Сказкотерапевтическое занятие "Коррекция детской лжи и лени"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Хиблина Елена Николаевна

Сказкотерапвтическое занятие 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon "Коррекция детской лжи и лени"60 КБ

Предварительный просмотр:

АНОО ВПО «Одинцовский гуманитарный университет»

Факультет: филологический

Кафедра: Педагогики и методики преподавания

Дисциплина: Сказкотерапия

Сказкотерапевтическое занятие

на тему: «Коррекция детской лжи и лени средствами сказкотерапии»

Выполнил:

Студент(ка)  2  курса

Кузьмина Е.Н.

группы     ДО - 2

специальности «Дошкольная педагогика»

_________

Проверил: Черенова И.Ю.

Одинцово

2015

Введение

В  последние годы в  практике  воспитания успешно используется  сказкотерапия  методы и приемы психотерапевтического воздействия на воспитанников.

Сказкотерапия - это способ воспитания у ребенка особого отношения к миру, способ передачи ребенку необходимых моральных норм и правил.

Основной принцип сказкотерапии -  целостное развитие личности, забота о душе (в переводе с греческого языка забота о душе и есть терапия).

Секрет метода состоит в следующем: в сказкотерапии важно действие, но еще более важно ПОСЛЕДЕЙСТВИЕ. Именно последействие сказкотерапии является мощной силой, стимулирующий развитие ребёнка. Развитие, не зависящее от педагога.

Цель занятия: Коррекция детской лжи и лени.

Задачи занятия:

  1. способствовать раскрытию внутреннего мира каждого участника;
  2. закреплять  представления о таких качествах человека, как доброта, скромность, смелость, показывая их в сравнении с отрицательными качествами: жестокостью, злом, трусостью, ленью.

Структура занятия

  1.  Ритуал «входа» в сказку.
  2.  «Разогрев» (упражнения, способствующие эмоциональной настройке и активизации).
  3.  Расширение (Обсуждение о способах помощи);
  4. Закрепление (Чтение и обсуждение сказки «Сказка о смелом Тишке»);
  5.  Интеграция (Обсуждение и анализ жизненных ситуаций, в которых можно использовать приобретённый опыт);
  6.  Резюмирование (Подведение итогов занятия)
  7.  Ритуал «выхода» из сказки.

Этап 1. Ритуал «входа» в сказку

Упражнение: «Снежный ком»: Первый участник называет своё имя. Следующий повторяет его, и называет своё. И так по кругу. Упражнение заканчивается, когда первый участник назовёт по именам всю группу.

Этап 2. «Разогрев»

Цель: Снять напряжение, настрой на работу.

Упражнение: «УХО – НОС»

Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно опустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью  наоборот».

Этап 3. «Расширение»

Обсуждение о способах помощи

Вопросы для обсуждения: 

Как вы думаете, нужно ли помогать? Можете ли вы сказать, что вы помогаете в своей жизни кому - нибудь? Что вам больше всего запомнилось? Понравилось? Не понравилось?

Этап 4. «Закрепление»

Сказка о смелом Тишке.

Эта история произошла несколько лет назад в волшебном лесу, где живут очень добрые, честные и трудолюбивые звери. В этом самом лесу жил вместе со своей большой дружной семьей зайчонок по имени Тишка. Он очень любил своих родителей и старался их никогда не расстраивать. Он ходил в школу и очень хорошо учился. У него было много друзей, с которыми он очень любил играть и веселиться в свободное время.

Однажды, солнечным весенним днем Тишку позвал гулять его друг лисенок Рыжик.

- Прости, Рыжик, - ответил Тишка, - но я не могу сегодня пойти гулять, мне нужно учить уроки, да и маме я обещал помочь по дому.

- Да ладно тебе, посмотри, какая замечательная погода! А завтра на уроке может быть и не спросят, а если спросят, то скажи, что ты себя плохо чувствовал, поэтому и не выучил уроки! – начал переубеждать его лисенок.

- Ну а как же мои родители? Ведь они будут волноваться!

- Да мы совсем не долго, а когда придешь домой, скажешь, что нас задержал учитель Мистер Еж! Тебе обязательно поверят и не поругают!

Несмотря на то, что эта идея не понравилась Тишке, лисёнку все же удалось уговорить его, и они отправились гулять по волшебному лесу. Друзья бегали, веселились, собирали спелые сочные ягоды и не заметили, как наступил вечер.

Тишка  шел домой по узкой лесной тропинке и придумывал, что же он скажет своим родителям в свое оправдание. Неожиданно, ему встретились две бабочки-сестрички.

- Кто вы? – поинтересовался Тишка, - я вас совсем не знаю. Как вас зовут?

- Здравствуй, Тишка. Мы две сестры: Ложь и Лень. Моя сестра Ложь слышала о тебе, а я еще нет, но мы очень хотим с тобой подружиться. Мы сегодня заметили тебя в волшебном лесу! – ответили бабочки.

- Ложь и Лень? Но я думал, что вы вовсе не такие красивые, а злые и противные!

- На самом деле, мы можем превращаться в кого захотим, но наше истинное лицо могут увидеть только преданные нам зверята, которые следуют с нами всегда и везде.

- А еще мне говорили, что с вами нельзя дружить! О вас ходит дурная слава по нашему волшебному лесу!

- Да что ты! Все это выдумки! Просто злые зверята, с которыми мы не хотим дружить, завидуют нам и говорят о нас только плохо! С нами очень весело проводить время, играть, отдыхать и просто бездельничать! А самое главное то, что об этом никто не будет знать и не поругает тебя! Мы очень хотим с тобой дружить!

- Ну что же! Давайте попробуем! Вы мне тоже очень понравились, красивые бабочки!

С тех пор, Ложь и Лень стали спутниками Тишки. Когда его мама просила помочь ей по дому, то он говорил, что устал и ему нужно делать уроки. А мама верила, хотя в это время Тишка играл и отдыхал в своей комнате.

Прошло время, наш зайчонок стал плохо учиться, реже видеться с друзьями. А еще случилась большая неприятность: его любимая мама заболела, потому что все домашнее хозяйство было на ней, ей никто не помогал и она очень уставала.

И вот, как-то утром, Ложь и Лень завели с зайчонком разговор.

- Ты помнишь, Тишка, - спросили они, - мы говорили тебе о том, что можем превратиться в кого или во что захотим, а наше настоящее лицо может увидеть только тот, кому мы станем спутниками по жизни?

- Конечно, помню! – удивленно ответил зайчонок.

- Так вот, ты и стал тем, кто без нас уже не может обойтись. Хочешь ли ты увидеть наше настоящее лицо?

- Хочу! Хочу! – радостно закричал Тишка.

- Ну хорошо, тогда жди нас сегодня к себе в гости. Мы придем вечером и ты увидишь кто же мы такие на самом деле.

Наш Тишка даже и не подозревал, какой ужас его ожидает. Когда он снова вечером валялся на диване, ничего не делая, в его комнату через окно влетели две большие чёрные тучи.

- Кто вы? – испуганно спросил зайчонок.

- А мы твои друзья: Лень и Ложь.  Теперь мы будем жить у тебя и следовать за тобой по пятам. А еще мы будем мешать тебе абсолютно во всех делах!

Тишке  было очень страшно, но деваться ему уже было некуда, потому что он не мог сам справиться с Ложью и Ленью, которые с каждым днем росли все больше и больше. Тишка очень хотел исправиться, но ложь и лень мешали ему во всем, они ломали его игрушки, не давали учить уроки, читать книжки, гулять с друзьями и помогать маме.

И вот, наконец, в один прекрасный вечер, когда Тишка набрался смелости и сил. Он сказал Лжи и Лени, которые к тому времени заняли почти все место в его комнате:

- Ну все, хватит! Я понял, что никакие вы мне не друзья! Я поступал нехорошо, когда дружил с вами и слушался вас. Я поступал очень плохо, когда врал своей любимой маме, учителям, когда ленился. Я понял, что был не прав! И больше я никогда не хочу видеть вас! Я знаю что нужно делать, чтобы вы исчезли и больше никогда не приходили ко мне!

И тогда наш смелый Тишка  отправился к своей маме, рассказал ей обо всем. О том, что он, гуляя по волшебному лесу, встретил Ложь и Лень, поддался на их уговоры и подружился с ними. Он попросил у мамы прощения и пообещал больше никогда не врать и не лениться. Мама зайчиха крепко обняла своего сына, поцеловала и, конечно, простила его, потому что он набрался смелости и рассказал ей всю правду и понял свою ошибку.

Когда Тишка вернулся к себе в комнату, то увидел, что огромные тучи пропали без следа…

Прошло время. Мама зайчиха выздоровела. Тишка  исправил плохие оценки, читал интересные книжки, из которых узнавал много нового. Он помогал маме по дому, чаще гулял со своими друзьями. Он стал очень трудолюбивым и честным, а еще понял, что если говорить только правду и не лениться, то это будет приносить пользу и себе и всем окружающим. Поэтому любое дело, за какое бы он ни брался, ему очень хорошо удавалось!

Обсуждение сказки: Какое впечатление осталось от сказки? О чём эта сказка? Чему она нас учит? Как вы думаете, почему у Тишки не осталось больше друзей?  Как вы думаете, почему Ложь и Лень захотели подружиться именно с Тишкой? Скажите, пожалуйста, что еще можно было сделать зайчонку, чтобы победить злодеев?

Этап 5. «Интеграция»

                Обсуждение и анализ жизненных ситуаций, в которых можно использовать приобретённый опыт.

Вопросы для обсуждения: В каких ситуациях нашей жизни нам пригодится то, что мы узнали из сказки?

Этап 6. «Резюмирование»

Подведение итогов занятия.

Ведущий: «Что вам запомнилось на занятии? Было ли что-то, что вас удивило на занятии? Назовите, что вам понравилось, и что не понравилось на занятии? Чему вы научились на занятии?».

Этап 7. Ритуал «выхода» из сказки

Игровое упражнение «Спасибо. Пожалуйста!»

Цель: Способствовать формированию у детей умения любить окружающих.

Ведущий рассказывает детям о том, что есть слова, которые надо произносить с особым чувством. Это слова «спасибо» и «пожалуйста». Когда мы говорим эти слова, нужно помнить, что при этом мы посылаем другому чувство благодарности, признательности. Затем дети встают в круг, один из детей поворачивается  к другому и, глядя ему в глаза, произносит: «Спасибо», - мысленно посылая при этом свою любовь и благодарность. Другому необходимо, также излучая тепло, сказать: «Пожалуйста!» После этого он поворачивается к следующему  ребенку, которому он сможет сказать «спасибо», и т. д.

Список литературы:

  1. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через сказку   / И.В. Вачков// - М.: Ось-89, 2007. - 144с.
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии                          / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева// – СПб: Речь, 2006. – 170 с.
  3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии                    / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева// – СПб: Речь, 2006. – 169 с.
  4. Кулинцова И.Е. Коррекция детских страхов с помощью сказок      / И.Е. Кулинцова// - Спб.: Речь, Сфера, 2008. – 167 с.
  5. Соколов Д. Сказки и сказкотерапия / Д. Соколов// - М.: Эксмо-Пресс, 2001. - 304 с.
  6. Черняева С.А. Психотерапевтические сказки и игры                       / С.А. Черняева// СПб.: Речь, 2002. — 168 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выпускной в детском саду "Как Дюдюка с Ленью детей в школу не пускала"

Интересный сценарий, где участвуют все дети....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Ознакомление с ихтиофауной реки Лена Жиганского района в подготовительной группе МБДОУ «Детский сад «Ёлочка» с. Жиганск» (Экологическое воспитание детей 6-7 лет)

Данный проект предназначен для детей, родителей и педагогов. Проект содержит комплекс мероприятий, направленных на повышение экологической грамотности всех участников проекта...

Сказкотерапевтические технологии в работе психолога детского сада.

Сказка ― это универсальный язык, на котором разговаривает весь мир, независимо от национальности, культурной принадлежности, социального статуса, возраста....

Консультация для родителей на тему: «Ленивый ребенок: как бороться с детской ленью и как приучить детей к труду»

Полезная информация для родителей : "Откуда берется детская лень? Как приучить ленивого ребенка к труду?"...

Детская лень

Детская лень...

План-конспект к сказкотерапевтическому занятию по детской проблеме: агрессия.

План-конспект                                            к сказкотерапевтическому занятию...

Как преодолеть детскую лень.

Советы родителям по преодолению детской лени...