Использование метода образовательных проектов в практике работы ДОУ.
учебно-методический материал на тему

Сообщение воспитателя на педсовете. Теория использования метода образовательных проектов в практике работы ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teoriya_proekta.docx19.41 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ « Школа 1847 »

Сообщение воспитателя на тему :

«Использование метода образовательных проектов в практике работы ДОУ»

Подготовила Хохлова С.С.

(воспитатель подготовительной к школе группе)

При организации учебной деятельности со старшими дошкольниками одним из эффективных и перспективных являяется метод проектной деятельности. Ребенок на этом возрастном этапе характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности.

        Основанный на личностно ориентированном подходе к обучению и воспитанию метод проектов развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

        Под проектом  понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для решения которой необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний. Кроме того, открываются большие возможности для организации совместной познавательно - поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.

        Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанников, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленой цели.

        В настоящее время проекты классифицируются :

  • по составу участников;
  • по целевой установке;
  • по тематике;
  • по срокам реализации.

        В практике современых ДОУ используются следующие типы проектов:

  1. исследовательско - творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
  2. ролево - игровые ( с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки);
  3. информационно - практико - ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы( оформление группы);
  4.         творческие ( оформление результата в виде детского праздника, творческие выставки).

        Проект включает три основных этапа:

1-й - подготовительный : постановка цели и задачи, определение методов исследования, предварительная работа педагогами, детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов.

2-й   -  исследовательский : поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.

3-й -    обобщающий  ( заключительный) : обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов.

        По продолжительности проекты могут быть краткосрочными и долгосрочными, их продолжительность определяется коллективом учреждения или самим педагогом в зависимости от тематики и задач.

        Выдвигаются следующие основные  принципы организации проектной деятельности:

  • проект должен быть посильным для выполнеия;
  • создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов;
  • вести подготовку детей к выполнению проектов;
  • обеспечить руководство проектов со стороны педагогов - обсуждение выбранной темы, плана работы;
  • обязательная презентация результатов работы по проекту.

        Правила успешной проектной деятельности:        

  • все члены команды равны;
  • все члены команды должны получать удовольствие от  общения друг с другом, и от того, что они вместе выполняют проектное задание;
  • каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности к себе;
  • все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело;
  • ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.

        Методика работы с детьми в рамках экологического проекта разработана с учетом интегрированного подхода. Выполняя задания, дети ведут наблюдения, экспериментируют, рисуют, лепят, играют, слушают музыку, знакомятся с литературой, сочиняют рассказы.

        К организации поисковой и творческой деятельности детей необходимо подключать родителей, так как один ребенок с этой деятельностью не справится. По теме проекта педагог предлагает детям задания, а дети вместе с родителями выполняют его.  Важно, чтобы задания  были не слишком трудоемкими и выполнялись с желанием и радостью, а в случае необходимости педагог мог бы предоставить справочный, практический материал или порекомендовать, где его можно найти.

        Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.

        Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество.

        Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта. То есть проект - ЭТО ПЯТЬ "П":

ПРОБЛЕМА - ПРОЕКТИРОВАНИЕ ( ПЛАНИРОВАНИЕ) - ПОИСК ИНФОРМАЦИИ - ПРОДУКТ - ПРЕЗЕНТАЦИЯ.

        Шестое "П" проекта - его " Портфолио", т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование возможностей ролевого проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...

Использование возможностей информационного проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации (из опыта работы).

Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. В современной педагогике метод проекта используется наряду с систематическим предметным обучением, как компонент системы продукти...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ ДОО

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ ДОО...

"Использование возможностей ролевого проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации (из опыта работы)".

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...