дождик, у нас лужи!» а другие: «Не было дождика, у нас луж нет!» поможем гномикам разрешить спор?

- Почему одни гномы говорили, что у них был дождь, а другие что не было?

- Как можно узнать - был дождь или нет?

-  Почему на одних двориках были видны лужи, а на других – нет?

- Догадайтесь и покажите, у каких домиков были видны лужи, а у каких нет?

Если дети высказывают предположения,  взрослый просит объяснить, почему он так думает. Затем детям предлагается проверить свои догадки, воспользовавшись предметами, лежащими на столе: чаша с водой, игрушечные чайнички с водой, пипетки, ложечки, спринцовки.

Задача детей – догадаться, как можно провести исследование и разрешить проблему.

Если самостоятельно они не делают попыток исследовать ситуацию, взрослый дает первую наводящую подсказку:

- Вы помните, как дождик капал: кап, кап, кап! Попробуйте и вы сделать такой же дождик капельками воды – кап! кап! – над каждым двориком. И проверьте сами, на каком дворике будут лужи, а на каком – нет. Выберите, какие из этих предметов тебе помогут сделать такой дождик.

Если дети не проявляют активности, дается вторая прямая подсказка:

- Возьмите эту пипетку и капельками воды, как дождиком, проверьте каждый дворик. Вот так!

Детям, справившимся с задачей, задают вопросы:

- Перед какими домиками гномы увидели лужи?

- Почему?

Затем детям предлагается занести результаты исследования в таблицу (так как дети старшего дошкольного возраста, то результаты в таблицу заносят они сами).

2 – я часть ситуации

- Посмотрите, здесь на столе целый волшебный городок (стоят мелкие тарелочки, наполненные разными материалами, к краю тарелочек приклеены плоскостные изображения домиков). Если бы над этим городком прокапал дождик, перед какими домиками были бы лужи, а перед какими – нет? Хотите это проверить сейчас?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

выступление из опыта работы на тему: «Экологическое воспитание старшего дошкольного возраста».

Формирование экологической культуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет. Дошкольное детство- начальный этап формирования личности человека. В это время закладываются позити...

Выступление на тему: "Двигательная активность детей дошкольного возраста. Средняя группа."

На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах Российской Федерации.Здоровье ребенка зависит от ряда факторов: биологических, экологич...

Выступление «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами реализации интермодальных технологий в музыкальной деятельности ДО в условиях введения ФГОС»

Для формирования и развития у детей устойчивого познавательного интереса к музыке перед музыкальным руководителем стоит задача: сделать занятие интересным, насыщенным и занимательным. Материал, исполь...

Выступление на педсовете "Знакомство детей старшего дошкольного возраста с народно-прикладным искусством"

Представлен опыт работы по обучению детей старшей группы декоративному рисованию...

Методическая разработка по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Этих дней не смолкнет слава» «Письмо с фронта» авторский сценарий выступления патриотической агитбригады для детей старшего дошкольного возраста

Данная методическая разработка направлена на раскрытие творческих способностей дошкольников средствами музыкальной, театрализованной деятельности, развитие духовно-нравственного начала у подрастающего...