Консультирование специалистов по теме: "Причины неуспеваемости детей начальных классов в школе. Роль воспитателей в воспитании правильной речи"
консультация по логопедии по теме

Середина Елена Валерьевна

Под причиной нарушений речи понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего вредоносного фактора или их взаимодействия, которые определяют специфику речевого расстройства и без которых последнее не может возникнуть.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultirovanie_spetsialistov.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

МБУ «Социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних»

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ

ТЕМА: « Причины неуспеваемости

                детей начальных классов в

               школе. Роль воспитателей

             в воспитании правильной речи».

                                                   Подготовила

                                                                                 учитель-логопед

                                                                                    Середина Е.В.

ИВНЯ, 2013 г.

Под причиной нарушений речи понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего вредоносного фактора или их взаимодействия, которые определяют специфику речевого расстройства и без которых последнее не может возникнуть.

В возникновении речевых нарушений большую роль играют и социальные условия, и факторы, способствующие возникновению расстройств речи.

Дети, воспитывающиеся в среде с ограниченным или дефектным речевым окружением (глухонемые родители или родители с дефектами речи, длительная госпитализация, ограничение социальных контактов из-за различных тяжелых заболеваний), отстают в развитии речи.

Для нормального речевого развития ребенка общение должно быть значимым, проходить на эмоционально положительном фоне и побуждать его к ответу. Детям недостаточно просто слышать звуки (радио, магнитофон, телевизор) – необходимо, прежде всего, прямое общение с взрослыми на основе характерной для данного возрастного этапа ведущей формы деятельности. Важным стимулом развития речи является изменение форм общения ребенка с взрослым.

Предпосылкой в развитии речи является накопление ребенком впечатлений в процессе его предметно-игровой деятельности, которые и создают основу для усвоения значений слов и формирования связи их с образами предметов окружающей действительности.

Развитие речи ребенка задерживается при неблагоприятных внешних условиях: отсутствие эмоционально положительных контактов, сверхшумном окружении. Некоторые речевые нарушения (нечеткость произношения, заикание, нарушение темпа речи и др.) могут возникнуть на основе подражания.

Речевые нарушения могут возникнуть при различных психических травмах (испуг, переживания в связи с разлукой с близкими, длительная психотравмирующая ситуация в семье и т.д). Эти речевые нарушения, условно могут быть отнесенены к функциональным.

К функциональным нарушениям речи относятся также те, что связаны с неблагоприятными воздействиями на организм ребенка: общую физическую ослабленность, незрелость, обусловленную недоношенностью или внутриутробной патологией, заболевания внутренних органов, рахит, нарушения обмена веществ.

Воспитателю необходимо знать закономерности нормального развития детской речи, активно и правильно руководить этим процессом. Программой детского сада предусматривается овладение детьми правильным звукопроизношением к пяти годам. Но это оказывается возможным лишь при систематической специальной работе по формированию звукопроизношения.

Работа по звукопроизношению тесно связана с работой над речью ребенка (развитием словаря, грамматического строя). Звуковая культура речи включает звукопроизношение (правильное произношение всех звуков родного языка) и выразительность речи, последняя зависит от дикции и интонации. Дикция - это отчетливое произношение звуков, слов, фраз; интонация – ритмико-мелодическая сторона речи, которая обусловливается повышением и понижением голоса при произнесении фразы (повествование, восклицание, вопрос), паузами (перерывами в речи), ударением – выделение слогов, слов изменением силы голоса; изменением темпа речи быстроты произношения.

Формирование звукопроизношения и выразительности речи связано с развитием речевого слуха, речевого дыхания, с координированной работой органов артикуляционного аппарата и умением владеть голосом.

Обучение в школе начинается с 6,5-7 лет. К этому времени должно быть сформировано звукопроизношение. Однако по сведениям логопедов детских поликлиник, которые обслуживают детские сады, а также по данным исследований ученых, у 10-25 % детей подготовительных групп есть недостатки речи, при чем только у 2-5 % детей недостатки речи носят патологический характер. Эти дети должны систематически заниматься с логопедами. У остальных же 8-20 % недостатки звукопроизношения выражены в легкой степени. Если бы воспитатель проводил систематическую целенаправленную работу, начиная со второй младшей группы, то такие недостатки звукопроизношения исчезли бы к 5 годам, а дети с патологическими недостатками речи выявились бы гораздо раньше.

Воспитатель работает с детьми, которые имеют возрастные особенности звукопроизношения, характерные для определенных этапов речевого развития. При правильном речевом воспитании эти особенности ликвидируются и не задерживают развитие речи ребенка. Формирование звукопроизношения – это систематическая работа со всеми детьми группы, способствующая своевременному усвоению произношения всех звуков родного языка и воспитанию фонематического слуха.

Логопед работает с детьми, у которых на занятиях с воспитателем неправильное звукопроизношение не ликвидируется и мешает дальнейшему развитию их речи. Исправление звукопроизношения – это работа с детьми, имеющими стойкие затруднения при овладении звукопроизношением, направленная на преодоление этих недостатков.

Если выше перечисленные недостатки речи не устранены в дошкольном возрасте, то они могут служить   причинами неуспеваемости детей в школе. Дети не успевают по школьной программе, имеют нарушения письменной речи.

Самыми распространенными   нарушениями письменной речи, которые допускают дети, являются следующие:

-неустойчивость зрительных впечатлений и представлений: отдельные буквы не узнаются, не соотносятся с определенными звуками, смешиваются, в тяжелых случаях – зеркальное письмо, буквы пишутся справа налево;

-недифференцированность слухового восприятия, недостаточное развитие звукового анализа и синтеза: отражение неправильного звукопроизношения на письме, смешение пропуски букв при чтении, неправильное обозначение мягкости согласных на письме, замены гласных;

-нарушение различных форм языкового анализа и синтеза: искажение структуры слова и предложения, пропуски, добавления букв.

Правильная совместная организация воспитателя и логопеда коррекционного обучения учащегося создает условия не только для исправления нарушений устной и письменной речи, но и способствует целенаправленному формированию  различных речевых функций у учащихся и полноценной учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трудовое воспитание и профориентационная работа в начальных классах коррекционной школы.

В данном материале рассказывается об опыте работы школы-интерната по вопросам трудового воспитания и профориентации. Раскрывается понятие "профориентация". Предлагаются цели и задачи для профориентаци...

Конспект соревнования по правилам дорожного движения среди детей старшего дошкольного возраста, воспитанников детского сада и учащихся (первых) начальных классов, учеников школы «Знатоки ПДД»

КонспектСоревнование  по правилам дорожного движения среди детей старшего дошкольного возраста, воспитанников детского сада и учащихся  (первых) начальных классов, учеников школы «Знатоки ПД...

Роль семьи в воспитании правильной речи детей. Игры и игровые упражнения для развития речи детей дома

Данный материал содержит рекомендации для родителей по формированию правильной речи у младших дошкольников. Приведены примерные игровые упражнения для занятий с детьми в домашних условиях....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ТЕМА: «РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ТЕМА: «РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...

Консультация для родителей "Роль семьи в воспитании правильной речи ребенка"

Воспитание правильной и чистой речи у ребенка — одна из важных задач в общей системе работы по обучению родному языку. С каждым годом общество предъявляет  всё более высокие требования не т...

Совместная работа воспитателей и специалистов с родителями в подготовке детей к обучению в школе.

Совместная работа воспитателей и специалистов с родителями в подготовке детей к обучению в школе....

Роль семьи в воспитании правильной речи детей.

Роль семьи в воспитании правильнойречи детей....