Педагогический совет - деловая игра
методическая разработка по теме

Каткова Вера Владимировна

Педагогический совет – деловая игра                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              «Развитие  речи детей дошкольного возраста   через театрализованную деятельность»

                                                                          “Есть все фактические и теоретические          
                                                                            основания утверждать, что не только    
                                                                            интеллектуальное развитие ребенка, но  
                                                                            и формирование его характера, эмоции
                                                                        и личности в целом находится в
                                                                            непосредственной зависимости от
                                                             речи”.                                                                             
                                                                                                                   Л.С.Выготский

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_pedsovet.doc235 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический совет – деловая игра                                            «Развитие  речи детей дошкольного возраста                                через театрализованную деятельность»

                                                                          “Есть все фактические и теоретические          
                                                                           основания утверждать, что не только    
                                                                           интеллектуальное развитие ребенка, но  
                                                                           и формирование его характера, эмоции
                                                                           и личности в целом находится в
                                                                           непосредственной зависимости от
                                                                           речи”.                                                                            

                                                                                                                  Л.С.Выготский

 Цель: Повысить теоретический и практический  уровень знания педагогов о  роли театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников

Задачи:

  1. Проанализировать уровень организации работы в ДО по развитию речи воспитанников.
  2. Привлечь внимание педагогов к проблеме развития речи детей посредством театрализованной деятельности
  3. Систематизировать знания педагогов об особенностях и условиях развития речи детей в ДОУ
  4. Активизировать деятельность педагогов в направлении речевого развития ребёнка через театрализованную деятельность.

                                            План проведения педсовета                                                                                                                1. Анализ выполнения решения предыдущего педсовета.                                                     2. Вступительное слово заведующей: Развитие  речи  детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.                                                                                                   3. Результаты тематической проверки.                                                                                         4. Сообщения из опыта работы:                                                                                      

  • Презентация «Центры театрализованной деятельности в дошкольной организации»;
  • Презентация «Театральная кукла в работе с дошкольниками».
  1. Деловая игра
  2. Итоги творческого конкурса «Ожившие куклы», награждение победителей.
  3. Решение педсовета.

Предварительная работа: организация и проведение конкурса «Ожившие куклы», которых можно использовать для работы по развитию речи детей дошкольного возраста, тематический контроль, семинар-практикум «Формирование образной речи дошкольников через театрализованную деятельность», семинар-практикум «Развиваем речь детей», деловая игра «Этот удивительный мир сказки», участие в районном конкурсе для дошкольников «Новогодние истории».

Ход педсовета:                                                                                                               

1. Вступительное слово заведующей: Развитие  речи  детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.                                               

Дошкольное образовательное учреждение - первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей (Акулова О.В.)
          Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Д.Б. Эльконин, Р.Е. Левина, А.П. Усова и др.)                                                                                                                                                                                                                                                            
        Речь – одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании окружающего мира.
       Знакомясь с художественной литературой, дети учатся применять грамматические навыки и умения в диалогической (ответы на вопросы, беседы) и монологической (словесное творчество) речи, использовать средства художественной выразительности языка и его грамматических особенностей.
     Речь ребенка выполняет три функции связи его с внешним миром: коммуникативную, познавательную, регулирующую.
     Период с 3-х до 7 лет - это период усвоения грамматической системы русского языка, развитие связной речи. В это время совершенствуется грамматическая структура и звуковая сторона речи, создаются предпосылки для обогащения словаря.
     В дошкольном возрасте ведущее место занимают совместные со взрослым игры: сюжетно - отобразительные, подвижные, музыкальные, пластические упражнения, игры - драматизации, инсценировки, кукольный театр, элементы игры и драматизации при рассматривании картин, рисовании, лепке, аппликации. Их широкий общеразвивающий эффект рождает в детях положительные эмоции, стимулирует игровую и речевую активность. В этот период речь ребенка становится, более связной и приобретает форму диалога.
     Таким образом, процесс развития речи ребенка дошкольного возраста – процесс сложный и многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи. Одним из таких средств является театрализованная деятельность.
     Театрализованная деятельность дошкольников – это вид художественно-творческой деятельности, в процессе которого его участники осваивают доступные средства сценического искусства и, согласно выбранной роли (актера, сценариста, художника-оформителя, зрителя и т.д.), участвуют в подготовке и разыгрывании разного вида театральных представлений, приобщаются к театральной культуре.
      Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. «Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения».
     Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Театрализованная деятельность пронизывает все режимные и учебные моменты. Основа этой работы лежит в использовании потешек, приговорок, прибауток, колыбельных песен. Устное народное творчество, преподнесенное в форме сценок, игр-драматизаций, создает атмосферу тепла, доброты, внимания, способствует формированию эмоционально положительного отношения малышей к окружающему миру и их познавательному развитию.
    Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей (Л.B. Артемова, Л.В. Ворошнина, Л.С Фурмина и др.). Их можно разделить на две основные группы: игры- драматизации и режиссерские (каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов).
     В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве "артиста", самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.
    В режиссерской игре "артистами" являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как "сценарист и режиссер" управляет "артистами". "Озвучивая" героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т.д.
     Общим для всех театрализованных игр является наличие зрителей.
Система работы по развитию театрализованной деятельности делится на три этапа:
• художественное восприятие литературных и фольклорных произведений;
• освоение специальных умений для становления основных ("актер", "режиссер") и дополнительных позиций ("сценарист", "оформитель", "костюмер");
• самостоятельная творческая деятельность.
     Педагогическая задача усложняется синтетической природой театрализованной деятельности, в которой восприятие, мышление, воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом и проявляются в разных видах детской активности (речевая, двигательная, музыкальная и пр.).
     Значит, театрализованная деятельность интегративна, причем активность и творчество проявляются в трех аспектах:
  -Во-первых, в создании драматического содержания, т.е. в интерпретации, переосмыслении заданного литературным текстом сюжета или сочинении вариативного либо собственного сюжета.
 -Во-вторых, в исполнении собственного замысла, т.е. в умении адекватно воплощать художественный образ с помощью разных средств выразительности: интонации, мимики, пантомимики, движения, напева.
 -В-третьих, в оформлении спектакля - в создании (подбор, изготовление, нестандартное использование) декораций, костюмов, музыкального сопровождения, афиш, программок. Из-за этих особенностей театрализованной деятельности, по отношению к ней, чаще используется термин "театрально-игровая деятельность", что является самоценной свободной и творческой деятельностью дошкольника.
     В детском саду театрализованная игровая деятельность детей принимает две формы:
-когда действующими лицами является определенные предметы рукотворного мира: игрушки, куклы, фигурки (настольный театр: плоскостные и объемные фигурки персонажей; фланелеграф; теневой театр; театр петрушек; бибабо; театр марионеток),
-когда дети сами в образе действующего лица в соответствующем костюме (или с использованием элементов костюмов) исполняют взятую на себя роль.

    Театрализованная игровая деятельность детей рассматривается в двух  взаимосвязанных аспектах:
-как разновидность художественной деятельности.

-как творческая сюжетная игра.

    Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребёнка. Стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребёнок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения(мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).

       Делая вывод по данной теме, можно сказать, что использование театрализованной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста, тесно взаимосвязано с речевым развитием ребёнка. Данное направление в работе нашего детского сада не новое, а является продолжением работы районной экпериментальной площадки с переходом на республиканский уровень, где ведущим видом является развитие образной речи дошкольника через театрализованную деятельность.                                                                                                                                                                                                Следовательно, наша главная задача- это успешно реализовать проект, направленный на развитие интереса к театрализованной деятельности, развитие образной стороны речи ребёнка-дошкольника, который тесно взаимосвязан и может осуществляться с другими видами детской деятельности.

2. Результаты тематического контроля

3. Презентация «Центры театрализованной деятельности в дошкольной организации»

         4. Презентация  «Театральная кукла в работе с дошкольниками» (сообщения педагогов)                     

         5. Деловая игра

Педагоги делятся на 2 команды: «Маска» и «Театралочка» посредством карточек. Избирается жюри. Работа оценивается в 5-бальной системе.

Цель: активизировать деятельность педагогов; способствовать приобретению ими опыта коллективной работы; совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности; помочь самореализоваться на  педагогическом поприще.

Материалы: листки бумаги, цветные карандаши, сувениры для награждения, мультимедийная презентация.

Ход игры: Уважаемые педагоги. Сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие. Оно будет очень трудным. Но вашими командами руководят опытные капитаны, и перед началом нашего путешествия я предлагаю вам придумать для своей команды девиз, с которым вы и отправитесь в это увлекательное путешествие.

Каждая команда придумывает себе девиз, связанный с названием своей команды: «Маска» - «Всегда быть в маске – судьба моя», «Театралочка» - «Вся наша жизнь – игра».

Для того чтобы отправиться необходимо выполнить первое задание.

I часть. Разминка: 

Ведущий зачитывает по очереди вопрос для каждой команды.

Вопросы: 

  1. Назовите цели ОО «Коммуникация»

Овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.

  1.  Перечислите задачи ОО «Коммуникация».

 Развитие свободного общения со взрослыми и детьми; развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи. 

3. Что мы понимаем под развитием речи ребёнка?

Развитие речи – это творческий процесс, который формируется в результате восприятия речи взрослого, собственной речевой активности и элементарного осознания явлений языка и речи.                                                                            

4. Какие умения развиваются в диалоге?

выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста.

  1. Какие формы работы используют при обучении детей связной речи?

 пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание.

  1. Назовите структуру повествования.

завязка, кульминации, развязка

  1. Рассказ сюжет, которого развертывается во времени это... рассказ повествование
  2. С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи?  средняя группа
  3. Ведущий прием для активизации речи и мышления? образец воспитателя
  4.  – Какие виды речи вам известны?

Внутренняя – то, что мы произносим в мыслях, не проговаривая вслух и внешняя: диалогическая, монологическая, эгоцентрическая, письменная

2. Разработка рекомендаций для родителей: каждая команда в течение двух минут составляют памятку для родителей по формированию речи ребёнка. Затем составленные рекомендации зачитываются вслух, обсуждаются.

3. Кто вперёд 

Обогащают и оживляют русский язык народные пословицы и поговорки. Они прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладевать родным языком. Они короткие, четкие, полны глубокой, выработанной веками мудрости. Пословицу можно использовать в любой ситуации.

Ведущий зачитывает задание. Чья команда первая поднимет руку и даст ответ.

               Вопросы:

  • Вспомните пословицу противоположную по смыслу пословице: «Коротка ночь до зари, коли много работы»: «Долог день до вечера, коли делать нечего».
  • Найдите лишнюю пословицу: «Хвастать - не косить, спина не болит»; «Не спеши языком, торопись делом»; «Язык до Киева доведёт»
  • Найдите пары пословиц: «Кто грамоте горазд, тому не пропасть», «Руби дерево по себе», «Знания никому не в тягость», «Без корня и полынь не растёт», «Родимая сторона – мать, чужая - мачеха», «По Сеньке и шапка».
  • Нарисуйте любую известную пословицу. Команды показывают рисунки. Команда первой угадавшей пословицу, получает балл. Чья пословица верно угадана, тоже зарабатывает балл. 

II часть. Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству.

     Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям.

1. Продолжите предложение…

1 команда

2 команда

Под театрализованной деятельностью детей я понимаю... это– важнейшее средство развития у детей эмпатии, т.е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя не его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.

Театрализованная деятельность дошкольников развивается в определенных педагогических условиях, важнейшими из которых, на мой взгляд, являются... (использовать худ.слово, вызывать эмоциональный отклик, воспитывать  у детей интерес к театральной деятельности, оснащение театрализованных игр, серьезный подбор литературных произведений)

2. Назовите:

1) типы занятий  по театрализованной деятельности            
- фрагментарное (на других занятиях);                                                                                          - типовое;                                                                                                                                         - доминантное;                                                                                                                               -тематическое;                                                                                                                              - интегративное;                                                                                                                                      - репетиционное.

2) формы организации театрализованной деятельности с дошкольниками.                             –  театрализованное занятие;                                                                                                           - музей кукол;                                                                                                                                       - театрализованная игра на праздниках, развлечениях;                                                                       - театрализованные игры в повседневной жизни;                                                                                     - мини-игры на музыкальных занятиях;                                                                                             - мини-игры на других занятиях;                                                                                                           - театрализованные игры-спектакли;                                                                                                  - посещение детьми театров с родителями;                                                                                        - самостоятельная театрально-художественная деятельность;                                                                      - совместная театральная деятельность взрослых и детей.

3. Назовите основные параметры диагностики по театрализованной деятельности:                                                                                                                            1) в старшем дошкольном возрасте (умеет разыгрывать несложные сюжеты, использует выразительные средства, пантомимические навыки, умеет проявлять творческую инициативу, импровизировать);

2) в средней группе (умеет разыгрывать несложные сюжеты, использует выразительные средства).

4. Скажите…

1 команда

2 команда

Каковы характерные особенности театрализованных представлений? (литературная или фольклорная основа и наличие зрителей)

Каким образом театрализованная деятельность связана с изобразительной? (изготовление афиш, костюмов и декораций, рисование пригласительных билетов, изготовление театров (картинки на руке, на фланелеграф), рисование после просмотренных спектаклей, использование игрушек народных промыслов в спектакле)

5. На какие  две основные группы можно разделить театрализованные игры в зависимости от средств изображения?

Дайте их краткую характеристику и приведите примеры видов игр, входящих в их состав.

1 команда -  Режиссерские игры

2 команда - Игры-драматизации

  • настольный театр картинок и игрушек;
  • теневой театр;
  • театр на фланелеграфе;
  • стенд-книжка.

  • игры-драматизации с пальчиками;
  • с куклами би-ба-бо;
  • импровизации;
  • с  атрибутами   (маски,   шапочки,   элементы костюмов).

В режиссерских играх ребенок или взрослый сам не является действующим лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа - объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой.

Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли. Ребенок или взрослый действует сам, преимущественно используя свои средства выразительности - интонацию, мимику, пантомиму.

III часть. Решение педагогических ситуаций

1. Четырехлетнего Сашу сестренка взяла с собой в театр на «Белоснежку и семь гномов». Во время спектакля он очень нервничал, вскакивал, грозил кулаком злой мачехе-королеве. А когда она начала колдовать над дымящимся котлом, заплакал, уткнувшись в колени сестренки. Ночью Саша спал плохо, звал маму и не отпускал, когда она подходила к кроватке.

? Почему Саша так реагировал во время спектакля и плохо спал ночью?                     ? Следует ли водить малышей в театр?

2. В календарном плане воспитателя было записано: 1 марта - игра в «детский сад», 2 марта - игра в «почту», 3 марта - игра в «театр» и т.д. При этом воспитатель добивалась, чтобы дети играли в те игры, которые она наметила.

? Каковы ваши суждения о такой плановости в проведении игр?

3. Дети разыгрывают кукольный спектакль по сказке «Лиса и медведь». Они распределили роли и начали представление, но по ходу действия возник спор о том, кому из героев что говорить. Сюжет «рассыпается», и дети постепенно теряют интерес к игре.

 ? Как разрешить сложившуюся ситуацию? Назовите свои действия в данной ситуации, чтобы игра была продолжена.

4. Педагог предлагает детям поиграть в настольный театр. Происходит обсуждение выбора сказки. Дети высказывают желание поставить сказку «Теремок». Однако выясняется, что в настольном театре нет всех героев к этой сказке. Тогда дети, разобрав имеющиеся плоскостные фигурки, предлагают новый вариант сказки «Теремок».

? Ваша реакция в этой ситуации? Какая помощь педагога необходима детям в сложившейся игровой ситуации? Какие выводы может сделать педагог об уровне развития театрализованной деятельности детей?

IV часть. Решение кроссвордов

1 команда -  Десять Р 

1.   Место для представлений, зрелищ.

2.   Кто пишет пьесы для представления?

3.   Кто руководит постановкой спектакля?

4.   Группа музыкантов, исполняющая музыку к спектаклю.

5.   Человек, управляющий оркестром

6.   Автор музыкальных произведений, пишущий музыку к спектаклям.

Ответы. 1. Театр. 2. Драматург. 3. Peжиccep. 4. Оркестр. 5. Дирижер. 6.Композитор.

2 команда - Театральная змейка

  1. Место для представлений, зрелищ.
  2. Главный руководитель, постановщик спектакля.
  3. Предварительное исполнение (без зрителей) чего-нибудь (например, спектакля) при подготовке к выступлению.
  4. Место перед сценой, где помещаются музыканты оркестра.
  5. Исполнитель ролей в театральных представлениях.
  6.  Низкий барьер вдоль авансцены, закрывающий от зрителей осветительные приборы, направленные на сцену.
  7. Перерыв между действиями спектакля.
  8. Движения, исполняемые в определенном ритме, темпе, в такт музыке,  как художественный номер в концерте.
  9. Что лучше всего подарить артисту, который понравился?

Ответы: 1.Театр. 2.Режиссер. 3.Репетиция. 4.Яма. 5.Актер. 6.Рампа. 7. Антракт. 8.Танец. 9.Цветы.

V  часть.  Задания для капитанов

- Представить себя человеком, который выиграл 1 миллион. Показать это.

- С помощью пантомимы изобразить пословицу «Мели,  Емеля, твоя неделя»;

- Показать, что вы чувствуете, когда кошке наступают  на хвост.

- Представить себя манекенщицей. Показать ее походку.

И закончить нашу игру хочется словами Л.С.Выготского: «Необходимо расширять опыт ребёнка, если мы хотим создать достаточно прочные основы его творческой деятельности».

Подведение итога игры. Награждение.

Итоги творческого конкурса «Ожившие куклы», награждение победителей

VI часть. Решение педсовета


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет (деловая игра)

Тема "Природа наш дом родной"Проанализировать состаяние экологического воспитания детей дошкольного возраста...

Педагогический совет - деловая игра "Развитие творческих способностей дошкольников"

Деловая игра "Развитие творческих способностей дошкольников", как одна из форм проведения педагогического совета, с целью оказания практической и теоретической помощи педагогам в освоении с дошкольник...

Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС (педагогический совет - деловая игра)

Педагогический совет  Тема: Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС.Цель: Уточнить знания педагогов по проектной и исследовательско...

"Педагогический совет – деловая игра «Ознакомление старших дошкольников с историей и культурой Санкт-Петербурга»"

Задачи работы с кадрами по ознакомлению детей с родным городом, конкурсы деловой игры....

Педагогический совет - деловая игра «Формирование привычки к здоровому образу жизни»

Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном во...

Педагогический совет – деловая игра по теме «Формы работы с одарёнными детьми в образовательном учреждении».

Осмысление участниками принципов работы с одарёнными детьми, выявить педагогические основы и эффективные методы развития  одаренных детей, грамотное построение выбора форм и методов в...

Педагогический совет - деловая игра «Подвижная игра, как средство развития двигательных навыков дошкольников»

Игра, как известно,  вид деятельности, позволяющий человеку выразить себя и самосовершенствоваться. Это относится и к деловой игре. На педсовете, где звучат только доклады, отчеты, лекции, либо н...