Самоанализ из опыта работы с детьми ОВЗ.
учебно-методический материал (старшая группа) на тему

Роганова Cветлана Валерьевна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiticheskiy_otchyot.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

 

Актуальность:

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Поэтому в дошкольном возрасте очень важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

        У детей- имеющих диагноз ЗПР,ЗПРР,ОНР  слабо развито произвольное внимание, память, представления о пространственных признаках и отношениях. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Отмечается замедленность и неловкость движений, недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Практически все дети с ОВЗ  пассивны и нуждаются в стимуляции воспитателя. Работая на протяжении 3 лет в группе большая часть которых составляла детей с такими диагнозами как ЗПР, ЗПРР, ОНР 2 и 3 уровней,  с этими проблемами я столкнулась на практике.

   Основными средствами своего профессионального развития считаю: своевременное повышение квалификации 2011г « Теоретические и практические аспекты воспитательно-коррекционной работы в ДОУ с детьми с ОВЗ». По итогам курсовой подготовки на практике разработала досуговые мероприятия для детей с ЗПР, ЗПРР, ОНР интегрированных в общеобразовательную разновозрастную группу ДОУ (на основе индивидуального наблюдения). В течение двух лет работы в данном направлении выявлена положительная динамика.

   Принимая во внимания вышеизложенное, определила целью своей деятельности: развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ через художественный  труд.

Для реализации цели поставила следующие задачи:

1.создать условия способствующие развитию мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи посредством уголка «Маленькие умельцы;

2.совершенствовать технические навыки детей с ОВЗ посредством работы с различными материалами и инструментами;

3.развивать эмоционально-положительные отношения к собственным поделкам, трудолюбие, желание доводить начатое до конца;

4.развивать художественно - творческие способности, образное мышление.

        Прежде чем начать работу с родителями я провела анкетирование с целью информирования родителей о текущих моментах воспитательного- образовательного процесса. Разработала модель сотрудничества, способствующую наиболее продуктивному взаимодействию с родителями:-разработала дневник наблюдения ,с памяткой для воспитателя. Цель дневника состоит в том чтобы дать родителям полную информацию о событиях и занятиях, которыми была наполнена жизнь ребёнка в течении дня. Это нужно для того чтобы они могли:

-поговорить с ребёнком об этих событиях;

-сохранить чувство сопричастности к жизни ребёнка,осведомлённости о ней,поддерживать эмоциональную связь с ребёнком.

        Когда  ведётся дневник наблюдений: Обязательное 1-е наблюдение ведётся в течении 7-9 дней ,после поступления ребёнка с ОВЗ в группу;2-е перед прохождением ребёнка с ОВЗ ПМПК (медико-педагогической комиссии). Также составляется индивидуальное портфолио на каждого ребёнка с ОВЗ. Портфолио, как способ фиксирования,накопления и оценки достижений ребёнка с ОВЗ за определённый период(период нахождения ребёнка в ДОУ.

  • индивидуального консультирования родителей на темы: «Роль семьи в социально – правом воспитании дошкольников», «Права ребёнка в детском саду и в семье», «Что делать, если», где информировала родителей о правилах поведения взрослого в конкретных ситуациях, рекомендовала индивидуальные стратегии воспитательного воздействия в разрешении конфликтов;
  • оформила информационный стенд с рубриками: «Дети и их права», «Я воспитываю ребенка! »; фотовыставку «Я имею право быть здоровым! » - для повышения педагогической компетентности родителей в реализации прав детей;
  • организовала семинары — практикумы, встечи  для родителей «Стоит ли наказывать ребенка»,МОЯ БОЛЬШАЯ,ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ.

    Таким образом, удалось достичь положительных результатов, повысилась компетентность родителей в вопросах правового воспитания детей.

I. В работу с детьми с ОВЗ использую СОТ по направлениям:

  • проектная деятельность;
  • кружковая деятельность.

   

Реализация:

  • Разработала педагогический проект дополнительной образовательной деятельности «Мастерок», на основе педагогической технологии И.А. Лыковой «Художественный труд в детском саду», срок реализации 2 года.

В результате реализации проекта анализ показал стабильно положительную динамику:

-75% детей научились подбирать материал и инструменты;

- 92% детей используют в самостоятельной деятельности пооперационные карты по изготовлению различных поделок из бумаги и природного материала;

- 75% детей стремятся к самостоятельной творческой деятельности;

- у 43% воспитанников хорошо развита мелкая моторика.

    Положительных результатов работы удалось достичь за счет созданных условий:

- оформлен уголок художественного труда , где обеспечен свободный доступ к материалам, и каждый вид материала хранится в отдельной коробке;

- подобраны разнообразные материалы для ручного труда, с которыми дети могут самостоятельно действовать.

    Как средство стимулирования образного мышления, творчества детей мною изготовлены: образцы игрушек, поделок из разнообразных материалов, пооперационные карты, опорные схемы, простейшие чертежи, шаблоны, картотеки пальчиковых игр.

   Работу с детьми осуществляю по двум направлениям:

- создание условий для самостоятельных практических действий детей;

- проведение специально организованного обучения;

   Каждое мероприятие сопровождала художественно-речевым материалом (пальчиковые игры, физкульт-минутки, речевые игры, скороговорки). Для поддержания интереса детей проводила частую смену деятельности.

2.  Для обеспечения системного подхода в коррекции мелкой моторики занятия   организовала работу кружка «Народные умельцы».

   Для работы в кружке ставила следующие задачи:

• обучение детей различным приемам преобразования бумаги, ткани, фольги, проволоки, теста, природного и бросового материалов;

• изготовление детьми атрибутов для сюжетно-ролевых и дидактических игр, использование детских поделок для оформления интерьера своей группы;

• воспитание трудолюбия, аккуратности, желание доводить начатое дело до конца.

   В деятельности кружка использую разнообразные, в том числе и нетрадиционные методы, и приемы: художественное слово и музыкальное сопровождение, напоминание правил по технике безопасности при работе с ножницами, рассматривание схем последовательности работы, показ с объяснением, анализ и самооценку деятельности детьми, метод обобщенных способов создания поделок из разных материалов;

   В образовательной деятельности по художественному труду дети работают с различными материалами; были созданы различные коллекции - «Ткань», «Фантики», «Бумага». Собраны книги и пособия - «Художественный труд», «Инструменты», «Мастерилка», подборка журналов «Детская коллекция идей», «Творчество детей с различными материалами», «Учите детей мастерить», картотеки иллюстраций, фотографий поделок.

   При оценке детских работ, отмечаю оригинальность идеи, нестандартные способы развития сюжета (при этом отмечала значимость каждого, ни в коем случае не обижая детей). Детскими работами украшаем групповую и приемную комнаты, они служат праздничным украшением детского сада к праздникам.

   Родители принимают активное участие в педагогическом процессе детского сада, практикуется совместная подготовка и проведение праздников, изготовление атрибутов, костюмов, декораций к ним, изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм и игрового оборудования, дидактических и развивающих игр, пособий для занятий, инвентаря для организации трудовой деятельности, совместных творческих выставок детей и родителей. Родители с детьми демонстрируют своё совместное творчество и с удовольствием рассматривают работы, представленные на выставках.

   Мои воспитанники являются участниками конкурсов: конкурс чтецов «Покорение космоса» и «Мой любимый детский сад»; конкурс «Пасхальные композиции»; конкурс поделок «Лучшая новогодняя игрушка»; конкурс рисунков «С физкультурой я дружу- быть здоровым я хочу!».

   II. Использование здоровьесберегающих технологий.

   Первостепенной задачей в воспитательно - образовательной деятельности детского сада - охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни.   

   Работу строю в соответствии с образовательной программой дошкольного образовательного учреждения, с учетом индивидуальных особенностей детей.

Для этого применяла технологии здоровье сберегающей педагогики Н. В. Квач «Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет», И.А Лыкова «Художественный труд в детском саду», Г. В. Беззубцева, Т. Н. Андревская «Развиваем руку ребенка, готовим ее к рисованию и письму». Целью, которых является: развитие образного мышления, мелкой моторике и графических навыков у старших дошкольников.

   Применение технологий  художественного труда позволило решить следующие задачи:

- способствовать развитию образных представлений об объектах и явлениях окружающего мира;

- повысить познавательную активность, осознание необходимости овладения письмом;

- познакомить с основными законами композиции в двухмерном и трехмерном пространстве;

- развивать зрительно-пространственную ориентацию на листе;

- способствовать формированию навыков графических движений, развитию произвольных движений;

- познакомить детей с основными техническими приемами работы с ножницами и бумагой,и такими материалами как ткань, фольга, воск, солёное тесто,.

   Эффективность системы воспитательно-образовательного процесса подтверждена результатами диагностики:

- дети владеют техническими приемами работы с ножницами и бумагой и вышеперечисленными материалами – 79%;

- сформированы навыки графических движений – 83%;

- дети умеют согласовывать действия обеих рук – 72%.

   Для решения этих задач использовала различные формы работы с детьми:

- непосредственно образовательная деятельность (групповая, подгрупповая, индивидуальная) ;

- совместная деятельность педагога с детьми в процессе выполнения творческих заданий, в художественно-развивающих играх;

- самостоятельная художественно-творческая деятельность детей.

   Следующие методы и приемы работы с детьми считаю наиболее эффективными:

  • словесные: беседы (обсуждения) на заданные темы; художественное слово (рассказы, сказки, стихи, потешки, пословицы, песни) ; словесная инструкция;
  • наглядные: использование рисунков образцов с поэтапным рисованием; использование иллюстрации, репродукции, натуры;
  • практические: игровые приемы (инсценирование сказок, сюжета, создание образа предмета с помощью выразительного движения, голоса) ; пальчиковая гимнастика (прорисовка мокрым пальчиком формы на доске, проведение пальцем по абрису формы барельефа, рисование на листах – пробниках, на доске, в воздухе) ; упражнения в держании карандаша, кисти, направленные на подготовку кисти руки к рисованию; художественно – развивающие игры (задания, направленные на развитие навыков и умений в изобразительной деятельности).

     В дополнительной образовательной деятельности по ручному труду создала здоровье-сберегающие условия: в образовательной деятельности обеспечила положительный эмоциональный настрой; устанавливала эмоциональный контакт между детьми через включение в занятие музыкального фона, шумовых эффектов, введения сказочных персонажей; соблюдала санитарную и личную гигиену детей при работе с материалами различного происхождения; учитывала нормативные требования к освещению рабочих мест детей, отвела материалам, определенное, доступное место в группе. Обучала детей безопасным способам работы с различными материалами, умению аккуратно пользоваться колющими, режущими инструментами.

     В течение всей образовательной деятельности применяла: упражнения на расслабление различных групп мышц, физкультминутки, зрительную гимнастику и пальчиковую гимнастики, что позволило убрать у детей напряжение, снять умственную усталость.

 В результате работы с детьми:

-проявляют устойчивый интерес к правилам здоровье- сберегающего и безопасного поведения 65%;

-применяют здоровье- сберегающие навыки в самостоятельной деятельности 73%;

-выполняют элементарные действия полезные для здоровья, его укрепления и сохранения75%.

      Создаю условия для саморазвития и самовыражения детей,  сохранения здоровья. К педагогическому процессу подхожу творчески, большое значение уделяю здоровье-сберегающим технологиям, постоянно включая в режим оздоровительные моменты.

III. Большое внимание уделяю развитию социальной компетентности воспитанников.

  В области социального развития использовала социально-игровые приемы («Приветствие», «Клубок», «Поручения», «Назови ласково») в разных видах деятельности, обеспечивая формирование уверенности каждого ребенка в себе и своих возможностях. Также дети знакомились с историей своей родословной, составляли герб своей семьи (совместно воспитатель- дети- родители). В процессе организации партнерского взаимодействия дошкольники стали любознательными, легко включаются в игровые действия, у них развивается внимание к партнерам, чувства слаженности и коллективизма. Формировала уважительное отношение к людям пожилого возраста и историческим событиям военной эпохи. Также была проведена "Неделя игры и игрушки" в рамках сотрудничества ДОУ "Гнёздышко" с реабилитационным центром 7-8 вида. Цель :Социальное общение между детьми из обычного детского сада с детьми с ОВЗ из ЦЕНТРА..Для детей ДОУ и РЦ это стало на самом деле великим путешествием,т.к главная проблема ребятишек -ограничение контактов со сверстниками и взрослыми, доступа к культурным ценностям. Великое путешествие ещё раз наглядно показало педагогам и родителям ,что ребёнок с ОВЗ также способен и талантлив как его сверстник ,не имеющий проблем со здоровьем. И его внутренний мир открыт для познания,общения,творчества,а творчество ограничить нельзя.

Для того чтобы у ребёнка развивались представления о членах своей семьи, о семьях своих сверстников, о том, как в семье заботятся, помогают друг другу, пополнила предметную среду в группе:

- семейными альбомами, где привлекла внимание детей, к их семейным фотографиям сопровождая рассказами о себе, своей семье, происхождении имени и фамилии;

- схемой «Что сначала - что потом».

   Для понимания эмоционального состояния других, проявления заботы и внимания к близким, проигрывала ситуации «Узнай настроение», «Не надо грустить», предлагая ребенку вступить в ролевое общение, в ходе которого выявлялось насколько ребенок умеет слышать и понимать чужую боль, сострадать другому человеку, протянуть руку помощи.

   Чтобы дети осваивали имена и фамилии членов семьи, их связи друг с другом, использовала дидактическую игру «Кто ты? », в ходе которой выяснились родственные связи ребенка с другими членами семьи. Формировала способы установления доброжелательных отношений к самому близкому человеку - маме, учила анализировать свое отношение с мамой, проводила тренинг: «Угадай настроение мамы», «Мамина улыбка»; изготавливали подарки к празднику «Подарим маме валентинку».

   Для вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс широко применяла такие формы работы как: родительские собрания, консультации «Ошибки семейного воспитания», где знакомила родителей с часто встречающимися ошибками воспитания в семье, круглые столы, родительские встречи, досуг «Я и моя мама», праздники, индивидуальные формы работы, мероприятия с родителями в рамках реализации совместных проектов.    

Наиболее эффективными формами работы с детьми считаю:

- занятие - путешествия – направлены на познавательную деятельность, поиск, обработку и освоение информации;

- занятие - сказки – перевоплощение в поиск сказочных героев;

- посиделки – беседы в сочетании с творческой деятельностью;

- экскурсии – знакомство с изделиями декоративно-прикладного искусства, посещение выставок;

 Знакомство с русскими частушками»; просмотр презентаций «Великий праздник Пасха», видеофильмов «Внутреннее убранство избы русской», творческих вечеров «Моя родословная».

IV. Осуществляю деятельность по обобщению и распространению собственного опыта через:публикации в газетах КИНЕЛЬСКАЯ ЖИЗНЬ, НЕДЕЛЯ КИНЕЛЯ, МЕЖДУРЕЧЬЕ , Электронное издание «Дошколёнок.ru»

 

участвую в творческих конкурсах различного уровня:  Окружной «Воспитатель года 2011»; городской «Суперчитатель 2010»; «Мастер-класс» в городской библиотеке  ) ;  провожу для педагогов ДОУ открытые просмотры, НОД,  мастер-классы.

    В своей работе активно применяю информационные технологии, что позволяет мне более качественно, интересно и на современном уровне строить свою педагогическую деятельность и решать различные педагогические задачи. В MS Excel мною создаются таблицы, отражающие уровни усвоения детьми разделов общеобразовательной программы. Используя условное форматирование, таблица оформляется в цвете, показывающем рейтинг ребенка. По результатам педагогической диагностики строю диаграммы. В MS Word оформляю конспекты занятий, информацию для родителей, анкеты, опросники. Интернет материалы позволяют мне использовать опыт работ других педагогов. В программе MS Publisher, ежеквартально создаю тематические газеты для родителей, буклеты. В программе MS PowerPoint мною были созданы презентации, которые использовались на открытых занятиях в старших группах, на педсоветах для сопровождения консультаций для воспитателей. Преимущества использования этой программы: наглядность сложного материала (текст + графика).

   Таким образом, использование информационных систем позволяет мне более качественно, интересно и на современном уровне строить свою педагогическую деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы с детьми по познавательной деятельноси Тема"Детское экспериментироывание - как метод экологического воспитания."

Исследовательская деятельность зарождается уже в раннем детстве, поначалу представляя просто как будто бесцельное экспериментирование с вещами, игрушками. В ходе такого экспериментирования ребенок нач...

Сообщение из опыта работы с детьми от 1,5 до 2 лет. "Знакомим детей с окружающим миром!"

Окружающий мир привлекает ребенка новизной неопознанного и побуждает к первым самостоятельным шагам....

Методическая рекомендация для и педагогов из опыта работы с детьми со зрительной депривацией по созданию развивающей среды - творческая мастерская "Русская изба".

При создании развивающей среды в специализированном детском саду необходимо учитывать собенности работы сдетьми с нарушением зрения. Представлены различные виды работ по допол...

Первые шаги в рисовании (из опыта работы с детьми с овз )

Рисование является одним из наиболее эффективных видов деятельности ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Рисунок является символическим выражением речи малышей. Дошкольники очень любят рисо...

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ "музыкальная палитра"

музука помогает в гармоничном развитие любого ребенка...

из опыта работы с детьми с нарушением интеллекта "Музыкально-игровая деятельность с детьми с ОВЗ"

В работе с детьми с нарушением интеллекта создаётся особым образом организованное сопровождение отличающееся от детей с традиционным развитием. В статье описаны особенности взаимодействия и приёмы раб...