Главные вкладки

    «Формирование элементарных географических представлений у детей дошкольного возраста посредством музейной педагогики»
    материал (подготовительная группа) на тему

    Носырева Ольга Михайловна

            Одной из главных задач дошкольного образования в настоящее время является не столько усвоение определенной суммы знаний, сколько формирование личностных качеств, способствующих успешной социализации и дальнейшему обучению в школе. Особенно актуальным представляется формирование элементарных географических представлений. 

    Целью реализации выбранного направления является  создание в МДОУ предметно-развивающей среды, способствующей полноценному всестороннему развитию дошкольников.

                Данный подход позволяет решить следующие задачи: развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации, формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и явлениях в природе.

    За основную дидактическую единицу при формировании элементарных  естественнонаучных и географических представлений у детей дошкольного возраста посредством музейной педагогики было решено создать на базе учреждения  мини-музей тематического содержания, вследствие чего он получил  емкое название «Планета Земля».  Музей – это один из эффективных социальных институтов образовательно-культурного пространства, где воспитаннику можно прикоснуться к разнообразным культурным, историческим, техническим достижениям и находкам человечества. Мини-музей  «Планета Земля» позволяет комплексно решать вопросы воспитания, обучения, развития и духовно-нравственного оздоровления воспитанников на  основе создания педагогически целесообразно-организованной развивающей образовательной среды. Она включает – не только организацию экскурсий, но и собирание, изучение, исследование музейных предметов, артефактов в процессе совместной деятельности детей и взрослых.

    При организации предметно-развивающей среды мы учитывали  следующие принципы.

    1. Наглядность.
    2. Доступность.
    3. Динамичность.
    4. Содержательность (материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей, вызывать в детях любознательность).
    5. Обязательное сочетание предметного мира музея с  программой, ориентированной на проявление активности детей.
    6. Последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями (в соответствии с задачами воспитания дошкольников на каждом возрастном этапе).
    7. Гуманизм (экспонаты должны вызывать бережное отноше­ние к природе).
    8. Поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии.
    9. Активность детей в усвоении музейного наследия, которая проявляется на уровне практической деятельности как отражении полученных знаний и впечатлений в продуктах собственного творчест­ва, в продуктивной деятельности (рисовании, лепке, сочинении историй).
    10. Подвижность структуры занятий-экскурсий (четкий сценарий, но возможность импровизации).

                Экспонаты достоверно отражают тематику мини-музея «Планета Земля». Музей разделен на разделы, в которых подобраны предметы соответствующей теме.

    Раздел «Загадки морей и океанов» позволяет узнать о море и его жизни, об удивительных и загадочных существах, обитающих в океанских глубинах и среди красочных коралловых рифов. «Природные богатства недр Земли» включает в себя коллекции песка, почв, минералов и даже ископаемые останки как растительного, так и животного происхождения. Это удивительная возможность проникнуть в мир, существовавший на нашей планете за миллионы лет до появления человека. Совершить удивительное путешествие и открыть увлекательный мир живой природы помогает раздел «Царство растений и насекомых» здесь не боясь можно рассмотреть самых необычных насекомых, увидеть разнообразие видов, узнать интересные факты о них,  проследить весь жизненный путь.

    Совершить кругосветное путешествие по материкам и океанам, узнать о самых красивых памятниках культуры и чудесах света, о многогранности культурного наследия стран мира, о первых представлениях человечества о планете поможет раздел «Путешествий».

               Обращаясь к методическому аспекту разработки технологии музейной педагогики, хочется обратить внимание на то, что работа с дошкольниками предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями, - мы добиваемся у детей пробуждения творческой активности. Поэтому продумываем обязательное включение практической части в ходе знакомства с экспонатами. Дети выступают в роли археологов, научных сотрудников, журналистов, туристов и путешественников. Таким образом, играя, дети познают мир.

                На экскурсиях они узнают о процессах и явлениях в окружающем мире, что  подводит к пониманию окружающей действительности.

                Основываясь на интерес детей к занятиям – экскурсиям в музее, мы организовали работу мини – лабораторий в каждой группе.

    В результате проведённой работы у нас появились хорошо оборудованные центры экспериментирования, в которые вошли:

    1.      Приборы – помощники (микроскоп, лупы, песочные часы, магниты, сантиметровые ленты)

    2.      Разнообразные сосуды из разных материалов, разного объёма и формы ( баночки, стаканчики, колбы )

    3.      Утилизированный материал (проволока, кусочки ткани, пенопласта, коры деревьев)

    4.      Технические материалы (гайки, скрепки, болты, детали конструктора, гвозди)

    5.      Пищевые красители, акварельные краски

    6.      Медицинские материалы (резиновые груши, пипетки, пробирки, мерные стаканчики, термометры для воды)

    7.      Природный материал (камешки речные и морские, коллекция камней и минералов, песок речной и морской, глина, шишки, мох, семена, пёрышки, морской коралл,  коллекция высушенных насекомых, гербарий листьев деревьев и ягод и т.д.)

    8.      Разные виды бумаги (папирусная, картон, наждачная, копировальная, обычная и т.д.)

    9.      Прочие материалы (зеркала, материалы для изготовления и пускания мыльных пузырей, трубочки и многое другое)

              Следующим этапом явилось подборка и составление картотеки опытов и экспериментов, где мы руководствовались возрастными особенностями детей. Чтобы избежать хаотичности в планировании тем детского экспериментирования были разработаны примерные перспективные планы совместной работы мини – музея «Планета Земля» и мини – лабораторий.

              Результатом проведения такой работы явилось то, что дети стали более любознательными, стали проявлять инициативу и самостоятельность. Опыты сопровождаются у детей проговариванием и выдвижением множества гипотез, догадок, попытками предугадать ожидаемые  результаты. Это положительно сказалось на развитии речи, умении выстраивать сложные предложения, делать выводы. А так же на развитии мыслительной деятельности, дети с лёгкостью стали понимать и устанавливать причинно – следственные связи в природе. Такая деятельность позволяет детям получать различные представления в эмоционально-окрашенной форме, поэтому ребёнок начинает чувствовать себя первооткрывателем.

             Всё это очень важно для воспитания успешного человека, стремящегося узнавать новое и стремящегося к самостоятельной деятельности. Совместная  работа включающая в себя музейную педагогику и экспериментально-исследовательскую деятельность формирует естественнонаучное мировоззрение, развивает познавательные способности детей, экологическую грамотность и культуру, ответственное отношение к  окружающей среде и позволяет дошкольникам участвовать в посильной практической деятельности по охране природы.

     

    Тематический план работы мини-музея  «Планета Земля»

    Тема экскурсии

    Цели

    1

    «Аммониты – древнейшие животные Земли»

    Дать детям элементарные представления о зарождении жизни на Земле, о первых существах населяющих планету.

    2

    «Первые представления людей о планете Земля»

    Познакомить с первыми представлениями человечества о планете Земля.

    3

    «Глобус и карта помощники в путешествии»

    Познакомить детей с глобусом-моделью земного шара; дать представления о картах и их назначении.

    4

    «Чудеса Света»

    Познакомить с достопримечательностями стран Мира.

    5

    «Широка страна моя родная»

    Дать детям представления о России, как стране городов; познакомить с принципом создания гербов; расширять представление об особенностях географического положения России.

    6

    «Народов много, страна одна»

    Дать детям представления о разнообразии народов и их традициях, национальных костюмах, которые населяют нашу страну. Воспитывать чувство толерантности.

    7

    «Путешествие в Африку»

    Дать детям элементарные представления о материке Африка.

    8

    «Путешествие в Австралию»

    Дать детям элементарные представления о материке Австралия.

    9

    «Путешествие в Антарктиду»

    Дать детям элементарные представления о материке Антарктида.

    10

    «Путешествие в Америку»

    Дать детям элементарные представления о материках Южная и Северная Америки.

    11

    «Морские обитатели»

    Познакомить с обитателями и дать детям представления о разнообразии подводного мира.

    12

    «Акулы»

    Расширить представления детей о морских хищниках.

    13

    «Какие разные камни»

    Дать детям представления о разнообразии камней.

     

    14

    «Выращиваем кристаллы»

    Прививать интерес к опытно-экспериментальной деятельности.

    15

    «Кто живет в траве?»

    Расширить представления о насекомых.

    16

    «От семени до дерева»

    Расширить представления о растительном мире.

    17

    «Путешествие на северный полюс»

    Познакомить детей с особенностями природных условий Крайнего севера; формировать представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания.

    18

    «Путешествие в тундру»

    Познакомить детей с особенностями природных условий тундры.

    19

    «Путешествие в тайгу»

    Познакомить детей с особенностями природных условий тайги.

    20

    «Путешествие в пустыню»

    Познакомить детей с особенностями природных условий пустыни.

     

    Список используемой литературы

    1. Л.Бурмистрова, В.Мороз «Серия наглядно-дидактичкеских пособий «Расскажите детям о морских обитателях» Москва МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008

    2. В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова «Познавательное развитие» Воронеж ТЦ «Учитель», 2006

    3. Л.Я. Гальперштейн «Моя первая энциклопедия» Москва «РОСМЭН-ПРЕСС» 2006

    4. О.В.Дыбина, Н.П. Рахманинова. В.В. Щетинина «Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» Москва ТЦ «Сфера», 2002

    5. Э. Емельянова наглядно-дидактическое пособие для детей младшего возраста» Москва МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012

    6. Э. Емельянова «Серия наглядно-дидактичкеских пособий «Расскажите детям о драгоценных камнях» Москва МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013

    7. Э. Емельянова «Серия наглядно-дидактичкеских пособий «Расскажите детям о насекомых» Москва МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008

    8. Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова «Мы живем в России» Москва ООО «Скрипторий 2003», 2007

    9. Л.В. Логинова «Что может герб нам рассказать…» Москва ООО «Скрипторий 2003», 2006

    10. Детская энциклопедия РОСМЭН «Географические открытия» Москва РОСМЭН 2013

    11. Периодическое издание «Чудо-глобус» ООО «Ашет Коллекция» 2014-2015

    12. Еженедельное издание «Насекомые и их знакомые» ООО «Де Агостини» 2014-2015

    13. Перевод с английского С.Ильин «Моя первая книга о природе» Москва «АСТ-ПРЕСС» 1996

    14. Периодическое издание «Куклы в народных костюмах» ООО «Де Агостини» 2013-2014

     

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Из опыта работы. Тема: «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»

    Опыт работы«Формирование элементарных математических представлений у детей   дошкольного возраста посредством дидактических игр»Автор:ВоспитательМАДОУ№185Тюкавкина И.А...

    Консультация для родителей «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством настольных игр»

    Неоценимую помощь в овладении ребенком – дошкольником элементарных математических представлений уже с 3 лет могут оказать родители. Домашняя обстановка способствует раскрепощению ребенка и он усв...

    «Развитие и формирование элементарно-математических представлений у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности».

    целенаправленное развитие игровых приёмов и дидактических игр, как одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка и в тоже время - основного вида деятельности дошкольников....

    Опыт работы на тему:«Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»

    Дидактическая игра – это  один из основных методов воспитательно-образовательной работы, так как в дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы п...

    : «Организация образовательной деятельности при формировании элементарных математических представлений в старшем дошкольном возрасте, посредством квест-технологий».

    Образовательный квест - есть совершенно новая форма обучающих и развлекательных программ, при действии которой, дети полностью погружаются в происходящее, получают заряд положительных эмоций и активно...