Формирование эстетического образа Санкт-Петербурга у старших дошкольников.
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе и крае. Чтобы детям было интересно знакомиться с историей города, его достопримечательностями, надо уметь преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг знаний.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование эстетического образа Санкт-Петербурга у старших дошкольников.
В настоящее время чрезвычайно актуальной стала проблема приобщение к истории и культуре Санкт-Петербурга, и становление, прежде всего эстетического образа города у детей дошкольного возраста.
С ранних лет ребенок созерцает красоту и величие Санкт-Петербурга, накапливает представления о нем. По мере знакомства с его архитектурно-скульптурным обликом и содержательного общения с взрослыми – родителями и педагогами эти представления углубляются и расширяются. В тоже время они выступают основой для развития интереса к самостоятельному познанию родного города, для творческого самовыражения и созидательного поведения. Созидательное поведение петербуржца берет свои истоки в дошкольном детстве, когда ребенок начинает открывать для себя город. От того, каким предстанет для дошкольника Санкт-Петербург, насколько он обогатит детскую фантазию и воображение, от того, какие эмоции и чувства он испытывает при знакомстве с ним и зависит тип его поведения в городе, сопричастность к его культуре и традициям, желание сохранить и преумножить его величайшее наследие.
Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с жизнью, помогает формировать нравственные понятия и чувства на основе своего края, во всём многообразии её форм и методов имеет огромное воспитательное воздействие на формирование личности ребенка дошкольного возраста.
Воспринимая архитектурную среду города, ребенок дошкольного возраста способен эмоционально откликаться на художественный образ, выделять декоративные элементы и интерпретировать назначение сооружения (С.Ю. Бологова). Язык ассоциаций легко осваивается в дошкольном возрасте. Ведущим компонентом является эстетический. В убранстве города для дошкольника важен цвет. От выделения красивого дети переходят к предположениям о функциональном назначении декоративного убранства. Стремление детей к выдвижению вопросительных гипотез, показывает, что детей можно знакомить с символикой города, поводить к установлению связей между функцией символа города и его эстетическими особенностями. Важно учитывать, что город привлекает дошкольников не в статике, а в действии и движении, когда происходят какие-либо события. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе и крае. Чтобы детям было интересно знакомиться с историей города, его достопримечательностями, надо уметь преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг знаний. Знакомя детей с родным краем можно решить следующие задачи:
- Вызвать интерес к жизни наших земляков. Дать элементарное представление об истории родного города, его памятниках и архитектуре;
- Дать представления о размерах нашей области и её природных богатствах. Вызвать интерес к жизни родного края;
- Познакомить с героическими боевыми достопримечательностями родного города, дать представление о защитниках Отечества;
- Познакомить с бытом и традициями русского народа, народными праздниками.
В старшем дошкольном возрасте увеличивается объём знаний о родном городе. Дети знакомятся не только с достопримечательностями родного города, но и с его историей, промышленностью.
Знакомство с родным городом продолжается и на занятиях по изобразительной деятельности.
Работа с детьми по ознакомлению с родным краем ведётся и в книжном уголке, где выставляются книги познавательного характера (иллюстрации о природе родного края, фотоальбомы современного города и исторические фотографии).
Хорошо бы в группе оформить патриотический уголок с российской символикой. Наблюдения на прогулках за явлениями природы, растениями, птицами способствуют обогащению знаний о родном крае.
В процессе всей работы у дошкольников воспитываются чувства восхищения, гордости за свой родной город, край.
Санкт-Петербург всегда считался культурной столицей России. Нынешние маленькие петербуржцы должны стать достойными их приемниками. С каждым годом осуществлять это становится всё сложнее. Многие детские сады удалены от исторического центра города.
Содержание и педагогическая технология краеведческого образования детей старшего дошкольного возраста О.В. Солнцевой, Е.В. Кореневой-Леонтьевой «Город - сказка, город - быль», в которой разработаны конспекты встреч с Санкт-Петербургом, даны измерительные материалы для изучения освоения содержания, богатый справочный материал. Ведущей формой организации совместной деятельности педагога с детьми является «Встреча с Санкт-Петербургом». Предполагается организация совместной деятельности воспитателя и детей по подготовке к восприятию материала; в совместной деятельности воспитатель занимает позицию «передачи социального опыта» - организует восприятие материала с использованием компьютерной презентации, восприятие и понимание дидактической сказки\истории, разыгрывание образного этюда. Данная позиция педагога рассматривается как партнерская, предполагающая равный обмен мнениями и опытом, сотворчество педагога и ребенка. Разработки, представленные в книге, отличаются современностью и новизной подходов к организации краеведческого образования в условиях ДОУ. Педагогическая технология должна обеспечить становление субъектной позиции ребенка. Она базируется на использовании проектного метода, детского коллекционирования, экспериментирования, создания ситуаций творчества (игры-фантазии, рисование, придумывание загадок, вопросов, гипотез), моделировании, а также в современных средствах – ИКТ, путеводителях, экскурсиях. Так, например, информационно-компьютерные технологии позволяют работать с различными типами информации: с текстовой (например, электронные справочники, энциклопедии, учебно-методические материалы); с визуальной (при помощи интерактивной доски и программ презентации демонстрировать фотографии, портреты, иллюстрации, видеофрагменты процессов и явлений, видеоэкскурсии); с аудиоинформацией (звукозаписи музыкальных произведений, звуков природы, синхронизированные аудиообъекты); с аудио- и видеоинформацией (аудио- видеообъекты живой и неживой природы, предметные экскурсии); с комбинированной информацией (учебные пособия, энциклопедии).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и игровые ситуации, направленные на формирование эстетического образа Санкт – Петербурга у старших дошкольников.
В настоящее время чрезвычайно актуальной стала проблема приобщение к истории и культуре Санкт-Петербурга, и становление, прежде всего эстетического образа города у детей дошкольного возраста. В этом в...
«ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ИСКУССТВУ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОГО ПОДХОДА»
Утверждение о том, что искусство обладает огромным воспитательным потенциалом, оказывает широкое и многостороннее воздействие на ребенка, ни у кого не вызывает сомнения. Искусство, как высшая фо...

Сценарий игры КВН, посвящённой Дню рождения города Санкт-Петербурга для воспитанников старшей группы «Весёлое путешествие по Cанкт-Петербургу»
Путешествие по Петербургу вместе с Человеком Рассеяным....
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДУХОВНОГО КРУГОЗОРА ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МОСТАМ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА для детей старшего дошкольного возраста
Путешествие по мостам Санкт-Петербурга...

Использование дидактических игр при формировании представления о Санкт-Петербурге
В статье представлены различные виды дидактических игр для формирования представлений у детей докольного возраста о родном городе...

Формирование у дошкольников эстетического образа Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург всегда считался культурной столицей России. Жители этого города отличались высоким уровнем культуры. Нынешние маленькие петербуржцы должны стать достойными их приемниками.С каждым годо...

Сценарий игры КВН, посвящённый Дню рождения города Санкт-Петербурга для воспитанников старшей группы «Весёлое путешествие по Cанкт-Петербургу»
КВН, посвящённый Дню рождения города Санкт-Петербурга для воспитанников старшей группы....
