Главные вкладки

    Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы на тему:«Вода вокруг нас».
    план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

    ЗайцеваОксанаАнатольевна

    Цель: Обратить внимание детей на значении воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде, сравнить свойства воды с другими веществами. Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.

                                             

    Образовательные задачи:

    • Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;
    • Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, о значении воды;

    Развивающие  задачи:

    • Развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность;
    • Обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы;
    • Активизировать словарь детей словами: модель, глобус, суша, материки, круговорот воды, пресная вода, лаборатория, парообразные вещества.

     

    Воспитательные задачи:

    • Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
    • Воспитывать аккуратность при работе; умение работать сообща.

     

    Методические приёмы:

    Словесные

    Наглядные

    Практические

     

    Оборудование:

    Глобус, иллюстрация с изображением круговорота воды в природе, кубик, мячик, узкая баночка, широкая баночка, стакан с молоком, стакан с водой, любая картинка, кисточка, краска, сахар, соль, таблетка аскорбиновой кислоты, мука, подсолнечное масло, травяной настой, мятные капли, тазик с водой.

    Предварительная работа:

    • Беседа с детьми о значении воды.
    • Чтение стихотворения Н. Николаенко «Дождик-душ».
    • Чтение рассказа «Как люди речку обидели» Н.А. Рыжовой.
    • Чтение сказки «Капитошка. Путешествие воды».
    • Чтение сказки «Путешествие Капельки».

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_po_eksperimentirovaniyu.doc60.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад  № 78 Красносельского района Санкт-Петербурга "Жемчужинка"

    Конспект  интегрированной непосредственно  образовательной деятельности  по исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы на тему:                         «Вода вокруг нас».

    Приоритетная образовательная область:

    Познавательное развитие

    Речевое развитие

    Используемые современные образовательные технологии:

    Технология исследовательской деятельности

    Технология личностно-ориентированного взаимодействия

                                                                           Составила воспитатель:

                                                                                        Зайцева О.А.

                                                                                       Провела «21октября» 2014г

    Санкт-Петербург

    Цель: Обратить внимание детей на значении воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде, сравнить свойства воды с другими веществами. Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.

            

    Образовательные задачи:

    • Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;
    • Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, о значении воды;

    Развивающие  задачи:

    • Развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность;
    • Обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы;
    • Активизировать словарь детей словами: модель, глобус, суша, материки, круговорот воды, пресная вода, лаборатория, парообразные вещества.

    Воспитательные задачи:

    • Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
    • Воспитывать аккуратность при работе; умение работать сообща.

    Методические приёмы:

    Словесные

    Наглядные

    Практические

    Оборудование:

    Глобус, иллюстрация с изображением круговорота воды в природе, кубик, мячик, узкая баночка, широкая баночка, стакан с молоком, стакан с водой, любая картинка, кисточка, краска, сахар, соль, таблетка аскорбиновой кислоты, мука, подсолнечное масло, травяной настой, мятные капли, тазик с водой.

    Предварительная работа:

    • Беседа с детьми о значении воды.
    • Чтение стихотворения Н. Николаенко «Дождик-душ».
    • Чтение рассказа «Как люди речку обидели» Н.А. Рыжовой.
    • Чтение сказки «Капитошка. Путешествие воды».
    • Чтение сказки «Путешествие Капельки».

    ХОД ЗАНЯТИЯ:

    1 часть: Вводная (информационно-познавательная)

    Воспитатель: Ребята, отгадайте пожалуйста загадку.

    Загадка:

    На ноге стоит одной
    Крутит, вертит головой
    Нам показывает страны,
    Реки, горы, океаны. (глобус )

    Воспитатель:

    - А что такое глобус?

    (Ответы детей.)

    - А как вы понимаете что такое модель Земли? (Объяснения детей).

    - Правильно, дети, глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.

    - А что мы можем узнать о нашей планете Земля, посмотрев на её модель, то есть, посмотрев на глобус? (Ответы детей).

    - Глобус показывает форму нашей планеты Земля, характер её поверхности, где океаны, моря, а где суша, то есть материки. (Показываю на глобусе).

    - Ребята, а почему на глобусе очень много синего цвета?

    (Ответы детей).

    Воспитатель:

    - Если на карту Земли посмотреть,

    Земли на Земле всего одна треть.
    Но странный вопрос возникает тогда,
    Планета должна называться вода?

    - Ребята, вы согласны с автором этого шуточного стихотворения? (Ответы детей).

    - Почему? (Дети объясняют).

    - А что вы знаете о воде? Какая она? (Ответы детей).

    - Кому нужна вода? (Ответы детей).

    - Зачем вода нужна растениям? (Ответы детей).

    - А как они её получают? (Ответы детей).

    - Почему животные не могут жить без воды? (Ответы детей).

    - Ребята, а людям нужна вода? (Ответы детей).

    (Звучит запись журчания ручейка).

    Воспитатель:

    Вы слыхали о воде?
    Говорят она везде!
    В луже, в море, в океане.
    И в водопроводном кране.

    Как сосулька замерзает,
    В лес туманом заползает,
    На плите у нас кипит,
    Паром чайника шипит.

    Без неё нам не умыться,
    Не наесться, не напиться.
    Смею вам я доложить,
    Без неё нам не прожить!

    - Ребята, для жизни человека вода имеет очень важное  значение.

    - А вы знаете, что на нашей планете Земля очень много воды, но не вся она пригодна. Растительному, животному миру и человеку нужна вода пресная. А какая это вода пресная? Может, вы знаете о ней? (Ответы детей).

    Воспитатель:

    - Правильно, пресная вода - это вода без солей. А в морях, в океанах, как вы знаете, вода - солёная. Жить в такой воде, питаться могут только морские обитатели. А людям употреблять такую воду нельзя, поэтому люди берут воду из подземных скважин - это в посёлках, деревнях. А в городах, где много живёт людей и нужно много воды, вода поступает в краны из рек, очищенная на водоочистительных предприятиях, где лаборанты следят за тем, чтобы вода была чистая, хорошего качества. Питьевую воду нужно беречь. Почему? (Дети объясняют).

    Воспитатель:

    - А ещё необходимо беречь воду, потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается, в связи с плохой экологической обстановкой; реки загрязняются, высыхают, исчезают некоторые небольшие речушки, а глубоководные реки становятся мелкими.

    - А как вода поступает в реку? (Ответы детей).

    - Ребята, что такое круговорот воды в природе? (Объяснения детей).

    - Дети, посмотрите на рисунок, когда солнце нагревает поверхность водоёма или суши, содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух. Высоко вверху, насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака, тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом – дождя, зимой – снега. Так происходит круговорот воды в природе.

    Воспитатель: Я смотрю вы немного засиделись, давайте разомнёмся.

    Физкультминутка

    К речке быстрой мы спустились,                                                        (шагаем на месте)

    Наклонились и умылись.                                                (наклоны вперед, руки на поясе)

    Раз, два, три, четыре,                                                                           (хлопаем в ладоши)

    Вот как славно освежились.                                                           (встряхиваем руками)

    Делать так руками нужно:                                                   (круги двумя руками вперед)

    Вместе – раз, это брасс.                                              (круги руками вперед поочередно)

    Одной, другой – это кроль.                                                                 (прыжки на месте)

    Все, как один, плывем как дельфин.                                                   (шагаем на месте)

    Вышли на берег крутой

    И отправились домой.

    II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная).

    Воспитатель:

    - Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Ответы детей).

    - Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких учёных и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим.

    Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места. (Дети рассаживаются по два человека за один стол.)

    - Приступим к нашему исследованию.

    Опыт 1. Какой формы вода?

    (На столе лежит кубик и мячик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей).

    Воспитатель: А имеет ли вода форму? (Ответы детей).

    Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.

    Воспитатель: Ну, что ж, давайте сделаем вывод.

    Вывод: Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются и их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы.

    Опыт 2. Какого цвета вода?

    Воспитатель:

    Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (Ответы детей). А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили? (Ответы детей).

    Воспитатель: Давайте опять сделаем вывод.

    Вывод: Через воду рисунок виден, а через молоко – не виден. Значит вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на картинку. Рисунок не виден. Итак, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость.

    Опыт 3. Вода – растворитель.

    Воспитатель:

    А есть ли у воды вкус? (Дети пробуют воду и высказывают свое мнение). Затем предлагаю одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль, третьему – аскорбиновую кислоту. После растворения веществ, предлагаю попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? (Ответы детей).

    Воспитатель: Правильно, у воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая. Сделаем вывод.

    Вывод: Своего вкуса у воды нет. А что случилось с веществами, которые мы положили в воду? (ответы детей). А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло. (Двое детей выполняют это задание).

    Воспитатель:

    - Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр. (Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.)

    Физкультминутка

    Разминая поясницу, мы не будем торопиться.
    Вправо, влево повернись, на соседа оглянись.
    (Повороты в разные стороны)
    Чтобы стать ещё умнее, мы слегка покрутим шеей.
    Раз и два, раз и два, закружилась голова.
    (Вращение головой вправо и влево)
    Раз, два, три, четыре, пять. Ноги надо нам размять. (Приседания)
    Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте. (Ходьба на месте)
    От разминки польза есть! Что ж пора на место сесть.

    - Отдохнули, ребята? Тогда занимаем места за лабораторными столами и продолжим изучение воды.

    Воспитатель: Ребята, обратите внимание на стакан, где мы растворяли муку.

    - Что же мы видим? (Ответы детей).

    Воспитатель:  Мука растворилась не полностью, а осадок опустился на дно стакана. Также не растворяется масло, оно плавает на поверхности.

    Вывод: Не все вещества могут растворяться в воде.

    Опыт 4. Вода не имеет собственного запаха.

    Воспитатель:

    Ребята, скажите, пожалуйста, есть ли у воды запах.  (Ответы детей).

    (Затем предлагаю размешать в воде травяной настой и мятные капли, и снова предлагаю понюхать воду).

    Воспитатель: Ребята, что изменилось? (Ответы детей).

    Воспитатель: Да, вы правы, у воды появился запах.

    Вывод: Растворяясь в воде, различные вещества, меняют у воды: цвет, вкус, запах.

    Опыт 5. Способность воды отражать предметы.

    Воспитатель:

    - Приглашаю всех подойти к моему столу. Скажите, что на нём стоит? (Таз с водой).

    - Давайте все по очереди заглянем в него. Что вы там увидели? (Ответы детей).

    Воспитатель: Правильно своё лицо, отражение.

    - А где ещё можно увидеть своё отражение? (Ответы детей). Правильно в зеркале, в витрине магазина и т.д.

    - Значит, вода может отражать предметы, так же, как зеркало. Давайте подуем все вместе на воду и заглянем в неё. Увидели ли вы теперь своё отражение? (Ответы детей). Да, отражение ваше видно очень плохо, оно размытое.

    Вывод: Спокойная вода отражает предметы, как зеркало. Если вода неспокойна, то отражение предметов нечётко и размыто.

    Итог занятия.

    Выводы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Непосредственно-образовательная деятельность. Комплексное занятие по познавательно – исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы. Тема: «Знакомство со свойствами воды»

    Непосредственно - образовательная деятельность в области "Познания"  .Комплексное занятие по позновательно-исследовательской деятельности для подготовительной группы....

    Совместно - познавательно исследовательская деятельность с детьми подготовительной группы «Секрет воды» (изучение свойств воды) (используемая технология: Моделирование

    Формирование интегративных качеств любознательности, активности, способности решать интелектуальные задачи путем включения детей в опытно-эксперементальную деятельность....

    Исследовательская деятельность с детьми подготовительной группы "Опыты с водой"

    Детство - пора поисков ответов на самые разные вопросы. Дошкольники прирожденные исследователи. Детское экспериментирование - замечательное средство интеллектуального, познавательного развития ребенка...

    Конспект познавательно - исследовательской деятельности детей в старшей группе на тему «Вода»

    Конспект познавательно - исследовательской деятельности детей в старшей группе на тему «Вода»...