КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ТЕМА: «РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
консультация по логопедии на тему

Баширова Дарья Валерьевна

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

 

ТЕМА: «РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley_03.10.18.docx23.7 КБ
Файл pamyatka_03.10.18.docx19.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 15» города Алейска Алтайского края

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

ТЕМА: «РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Подготовила

Учитель-дефектолог, логопед

Дарья Валерьевна Баширова

03.10.2018

г.Алейск, 2018

Полноценное развитие личности ребёнка невозможно без воспитания у него правильной речи. Однако выполнение этой задачи связано с определёнными трудностями.

Речевой функцией ребёнок овладевает постепенно, путём подражания произношению звуков и слов взрослым: правильно произносить большинство звуков он не умеет. Это так называемый физиологический период возрастного косноязычия. Ошибочно надеяться на самопроизвольное исчезновение недостатков произношения по мере роста ребёнка, так как они могут прочно закрепляться и превратиться в стойкое нарушение.*

Сроки усвоения в произношении звуков речи детьми дошкольного возраста:

- гласные, включая звук Ы к 2 – 2,5 годам;

- согласные кроме шипящих звуков, звуков Л, Р, РЬ – к 3 годам;

- звук Л к 3 – 4 годам;

- шипящие звуки к 4 – 4,5 годам;

- звуки Р , РЬ до 6 лет.*

Наиболее часто страдает произношение свистящих, шипящих, звуков Л, Р, РЬ. Это связано с более сложной артикуляцией данных звуков. Надо знать и помнить правильную артикуляцию перечисленных звуков:*

-общее правило: в русском языке все звуки произносятся в зазубном положении, т.е. если у ребёнка при разговоре кончик языка «выглядывает» между зубов, значит, имеет место нарушение звукопроизношения;*

-общее правило: струя выдыхаемого воздуха проходит по середине языка, если слышится хлюпающий призвук, при разговоре один уголок рта оттягивается, речь неопрятна – это говорит о патологии звукопроизношения;*

-общее правило: нельзя сильно выдвигать губы вперёд, чрезмерная работа губами компенсирует малую подвижность кончика языка*

- общее правило: чёткость речи достигается чётким произношением гласных звуков, а не громкостью голоса.

Подытожим: *

- язык всегда находится за зубами,

- струя воздуха идёт по середине языка, в речи нет посторонних призвуков,

- губы активно двигаются, но не выставляются «клювиком»,

- чёткое произношение гласных.*

Правильная артикуляция:

- свистящих звуков – широкий кончик языка упирается в нижние передние резцы, зубами, губы в улыбке, выдыхаемая струя воздуха холодная;**

- шипящие звуки – широкий кончик языка понят к передней части нёба. Губы чуть округлены и выдвинуты вперёд, выдыхаемая струя воздуха тёплая;**

- Л – широкий кончик языка поднят вверх и соприкасается с передней частью нёба, губы в улыбке;

- Р - широкий кончик языка поднят вверх и соприкасается с передней частью нёба, под напором выдыхаемого воздуха, кончик языка вибрирует у альвеол, губы в улыбке.

Работа по исправлению нарушения звукопроизношения, несмотря на определённую специфичность, строится на основе общих педагогических принципов, в первую очередь постепенности перехода от лёгкого к трудному, сознательности усвоения материала, учёта возрастных способностей.

Если ребёнок не может воспроизвести звук (изолированно, в слоге или слове) даже по подражанию (пример), он нуждается в полном цикле коррекции звука – постановке, автоматизации и дифференциации.*

Работа по развитию речи в условиях детского сада начинается с первой группы раннего возраста, а с первой младшей группы и по звуковой культуре речи в частности.

Работа по воспитания правильного произношения начинается с обследования, желательно, чтобы оно было проведено логопедом.

Что входит в компетенцию воспитателя:

- упражнять детей в отчётливом произношении звуков, в соответствии с возрастной нормой;

- развивать артикуляционный и голосовой аппарат (пример несформированной дикции);

- развивать речевое дыхания, слуховое внимание;

- формировать фонематический слух /умение различать звуки речи/.

Я вам советую более внимательно изучить вашу образовательную программу и ориентироваться в работе на испытанное временем и практикой пособие М.Ф. Фомичевой «Воспитание у детей правильного произношения». В этой книге подробно описаны формы организации работы по формированию правильного произношения, её методика, дан теоретический и практический материал. Кроме того большим подспорьем в работе является интернет.

И конечно, все дефекты неравномерны. Одни исправляются сравнительно быстро, по подражанию, другие требуют длительной работы.

Переходим к практике.

Артикуляционная гимнастика. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениям по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту». Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем - и детям научиться говорить правильно, чётко и красиво. Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой?

Сначала знакомим ребёнка с основными положениями губ и языка с помощью Весёлых историй о Язычке. На этом этапе он должен повторять упражнения 2-3 раза. Не нужно забывать выполнять задания, направленные на развитие голоса, дыхания и речевого слуха. Это очень важно для правильного звукопроизношения.

Рекомендации к проведению упражнений.

Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? Что делает язычок? Где он находится (вверху или внизу)? Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следить за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.

Занимаясь с детьми 3-4 лет нужно следить за тем, чтобы они усвоили основные движения. К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть чёткими и плавными, без подёргиваний. С детьми 5 лет и старше упражнения проводят перед зеркалом, чтобы ребёнок мог контролировать правильность движений органов артикуляционного аппарата. В 6-7 -летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положения языка некоторое время без изменений.

Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону, и малыш не может удержать нужное положение даже короткое время, нужно выбрать более лёгкие упражнения на расслабление мышечного тонуса, сделать специальный расслабляющий массаж.

Если своевременно выявить нарушение и начать работу с ребёнком, используя артикуляционную гимнастику, то можно добиться положительных результатов за более короткий срок.

Занимайтесь с детьми следует ежедневно до 10 минут. Проводить артикуляционную гимнастику лучше всего в виде сказки.*

Комплексов артикуляционной гимнастики очень много, но существуют основные упражнения, встречающиеся практически во всех комплексах – это упражнения на

- постановку свистящих: «Лопатка», *«Змейка», *«Качели», *«Горка» (объяснение выполнения упражнений)*

- постановку шипящих: «Лопаточка», * «Трубочка», *«Лошадка», «Грибок», *«Чашечка», «Обнимем губку», «Парус» (объяснение выполнения упражнений)*

- постановку звуков ЛЬ, Л, Р, РЬ: «Лопаточка»,* «Обнимем губку», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Барабанщик», *«Грибок», «Гармошка», «Лошадка», *«Пароход» (объяснение выполнения упражнений)

В комплекс артикуляционной гимнастики входят упражнения: для губ, нижней челюсти, языка, переключаемости языка, дыхательно – голосовые.

Артикуляционную гимнастику можно выполнять в первой половине дня, во время проведения НОД, индивидуально или подгруппой во вторую половину дня. Количество упражнений артикуляционной гимнастики на НОД уменьшается до 3 – 4.

Если ребёнок может произнести звук, но не употребляет его в речи:

- исправлять, настойчиво; систематически исправлять вначале показывая образец правильного произношения и поощряя ребёнка к повторению, затем (если ребёнку 4 года и старше) только обращаем внимание на неправильное произношение, давая возможность исправиться самостоятельно (скажи правильно, в этом слове есть звук Р, не поняла). Ребёнок говорит верно с тем, кто побуждает его к этому. Не бойтесь потерять время, ваше время и силы, не пропадут зря. Ваш с ребёнком труд принесут удовлетворение вам обоим, ведь это так приятно и радостно говорить правильно.

Если у ребёнка только появился звук, он может звучать утрированно, «тяжело», набираемся терпения и начинаем работу по автоматизации его в слогах, словах, предложениях, тексте и наконец, в свободной речи. Это очень монотонные занятия, поэтому лучше проводить их активно, используя наглядный материал, закрепляя знания на практике («Скажи, что видишь», «Где спрятался звук?», «Закончи слово, предложение», «Отгадай», «Что изменилось?», « 4 лишний», знакомые игры на новый лад, мы ставим перед собой не только задачи по расширению и активизации словаря, развития мышления и памяти, но и автоматизации звукопроизношения, развития фонематического слуха, речевого внимания). Здесь главное самим не увлекаться и помнить, какой приоритет в игре вы выбрали.*

Закрепили звук в словах, предложениях /речь ребёнка соответствует возрастному развитию/, работаем дальше, вводим звук в речь, помнить:

- не упрощать свою речь («не сюсюкать»);

- не сокращать речь, говорим развёрнутой фразой;

- говорим в спокойном темпе, хорошо артикулируя звуки, стараемся, чтобы ребёнок видел нашу артикуляцию;

Как говорит взрослый, так говорит и ребёнок! Основа обучения детей дошкольного возраста – это подражание.

- не потакайте себе во время проведения НОД (ответы детей полные, пример из школы);

- слушая рассказ ребёнка, следите за звукопроизношением, даже если это сбивает его с мысли, вы ему напомните последовательность изложения;

- используйте игры – драматизации, настольные игры для работы по закреплению произношения звуков в речи;

Кто систематически исправляет речь ребёнка, у того детки быстрее начинают себя контролировать, кому нравится, чтобы его перебивали.

- учите детей вслушиваться не только в вашу речь, но и в речь сверстников, тактично исправляя её;

-учите детей анализировать собственную речь и развивайте желание совершенствовать её, используя методы поощрения, похвалы.

Дефекты звукопроизношения встречаются всё чаще, поэтому воспитатели должны уделять профилактической и коррекционной работе большое внимание. Однако никакая самая тщательная работа детского сада не исключает необходимости помогать дома детям, неправильно произносящим те или иные звуки. Воспитатель должен помочь направляет родителям правильно организовать работу в семье: проводит консультации, готовит наглядный материал, организовывает уголок «Правильной речи», оформляет папки передвижки, готовит с детьми открытые мероприятия, где показывает результаты своей деятельности по работе по изжитию патологии, приглашает на артикуляционную гимнастику, НОД.

Использованная литература:

  1. А.И. Богомолова «Логопедическая пособие для занятий с детьми»
  2. М.Ф. Фомичёва «Воспитание у детей правильного произношения»
  3. Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой «От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования»




Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА

РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВИЛЬНЫХ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ ДОШКОЛЬНИКОВ

1) Воспитатель должен знать, какие бывают нарушения речи, когда и как они возникают, каковы способы их выявления и устранения.

2) Воспитателю следует помнить о том, что речь ребенка развивается в общении с окружающими его взрослыми. А взрослым, с которым ребенок проводит большую часть дня в детском саду, является именно он, воспитатель. Поэтому:

-Воспитатель должен говорить правильно, не искажая звуков, четко артикулируя каждое слово, не торопясь, не «съедая» окончаний.

-Особенно четко нужно произносить незнакомые и длинные слова.

-Живость и богатство интонаций тоже играют немаловажную роль, способствуют лучшему усвоению речи.

-Также необходимо регулировать темп своей речи. Следить за содержанием слишком быстрой речи трудно даже самому взрослому, а ребенок совершенно на это не способен. Не понимая смысла льющихся потоков слов, он просто перестает слушать. Недопустима и слишком медленная, растянутая речь: она надоедает.

-Также следует регулировать силу своего голоса, говорить настолько громко или тихо, насколько этого требуют условия момента и содержание речи. Тихую речь дети не слышат, не улавливают ее содержание. Громкую речь, переходящую в крик, дети перенимают, как манеру речи. Необыкновенно быстро.

-Сама речь у воспитателя должна быть эмоциональная, выразительная и отражать интерес, внимание, любовь к ребенку, заботу о нем.

Вот почему его речь должна отвечать нормам литературного языка, быть внятной, неторопливой, потому что при длительном общении с быстро говорящим человеком у ребенка с ослабленной нервной системой могут развиваться тахилалия (ускорение речи), логоневроз и даже заикание.

3) Воспитателю также необходимо и в коллективные игры, и в занятия по развитию речи включать задания для развития слуха, слухового внимания и слуховой памяти (начинать лучше на материале неречевых звуков и постепенно вводить звуки речи – и уже усвоенные детьми и те, которые только ставятся и вводятся в самостоятельную речь).

4) В процессе речевого общения с детьми воспитатель должен использовать и невербальные средства (мимика, пантомимические движения), которые выполняют важные функции: помогают эмоционально объяснить и запомнить значение слов.

-Меткий жест помогает усвоению значений слов, связанных с конкретными зрительными представлениями (круглый, большой);

-помогают уточнить значения слов, связанных с эмоциональным восприятием (веселый, грустный, злой, ласковый);

-способствуют углублению эмоциональных переживаний, запоминанию материала (слышимого и видимого);

-помогают приближению обстановки на занятиях к обстановке естественного общения;

-являются образцами поведения детей;

-выполняют социальную, воспитывающую функцию.

5) Режимные моменты благоприятны для организации правильного речевого общения: одевание детей на прогулку, раздевание после прогулки и перед сном, умывание перед каждым приемом пищи, наблюдения за явлениями природы, дежурство, экскурсии. Все эти моменты непосредственно связаны с какими–то реальными объектами, по поводу которых можно организовать разговор с детьми. При этом формируется определенный круг знаний и представлений, активизируется речь детей.

Например, во время ежедневного одевания и раздевания с детьми разговаривают о том, что они надевают или снимают, какого цвета одежда, из какого она материала сшита, а также о других внешних признаках: мягкая, пушистая, полосатая, длинная, теплая, новая.

-Когда дети умываются, можно говорить о том, что они моют( лицо, руки, уши, тело), чем моют (водой, мылом, щеткой), какая вода(холодная, теплая), какое мыло(душистое, ароматное, белое), вытираются (полотенцем белым, чистым, с полосками).

-Во время дежурства по столовой воспитатель привлекает внимание детей к посуде, рассказывает о посуде, о том, как ее расставляют на столы.

6) На занятиях и вне их воспитатель должен стремиться развивать детскую речевую активность, тактично исправлять ошибки (неправильное ударение в слове или грамматическую ошибку), подсказывать слова тогда. Когда ребенок не знает, как выразить свою мысль. Поправлять ребенка, если он разговаривает слишком громко.

Воспитатель должен помнить: только корректная форма предъявления замечаний и рекомендаций по исправлению речевых ошибок положительно влияет на развитие речи ребенка. При исправлении ошибки не следует повторять ее – нужно предложить ребенку послушать, как правильно говорить, предупредив его о том, что он сказал неверно, а значит, должен повторить за воспитателем правильное слово или предложение.

7) Развитию речи способствуют и игры. Так, сюжетно-ролевые игры всегда сопровождаются речью: дети договариваются об условиях игры. Спорят, ведут диалоги от имени действующих лиц. Но не всегда все дети охотно участвуют в играх: речевая активность у одних больше, у других – меньше. Поэтому воспитатель вводит в быт детей подвижные игры, которые сопровождаются диалогом.

-В старшем дошкольном возрасте особое значение имеет научить детей внимательно слушать. Развитию слухового восприятия и внимания способствуют игры: «Угадай по голосу, кто позвал?», «Телефон», «Что ты слышишь?».

8) При подготовке утренников особое внимание надо уделить детям с различными речевыми нарушениями. Обычно им стараются не давать индивидуальных «номеров». Каждому хочется, чтоб его группа была лучшей…

Но именно таких детей следует любыми способами вовлекать в подготовку утренников и в участие в них (читать хором, дать задание выучить стих дома для сольного номера и несколько раз прослушать его чтение, в группе).

9) Для полноценного речевого развития ребенка играет роль семья. Воспитатель объясняет, что речевая игра или упражнение, беседа с ребенком – это неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи. Если родители устраняются от этой работы, то пострадает их ребенок. Воспитатель знакомит родителей с играми. Игровыми упражнениями и заданиями, отбирая и учитывая большую загруженность родителей ежедневными домашними делами, и накопленную к концу дня усталость. Среди прочих дома рекомендуется «играть на кухне»

Например:

-Игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук:

«Помогаю маме» (перебрать рис, горох, гречку), «Волшебные палочки» (из карандашей собрать простейшие геометрические фигуры).

Игры на обогащение словаря ребенка:

«Давай искать на кухне слова» (какие слова можно вынуть из кухонного шкафа, борща), «Угощаю» (давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Можно играть в «сладкие, кислые, соленые, горькие слова).

Игры с целью развития грамматического строя речи

«Приготовим сок» (Из яблок, груш, вишни сок какой?. И наоборот: апельсиновый сок из чего?)

-По дороге в детский сад, из детского сада «Я заметил», «Волшебные очки», «Доскажи словечко»

Вот такая совместная работа воспитателя  и семьи по развитию речи дает полноценное речевое развитие ребенка.

10) Работая над развитием речи детей и планируя свою работу, мы не должны забывать главное, развитие языка детей, любви к родному языку – это самое важное приобретение ребенка в дошкольном детстве.

12) А напоследок хочется сказать: культура речи предполагает общую культуру человека, культуру мышления и любовь к родному языку.

ЖЕЛАЮ ВАМ УДАЧИ!!!

С УВАЖЕНИЕМ, УЧИТЕЛЬ-ДЕФЕКТОЛОГ, ЛОГОПЕД

ДАРЬЯ ВАЛЕРЬЕВНА БАШИРОВА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер - класс на тему: "Формирование правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста посредством артикуляционной гимнастики"

Цель мастер-класса: передача опыта путем показа последовательных действий, методов, приёмов и форм коррекционно-развивающей деятельности при  проведении артикуляционной гимнастики....

Презентация: «Формирование правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста посредством артикуляционной гимнастики»

Презентация:«Формирование правильного звукопроизношения у детейдошкольного возраста посредством артикуляционной гимнастики»...

Семинар для воспитателей: "Игры для формирования правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста"

«Руки учат голову, затем поумневшая головаучит руки, а умелые руки сноваспособствуют развитию мозга»И.П. Павлов....

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА, КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Создание условий для предупреждения и коррекции нарушений звукопроизношения у детей четырех – пяти лет, через применение артикуляционной гимнастики....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Своевременное овладение правильно речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребенка и успешного обучения в школе.Наиболее часто речевые дефекты наблюдаются в произношении, пр...

Семинар-практикум для воспитателей. "Артикуляционная гимнастика - эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста"

1.Уточнить с педагогами название органов артикуляции (рот, верхние и нижние губы, верхние и нижние зубы, язык, кончик языка, нёбо, бугорки за верхними зубами); 2. Обучить основным движениям...