Главные вкладки

    ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ "музыкальная палитра"
    консультация (старшая группа) на тему

    МАМАЕВА РУМИЯ ГАНИЕВНА

    музука помогает в гармоничном развитие любого ребенка

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon iz_opyta_raboty_muzykalnaya_palitra.doc38.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОСОБЫМИ

          ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ. ПРОЕКТ «МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАЛИТРА»


                                                                                                                         (из опыта работы).

                                                                   

     Мамаева Румия Ганиевна -   музыкальный руководитель

    Дошкольники, имеющие задержку психического развития (ЗПР), весьма непросто интегрируются в общество, в среду нормально развивающихся сверстников [1]. Для этой категории детей недостаточно создания внешних условий, способствующих преодолению их отчужденности от внешнего мира. Обучение и воспитание дошкольников с проблемами интеллектуального развития требует применения специальных технологий и средств обучения, которые используют специалисты в области коррекционной педагогики;  постоянного наблюдения и контроля врачей (психиатра, невролога, ортопеда, педиатра, врача ЛФК и т.д.).
     Работая с детьми, имеющими особые возможности здоровья (ОВЗ), в частности нарушениями  интеллекта, и сталкиваясь со значительными проблемами в их обучении, музыкальному руководителю приходится искать дополнительные средства и пути, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми программного материала по данной образовательной области (музыка)[2].
    В совместной деятельности по музыке мы так же используем различные педагогические технологии (наглядное моделирование, коммуникативные игры, компьютерные технологии), кроме того, включаемся в проектную деятельность[3].
    В частности, в данной статье мы хотим, описать один из таких проектов, который помогает в работе с одаренными дошкольниками с ОВЗ.
    В чем мы видим особенности данного проекта?
    Постановка проблемы.
    Работа с одаренными воспитанниками, их поиск, выявление, развитие и поддержка становится одним из важнейших аспектов деятельности дошкольного учреждения, в том числе нашего.
    Политика государства в области образования определяет особую важность проблематики одаренности и равности всех участников образовательного процесса.
    Проблема в том, что выявление одаренности не является основной задачей коррекционного сада. Однако, педагогический коллектив ГБДОУ детский сад № 45 компенсирующего вида Красногвардейского района Санкт-Петербурга считает, что одаренные дети есть везде.
    Конкурсы, выставки, фестивали - это возможность для детей проявить свои неординарные способности, получить одобрение от авторитетных взрослых[4,5]. Дошкольникам с интеллектуальными нарушениями (которые составляют контингент нашего ДОУ) требуется больше времени для подготовки к участию в конкурсах,  а так же сама система подготовки отличается от подготовки дошкольников общеобразовательных учебных заведений.  
    Данный проект направлен на создание благоприятных условий для развития одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного учреждения.
    Таким образом, актуальность данной проблемы, формулировка цели, гипотезы, задач проекта обусловлена современными требованиями, предъявляемыми к образовательному учреждению, а именно потребностью в выявлении, развитии и поддержки одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья, в создании условий для полноценного развития потенциальных возможностей каждого ребенка.
    Описание проекта.
    1.Вид проекта Учебно-образовательный.
    2.Состав участников:
    Музыкальный руководитель,  воспитатели, воспитанники подготовительных групп, родители, специалисты.
    Тип проекта: Взросло-детский
    Время: Краткосрочный (1 год)
    Первый этап. Определение цели и задач проекта.
    Цель: раскрытие творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья через музыкальную деятельность.
    Задачи:
    1. Выявление, обучение и воспитание одарённых детей с ограниченными возможностями здоровье в условиях ДОУ.
    2. Развивать у детей интерес и мотивацию к музыкальной деятельности.
    3. Формировать и развивать вокально-творческие способности.
    Второй этап. Организация музыкально-художественной деятельности детей в рамках проекта.
    1. Прослушивание соответствующей возрасту народной, классической, детской музыки;
    2. Анализ музыкальных произведений;
    3. Разучивание текстов песен;
    4. обыгрывание сюжета песен;
    5. Беседы: «О характере песни», «о средствах музыкальной выразительности», «о содержании песни»;
    6. Упражнение на развитие слуха и голоса (распевки, попевки)
    7. совместное и индивидуальное исполнение песен;
    8. Музыкально-театрализованные игры.
    9. Танец
    Третий этап. Презентация материалов проекта:
    1. Конспекты интегрированных мероприятий по теме проекта.
    2. Картотека музыкальных игр, песен на развитие вокально-творческих способностей детей
    3. Проведение открытых мероприятий с воспитанниками:
    - на «празднике осени» - танец в народном стиле
    - открытое мероприятие для музыкальных руководителей  района «Русская пляска»
    - на празднике «Новый год» - Зимний хоровод – театрализованный танец
    - на празднике «8 марта» - Песенный этюд
    - на празднике «День победы» - Торжественная песня
    - на выпускном – Танец+песня – прощание с садиком.
    4. Конкурс «Шире круг» - танцевальный конкурс среди дошкольников подготовительных групп Красногвардейского района.
    5. Конкурс «Колокольчик» - песенный конкурс среди дошкольников подготовительных групп внутри детского сада

    План реализации проекта

    1 этап –подготовительный
    Работа с педагогическим коллективом:
    1. Проведение педсовета по художественно-эстетическому развитию дошкольников с ОВЗ.
    Цель- Введение в проект, создание творческой группы по реализации проекта, составление плана реализации проекта и т.п.
    2 Подбор необходимой для реализации проекта литературы, пособий, игр, оборудования, репертуара.
    Цель - Подготовить теоретический и практический материал по проекту.
    Работа с детьми
    1. Определить уровень музыкального развития  детей.
    Цель - Выявить заинтересованность детей к музыке, определить состав участников проекта на основе диагностики и мониторинга музыкального развития воспитанников.
    Работа с семьей
    1. Размещение информации о проекте на сайте ДОУ.
    Цель – информирование родительской общественности о проводимых в саду мероприятиях.
    2. разработка анкет для родителей по художественно-эстетическому развитию ребенка.
    Цель – определить значение музыки в жизни семьи и ребенка с ОВЗ. Выявить отношение родителей к музыкальному развитию детей в ДОУ и домашних условиях.
    2 этап – основной
    Работа с педагогическим коллективом:
    1. Осуществление взаимодействия с пед.коллективом, разработка сценариев, конспектов, электронных игр и презентаций по музыке.
    Работа с детьми
    1.Проведение открытых мероприятий с воспитанниками:
    - праздников (для родителей):

    • праздник осени  - «Осень в гости к нам пришла!»
    • Новый год
    • 8 марта – «Мамин праздник!»

              - тематических досугов (для детей)

    БЛОК 1. Знакомство с праздниками, посвященными семье и ближайшему окружению ребенка.
    • 1 сентября – Праздник мира и добра. Досуг на улице.
    • 27 сентября – «День воспитателя!».
    • декабря – «Мамочка милая мама моя!» (День матери)
    • 1 июня – День защиты детей – досуг на улице.

    БЛОК 2. Знакомство с русскими народными традициями и фольклором.
    • Январь – Рождественские колядки – игра по станциям.
    • Февраль –март - Масленица – Досуг на улице.
    • Пасхальные гуляния – досуг на улице.
    • Июнь - Праздник березки. Досуг на улице.

    БЛОК 3. Патриотическое направление.
    • к 4 ноября – «Мы Россияне» (День народного единства)
    • 27 января – «Разорванное кольцо» досуг в мини-музее (День снятия блокады Ленинграда)
    • 23 февраля  - «День армии. Войны земли русской»
    • 12 апреля – «Ближе к звездам» (День космонавтики)
    • 9 мая – «День Победы!»
    • 27 мая – Мы Петербуржцы – тематический досуг в мини-музее

    - отчетных концертов (для родителей)
    • Выпуск в школу – «До свидания детский сад!»

    - открытых мероприятий (для педагогов сада и района)
    Цель - Раскрытие песенных и танцевальных возможностей детей.
    2.  Участие в конкурсах.
    Внутри сада
    Районного уровня
    Цель: Социализация дошкольников с ОВЗ раскрытие творческого потенциала воспитанников.
    Работа с семьей
    Размещение на сайте ДОУ электронных игр по музыке, разработка инструкций для родителей по заучиванию стихов и песен (Использование мнемо-таблиц, символической деятельности, ИКТ и т.д.)

    3 этап – заключительный
    Работа с педагогическим коллективом:
    1. Анализ проекта, корректировка проекта.
    Цель: Пути дальнейшей реализации проекта. Распространение опыта.
    Работа с семьей
    1. Разработка рекомендаций по музыкальному сопровождению и развитию в домашних условиях.
    2. Отправка фотоотчетов и презентаций с музыкальными играми на электронный ящик групп, размещение информации о результатах проекта на сайте.
    Использование технологии проекта, на наш взгляд, позволяет:
    • интегрировать в образовательное пространство сада, района, города тех дошкольников с ОВЗ, которые имеют музыкальные способности;
    • повысить качество обучения за счет применения современных средств и технологий;
    • повысить уровень социальной реабилитации и улучшить качество жизни семей, имеющих ребенка с ОВЗ.
    Таким образом, использование проектной технологии помогает охватить дополнительной помощью максимально возможное количество детей, в том числе одаренных детей, создать условия для расширения социальных контактов наших воспитанников.
    Литература:
    1. Защиринская О.В. Психология детей с задержкой психического развития. Учебное пособие. СПб.: Речь, 2007.-168с.
    2. Альсира Легаспи де Арисменди Дошкольное музыкальное воспитание. М.: «Прогресс», 1989.
    3. Педагогические технологии. Буланова-Топоркова М.В., Духавнева А.В., Кукушин В.С., Сучков Г.В.  2е изд., испр. И доп. М.: 2004 – 336 с.
    4. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Ярославль: «Академия развития», 1997.
    5. Н.И. Бочарова, О.Г. Тихонова «Организация досуга детей в семье» М., 2001.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация "Теоретические основы работы с детьми с задержкой психического развития"

    В презентации рассмотрены вопросы  задержки психического развития: причины возникновения, особенности детей с ЗПР; подходы  и организационно-педагогические требования в работе с данной катег...

    Психокоррекционная работа с детьми с задержкой психического развития

    Подготовил: педагог – психолог МКДОУ № 43 г. Астрахани Смердина Ирина Владимировна   Подготовил: педагог – психолог МКДОУ № 43 г. Астрахани Смердина Ирина Владимировна...

    СОЗДАНИЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ СРЕДЫ – КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩИХ ЗАДАЧ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

    Ребенок родился, растёт, развивается…. Это — источник радости для родителей, педагогов, если  малыш развивается своевременно и правильно. Это — источник тяжелых переживаний, если развитие...

    Сказкотерапия как форма работы с детьми с задержкой психического развития

    Консультация для работы с детьми с задержкой психологического развития. Данный материал поможет организовать работу по развитию словесного творчества старших дошкольников....

    перспективное планирование коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития

    Перспективное планирование коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития по следующим разделам: изобразительная деятельность и конструирование....

    «Сказкотерапия - как форма работы с детьми с задержкой психического развития»

    Тема: «Сказкотерапия -  как форма работы с детьми с задержкой психического развития» Эмоции входят во многие психологически сложные состояния человека, выступая как их органическ...

    «Сказкотерапия - как форма работы с детьми с задержкой психического развития»

    Тема: «Сказкотерапия -  как форма работы с детьми с задержкой психического развития» Эмоции входят во многие психологически сложные состояния человека, выступая как их органическ...