Сказкотерапевтические технологии в работе психолога детского сада.
методическая разработка на тему

Короткова Маргарита Владимировна

Сказка ― это универсальный язык, на котором разговаривает весь мир, независимо от национальности, культурной принадлежности, социального статуса, возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazkoterapevticheskie_tehnologii.doc96 КБ

Предварительный просмотр:

Сказкотерапевтические технологии в работе психолога детского сада.

Сказка ― это универсальный язык, на котором разговаривает весь мир, независимо от национальности, культурной принадлежности, социального статуса, возраста. Сказочная история, передающая жизненный опыт многих поколений, наполненная удивительными образами, тайной и волшебством, часто бывает самой короткой дорожкой, по которой можно подойти к внутреннему миру ребенка, помочь ему понять «законы» окружающей действительности.  

1.        Под психодиагностикой с помощью «сказочных» приемов подразумевается проективная диагностика, описывающая как целостную картину личности, так и отдельные ее проблемные и потенциальные элементы.

2.        Под сказкотерапевтической коррекцией понимается систематическое усиление потенциальности и творческих способностей человека, за счет которого происходит преодоление проблемных элементов.

3.        Сказкотерапевтическая коррекция исключает директивное изменение негативных форм поведения. Вместо этого предлагается принцип «расширения спектра альтернативных реакций». То есть человеку в сказочной форме предлагается множество моделей поведения в различных ситуациях и предоставляется возможность проиграть, «прожить» как можно больше из этих моделей. Опыт показывает, что чем больше у человека арсенал возможных реакций, моделей поведения, тем лучше он адаптирован к условиям окружающего мира .

Упражнение «Волшебники»

Цель: развитие эмоциональной сферы.

Вначале ребенку предлагаются две совершенно одинаковые фигуры «волшебников». Его задача дорисовать эти фигуры, превратив одну в «доброго», а другую в «злого» волшебника. Для девочек можно заменить «волшебников» на «волшебниц».

Вторая часть задания: ребенок должен сам нарисовать «доброго» и «злого» волшебников, а также придумать, что совершил «злой» волшебник и как его победил «добрый».

Третья часть: изобразить «злого» и «доброго» волшебников через пантомимику, придумать для каждого из них танец.

В группе целесообразно сделать выставку рисунков и обсудить их.

Упражнение «Сочиним сказку»

(для детей с пяти лет)

Цель: развитие воображения, вариативности мышления, гибкости поведения.

Ведущий начинает историю: «Жили-были…», следующий участник продолжает, и так далее по кругу. Когда очередь доходит опять до ведущего, он направляет сюжет сказки, оттачивает его, делает более осмысленным, и упражнение продолжается. Затем ребятам предлагается нарисовать иллюстрации к сказке. Если сказка получается интересной и нравится детям, ее можно проиграть, распределив роли между всеми участниками.

Упражнение «Тень»

(для детей с пяти лет)

Цель: снятие мышечного напряжения и развитие координации.

Один ребенок ходит по помещению и делает разные движения, неожиданные повороты, приседания, нагибается в стороны, кивает головой, машет руками и т. д. Все встают в линию за ним на небольшом расстоянии. Они ― его тень и должны быстро и четко повторять его движения. Затем ведущий меняется.

Это упражнение можно включать в занятие с использованием сказки Г. Х. Андерсена «Тень».

Упражнение «Водный карнавал»

(для детей с четырех лет)

Ведущий (психолог) предлагает побывать на празднике у морского царя. Все превращаются в рыбок, морских звезд, русалочек, ракушек, крабов, морских коньков и т. д. Под звуки плавной музыки морские обитатели, лежа на полу или стоя, начинают свой карнавал. Морской царь (психолог) хвалит танцоров.

Сказкотерапевтическая коррекционно-развивающая программа для детей старшего дошкольного, младшего школьного возраста строится либо на основе одной сказки, которая делится на части, либо это «путешествие в сказочный мир», включающее в себя любое необходимое количество сказочных образов и сюжетов.

Статическая медитация «Путешествие на облаке»

Сядь поудобнее и закрой глаза. Два-три раза глубоко вдохни и выдохни…

Я хочу пригласить тебя в путешествие на облаке. Прыгни на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как твои ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке.

Теперь начинается путешествие. Твое облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуешь, как ветер овевает твое лицо?

Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть твое облако перенесет тебя сейчас в волшебную страну, где ты будешь счастлив.

Постарайся мысленно «увидеть» эту страну как можно более подробно. Здесь ты чувствуешь себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что-то чудесное и волшебное (30 секунд).

Теперь ты снова на своем облаке, и оно везет тебя назад, на твое место. Слезь с облака и поблагодари его за то, что оно так хорошо тебя покатало. Теперь понаблюдай, как оно медленно растает в воздухе. Потянись, выпрямись и снова будь бодрый, свежий и внимательный.

Психодинамическая медитация «Заколдованная фигура»

Эта медитация помогает быстро расслабиться детям в тех случаях, когда они сильно напряжены. Прекрасно подходит для гиперактивных детей.

― Пожалуйста, все расположитесь так, чтобы вокруг каждого из вас было свободное место.

Представьте себе, что мы оказались на поляне в волшебном лесу. Эта поляна заколдована злой волшебницей, и кто попадает на нее ― застывает, как каменная фигура. Застыньте, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь, примерно так (Можно показать детям как).

И тут мимо пролетала добрая фея. Она взмахнула волшебной палочкой ― и все мы расколдовались. Наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались, как тряпки. Покажите, что вы уже не «деревянные». Станьте мягкими и подвижными. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, суставы очень подвижными.

Только фея обрадовалась, увидев двигающихся по поляне детей, как злая волшебница налетела тучей и опять заколдовала всех. Все стали негнущимися, застыли, как дерево и камень (10 секунд).

Можно просить детей быть попеременно то в одном, то в другом состоянии, до полного расслабления.

Но фея не привыкла отступать, она снова взмахнула волшебной палочкой и «разморозила» детей. Теперь встряхните руками, как будто вы хотите стряхнуть с них капельки воды. Стряхните капельки воды со спины. Теперь стряхните воду с волос. А сейчас – с верхней части ног и ступней. Давайте поблагодарим фею за спасение.

Потянитесь, выпрямитесь. Мы бодрые и свежие.

Сказочные задачи

 «Спаслание»

Дождь лил неделю не переставая. Вода все прибывала и прибывала. Винни-Пух давно забрался на дерево и смотрел на проплывающий под ним всякий мусор. Вдруг он увидел, что плывет большой горшок с закрытой крышкой. В горшках обычно бывает мед, и медвежонок спустился вниз, чтобы поймать эту ценную вещь. Меда в горшке не оказалось, зато в нем лежала записка.

― «Это Спаслание!» ― подумал Пух.

Писать  умеет только Кристофер Робин, значит, что-то у него произошло. Надо плыть к нему. Только на чем? На ветке не поплаваешь, а бревна как назло не проплывали.

- Что делать Винни-Пуху?

«Лиса и тетерев»

Бежит лиса, видит ― тетерев на березе сидит. Подбежала к дереву, думает, как бы ей тетерева на землю сманить и съесть. Начала лиса такие речи:

― Сойди, тетеревочек, на землю, поговорим, погуляем. Нынче ведь указ вышел, чтобы никому из зверей друг друга не трогать, а жить в мире и согласии.

►Как же ему проверить, правду ли говорит лиса? Хочет тетерев вниз слететь, но боится: вдруг лиса обманет?

«Сказка без конца»

Один император больше всего на свете любил слушать сказки. Но все сказки имели конец, что не очень нравилось императору. Чем сказка дольше, тем лучше, считал он. Однажды приказал император рассказать ему бесконечную сказку. Если рассказчик доходил до

конца, то его казнили. Много длинных сказок услышал император, много голов полетело с плеч, но никто не рассказал бесконечную сказку. Но один юноша не испугался императорского условия и пришел во дворец.

►Что же он придумал?

Необходимо придумать как можно больше вариантов решения сказочной задачи, разбирая плюсы и минусы каждого из них. Варианты, предлагаемые ребенком, дадут психологу диагностическую информацию о тех способах преодоления трудностей, которые он использует в своей жизни.

Сказочные головоломки

Сказочные головоломки можно использовать в коррекционно-развивающих занятиях, направленных на развитие познавательной сферы, либо на занятиях с одаренными детьми. Это не просто интеллектуальное развлечение, а увлекательный способ научиться логически мыслить. Математические игры лежат в основе многих наук. Любые логические головоломки вы можете «упаковать» в сказочный контекст, и они приобретут новую, яркую и удивительную форму. Мир сказочных героев будит детское воображение, превращая обдумывание задачек в увлекательное путешествие.

Семимильные сапоги

Великан-людоед обнаружил, что в потемках достал из своего чулана шестимильные сапоги. И с досады зашвырнул их обратно. Чтобы поскорее добраться до намеченной цели, требовались только семимильные сапоги.

Если в кладовке у великана стояли четыре шестимильных сапога и восемь семимильных, то сколько всего сапог ему нужно вытащить не глядя, чтобы среди них оказалась пара семимильных?

(Поскольку в кладовке хранилось четыре шестимильных сапога, то великан наверняка получит хотя бы пару семимильных, если достанет шесть сапог).

Кормушки

Ослу Абу пришлось делить корм с лошадью и коровой.

  1. Если Абу ест овес, то лошадь ест то же, что и корова.
  2. Если лошадь ест овес, то Абу ест то, что не ест корова.
  3. Если корова ест сено, то Абу ест то же, что и лошадь.

►Кто всегда ест из одной и той же кормушки?

(Абу).

Друг или враг?

Надо сказать, что одни обитатели Марса относились к землянам вполне дружелюбно и всегда говорили им правду. Зато другие, настроенные враждебно, им отчаянно врали. Астронавты никак не могли определить, кто им друг, а кто враг.

― Ты тот, кто говорит правду? ― спросил астронавт Джон Армстронг полосатого марсианина.

― Он скажет «да», ― заметил подошедший к ним пятнистый марсианин, ― но он обманет.

►Кто из них никогда не солжет: полосатый или пятнистый?

(Ответ полосатого марсианина будет звучать одинаково).

Сказочные головоломки, как и задачи, могут быть размещены на карточках и объединены в картотеку по сложности или тематике. Это облегчит их использование в дальнейшем.

 «Фантастический бином»

Детям дают слова, на основе которых они должны придумать какую-нибудь историю. Например, пять слов, подсказывающих сюжет Красной Шапочки: «девочка», «лес», «цветы», «волк», «бабушка», плюс шестое слово, постороннее, например, «вертолет».

Учителя или другие авторы эксперимента исследуют с помощью такой игры-упражнения способность детей реагировать на новый, и по отношению к определенному ряду фактов неожиданный, элемент, их умение использовать такое слово в уже известном сюжете, заставлять привычные слова реагировать на новый контекст.

Сказки «наизнанку»

Один из вариантов игры в «перевирание» сказок состоит в умышленном и более органичном «выворачивании наизнанку» сказочной темы.

  • Красная Шапочка злая, а волк добрый...
  • Мальчик с пальчик сговорился с братьями убежать из дому,  бросить бедных родителей,  но те оказались дальновидными и продырявили ему карман, в карман насыпали риса, который понемножку сыплется вдоль всего пути бегства. Все согласно первоначальному варианту, но — как в зеркале: то, что было справа, оказывается слева...
  • Золушка, дрянная девчонка, довела до белого каления покладистую мачеху и отбила у смирных сводных сестер жениха...
  • Белоснежка встретила в дремучем лесу не семь гномов, а семь великанов и стала сообщницей их бандитских набегов.

Сказка из 10 слов

Необходимо придумать 10 слов: существительных нарицательных. Желательно, чтобы они изначально не вызывали у ребенка (взрослого) смысловых ассоциаций и были из разных областей жизни.

Затем нужно сочинить рассказ или сказку, где бы эти 10 слов были использованы и связаны по смыслу. При этом разрешается преобразовывать слова: делать из них имена собственные, другие части речи, читать наоборот и пр.

«Сказочные» игры

Можно бесконечно говорить о пользе игры в психологической практике. Существует огромное количество игр, направленных на решение различных психологических задач: развитие сенсорно-перцептивной сферы, развитие познавательных процессов (дидактические игры), развитие коммуникативной сферы (коммуникативные игры, деловые игры и многие другие). Задача психолога, использующего сказкотерапию, ― «упаковать» их в сказочный контекст. Это легко сделать с любой игрой. Например, всем известной ― «Хвост дракона». Если вы работаете с группой агрессивных детей, то она может быть включена в одно из занятий и обыграна, как встреча со сказочным драконом, который только и делает, что пытается поймать свой хвост, а тот норовит убежать. Вообще, вокруг этого дракона можно построить все занятие.

Известная игра на групповое сплочение «Паутина» может стать настоящей паутиной на пути наших детей, путешествующих в сказочном мире. Ее нужно преодолеть, чтобы продолжить свой путь или чтобы спасти сказочного героя, попавшего в нее, и т. д.

Обычно игры подбираются к уже продуманному сказочному контексту занятия, исходя из того, какие психологические задачи вы хотите на нем решить.

1.5.        Рисунок сказочного героя

Этот тест является вариантом теста «Несуществующее животное» и относится к числу проективных. По составу – ориентировочный и как единственный метод исследования обычно не используется.

Инструкция: «Представь, что ты попал в сказочную страну. В какого сказочного героя ты бы превратился? Нарисуй, пожалуйста, и подпиши его название».

Интерпретация рисунка сказочного существа проводится с опорой на основные показатели теста «Несуществующее животное»: положение рисунка на листе, анализ частей фигуры, общая энергия и т.п. Особое внимание следует уделить эмоциональной стороне изображенного сказочного существа, его статусу в сказке, способам взаимодействия с другими сказочными героями и др. Через этот рисунок можно выяснить отношение ребенка к собственной персоне, своему «Я», его представление о своем положение в мире. Работая над этим рисунком, ребенок идентифицирует себя по значимости с каким-либо сказочным героем.

Когда ребенок закончил рисовать, ему можно задать уточняющие вопросы:

  • Какого сказочного героя ты изобразил?
  • Из какой он сказки?
  • Чем тебе нравиться этот сказочный герой?
  • Чем не нравиться?
  • Что сказочный герой будет делать в сказочной стране?
  • И т.п.

Подобные вопросы помогут получить дополнительную информацию о ребенке и его состоянии, а также послужат для построения дальнейшей коррекционной программы. Например, если сказочный герой мечтает измениться, встретить кого-либо на своем пути или победить кого-то психолог при написании коррекционной сказки для этого ребенка введет в нее необходимые (корректирующие) события и действия.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая технология деятельности педагога-психолога детского сада

Описание психолого-педагогической технологии деятельности педагога-психолога детского сада. В данном материале раскрываются цель, задачи и формы деятельности педагога-психолога. А так же представлено ...

Информационные технологии в работе воспитателя детского сада

презентация о применении ИКТ в детском саду...

Сообщение на педагогическом совете. Тема: Здоровьесберегающие технологии в работе воспитателя детского сада.

В детском сад проводится работа по укреплению и охране здоровья детей, по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни. Под здоровым образом жизни понимается активная деятельность взрослых ...

Семинар-практикум для педагогов детского сада «Современные здоровьесберегающие технологии в работе педагога-психолога детского сада с детьми ТНР».

- Мы много раз задавали сами себе вопрос, что же самое главное есть в жизни человека?Важным является очень многое, но все же без здоровья, нет жизни.        Когда мы...

здоровьесберегающие технологии в работе современного детского сада.

Инновационные технологии.Здороавьесберегающие технологии в работе детского сада....

Основные технологии методической работы в детском саду для совместной работы с педагогами.

Статья. Основные технологии методической работы в детском саду для совместной работы с педагогами...

Терапевтические приёмы и методы в работе психолога детского сада

Сказкотерапия для детей — одно из удачных и продуктивных направлений современной практической психологии.  Популярность этого направления неизменно растет, что объясняется широкой функ...