Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы на тему:«Вода вокруг нас».
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

ЗайцеваОксанаАнатольевна

Цель: Обратить внимание детей на значении воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде, сравнить свойства воды с другими веществами. Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.

                                         

Образовательные задачи:

  • Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;
  • Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, о значении воды;

Развивающие  задачи:

  • Развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность;
  • Обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы;
  • Активизировать словарь детей словами: модель, глобус, суша, материки, круговорот воды, пресная вода, лаборатория, парообразные вещества.

 

Воспитательные задачи:

  • Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
  • Воспитывать аккуратность при работе; умение работать сообща.

 

Методические приёмы:

Словесные

Наглядные

Практические

 

Оборудование:

Глобус, иллюстрация с изображением круговорота воды в природе, кубик, мячик, узкая баночка, широкая баночка, стакан с молоком, стакан с водой, любая картинка, кисточка, краска, сахар, соль, таблетка аскорбиновой кислоты, мука, подсолнечное масло, травяной настой, мятные капли, тазик с водой.

Предварительная работа:

  • Беседа с детьми о значении воды.
  • Чтение стихотворения Н. Николаенко «Дождик-душ».
  • Чтение рассказа «Как люди речку обидели» Н.А. Рыжовой.
  • Чтение сказки «Капитошка. Путешествие воды».
  • Чтение сказки «Путешествие Капельки».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_po_eksperimentirovaniyu.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад  № 78 Красносельского района Санкт-Петербурга "Жемчужинка"

Конспект  интегрированной непосредственно  образовательной деятельности  по исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы на тему:                         «Вода вокруг нас».

Приоритетная образовательная область:

Познавательное развитие

Речевое развитие

Используемые современные образовательные технологии:

Технология исследовательской деятельности

Технология личностно-ориентированного взаимодействия

                                                                       Составила воспитатель:

                                                                                    Зайцева О.А.

                                                                                   Провела «21октября» 2014г

Санкт-Петербург

Цель: Обратить внимание детей на значении воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде, сравнить свойства воды с другими веществами. Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.

        

Образовательные задачи:

  • Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;
  • Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, о значении воды;

Развивающие  задачи:

  • Развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность;
  • Обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы;
  • Активизировать словарь детей словами: модель, глобус, суша, материки, круговорот воды, пресная вода, лаборатория, парообразные вещества.

Воспитательные задачи:

  • Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
  • Воспитывать аккуратность при работе; умение работать сообща.

Методические приёмы:

Словесные

Наглядные

Практические

Оборудование:

Глобус, иллюстрация с изображением круговорота воды в природе, кубик, мячик, узкая баночка, широкая баночка, стакан с молоком, стакан с водой, любая картинка, кисточка, краска, сахар, соль, таблетка аскорбиновой кислоты, мука, подсолнечное масло, травяной настой, мятные капли, тазик с водой.

Предварительная работа:

  • Беседа с детьми о значении воды.
  • Чтение стихотворения Н. Николаенко «Дождик-душ».
  • Чтение рассказа «Как люди речку обидели» Н.А. Рыжовой.
  • Чтение сказки «Капитошка. Путешествие воды».
  • Чтение сказки «Путешествие Капельки».

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1 часть: Вводная (информационно-познавательная)

Воспитатель: Ребята, отгадайте пожалуйста загадку.

Загадка:

На ноге стоит одной
Крутит, вертит головой
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны. (глобус )

Воспитатель:

- А что такое глобус?

(Ответы детей.)

- А как вы понимаете что такое модель Земли? (Объяснения детей).

- Правильно, дети, глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.

- А что мы можем узнать о нашей планете Земля, посмотрев на её модель, то есть, посмотрев на глобус? (Ответы детей).

- Глобус показывает форму нашей планеты Земля, характер её поверхности, где океаны, моря, а где суша, то есть материки. (Показываю на глобусе).

- Ребята, а почему на глобусе очень много синего цвета?

(Ответы детей).

Воспитатель:

- Если на карту Земли посмотреть,

Земли на Земле всего одна треть.
Но странный вопрос возникает тогда,
Планета должна называться вода?

- Ребята, вы согласны с автором этого шуточного стихотворения? (Ответы детей).

- Почему? (Дети объясняют).

- А что вы знаете о воде? Какая она? (Ответы детей).

- Кому нужна вода? (Ответы детей).

- Зачем вода нужна растениям? (Ответы детей).

- А как они её получают? (Ответы детей).

- Почему животные не могут жить без воды? (Ответы детей).

- Ребята, а людям нужна вода? (Ответы детей).

(Звучит запись журчания ручейка).

Воспитатель:

Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане.
И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить,
Без неё нам не прожить!

- Ребята, для жизни человека вода имеет очень важное  значение.

- А вы знаете, что на нашей планете Земля очень много воды, но не вся она пригодна. Растительному, животному миру и человеку нужна вода пресная. А какая это вода пресная? Может, вы знаете о ней? (Ответы детей).

Воспитатель:

- Правильно, пресная вода - это вода без солей. А в морях, в океанах, как вы знаете, вода - солёная. Жить в такой воде, питаться могут только морские обитатели. А людям употреблять такую воду нельзя, поэтому люди берут воду из подземных скважин - это в посёлках, деревнях. А в городах, где много живёт людей и нужно много воды, вода поступает в краны из рек, очищенная на водоочистительных предприятиях, где лаборанты следят за тем, чтобы вода была чистая, хорошего качества. Питьевую воду нужно беречь. Почему? (Дети объясняют).

Воспитатель:

- А ещё необходимо беречь воду, потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается, в связи с плохой экологической обстановкой; реки загрязняются, высыхают, исчезают некоторые небольшие речушки, а глубоководные реки становятся мелкими.

- А как вода поступает в реку? (Ответы детей).

- Ребята, что такое круговорот воды в природе? (Объяснения детей).

- Дети, посмотрите на рисунок, когда солнце нагревает поверхность водоёма или суши, содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух. Высоко вверху, насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака, тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом – дождя, зимой – снега. Так происходит круговорот воды в природе.

Воспитатель: Я смотрю вы немного засиделись, давайте разомнёмся.

Физкультминутка

К речке быстрой мы спустились,                                                        (шагаем на месте)

Наклонились и умылись.                                                (наклоны вперед, руки на поясе)

Раз, два, три, четыре,                                                                           (хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились.                                                           (встряхиваем руками)

Делать так руками нужно:                                                   (круги двумя руками вперед)

Вместе – раз, это брасс.                                              (круги руками вперед поочередно)

Одной, другой – это кроль.                                                                 (прыжки на месте)

Все, как один, плывем как дельфин.                                                   (шагаем на месте)

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная).

Воспитатель:

- Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Ответы детей).

- Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких учёных и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим.

Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места. (Дети рассаживаются по два человека за один стол.)

- Приступим к нашему исследованию.

Опыт 1. Какой формы вода?

(На столе лежит кубик и мячик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей).

Воспитатель: А имеет ли вода форму? (Ответы детей).

Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.

Воспитатель: Ну, что ж, давайте сделаем вывод.

Вывод: Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются и их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы.

Опыт 2. Какого цвета вода?

Воспитатель:

Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (Ответы детей). А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили? (Ответы детей).

Воспитатель: Давайте опять сделаем вывод.

Вывод: Через воду рисунок виден, а через молоко – не виден. Значит вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на картинку. Рисунок не виден. Итак, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость.

Опыт 3. Вода – растворитель.

Воспитатель:

А есть ли у воды вкус? (Дети пробуют воду и высказывают свое мнение). Затем предлагаю одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль, третьему – аскорбиновую кислоту. После растворения веществ, предлагаю попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? (Ответы детей).

Воспитатель: Правильно, у воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая. Сделаем вывод.

Вывод: Своего вкуса у воды нет. А что случилось с веществами, которые мы положили в воду? (ответы детей). А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло. (Двое детей выполняют это задание).

Воспитатель:

- Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр. (Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.)

Физкультминутка

Разминая поясницу, мы не будем торопиться.
Вправо, влево повернись, на соседа оглянись.
(Повороты в разные стороны)
Чтобы стать ещё умнее, мы слегка покрутим шеей.
Раз и два, раз и два, закружилась голова.
(Вращение головой вправо и влево)
Раз, два, три, четыре, пять. Ноги надо нам размять. (Приседания)
Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте. (Ходьба на месте)
От разминки польза есть! Что ж пора на место сесть.

- Отдохнули, ребята? Тогда занимаем места за лабораторными столами и продолжим изучение воды.

Воспитатель: Ребята, обратите внимание на стакан, где мы растворяли муку.

- Что же мы видим? (Ответы детей).

Воспитатель:  Мука растворилась не полностью, а осадок опустился на дно стакана. Также не растворяется масло, оно плавает на поверхности.

Вывод: Не все вещества могут растворяться в воде.

Опыт 4. Вода не имеет собственного запаха.

Воспитатель:

Ребята, скажите, пожалуйста, есть ли у воды запах.  (Ответы детей).

(Затем предлагаю размешать в воде травяной настой и мятные капли, и снова предлагаю понюхать воду).

Воспитатель: Ребята, что изменилось? (Ответы детей).

Воспитатель: Да, вы правы, у воды появился запах.

Вывод: Растворяясь в воде, различные вещества, меняют у воды: цвет, вкус, запах.

Опыт 5. Способность воды отражать предметы.

Воспитатель:

- Приглашаю всех подойти к моему столу. Скажите, что на нём стоит? (Таз с водой).

- Давайте все по очереди заглянем в него. Что вы там увидели? (Ответы детей).

Воспитатель: Правильно своё лицо, отражение.

- А где ещё можно увидеть своё отражение? (Ответы детей). Правильно в зеркале, в витрине магазина и т.д.

- Значит, вода может отражать предметы, так же, как зеркало. Давайте подуем все вместе на воду и заглянем в неё. Увидели ли вы теперь своё отражение? (Ответы детей). Да, отражение ваше видно очень плохо, оно размытое.

Вывод: Спокойная вода отражает предметы, как зеркало. Если вода неспокойна, то отражение предметов нечётко и размыто.

Итог занятия.

Выводы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно-образовательная деятельность. Комплексное занятие по познавательно – исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы. Тема: «Знакомство со свойствами воды»

Непосредственно - образовательная деятельность в области "Познания"  .Комплексное занятие по позновательно-исследовательской деятельности для подготовительной группы....

Совместно - познавательно исследовательская деятельность с детьми подготовительной группы «Секрет воды» (изучение свойств воды) (используемая технология: Моделирование

Формирование интегративных качеств любознательности, активности, способности решать интелектуальные задачи путем включения детей в опытно-эксперементальную деятельность....

Конспект познавательно - исследовательской деятельности детей в старшей группе на тему «Вода»

Конспект познавательно - исследовательской деятельности детей в старшей группе на тему «Вода»...

Конспект НОД по исследовательской деятельности детей в старшей группе по теме «Вода»

Ребёнок, познавая окружающий мир, стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, понюхать, постучать им. Известная пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, пока...