Использование метода образовательных проектов в практике работы ДОУ.
учебно-методический материал на тему
Сообщение воспитателя на педсовете. Теория использования метода образовательных проектов в практике работы ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teoriya_proekta.docx | 19.41 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ « Школа 1847 »
Сообщение воспитателя на тему :
«Использование метода образовательных проектов в практике работы ДОУ»
Подготовила Хохлова С.С.
(воспитатель подготовительной к школе группе)
При организации учебной деятельности со старшими дошкольниками одним из эффективных и перспективных являяется метод проектной деятельности. Ребенок на этом возрастном этапе характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности.
Основанный на личностно ориентированном подходе к обучению и воспитанию метод проектов развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.
Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для решения которой необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний. Кроме того, открываются большие возможности для организации совместной познавательно - поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.
Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанников, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленой цели.
В настоящее время проекты классифицируются :
- по составу участников;
- по целевой установке;
- по тематике;
- по срокам реализации.
В практике современых ДОУ используются следующие типы проектов:
- исследовательско - творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
- ролево - игровые ( с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки);
- информационно - практико - ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы( оформление группы);
- творческие ( оформление результата в виде детского праздника, творческие выставки).
Проект включает три основных этапа:
1-й - подготовительный : постановка цели и задачи, определение методов исследования, предварительная работа педагогами, детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов.
2-й - исследовательский : поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.
3-й - обобщающий ( заключительный) : обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов.
По продолжительности проекты могут быть краткосрочными и долгосрочными, их продолжительность определяется коллективом учреждения или самим педагогом в зависимости от тематики и задач.
Выдвигаются следующие основные принципы организации проектной деятельности:
- проект должен быть посильным для выполнеия;
- создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов;
- вести подготовку детей к выполнению проектов;
- обеспечить руководство проектов со стороны педагогов - обсуждение выбранной темы, плана работы;
- обязательная презентация результатов работы по проекту.
Правила успешной проектной деятельности:
- все члены команды равны;
- все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом, и от того, что они вместе выполняют проектное задание;
- каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности к себе;
- все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело;
- ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.
Методика работы с детьми в рамках экологического проекта разработана с учетом интегрированного подхода. Выполняя задания, дети ведут наблюдения, экспериментируют, рисуют, лепят, играют, слушают музыку, знакомятся с литературой, сочиняют рассказы.
К организации поисковой и творческой деятельности детей необходимо подключать родителей, так как один ребенок с этой деятельностью не справится. По теме проекта педагог предлагает детям задания, а дети вместе с родителями выполняют его. Важно, чтобы задания были не слишком трудоемкими и выполнялись с желанием и радостью, а в случае необходимости педагог мог бы предоставить справочный, практический материал или порекомендовать, где его можно найти.
Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.
Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество.
Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта. То есть проект - ЭТО ПЯТЬ "П":
ПРОБЛЕМА - ПРОЕКТИРОВАНИЕ ( ПЛАНИРОВАНИЕ) - ПОИСК ИНФОРМАЦИИ - ПРОДУКТ - ПРЕЗЕНТАЦИЯ.
Шестое "П" проекта - его " Портфолио", т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование метода образовательных проектов в практике работы ДОУ"
Консультация для педагогов...
Презентация опыта работы «Реализация метода образовательных проектов в практике ДОО, как условие формирования предпосылок к учебной деятельности у детей дошкольного возраста»
Пояснительная записка....
Использование возможностей ролевого проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации.
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...
Использование возможностей информационного проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации (из опыта работы).
Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. В современной педагогике метод проекта используется наряду с систематическим предметным обучением, как компонент системы продукти...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ ДОО
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ ДОО...
"Использование возможностей ролевого проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации (из опыта работы)".
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...