Доклад на родительском собрании тему: «РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ 2-3 ЛЕТ»
методическая разработка (младшая группа) на тему

Шемонаева Татьяна Геннадьевна

 

Весьма распространенным является представление о том, что развивающие занятия с детьми – это такая работа, к которой можно приступать лишь по достижении ребенком определенного, как правило, трехлетнего возраста. Ребенка 2-летнего возраста сложно включить в регулярные занятия, организуемые по инициативе взрослого. Он не способен удерживать внимание в течение даже небольшого отрезка времени, особенно если затеянная взрослыми игра не столько интересна ребенку, сколько полезна для его развития; он не всегда хорошо понимает обращенную к нему речь и зачастую не в состоянии ответить на вопрос. У него вообще пока мало умений и навыков, на которые можно опереться при организации развивающих занятий.

И, тем не менее, развивающая работа с детьми 2-3 лет не только возможна, но и остро необходима.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_roditelskom_sobranii.docx17.72 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад № 6 «Солнышко»

г. Жердевка Тамбовской области

Доклад

на родительском собрании

тему:

«РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ 2-3 ЛЕТ»

Воспитатель:

Шемонаева Татьяна Геннадьевна

Весьма распространенным является представление о том, что развивающие занятия с детьми – это такая работа, к которой можно приступать лишь по достижении ребенком определенного, как правило, трехлетнего возраста. Ребенка 2-летнего возраста сложно включить в регулярные занятия, организуемые по инициативе взрослого. Он не способен удерживать внимание в течение даже небольшого отрезка времени, особенно если затеянная взрослыми игра не столько интересна ребенку, сколько полезна для его развития; он не всегда хорошо понимает обращенную к нему речь и зачастую не в состоянии ответить на вопрос. У него вообще пока мало умений и навыков, на которые можно опереться при организации развивающих занятий.

И, тем не менее, развивающая работа с детьми 2-3 лет не только возможна, но и остро необходима. Особенно отчетливо эту необходимость ощущают родители: видя все возрастающие возможности своего ребенка, они стремятся, как можно раньше начать знакомство с буквами и цифрами, подменяя, таким образом, работу по развитию ранним  обучением. Зачастую такая подмена происходит исключительно по неведению и психологической безграмотности родителей, искренне не видящих разницы между обучением школьным навыкам и развитием познавательных процессов.

Ранний опыт ребенка создает тот фон, который ведет к развитию навыков речи, умению слушать и думать. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни и людям и наличие или отсутствие стимулов к интеллектуальному развитию оставляют неизгладимый след на всем дальнейшем поведении и образе мыслей человека.

Раннее развитие ни в коей мере не тождественно раннему обучению чтению, письму и счету; оно не должно сводиться к стремлению напичкать малыша разнообразной и бессмысленной для него информацией. Речь идет о развитии в первую очередь умения рассуждать, оценивать, воспринимать и пр., т.е. о развитии психологических процессов и личностных качеств ребенка в естественных условиях. Для этого не нужны никакие специальные программы: важно то, как ведут себя родители, что они делают, как разговаривают с ребенком лицом к лицу, принадлежит исключительная роль в развитии ребенка. Либо родители стараются обеспечить ему наиболее благоприятные (в рамках возможного) условия, либо пускают его развитие на самотек, и тогда возможность ориентировать ребенка на максимально раскрытие его внутреннего потенциала будет упущено.

Нельзя при этом забывать и о том, что не менее активная роль в интеллектуальном и личностном развитии малыша принадлежит ему самому. Необходимо обеспечить ребенку широкие возможности пользоваться каждым из пяти чувств: знакомясь с миром, он должен видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус и запах. Это позволит ему больше узнать о доме, в котором он живет, о мире вокруг. Ведь в раннем возрасте любое приобретенное ребенком знание работает на его развитие.

Необязательно постоянно находиться рядом с ребенком, достаточно быть в пределах его досягаемости. Ведь важно не столько количество, сколько качество времени, которое родители уделяют своему ребенку.

Обобщая сказанное выше, можно выделить самую суть работы по развитию детей третьего года жизни: создание для ребенка насыщенной в объективном и субъективном плане среды и своевременное введение нового для него опята. Но только тот, кто ухаживает за ребенком изо дня в день, общается с ним, видит, как быстро растут его возможности, способен распознать момент, когда введение нового опыта окажется своевременным именно для данного ребенка, а не для всех аналогичного возраста. В этом залог полноценного развития ребенка 2-3 лет.

Хорошо известно, какую колоссальную нагрузку несет нервная система маленького ребенка, осваивающего окружающую его жизнь, и точно такая же нагрузка (в качестве дополнения к повседневной) ложиться и на его родителей. Идя с ребенком по улице, гораздо проще молча вести его за руку, думая о своих заботах и односложно отвечая на его бесконечные вопросы, чем смотреть на происходящее его глазами, «удивляться» хорошо знакомым вещам  и знакомить с тем, что давно уже не вызывает у взрослого никакого интереса (например: «Видишь, рябина уже потеряла листочки, а ягодки, красные, яркие, вкусные, остались. Прилетят зимой птички, поклюют их и сыты будут», «Смотри, как интересно: половина пруда уже покрылась льдом, а другая – еще нет. Почему так получается?»).

Развивающая работа с ребенком третьего года жизни строится на по принципу специального развития отдельных психических процессов, а направлена на общее максимально разностороннее ознакомление ребенка с миром предметов, людей и отношений, в ходе, которого и происходят постепенное развитие, совершенствование и усложнение всех психических познавательных процессов в личности.

Исключение составляет речевое развитие ребенка. Оно стоит в центре внимания в этом возрасте – наиболее сензитивном именно к развитию речи. Необходимо поощрять любые, даже саамы слабые и нечленораздельные попытки ребенка заговорить, ибо терпение, проявленное родителями на данном этапе, существенно облегчит их задачу в будущем. Пусть ребенок станет полноправным собеседником даже в том случае, если его «язык» понимает только один из членов семьи. Взрослый не должен выступать в роли переводчика детской речи на понятный всем окружающим уровень («Ты хочешь сказать, что голоден?» и т.п.). Гораздо важнее ответить на вопрос ребенка, даже если он задан только жестами и кратким, но выразительным «А?», оказать ему помощь в ответ на протянутую ручку и возглас «Мама!».

В раннем детстве влияние семьи на языковое и когнитивное развитие и приобщение ребенка к жизни общества является решающим. От степени его развития в раннем возрасте, прежде всего языкового, будет зависеть дальнейшее продвижение ребенка в школе, в кругу сверстников, на работе.

Все сказанное выше по поводу условий, необходимых для своевременного и полноценного развития психики ребенка, может быть сведено к пяти основным принципам развивающей работы, четко выделенным Б.П.Никитиным (1985).

1. Раннее начало.

Нет такого периода в развитии психики ребенка, в течение которого происходит только созревание нервных структур и функций: любой контакт ребенка с окружающим миром уже является для него новым опытом, а значит, прямо влияет и о том, что чем младше ребенок, тем в большей мере степень зрелости его центральной нервной системы ограничивает познавательные возможности, поэтому в раннем возрасте ни в коем случае нельзя форсировать развитие, перегружая мозг ребенка.

2. Создание среды, способствующей развитию деятельности ребенка и стимулирующей ее.

Необходимо, насколько возможно, рано окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную его деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.

3. Стимуляция собственной активности ребенка и напряжения его сил.

Об этом как об одном из важнейших условий развития ребенка говорил еще известнейший детский врач и педагог Е.А.Аркин. Важно не то, считал он, чтобы ребенок как можно раньше чему то научился, а то, чтобы он пошел по этому пути самостоятельно, при известном напряжении и настойчивости, и тогда он приобретет не навыки позволяющие идти по уже проторенной взрослыми дороге, а уметь находить новые пути и заменять старые методы новыми в случае изменения жизненных условий. Именно это лежит в основе творческих способностей человека.

4. Предоставление ребенку определенной свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий каким-либо одним делом, в выборе способов работы.

Это предохранит его от перенапряжения и переутомления и позволит сохранить интерес к самому занятию.

5.Обязательное участие взрослого в деятельности ребенка.

Для ребенка взрослый выступает в качестве помощника и равноправного партнера, хотя на самом деле именно взрослому принадлежит активная регулирующая и направляющая роль в игре с ребенком 2-3 лет. Главное при этом, чтобы помощь взрослого не превращалась в подсказку: нельзя делать за ребенка то, что он сам может сделать, думать за него, когда он сам может додуматься.