Конспект открытого НОД по познавательному развитию « Самовар кипит - уходить не велит » для детей старшей группы
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Прянишникова Елена Николаевна

материал для  обобщения и систематизирования знаний детей о чае, его происхождения, история его распространения по всему миру, о традициях употребления чая в России, об истории самовара.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.docx24.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад комбинированного вида № 466

Конспект  

открытого НОД

по познавательному развитию

«  Самовар кипит - уходить не велит »

 для детей старшей группы

Подготовила и провела:

воспитатель МБДОУ № 466

 Прянишникова Елена Николаевна

                                        Самара  2015 год

Тема НОД: «Самовар кипит - уходить не велит»

Разработчик: Прянишникова Е.Н.

Возрастная категория: старшая группа

Время проведения:  20 минут

Цель: обобщать и систематизировать знание детей о чае, его происхождения, история его распространения по всему миру, о традициях употребления чая в России, об истории самовара.

Задачи:

        Обучающие:

-  Формировать познавательный интерес, внимание и память детей.

Развивающие:

- Развивать логическое мышление и воображение.

- Развивать связанную речь.

- Развивать творческие навыки в процессе изготовления атрибутов для сюжетно-ролевых игр.

Воспитательные:

- Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа, к народным традициям.

Организация развивающей среды:

Для мотивации к НОД:  конверт с разрезной картинкой на каждого воспитанника.  

Для проведения НОД: ноутбук, презентация со слайдами к НОД, записи китайской музыки, китайский и русский национальный костюмы, ларец, две железные баночки с черным и зеленым чаем, политическая карта мира, зеленые листочки на липучках, блюдце, чашка с крышкой, трубочка для коктейля, самовар, шишки, щепки, веточки, угольки. Чайная посуда, атрибуты для чаепития, угощение.

Предварительная работа:

        Деятельность педагога с детьми: познавательные занятия «Не попить ли нам чайку?», «Путешествие в прошлое самовара»; дидактические игры «Сложи картинку», «Угадай на вкус». Заучивание стихов о самоваре, пословиц, поговорок, потешек о чае и самоваре. Рассматривание репродукций картин Б. Кустодиева «Купчиха за чаем». Ручной труд: изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр.

        Взаимодействие с родителями воспитанников:  привлечение родителей к пополнению выставки «Русский самовар», изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр, изготовление папки передвижки «Забытые рецепты». Конкурс «Самый необычный самовар»(изготовление из различных материалов)

Форма организации совместной деятельности:

Проведение НОД:

        Мотивация: входит посол в китайской национальной одежде.

        Проведение НОД: беседа, дидактическая игра, специально организованная проблемная ситуация.

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов:

        Утро: познавательное занятие «Путешествие в прошлое самовара», дидактическая игра «Сложи картинку».

        Прогулка: заучивание стихотворений о самоваре, пословиц и поговорок, потешек о чае и самоваре.

        Вечер: рассматривание репродукций картин Б. Кустодиева «Купчиха за чаем». Ручной труд: изготовление атрибутов для сюжетно- ролевых игр.

Список используемой литературы:

  1.  О.В. Дыбина «Что было ДО …» игры путешествия в прошлое предметов для дошкольников. Москва 2011.
  2. К.П.Нефедова «Посуда и столовые принадлежности. Какие они?». Знакомство с окружающим миром и развитие речи. ГНОМ -2012г.


Ход занятия

Звучит аудиозапись китайской музыки. Входит посол (взрослый) в китайской национальной одежде.

Посол. Здравствуйте! Я приехал из далекой страны и привез вам подарки.

Демонстрирует ларец и спрашивает, что в нем может быть. Дети высказывают свои предложения. Посол достает из ларца две железные баночки, открывает их. Предлагает детям сесть за столы и рассмотреть то, что находится в баночках. Дети рассматривают и приходят к выводу, что в них чай – черный и зеленый.

Посол. Правильно. Я привез вам в подарок чай. Как вы думаете, в каких странах растут чайные кусты?

Дети. В Китае, Индии,  Японии, Турции.

Чай – род тропических вечнозеленых многолетних растений семейства чайных. Существует два вида чая: китайский (китайская и японская разновидности) – произрастает в виде кустарника в горных районах Юго-Восточной Азии; ассамский (включая цейлонский) – произрастает в виде десяти-пятнадцатиметровых деревьев в лесах Ассама.

Воспитатель. Давайте покажем на карте эти страны (Дети прикрепляют на карту зеленые листочки.)

Посол. Правильно. Знаете ли вы, что в России тоже растут чайные кусты?

Дети. Да, они растут на юге – в Краснодарском крае (Показывают на карте.)

Воспитатель. Спасибо тебе, дорогой посол за подарок. А почему ты приехал именно к нам?

Посол. Потому что мне, послу из Китая, родины чая, стало известно, что ваши дети-знатоки чая и чайных традиций. Это правда?

Дети. Правда.

Посол. Вот я и хотел сам в этом убедиться, чтобы рассказать о вас у себя на родине. А знаете ли вы старинную китайскую легенду о происхождении чая?

Ребенок. Один китайский император любил совершать поездки по стране. Однажды во время путешествия он решил отдохнуть возле густого кустарника. Лежал он и ждал, пока закипит вода над костром. Император следил за своим здоровьем и пил только кипяченую воду. Внезапный порыв ветра занес в котел несколько листьев с кустов, которые позже назвали чайными. Когда император попробовал воду, ему очень понравился ее необычный вкус. Он почувствовал прилив сил и отправился в путь раньше намеченного срока.

Посол. Все ли в давние времена могли выпить чая?

Дети. Нет, только богатые и знатные, так как чай был очень дорогим. И сначала его даже считали лекарством.

Посол. Какие сорта чая вы знаете?

Дети. Чай бывает черный, зеленый, желтый, красный и даже белый.

Посол. Я привез вам в подарок чай двух сортов. Вы угадали, что это был черный и зеленый чай. А теперь попробуйте угадать на вкус, какой чай у вас в чашках.

Посол предлагает детям угадать, какой чай (черный или зеленый) в закрытых чашках, попробовав напиток через трубочку.

Воспитатель. Уважаемый посол, дети рассказали тебе о том, что чай был доступен только богатым и знатным людям. Постепенно чай распространился по всему миру, но сначала не все умели его правильно готовить и поэтому случались разные смешные истории.

1-й ребенок. Английский моряк привез в подарок своей матери фунт чая. Она решила угостить соседей заморским блюдом, сварила в кастрюльке весь чай, потом слила горькую темно-коричневую воду, а листья разложила по тарелкам и полила растительным маслом.

2-й ребенок. Один русский барин поручил слуге приготовить чай, тот сварил, заправил перцем, луком и петрушкой.

Посол. Слышал я, что у вас в России тоже любят чай и даже придумали специальный прибор для кипячения воду. Да вот забыл, как он называется.

Ребенок. В России любят пить чай из самовара. (Дети вместе с послом подходят к выставке самоваров.)

Посол. А почему он так называется?

Дети. Самовар сам варит, то есть кипятит воду.

Воспитатель. Вспомните, в каком городе изготавливались самые лучшие самовары.

Дети. В Туле.

Свое победное шествие по России «водогрейный сосуд» начал с Тулы, которую по праву называли самоварной столицей. Именно здесь в 1778 году братья Иван и Назар Лисицины изготовили первый самовар. Основателем самоварной мастерской был их отец, Федор Лисицын, который в свободное время упражнялся во всякого рода работах по меди.

Самовары Лисицыных славились разнообразием форм и отделки: вазы с чеканкой и гравировкой, с кранами в виде дельфина, с петлеобразными ручками.

Воспитатель. А какие бывают самовары?

Дети. Даровые и электрические.

Воспитатель. Покадите гостю жаровой самовар. Как вы его узнали?

Дети. У него есть труба для топки.

Воспитатель. Принесите то, чем топили жаровые самовары.

Дети приносят шишки, ветки, щепки, угольки. Набивают жаровую трубу.

А из каких самоваров чаще всего пьют чай в наше время?

Дети. Их электрических. (Показывают послу электрические самовары.)

Воспитатель. Самовары на Руси славились разнообразием форм (фасонов).

Первые самовары имели шарообразную форму. С течением времени формы (фасоны) самоваром менялись и получали самые разные обиходные названия: «банка», «рюмка», «ваза», «желудь» «дуля» (груша), «репка», «пасхальное яйцо», «пламя».

Каждая фабрика старались придумать свой, не похожий на другие самовар.

Если вы соберете разрезанные картинки, то покажете гостю некоторые из них.

Дети садятся за столы, выполняют задание, показывают картинки послу.

Воспитатель. Самовар – символ уюта, тепла семейного очага. Самовар покупали на всю жизнь, порой он переходил от родителей к детям, его берегли, за ним ухаживали. Стоили самовары довольно дорого – ведь их делали мастера высокой квалификации. Русские самовары были известны и любимы не только у нас на родине, но и в других странах мира. Они награждались медалями и призами на различных международных выставках.

Посол. Вы так интересно рассказали про самовар, что мне захотелось попробовать чай из самовара.

Воспитатель.  Давайте угостим нашего гостя настоящим русским чаем. Выбирайте предметы, которые нам понадобятся для чаепития, и накрывайте на стол.

Дети отбирают нужные предметы, объясняют назначение каждого из них. Когда чайный стол накрыт, звучит аудиозапись русской народной мелодии, входит девушка в русском народном костюме с самоваром в руках.

Дети с воспитателем заваривают чай,  рассказывая о правилах заваривания и традициях русского чаепития (пили чай в больших количествах, на свежем воздухе; напившись чая, переворачивали чашку вверх дном и ставили на блюдце и т.п.).

Пока чай заваривается, девушка приглашает детей водить хоровод вокруг самовара, инсценируя потешку.

Дети  (хором).

Самовар, самовар!

Старый медный самовар!

Может, стал ты слишком стар?

Иль ты болен?

У тебя, быть может, жар?

Все стоишь

Да пыхтишь,

Все никак не закипишь.

Самовар (ребенок).

Что вы, что вы!

Как не стыдно!

Даже слушать мне обидно!

Как сейчас разозлюсь,

Как сейчас

Рас-ки-пя-чусь!

Все во мне уже клокочет,

Все кипит…

Кто чаю хочет?

Дети (хором).

Наливай, получай

Самый вкусный

Свежий чай.

Тихо звучит аудиозапись русской народной мелодии, посол и воспитатель садятся пить чай, вспоминая пословицы, поговорки о чае и самоваре.

Выпьешь чайку – забудешь тоску.

Самовар кипит – уходить не велит.

Чай пьешь – до ста лет проживешь.

За чаем не скучаем.

Если чай не пьешь, где силы берешь?

Печка – матушка, а самовар – батюшка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательно – речевому развитию «Одежда. Обувь. Головные уборы» для детей старшей группы.

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно – речевому развитию «Одежда. Обувь. Головные уборы» для детей старшей группы.Цели и задачи: Формировать обобщающее понятие «одежда...

Конспект НОД по образовательной области «Познавательно-речевое развитие» на тему: «Волшебница-вода» для детей старшей группы ОН

Образовательная область: «Познание»Тема: «Волшебница-вода»Цель: вызвать у детей познавательный интерес и поддержать их исследовательскую деятельность.Программное содержание:- закреплять знания детей о...

Познавательный игровой сеанс: «Домик для перелётных птиц» для детей старшей группы

Познавательно-игровой сеанс  - комплекс, состоящий из  игровых упражнений, направленных на развитие познавательной, коммуникативной и социально-эмоциональной сферы с активным участием в них ...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно – речевому развитию «Одежда. Обувь. Головные уборы» для детей старшей группы

Цели и задачи: Формировать обобщающее понятие «одежда», «головные уборы», «обувь»; уточнить словарь по теме, расширить и активизировать его, познакомить с назначением одежды, головных уборов и обуви; ...

Познавательно-развлекательная игра по правилам дорожного движения для детей старшей группы «Что? Где? Когда?»

Очень важно для детей старшего дошкольного возраста именно в форме игровой деятельности закреплять знания о дорожных знаках и правилах поведения на дороге. Воспитывать у воспитанников самодисцип...