Методическая разработка «Формирование элементарных географических представлений у детей дошкольного возраста посредством музейной педагогики»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

        Одной из главных задач дошкольного образования в настоящее время является не столько усвоение определенной суммы знаний, сколько формирование личностных качеств, способствующих успешной социализации и дальнейшему обучению в школе. Особенно актуальным представляется формирование элементарных географических представлений. 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_fegp.docx846.58 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Формирование элементарных естественнонаучных и географических представлений у детей дошкольного возраста посредством музейной педагогики»

по направлению педагогической практики

«Образовательная среда дошкольной образовательной организации как фактор позитивной социализации ребенка дошкольного возраста»

Автор разработки:  Носырева Ольга Михайловна

старший воспитатель МДОУ «Детский сад №118»

Название  Мини – музей «Планета Земля»

Руководитель старший воспитатель Носырева Ольга Михайловна.

Месторасположения, условия Мини - музей расположен в методическом кабинете на 1 этаже

Цель: создание условий для полноценного всестороннего развития дошкольников, создание развивающей образовательной среды как средства формирования целостной картины мира.

Задачи: развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации, формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и явлениях в природе.

 Адресность Мини - музей предназначен для воспитанников ДОУ, где проводится НОД по образовательным областям с детьми дошкольного возраста.

Руководитель Непосредственное руководство практической деятельностью  мини – музея осуществляет руководитель музея.

Финансовая база мини - музея ДОУ складывается на основе благотворительной и безвозмездной помощи.

Мини - музей  детского сада отражает специфику дошкольного возраста детей.  Ежегодно (периодически) музей  пополняется экспонатами.

              Одной из центральных задач дошкольного образования становится не столько усвоение определенной суммы знаний, сколько формирование личностных качеств, способствующих успешной социализации и дальнейшему образованию и самообразованию. Особенно актуальным представляется формирование естественнонаучных представлений, т.к. они закладывают у дошкольников основу миропонимания.

Освоение элементарных естественнонаучных представлений способствует развитию детской любознательности. Однако в практике дошкольного воспитания в ходе НОД материал выдается воспитателем в готовом виде, зачастую без учета интереса детей. А временные рамки НОД не позволяют «отвлекаться от темы». Поэтому особенно актуальным представляется освоение детьми закономерностей окружающего мира посредствам музейной педагогики направленной на формирование элементарных  естественнонаучных и географических представлений.

Целью реализации выбранного направления является  создание в МДОУ предметно-развивающей среды, способствующей полноценному всестороннему развитию дошкольников.

            Данный подход позволяет решить следующие задачи: развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации, формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и явлениях в природе.

За основную дидактическую единицу при формировании элементарных  естественнонаучных и географических представлений у детей дошкольного возраста посредством музейной педагогики было решено создать на базе учреждения  мини-музей тематического содержания, вследствие чего он получил  емкое название «Планета Земля».  Музей – это один из эффективных социальных институтов образовательно-культурного пространства, где воспитаннику можно прикоснуться к разнообразным культурным, историческим, техническим достижениям и находкам человечества. Мини-музей  «Планета Земля» позволяет комплексно решать вопросы воспитания, обучения, развития и духовно-нравственного оздоровления воспитанников на  основе создания педагогически целесообразно-организованной развивающей образовательной среды. Она включает – не только организацию экскурсий, но и собирание, изучение, исследование музейных предметов, артефактов в процессе совместной деятельности детей и взрослых.

При организации предметно-развивающей среды мы учитывали  следующие принципы.

  1. Наглядность.
  2. Доступность.
  3. Динамичность.
  4. Содержательность (материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей, вызывать в детях любознательность).
  5. Обязательное сочетание предметного мира музея с  программой, ориентированной на проявление активности детей.
  6. Последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями (в соответствии с задачами воспитания дошкольников на каждом возрастном этапе).
  7. Гуманизм (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе).
  8. Поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии.
  9. Активность детей в усвоении музейного наследия, которая проявляется на уровне практической деятельности как отражении полученных знаний и впечатлений в продуктах собственного творчества, в продуктивной деятельности (рисовании, лепке, сочинении историй).
  10. Подвижность структуры занятий-экскурсий (четкий сценарий, но возможность импровизации).

            Экспонаты достоверно отражают тематику мини-музея «Планета Земля». Музей разделен на разделы, в которых подобраны предметы соответствующей теме.

Раздел «Загадки морей и океанов» позволяет узнать о море и его жизни, об удивительных и загадочных существах, обитающих в океанских глубинах и среди красочных коралловых рифов. «Природные богатства недр Земли» включает в себя коллекции песка, почв, минералов и даже ископаемые останки как растительного, так и животного происхождения. Это удивительная возможность проникнуть в мир, существовавший на нашей планете за миллионы лет до появления человека. Совершить удивительное путешествие и открыть увлекательный мир живой природы помогает раздел «Царство растений и насекомых» здесь не боясь можно рассмотреть самых необычных насекомых, увидеть разнообразие видов, узнать интересные факты о них,  проследить весь жизненный путь.

Совершить кругосветное путешествие по материкам и океанам, узнать о самых красивых памятниках культуры и чудесах света, о многогранности культурного наследия стран мира, о первых представлениях человечества о планете поможет раздел «Путешествий».

           Обращаясь к методическому аспекту разработки технологии музейной педагогики, хочется обратить внимание на то, что работа с дошкольниками предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями, - мы добиваемся у детей пробуждения творческой активности. Поэтому продумываем обязательное включение практической части в ходе знакомства с экспонатами. Дети выступают в роли археологов, научных сотрудников, журналистов, туристов и путешественников. Таким образом, играя, дети познают мир.

            На экскурсиях они узнают о процессах и явлениях в окружающем мире, что  подводит к пониманию окружающей действительности.

            Основываясь на интерес детей к занятиям – экскурсиям в музее, необходимо организовать работу мини – лабораторий в каждой группе.

В каждой группе функционируют  хорошо оборудованные центры экспериментирования, в которые вошли:

  1. Приборы – помощники (микроскоп, лупы, песочные часы, магниты, сантиметровые ленты)
  2. Разнообразные сосуды из разных материалов, разного объёма и формы ( баночки, стаканчики, колбы )
  3. Утилизированный материал (проволока, кусочки ткани, пенопласта, коры деревьев)
  4. Технические материалы (гайки, скрепки, болты, детали конструктора, гвозди)
  5. Пищевые красители, акварельные краски
  6. Медицинские материалы (резиновые груши, пипетки, пробирки, мерные стаканчики, термометры для воды)
  7. Природный материал (камешки речные и морские, коллекция камней и минералов, песок речной и морской, глина, шишки, мох, семена, пёрышки, морской коралл,  коллекция высушенных насекомых, гербарий листьев деревьев и ягод и т.д.)
  8. Разные виды бумаги (папирусная, картон, наждачная, копировальная, обычная и т.д.)
  9. Прочие материалы (зеркала, материалы для изготовления и пускания мыльных пузырей, трубочки и многое другое)

          Следующим этап - это подборка и составление картотеки опытов и экспериментов, где мы руководствовались возрастными особенностями детей. Чтобы избежать хаотичности в планировании тем детского экспериментирования необходимо руководствоваться примерным перспективным планом совместной работы мини – музея «Планета Земля» и мини – лабораторий.

         Всё это очень важно для воспитания успешного человека, стремящегося узнавать новое и стремящегося к самостоятельной деятельности. Совместная  работа включающая в себя музейную педагогику и экспериментально-исследовательскую деятельность формирует естественнонаучное мировоззрение, развивает познавательные способности детей, экологическую грамотность и культуру, ответственное отношение к  окружающей среде и позволяет дошкольникам участвовать в посильной практической деятельности по охране природы.

Тематический план работы с детьми старшего дошкольного возраста

Тема экскурсии

Цели

1

«Аммониты – древнейшие животные Земли»

Дать детям элементарные представления о зарождении жизни на Земле, о первых существах населяющих планету.

2

«Первые представления людей о планете Земля»

Познакомить с первыми представлениями человечества о планете Земля.

3

«Глобус и карта помощники в путешествии»

Познакомить детей с глобусом-моделью земного шара; дать представления о картах и их назначении.

4

«Чудеса Света»

Познакомить с достопримечательностями стран Мира.

5

«Широка страна моя родная»

Дать детям представления о России, как стране городов; познакомить с принципом создания гербов; расширять представление об особенностях географического положения России.

6

«Народов много, страна одна»

Дать детям представления о разнообразии народов и их традициях, национальных костюмах, которые населяют нашу страну. Воспитывать чувство толерантности.

7

«Путешествие в Африку»

Дать детям элементарные представления о материке Африка.

8

«Путешествие в Австралию»

Дать детям элементарные представления о материке Австралия.

9

«Путешествие в Антарктиду»

Дать детям элементарные представления о материке Антарктида.

10

«Путешествие в Америку»

Дать детям элементарные представления о материках Южная и Северная Америки.

11

«Морские обитатели»

Познакомить с обитателями и дать детям представления о разнообразии подводного мира.

12

«Акулы»

Расширить представления детей о морских хищниках.

13

«Какие разные камни»

Дать детям представления о разнообразии камней.

14

«Выращиваем кристаллы»

Прививать интерес к опытно-экспериментальной деятельности.

15

«Кто живет в траве?»

Расширить представления о насекомых.

16

«От семени до дерева»

Расширить представления о растительном мире.

17

«Путешествие на северный полюс»

Познакомить детей с особенностями природных условий Крайнего севера; формировать представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания.

18

«Путешествие в тундру»

Познакомить детей с особенностями природных условий тундры.

19

«Путешествие в тайгу»

Познакомить детей с особенностями природных условий тайги.

20

«Путешествие в пустыню»

Познакомить детей с особенностями природных условий пустыни.

Тематический план работы с детьми младшего дошкольного возраста

Тема экскурсии

Цели

1

«Живая и неживая природа»

Познакомить детей с объектами живой и неживой природы

2

«Вода источник жизни»

Дать представления о свойствах воды и ее значении в жизни.

3

«Морские обитатели»

Познакомить с обитателями и дать детям представления о разнообразии подводного мира.

4

«Кто живет в лесу?»

Дать детям первоначальные представления  об обитателях леса.

«Что растет в лесу?»

Дать детям первоначальные представления о лесе.

5

«Кто живет в траве?»

Расширить представления о насекомых.

6

«От семени до дерева»

Расширить представления о растительном мире.

7

«Как живут растения зимой?»

Дать представления о том что происходит с растениями в зимний период.

8

«Как звери к зиме готовятся?»

Дать детям представления о жизни диких животных зимой

9

«Как птицы весну встречают?»

Познакомить детей с разнообразием и повадками птиц.

10

«Цветы на лугу»

Познакомить с разнообразием растений, цветов.

11

Удивительный мир камней

Познакомить с разнообразием камней

12

«Наша Родина-Россия»

Дать детям представления о стране

13

«Наш город»

Познакомить с достопримечательностями города.

Список используемой литературы

1. Л.Бурмистрова, В.Мороз «Серия наглядно-дидактичкеских пособий «Расскажите детям о морских обитателях» Москва МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008

2. В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова «Познавательное развитие» Воронеж ТЦ «Учитель», 2006

3. Л.Я. Гальперштейн «Моя первая энциклопедия» Москва «РОСМЭН-ПРЕСС» 2006

4. О.В.Дыбина, Н.П. Рахманинова. В.В. Щетинина «Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» Москва ТЦ «Сфера», 2002

5. Э. Емельянова наглядно-дидактическое пособие для детей младшего возраста» Москва МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012

6. Э. Емельянова «Серия наглядно-дидактичкеских пособий «Расскажите детям о драгоценных камнях» Москва МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013

7. Э. Емельянова «Серия наглядно-дидактичкеских пособий «Расскажите детям о насекомых» Москва МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008

8. Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова «Мы живем в России» Москва ООО «Скрипторий 2003», 2007

9. Л.В. Логинова «Что может герб нам рассказать…» Москва ООО «Скрипторий 2003», 2006

10. Детская энциклопедия РОСМЭН «Географические открытия» Москва РОСМЭН 2013

11. Периодическое издание «Чудо-глобус» ООО «Ашет Коллекция» 2014-2015

12. Еженедельное издание «Насекомые и их знакомые» ООО «Де Агостини» 2014-2015

13. Перевод с английского С.Ильин «Моя первая книга о природе» Москва «АСТ-ПРЕСС» 1996

14. Периодическое издание «Куклы в народных костюмах» ООО «Де Агостини» 2013-2014

Приложение

C:\Users\админ\Desktop\DSC00787_thumb.jpg

C:\Users\админ\Desktop\IMG_1349_thumb.jpg

C:\Users\админ\Desktop\IMG_1352_thumb.jpg

C:\Users\админ\Desktop\DSC01184_thumb.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Формирование элементарных математических представлений у детей старшего возраста детского сада

. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. «Она приводит в порядок ум», т.е. наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности и качества ума....

Из опыта работы. Тема: «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Опыт работы«Формирование элементарных математических представлений у детей   дошкольного возраста посредством дидактических игр»Автор:ВоспитательМАДОУ№185Тюкавкина И.А...

Методическая разработка «Формирование элементарных математических представлений у детей в возрасте 3-4 лет»

В данной,методической разработке,вы узнаете о формировании  элементарных математических  представлений у детей в возрасте 3-4 лет....

Методические рекомендации «Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста посредством дидактических игр»

Цель методической разработки – представление практического материала для организации работы по развитию элементарных математических представлений у ребенка раннего возраста.Задачи:1. Позна...

Методическая разработка «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с использованием игровых технологий»

Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.Задачи:- Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.- Д...

Презентация к методической разработке «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с использованием игровых технологий»

Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.Задачи:- Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.- Д...