Формирование эстетического образа Санкт-Петербурга у старших дошкольников.
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Леонова Светлана

Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе и крае. Чтобы детям было интересно знакомиться с историей города, его достопримечательностями, надо уметь преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг знаний. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_esteticheskogo_obraza_sankt.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование эстетического образа Санкт-Петербурга у старших дошкольников.

В настоящее время чрезвычайно актуальной стала проблема приобщение к истории и культуре Санкт-Петербурга, и становление, прежде всего эстетического образа города у детей дошкольного возраста.

С ранних лет ребенок  созерцает красоту и величие Санкт-Петербурга, накапливает представления о нем. По мере знакомства с его архитектурно-скульптурным обликом и содержательного общения  с взрослыми – родителями и педагогами эти представления углубляются и расширяются. В тоже время они выступают основой для развития интереса к самостоятельному познанию родного города, для творческого самовыражения и созидательного поведения. Созидательное поведение петербуржца берет свои истоки в дошкольном детстве, когда ребенок начинает открывать для себя город. От того, каким предстанет для дошкольника Санкт-Петербург, насколько он обогатит детскую фантазию и воображение, от того, какие эмоции и чувства он испытывает при знакомстве с ним и зависит тип его поведения в городе, сопричастность к его культуре и традициям, желание сохранить и преумножить его величайшее наследие.

Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с жизнью, помогает формировать нравственные понятия и чувства на основе своего края, во всём многообразии её форм и методов имеет огромное воспитательное воздействие на формирование личности ребенка дошкольного возраста.

Воспринимая архитектурную среду города, ребенок дошкольного возраста способен эмоционально откликаться на художественный образ, выделять декоративные элементы и интерпретировать назначение сооружения (С.Ю. Бологова). Язык ассоциаций легко осваивается в дошкольном возрасте. Ведущим компонентом является эстетический. В убранстве города для дошкольника важен цвет. От выделения красивого дети переходят к предположениям о функциональном назначении декоративного убранства. Стремление детей к выдвижению вопросительных гипотез, показывает, что детей можно знакомить с символикой города, поводить к установлению связей между функцией символа города и его эстетическими особенностями. Важно учитывать, что город привлекает  дошкольников не в статике, а в действии и движении, когда происходят какие-либо события.     Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе и крае. Чтобы детям было интересно знакомиться с историей города, его достопримечательностями, надо уметь преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг знаний. Знакомя детей с родным краем можно решить следующие задачи:

  • Вызвать интерес к жизни наших земляков. Дать элементарное представление об истории родного города, его памятниках и архитектуре;
  • Дать представления о размерах нашей области и её природных богатствах. Вызвать интерес к жизни родного края;
  • Познакомить с героическими боевыми достопримечательностями родного города, дать представление о защитниках Отечества;
  • Познакомить с бытом и традициями русского народа, народными праздниками.

В старшем дошкольном возрасте увеличивается объём знаний о родном городе. Дети знакомятся не только с достопримечательностями родного города, но и с его историей, промышленностью.

Знакомство с родным городом продолжается и на занятиях по изобразительной деятельности.

Работа с детьми по ознакомлению с родным краем ведётся и в книжном уголке, где выставляются книги познавательного характера (иллюстрации о природе родного края, фотоальбомы современного города и исторические фотографии).

Хорошо бы в группе оформить патриотический уголок с российской символикой. Наблюдения на прогулках за явлениями природы, растениями, птицами способствуют обогащению знаний о родном крае.

В процессе всей работы у дошкольников воспитываются чувства восхищения, гордости за свой родной город, край.

Санкт-Петербург всегда считался культурной столицей России.  Нынешние маленькие петербуржцы должны стать достойными их приемниками. С каждым годом осуществлять это становится всё сложнее. Многие детские сады удалены от исторического центра города.

Содержание и педагогическая технология краеведческого образования  детей старшего дошкольного возраста О.В. Солнцевой, Е.В. Кореневой-Леонтьевой «Город - сказка, город - быль», в которой разработаны конспекты встреч с Санкт-Петербургом, даны измерительные материалы для изучения освоения содержания, богатый справочный материал.  Ведущей формой организации совместной деятельности педагога с детьми является «Встреча с Санкт-Петербургом».  Предполагается организация совместной деятельности воспитателя и детей по подготовке к восприятию материала; в совместной деятельности воспитатель занимает позицию  «передачи  социального опыта» - организует восприятие материала  с использованием компьютерной презентации, восприятие и понимание дидактической сказки\истории, разыгрывание образного этюда. Данная позиция педагога рассматривается как партнерская, предполагающая равный обмен мнениями и опытом, сотворчество педагога и ребенка.  Разработки, представленные в книге, отличаются современностью и новизной подходов к организации краеведческого образования в условиях ДОУ. Педагогическая технология должна обеспечить становление субъектной позиции ребенка. Она базируется на использовании проектного метода, детского коллекционирования, экспериментирования, создания ситуаций творчества (игры-фантазии, рисование, придумывание загадок, вопросов, гипотез), моделировании, а также в современных средствах – ИКТ, путеводителях, экскурсиях. Так, например, информационно-компьютерные технологии позволяют работать с различными типами информации: с текстовой (например, электронные справочники, энциклопедии, учебно-методические материалы); с визуальной (при помощи интерактивной доски и программ презентации демонстрировать фотографии, портреты, иллюстрации, видеофрагменты процессов и явлений, видеоэкскурсии); с аудиоинформацией (звукозаписи музыкальных произведений, звуков природы, синхронизированные аудиообъекты); с аудио- и видеоинформацией (аудио- видеообъекты живой и неживой природы, предметные экскурсии); с комбинированной информацией (учебные пособия, энциклопедии).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и игровые ситуации, направленные на формирование эстетического образа Санкт – Петербурга у старших дошкольников.

В настоящее время чрезвычайно актуальной стала проблема приобщение к истории и культуре Санкт-Петербурга, и становление, прежде всего эстетического образа города у детей дошкольного возраста. В этом в...

«ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ИСКУССТВУ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОГО ПОДХОДА»

Утверждение о том, что искусство обладает огромным воспитательным потенциалом, оказывает широкое и многостороннее воздействие на ребенка, ни у кого не вызывает сомнения. Искусство, как высшая фо...

Использование дидактических игр при формировании представления о Санкт-Петербурге

В статье представлены различные виды дидактических игр для формирования представлений у детей докольного возраста о родном городе...

Формирование у дошкольников эстетического образа Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург всегда считался культурной столицей России. Жители этого города отличались высоким уровнем культуры. Нынешние маленькие петербуржцы должны стать достойными их приемниками.С каждым годо...

Роль виртуальных экскурсий в ДОУ для формирования представлений о Санкт-Петербурге у детей дошкольного возраста

В статье описывается влияние использования виртуальных экскурсий для ознакомления дошкольников с родным городом...