КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
консультация по логопедии

Лернатович Елена Анатольевна

Своевременное овладение правильно речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребенка и успешного обучения в школе.

Наиболее часто речевые дефекты наблюдаются в произношении, правильно формировать которое довольно сложно, поскольку ребенку необходимо научиться управлять своими органами речи, осуществлять контроль над собственной речью и речью окружающих.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley_zvukoproiznoshenie.docx38.69 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

 

 «РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

 

 

 

 

 

 

Подготовила:

Учитель-логопед

Лернатович Елена Анатольевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                              г. Коркино, 2023

Своевременное овладение правильно         речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребенка и успешного обучения в школе.

Наиболее часто речевые дефекты наблюдаются в произношении, правильно формировать которое довольно сложно, поскольку ребенку необходимо научиться управлять своими органами речи, осуществлять контроль за собственной речью и речью окружающих.

Примерные сроки появления речевых звуков в нормальном онтогенезе:

0-2 года –А О Э П Б М

2-3 года – И Ы У Ф В Т Д Н К Г Х Й

3-4 года – С З Ц

4-5 лет – Ш Ж Ч Щ

5-6 лет –Л Р

Общие правила правильной речи.

 в русском языке все звуки произносятся в зазубном положении, т.е. если у ребёнка при разговоре кончик языка «выглядывает» между зубов, значит, имеет место нарушение звукопроизношения;

 струя выдыхаемого воздуха проходит посередине языка, и если слышится хлюпающий призвук, при разговоре один уголок рта оттягивается, речь неопрятна – это говорит о патологии звукопроизношения;

 чёткость речи достигается чётким произношением гласных звуков, а не громкостью голоса.

 

           Огромная роль по развитию речи у дошкольников принадлежит воспитателю. Воспитатель  имеет возможность осуществлять помощь, как каждому ребенку, так и группе детей, имеющих речевые нарушения. Проводимая воспитателями грамотная работа с детьми, имеющими недостатки в речевом развитии, имеет решающее значение в эффективности коррекционного процесса и формировании речи ребенка в целом.

Для формирования правильного произношения звуков важно.

  • Развивать артикуляционный аппарат.
  • Речевое дыхание.
  • Фонематический слух. 

Артикуляционная гимнастика– упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения. Внятность и чистота произношения зависят от многих факторов, и в первую очередь от анатомического строения артикуляционного аппарата, от того, как действуют язык, губы, челюсти, от умения ощущать, чувствовать движения органов артикуляции, а также от функциональной зрелости речевых зон коры головного мозга. Неправильное строение артикуляционного аппарата, неразвитость, вялость мышц языка, нижней челюсти, мягкого нёба, губ и, как следствие, недостаточная подвижность нередко являются причиной плохого произношения. Наиболее активно участвует в образовании звуков и произнесении слов язык. Важно развивать у детей подвижность языка с помощью артикуляционной гимнастики.

 Учитывая возрастные особенности развития речи детей, формирование звуковой культуры можно распределить на III основных этапа.

I этап – до 3-х лет – проводится работа, направленная на уточнение и закрепление простых в артикуляционном отношении звуков, на выработку четкого и внятного произнесения слов. Используются методические приемы: повторение по речевому образцу, использование различного дидактического материала, игрушек. Игры: «Как мычит корова, кричит петух, пищит мышка и т.д.», «Пароход гудит», «Капли капают», «Ветер», «Аукаем в лесу» и т.д., «Волшебный мешочек», использование различных потешек и т.д. Для развития слухового внимания используются игры: «Кто пришёл?» (волк, петух, паровоз, колокольчик).

II этап – от 3 до 5 лет (2 младшая и средняя группы). Ведущие методические приемы – речевой образец, заучивание наизусть, беседы, дидактические игры и т.д.

I вид работы – игровые упражнения, способствующие выработки правильной артикуляции («Качели», «Горки», «Лошадки» и т.д.), воспитание плавного выдоха («Забей в ворота гол» и т.д.), развитие громкости голоса («Собака и щенок», «Ветер в лесу»)

II вид работы – уточнение произношения изолированного звука и развитие речевого слуха («Насос» - звук С, «Жуки летают» - звук Ж, «Поезд» - звук Ч и т.д.).

III вид работы – воспитание правильного произношения в словах и развитие фонематического слуха (Подвижные игры «Воробушки», игры с мячом, «Назови картинку», «Зина и изюм» и т.д.)

IV вид работы – воспитание правильного произношения звуков во фразовой речи и развитие речевого слуха. Используется специально подобранный речевой материал: словесные игры, подвижные игры, чистоговорки, скороговорки, загадки, потешки, стихи, сказки и т.д. Проводится работа над темпом и интонационной выразительностью речи.

III этап – от 5 до 7 лет – работа по дифференциации звуков, четкой артикуляции звуков, над дикцией, темпом, интонационной выразительностью речи. Методические приемы – речевой образец дидактические игры, пересказ, рассказывание, заучивание наизусть и др.

Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой?

 

1.     Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за один раз.

2.     Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

3.     Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

4.     При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

5.     Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

6.     Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

7.     Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед  зеркалом.

 

         Большое значение для правильного развития произношения имеет хорошо развитое речевое дыхание.

Речевое дыхание - основа речи, источник образования звуков, голоса. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное голосообразование, правильное усвоение звуков, способно изменять силу их звучания, помогает верно соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость, использовать речевую мелодику.

Работа над речевым дыханием заключается в следующем:

 в выработке длительного ротового выдоха;

 в формировании умения экономно расходовать воздух в процессе речи с учетом его добора.

 

Последовательность работы над формированием речевого дыхания.

Первый этап. Выработка правильного диафрагмального дыхания. С этой целью проводится дыхательная гимнастика, в процессе которой происходит нормализация дыхания и увеличение объема вдоха.

Второй этап. Статические упражнения, направленные на развитие ротового выдоха. Обучение спокойному, короткому вдоху и свободному, плавному, удлиненному выдоху с использованием наглядного материала.

Третий этап. Обучение рациональному, экономному выдоху в процессе произнесения звуков.

Четвертый этап. Произнесение слогов и звукоподражаний.

Пятый этап. Формирование правильного речевого дыхания в процессе речи (произнесение на одном выдохе от 2 до 4 слов и фраз, содержащих от 5 до 7 слов).

 

Правила выполнения дыхательных упражнений.

 Упражнения выполняются в проветриваемом помещении или на свежем воздухе (в теплое время года).

 Перед выполнением упражнений воспитатель проверяет состояние носоглотки детей (ребенок должен высморкаться, если у него насморк).

 Любое дыхательное упражнение начинается с энергичного выдоха. Воспитатель следит, чтобы выдох был хотя бы в два раза длиннее вдоха.

 Выполняя дыхательные упражнения вместе с детьми, воспитатель следит, чтобы они не напрягали мышцы лица, ноздрей и всего тела. Позвоночник должен быть ровным, (голова, шея и позвоночник на одной прямой линии).

 Воспитатель контролирует, чтобы дети дышали только через нос, кроме тех упражнений, которые требуют выдоха или вдоха через рот.

 

Как помочь ребенку быть успешным в школе? Как избежать орфографических ошибок на письме в будущем? Что является основой орфографической грамотности у дошкольника?

Большинство родителей полагают, что достаточно как можно раньше выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но не всегда так получается, и ребенок может столкнуться при обучении с большими трудностями. Одной из причин этого явления может быть нарушение фонематической системы, которая является основой устной и письменной речи.

Фонематические процессы  делятся на три этапа развития:

  1. Фонематический слух.
  2. Фонематическое восприятие.  
  3. Фонематический анализ и синтез. 

Фонема, в переводе с греческого «звук», то есть мы сегодня поговорим о формировании звуковых процессов.

Фонематический слух  - тонкий слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка.

При благополучном речевом развитии, формирование фонематического слуха завершается приблизительно к двум с половиной годам.

Стадии развития фонематического слуха:

  • первая - формирование способности различать неречевые звуки;
  • вторая – различать речевые звуки (различать голос мамы, папы).

При хорошем речевом развитии и высоком уровне сформированности фонематического слуха дети начинают достаточно рано слышать ошибки в чужой речи, а затем и в собственной. У детей развивается:

  • способность узнавать звуки родного языка, различать их на уровне слова (ребёнок уже по картинкам может показать, где мишка, а где мышка);
  • способность различать слова, похожие по фонетическому составу (сосна, насос).

Фонематическое восприятие

Если фонематический слух развивается самостоятельно, то фонематическое восприятие формируется только в процессе обучения и только при наличии хорошо сформированного и развитого фонематического слуха.

Ступени формирования фонематического восприятия вы видите на слайде.

Ступени формирования фонематического восприятия, которые развиваются в процессе обучения:

  • первая – уметь узнавать звук в слове;
  • вторая – выделять первый и последний звук в слове;
  • третья – определять место звука в слове по отношению к другим звукам.

Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков,  и основой легкости овладения грамматическим строем языка, а значит успешного освоения письма и чтения.

Фонематический анализ и синтез  так же формируется только в процессе обучения.

Анализ включает в себя:

  • определение порядка звуков в слове;
  • выделение основных качественных характеристик звуков (гласный-согласный, мягкий – твёрдый, звонкий - глухой).

Синтез:

  • способность соединять части в целое (с, к, о – сок). 

Фонематические процессы формируются поэтапно.

Этапы работы и подборка игр по формированию фонематического восприятия:

I этап – узнавание неречевых звуков.

  • Игра « Что звучало?»

На столе несколько звучащих игрушек: бубен, погремушка, колокольчик, свистулька и т.д. взрослый просит ребёнка послушать и запомнить звучание каждого предмета. Далее предметы закрываются ширмой, и ребёнку предлагается только на слух, без зрительной опоры, определить, что звучит. Количество игрушек можно постепенно увеличивать (с трёх до пяти).

  • Игра «Угадай, что я делаю?»

Перед малышом лежат хорошо знакомые ему предметы, например, карандаш, ножницы, бумага, стакан с водой и т. д. Далее предметы убираются за ширму, взрослый выполняет с ними определённые действия: режет бумагу, сминает бумагу рукой, переливает воду из одного стакана в другой и т. д. После каждого произведённого взрослым действия ребёнок рассказывает о нём, в силу своих речевых возможностей. В этой игре можно меняться ролями: сначала взрослый производит действие, потом – ребёнок.

  • Игра « Кто кричал?»

На столе стоят 3-4 игрушки домашних  животных. Взрослый подражает крику каждого животного поочерёдно. Просит ребёнка закрыть глаза. Издаёт крик одного из животного. Просит открыть глаза и назвать (показать) того кто кричал.

  • Игра «Похлопаем»

 Ребенок повторяет ритмический рисунок из 2 (3-х) хлопков. В усложненном варианте ребенок повторяет ритм с закрытыми глазами.

     II этап – различение высоты, силы, тембра голоса

на материале одинаковых звуков, слов, фраз.

  • Игра «Узнай по голосу»

В эту игру можно играть всей семьёй. Ребёнку предлагается отвернуться и догадаться, кто из родных его позвал. Вначале ребёнка зовут по имени, затем произносят короткие звукокомплексы, например, «АУ». Один и тот же взрослый с целью усложнения игры может менять силу голоса: говорить то низким, то высоким, то средним голосом.

  • Игра «Эхо»

Группа детей или взрослых произносят какое-либо звукоподражание (собака лает: «ав – ав», корова мычит: «мууу», кот мяукает: «мяу» и т. д.). Ребёнок на слух определяет, громко или тихо было произнесено звукоподражание и повторяет его с той же силой.

  • Игра «Скажи, как я»

Взрослый произносит один и тот же звук с различной тембровой и эмоциональной окраской, а затем просит ребёнка повторить за ним.

III этап – различение слов, близких по своему звуковому составу.

  • Игра «Светофор»

У ребёнка – красный и зелёный кружки. Взрослый показывает ребёнку картинку, и просит его поднимать зелёный кружок, если он услышит правильное название изображённого на картинке предмета, и красный кружок, если название предмета прозвучит неправильно: баман – паман – банан – банам – баван – даван – ванам. Далее взрослый громко, медленно произносит слово – название картинки.

  • Игра «Хлопни – топни»

Взрослый предлагает ребёнку хлопать, если слова из пары звучат похоже, топать, если не похоже:

  • дом – ком  танк – кубик  майка – сайка  куст – банан  тучка – ручка;
  • Таня – Ваня  карета – нота  жар – пар  карта – книга  палка – галка.
  • Игра «Исправь ошибку»

Взрослый предлагает ребёнку послушать стихотворение, найти в нём неправильное слово и заменить его другим, подходящим по смыслу и звуковому составу.

Мама с БОЧКАМИ (ДОЧКАМИ) пошла
По дороге вдоль села.
Пёс Барбос совсем не глуп,
Он не хочет рыбный ДУБ (СУП).

                 Игра «Какое слово не подходит?»

Взрослый предлагает ребёнку послушать ряд слов и назвать то, которое отличается от остальных:

  • Грач – грач – врач – грач
  • Ласточка – ласточка – точка – ласточка
  • Дрозд – дрозд – хвост – дрозд
  • Скворец – скворец – дворец – скворец

IV этап - дифференциация слогов.

  • Игра «Сигнальщик»

Взрослый просит ребёнка подать заранее условленный сигнал (хлопок, удар рукой по столу и т. д.), когда услышит слог, отличающийся от других: па-па-ба-па, фа-ва-фа-фа и т. д.

  • Игра «Повторюшки»
  • Смена ударного слова : та - та - тА   тА – та – та   та – тА – та
  • С общим согласным и разными гласными: да-да-до   вы-ва-ву
  • С общим гласным и разными согласными: та-ка па-ма
  • С парными звонкими-глухими согласными сначала  2, затем  3                 слога: па-ба   та-да  па-па-ба
  • С парными твёрдыми – мягкими согласными: па-пё  ма-мя  ту-тю.
  • Игра «Простукай (прохлопай)  слово»

Взрослый объясняет ребёнку, что слова состоят из частей – слогов, что

слово можно прохлопать, простукать и узнать, сколько в нём частей: ло-па-та, шап-ка, мо-ло-ток и т. д.

Взрослый сначала совместно с ребёнком произносит слово, разделяя его на слоги, далее ребёнок делит слово самостоятельно.

V этап –  развитие навыков элементарного звукового анализа.

  • Игра «Поймай звук»

Взрослый несколько раз произносит звук, который ребёнок должен запомнить и «поймать» (хлопнуть, стукнуть, топнуть и т. д.), далее медленно, чётко произносит звуковой ряд: А-Л-С-Д-Ж-И-А-Ф-Х-У-А и т. д. Согласные звуки нужно произносить отрывисто, без добавления звука «э» ( не «сэ», а «с»).

  • Игра «Отгадай, кто это?»

Взрослый говорит ребёнку: комар звенит так: «зззз», ветер воет так: «ууу», жук жужжит так: «жжж», вода из крана льётся так: «ссс» и т. д. Далее взрослый произносит звук, а ребёнок отгадывает, кто этот звук издаёт.

  • Игра «Повторялки»

Взрослый предлагает повторить за ним сочетания гласных звуков сначала по два, далее по три: АО, УА, АИ, ЫИ; АУИ, ИАО, ОИЫ и т. д.

  • Игра «Отвечай – не торопясь»

Предложить несколько заданий на сообразительность, проверить, как дети научились слышать и выделять определённые звуки в словах.

Придумай слово, которое начинается на последний звук слова палас. Вспомни название домашних животных, в котором был бы последний звук слова нос (собака, свинья …) Подбери слово, чтобы первый звук был м, а последний звук – а (Маша, машина, муха …) Какое слово получится, если к слогу ро прибавить один звук? (Рот, ром, рог…) Составь такое предложение, в котором все слова начинаются со звука п (Петя подарил Павлику пирамидку.) Найди в группе предметы, в названии которых есть звук к (карандаши, книга, ручка, кубики …)

  • Игра «Исправь Незнайкины ошибки»

Незнайка гостил у бабушки в деревне и вот что он там видел. Слушайте внимательно и исправляйте ошибки.

  • Коса прыгнула через забор.
  • Колова даёт вкусное молоко.
  • Рошадь жуёт сочную траву.
  • Кочка ловит мышку.
  • Собаха сторожит дом.

        

Предложенные речевые игры закладывают фундамент для развития фонематических процессов, формирование которых предупреждает различные ошибки на письме и чтении, а так же развивают познавательные процессы (мышление, память, внимание).

Таким образом, работа по воспитанию звукопроизношения представляет собой целую систему, осуществляемую с первых дней пребывания ребёнка в детском саду. Без специального внимания взрослых развитие звуковой стороны речи детей задерживается, могут сложиться отрицательные речевые привычки, которые очень трудно изжить.

Список литературы:

1. Развитие речи детей дошкольного возраста. П/ред. Сохина Ф. А. – М.: Просвещение, 1979.

2. Репина З. А., Буйко В. И. Уроки логопедии.

3. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М.: Просвещение, 1980.

4. Федоренко Л. П., Фомичева Г. А., Лотарев В. К.  Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1977.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер - класс на тему: "Формирование правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста посредством артикуляционной гимнастики"

Цель мастер-класса: передача опыта путем показа последовательных действий, методов, приёмов и форм коррекционно-развивающей деятельности при  проведении артикуляционной гимнастики....

Презентация: «Формирование правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста посредством артикуляционной гимнастики»

Презентация:«Формирование правильного звукопроизношения у детейдошкольного возраста посредством артикуляционной гимнастики»...

Семинар для воспитателей: "Игры для формирования правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста"

«Руки учат голову, затем поумневшая головаучит руки, а умелые руки сноваспособствуют развитию мозга»И.П. Павлов....

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА, КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Создание условий для предупреждения и коррекции нарушений звукопроизношения у детей четырех – пяти лет, через применение артикуляционной гимнастики....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ТЕМА: «РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ТЕМА: «РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...

Семинар-практикум для воспитателей. "Артикуляционная гимнастика - эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста"

1.Уточнить с педагогами название органов артикуляции (рот, верхние и нижние губы, верхние и нижние зубы, язык, кончик языка, нёбо, бугорки за верхними зубами); 2. Обучить основным движениям...