ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ РЕБЕНКА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
консультация на тему

Дурягина Галина Петровна

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ РЕБЕНКА                                                ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дурягина Галина Петровна

воспитатель

высшая квалификационная категория

МБДОУ № 24

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ РЕБЕНКА                                                ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Дошкольный возраст — это  период развития личности, становления ее базовых характеристик. Кроме того, в этом возрасте закладываются основы отношения человека к миру предметов, природы, миру людей, это благоприятный период для формирования компетентностей дошкольника.

   Коллектив нашего детского сада стремиться к созданию благоприятных условий для всестороннего развития личности ребенка, для развития эмоционально-нравственной, коммуникативной и интеллектуальной самостоятельности.

   В этой связи, основным результатом деятельности дошкольного образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе.  Необходимо учесть набор ключевых компетентностей воспитанников в социальной, интеллектуальной, информационной и других сферах личности и создание условий для её реализации. 

Классификация ключевых компетентностей детей дошкольного возраста:

- социально-познаватеьная компетентность

- коммуникативная компетентность

- деятельностная компетентность

- информационная компетентность,

- здоровьесберегающая компетентность.

Обращаю ваше внимание, что дидактической единицей компетентности выступает «умение».

   Умение – освоенный субъектом способ выполнения действий, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний  (в процессе обучения и воспитания). Умение создает возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях.

      Предлагаю вашему вниманию содержание каждой ключевой компетентности детей дошкольного возраста.

           

Социально-познавательная компетентность

проявляется в успешном (активном, результативном) установлении отношений с разными людьми, понимании ребенком своих чувств, желаний, действий

Коммуникативная компетентность

проявляется в понимании ребенком чужой речи и стремлении сделать свою речь понимаемой другими

Деятельностная компетентность

проявляется в умении самостоятельно выбирать, планировать, осуществлять, оценивать и при необходимости корректировать результаты своей деятельности.

Информационная компетентность

заключается в умении использовать и называть доступные источники получения знаний и опыта

Здоровьесберегающая компетентность

проявляется в готовности самостоятельно решать задачи, связанные с поддержанием и укреплением здоровья

   Я считаю, что для успешной реализации работы по развитию творческого и интеллектуального потенциала детей способствует объединение усилий всех участников педагогического процесса – детей, родителей, педагогов, а так же создание комфортных условий, предметно-развивающей среды для раскрытия потенциала дошкольников.

   Формированию ключевых компетентностей – социальных, коммуникативных, информационных, интеллектуальных, способствует метод проектов, широко применяемый педагогами нашего учреждения. Проектная деятельность позволяет сформировать способность к коммуникации, работе в команде, выявлению и продуктивному разрешению конфликтов, развить познавательные, исследовательские навыки детей, творческое воображение, критическое мышление, научить самостоятельности, ориентировке  в информационном пространстве при решении проблем. В практике ДОУ используются различные типы проектов: исследовательские, творческие, практико-ориентированные, информационные.

            Вместе с детьми и родителями в группе реализованы следующие проекты: «Игра нас научит, игра нас подружит», « Сотворим сказку своими руками», «Северная рябинушка», «Путешествие в страну Здоровья», «Внимание-дорога!», «Мы - Россияне», «Как мы делали снег?» и др.

            Проанализировав и сопоставив результаты работы метода проектов, я пришла к выводу, что основные составляющие компетентности это:
             во-первых, знание, но не просто информация, а та, что быстро изменяется, динамическая, которую необходимо уметь найти, отсеять от ненужной, перевести в опыт собственной деятельности;
           во-вторых, умение использовать эти знания в конкретной ситуации; понимание, каким способом можно получить эти знания;
          в-третьих, адекватное оценивание – себя, мира, своего места в мире, конкретных знаний, а также метода иx получения или использования.
            Сказанное выше может быть выражено формулой:
Компетентность = Мобильность знаний + Гибкость метода + Критичность мышления.

             Умение использовать проектную деятельность — показатель высокой квалификации педагога. Недаром эта педагогическая  технология относится к инновационным технологиям, предусматривающим, прежде всего, подготовку ребенка к осмысленному и реальному восприятию мира, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни общества.

             Использование проектного метода в дошкольных учреждениях способствует формированию ключевых компетентностей воспитанников. Компетентность является основной характеристикой базиса личностной культуры ребенка дошкольного возраста. Метод проектов является технологией, которая позволяет педагогу формировать педагогические ситуации по различным основаниям и на основе различного предметного содержания. Компетентности, в свою очередь, как проявляются, так и формируются в ситуации.            

            Хочу закончить свое выступление словами немецкого педагога А. Дистервега, который  почти 200 лет назад писал: «Ученик проходит в несколько лет дорогу, на которую человечество употребило тысячелетия. Однако его следует вести к цели не с завязанными глазами, а зрячим: он должен воспринимать истину не как готовый результат, а должен её открыть. Учитель должен руководить этой экспедицией открытий, следовательно, присутствовать не только в качестве простого рассказчика. Но ученик должен напрягать свои силы, ему ничто не должно доставаться даром. Дается только тому, кто стремится».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетенций дошкольников средствами проектной деятельности.

  В Стандартах нового поколения впервые на государственном уровне предложено использовать для оценки качества содержания образования базовые (ключевые) компетентности,основная задача воспи...

«Формирование ключевых компетенций дошкольников средствами проектной деятельности»

laquo;К школьнику относиться нужно не как к сосуду,который предстоит наполнить информацией,а как к факелу, который необходимо зажечь»В.А. СухомлинскийВ современном обществе востребована об...

Педагогические технологии формирования ключевых компетентностей детей в поисковой деятельности.

Компетентностный подход в образовании ориентирует образовательное учреждение на формирование у выпускника ключевых компетентностей, которые позволят ребенку успешно адаптироваться в условиях современн...

Формирование ключевых компетенций дошкольников средствами проектной деятельности

Данный материал будет полезен для воспитателей дошкольных образовательных учреждений...

«Формирование этнокультурной компетентности дошкольников в проектной деятельности»

Важнейшая задача воспитателя на сегодняшний день - это приобщение  детей к культуре своего народа, развивитие  национального  самосознания, устойчивого интереса к познанию и принятию ин...