Трудовое воспитание и профориентационная работа в начальных классах коррекционной школы.
материал на тему

Султанова Ирина Владимировна

В данном материале рассказывается об опыте работы школы-интерната по вопросам трудового воспитания и профориентации. Раскрывается понятие "профориентация". Предлагаются цели и задачи для профориентационной работы. Указываются формы воспитательной деятельности на занятиях. Даются рекомендации по организации внеурочной деятельности по трудовому воспитанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proforientatsiya_rabota_v_nachalnoy_shkole.docx25.24 КБ

Предварительный просмотр:

             МБС(К)ОУ «Школа- интернат №1 VII вида» г.Пермь

 

                           Трудовое воспитание и  профориентационная работа            

                                в начальных классах коррекционной школы.          

                                                                          Сообщение к педсовету подготовила

                                                                          руководитель МО начального звена

                                                                          Султанова И.В.

                                                                                         

                                                  Пермь, 2015г.

   Человек становится  личностью в процессе социальной жизни, процессе длительном, постоянном и противоречивым. Он предполагает усвоение актуальных знаний, выработку практических умений,  приобщение к пропагандируемой в обществе системе ценностей. В ходе социализации формирующаяся личность осваивает различные социальные роли, накапливает жизненный опыт, обретает устойчивую линию поведения.

   К основным аспектам социализации учащихся необходимо отнести следующее:

  1. Формирование положительного отношения к учению  и своему дальнейшему образованию;
  2. Сознательное формирование жизненных планов и профессиональных ориентаций;
  3. Выработка системы жизненных приоритетов и ценностей;
  4. Накопление позитивного опыта сотрудничества и взаимодействия с людьми;
  5. Формирование гражданской позиции, осознанного отношения к общественно-политическим процессам, происходящим в стране.

   Все эти аспекты социализации значимы и взаимосвязаны.

   Хронологически первым и одним из наиболее влиятельных факторов формирования личности является семья. Кроме семьи, ведущим социальным институтом, эффективно влияющим на процесс формирования личности,  является школа.  Обучение в школе, и в частности профориентационная  работа,  представляют собой необходимые условия дальнейшей социализации ребенка.

   Почему? Потому что современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.

   В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной  профориентационной работе среди школьников.

   Профориентация – это научно-обоснованная система социально -экономических, психологических, медико-биологических и производительно-технических мер по оказанию молодежи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и  предпринимательский процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

   Основной задачей профориентационной работы в начальных классах является расширение кругозора и осведомленности ребенка о профессиях в процессе общения со взрослыми, Это является пропедевтическим этапом пассивного самоопределения младших школьников.  В основном работа по профориентации в младшем звене проходит  в информационно-просветительном направлении. Профориентация школьников – это важнейшая ступенька к будущему правильному выбору профессии.

   В нашей школе в начальных классах работа  по профориентации проводится в системе и планируется в недельной циклограмме воспитательного процесса  в пятницу, в модуле  «Труд-основа жизни».

   Целью нашей работы по профориентации является  формирование реалистических представлений о труде, развитие познавательного интереса к миру профессий, воспитание уважения к труду и человеку труда.

   Профориентационные задачи:

- дать общие сведения о трудовой деятельности;

- дать сведения о содержании труда самых распространенных профессий;

- сформировать мотивацию и интереса к трудовой и учебной деятельности, стремление к коллективному общественно-полезному труду;

- воспитывать трудолюбие, старательность, аккуратность, настойчивость в доведении дела до конца;

- воспитывать бережное отношение к результатам своего труда и труда других людей.

   Учащиеся начальных классов в результате реализации модуля «Труд – основа жизни»  должны знать и понимать:

- роль труда в жизни человека;

- необходимость бережного отношения к результатам своего труда, труда других людей; к школьному имуществу, к учебникам, к личным вещам,

- понимать необходимость получения профессии;

 должны уметь:

 - соблюдать порядок на рабочем месте, в классе, в группе;

- проявлять дисциплинированность последовательность и настойчивость в выполнении учебно-трудовых заданий;

- участвовать в общественно-полезной деятельности.

   1 класс – формируются первые умения и навыки общего труда на пользу людям, культура труда, расширяются знания о производственной деятельности людей, о технике; воспитывается уважение к людям труда, понимание значения труда в жизни человека.

   2 класс – продолжается знакомство школьников с трудом окружающих людей, углубляются их представления о разных профессиях. Дети учатся устанавливать  отношения в трудовых группах, осваивать различные умения и навыки трудовой деятельности.

   3 класс – продолжается развитие общетрудовых знаний, умений и навыков, знакомство с трудом окружающих людей и их профессиями, выработка первых навыков организации своей работы и работы товарищей. Воспитывается чувство ответственности за качество выполняемой работы.

   4 класс – обобщаются и развиваются представления о труде, полученные ранее; воспитывается любовь к труду, уважение к людям труда. Расширяются и углубляются представления о различных профессиях. Ученик должен владеть информацией о мире профессий, уметь самостоятельно подготовить развернутое  описание профессии либо синквейн (сжатое объяснение понятия, темы в рамках знаний о профессиях).

  При планировании профориентационных занятий наши педагоги используют разнообразные формы воспитательной деятельности:

- экскурсии,

- игры,

- конкурсы,

- творческие мастерские,

- деловые игры,

- занятия-путешествия,

- викторины,

- конверты вопросов,

- библиотечные часы,

- презентации,

- встречи с человеком профессии.

 Занятия носят интегрированный характер, так как на каждом занятии  используются произведения художественной литературы, малые фольклорные формы, игры, изодеятельность.

 Занятия по профориентации проводятся  аудиторно и внеаудиторно.  Проводим экскурсии в магазин, на рынок, на почту, на стройку, в аптеку. Посещаем  нашу прачечную, медицинский кабинет  кухню; наблюдаем за работой дворника, уборщицы, кастелянши и т.д.

   Совершаем  дальние экскурсии: на хлебокомбинат, на кондитерскую фабрику, на фабрику по изготовлению тортов, в планетарий, в театры, где знакомимся с  присущими  данным учреждениям профессиями.                                                      Детям младшего школьного возраста близки профессии, с которыми дети сталкиваются в повседневной жизни: учитель, воспитатель, врач, продавец, водитель автобуса.  

   Поэтому мы и начинаем знакомить  детей младшего школьного возраста с профессиями ближнего окружения. В дальнейшем воспитателям среднего звена предстоит расширить знания детей о профессиях и уже направить их на профессиональное самоопределение.

   Каждую неделю проводится санитарная операция «Чистота», которая

направлена  на развитие навыков у младших школьников хозяйственно-бытового труда. Осенью и весной организуются субботники  по  уборке территории школы от листвы и мусора.

    В прошлом учебном году была создана и реализована программа внеурочной деятельности воспитателем Гавриленко Е.В. «Коллекция идей». Воспитатель Гладкова Т.Г. провела краткосрочные курсы «Волшебный мир бумаги». Обе программы были представлены на городском конкурсе «Ярмарка инноваций».

   Потенциал многих педагогов высокий. Можно продумать организацию  внеурочной деятельности по трудовому воспитанию, используя возможности и умения воспитателей; организовать проблемную или творческую группу воспитателей по созданию интересных мероприятий по теме или курсов.

   На методическом объединении регулярно  рассматриваются вопросы профориентации школьников. В этом учебном году проведена консультация «Планирование работы по трудовому воспитанию и  по профориентации младших школьников».

   О трудовом воспитании учащихся беседуем  с родителями, приглашаем их на занятия с рассказами о своих профессиях, консультируем их по вопросам трудового воспитания. Проводим родительские собрания в классах с тематикой по профориентации и трудовому воспитанию детей.

  Значение работы по профориентации в начальном звене очень велико:

В начальной школе создаются   условия для развития у учащихся предпосылок к дальнейшему формированию самоопределения при выборе профессии.  

      Результативные критерии и показатели эффективности профориентационной работы это еще показатели того, насколько успешно прошел процесс социализации учащихся в стенах школы.

               

 

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультирование специалистов по теме: "Причины неуспеваемости детей начальных классов в школе. Роль воспитателей в воспитании правильной речи"

Под причиной нарушений речи понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего вредоносного фактора или их взаимодействия, которые определяют специфику речевого расстройства и без которых после...

Семинар для учителей начальных классов: «Коррекционно – развивающая работа на уроке, позволяющая улучшить качество воспроизведения учебного материала в период адаптации первоклассников» Сообщение на тему: «Развитие зрительной памяти»

Развитие памяти в целом зависит от человека, от сферы его деятельности и напрямую зависит от нормального функционирования и развития других "познавательных" процессов. Работая над тем или иным процесс...

Конспект соревнования по правилам дорожного движения среди детей старшего дошкольного возраста, воспитанников детского сада и учащихся (первых) начальных классов, учеников школы «Знатоки ПДД»

КонспектСоревнование  по правилам дорожного движения среди детей старшего дошкольного возраста, воспитанников детского сада и учащихся  (первых) начальных классов, учеников школы «Знатоки ПД...

Совместная образовательная деятельность по трудовому воспитанию Тема: « Труд в уголке природы» Подготовительная к школе группа.

Тема: « Труд в уголке природы»Цель: Уточнить и закрепить знания детей о правильных приёмах по уходу за комнатными растениями.Задачи:Образовательные:1.      Соверше...

Профориентационная работа в условиях ДОУ «Ранняя профилизация и трудовое воспитание детей дошкольного возраста»

Формирование представлений дошкольников о труде взрослых – это необходимое направление деятельности дошкольной образовательной организации....

Презентация "Коррекционно- развивающая работа учителя начальных классов по преодолению речевых нарушений"

Презентация содержит материал для учителей начальных классов по преодолению речевых нарушений на уроках и внеурочной деятельности....