Программа кружка "Уроки общения"
рабочая программа (старшая, подготовительная группа) на тему

Шашкова Анжела Владимировна
Научить способам адекватного взаимодействия друг с другом.
. Дать знания о нравственных эталонах поведения.
 Развивать и корректировать эмоционально-волевые процессы.
 Развивать творческое воображение.
. Воспитывать интерес и уважение к окружающим сверстникам и взрослым.
. Познакомить с нетрадиционными техниками рисования.
.Развивать способность наслаждаться многообразием форм, красок и звуков природы
( ветра, дождя, водопада, пение птиц)
 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka.doc271 КБ

Предварительный просмотр:

                               

                                                                                    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Помогая детям преодолевать трудности, мы всякий раз сотворяем своего рода чудо. Это результат совместных усилий педагогов и детей, маленькое произведение искусства, в создании которого все принимают участие, подобно музыкантам одного оркестра.

                                                     К. Фоппель

Общение и совместная деятельность - важнейшие составляющие жизни дошкольников, неотъемлемая часть процесса социализации ребёнка.

Толковый словарь русского языка связывает общение со словами общность, община. Таким образом, смысл самого понятия может служить основным критерием общения: человек взаимодействует с другими людьми. Общение - взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения результата.

По существующему в психологии мнению, в процессе общения выделяют три взаимосвязанных компонента: перцептивный (процесс восприятия друг друга, понимание чувств других людей), коммуникативный (состоящий в умении вербально и невербально обмениваться информацией друг с другом) и интерактивный (заключающийся в умении организовывать взаимодействие между людьми). Между этими компонентами существует тесная взаимосвязь: несформированная чувственная сфера не позволит адекватно передать информацию и тем более взаимодействовать или влиять на кого-то.

В дошкольном возрасте ведущий вид деятельности - игра, которая имеет огромное значение для психического и личностного развития ребёнка, является основным способом коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений у детей. В игре дети получают опыт общения со сверстниками, учатся устанавливать дружеские контакты и осваивать нормы нравственного поведения. Одновременно дети с удовольствием познают всевозможные, нетрадиционные приёмы и техники изображения. А изотворческая деятельность, как известно, расширяет границы общения с окружающим миром, способствует развитию и коррекции эмоционально-волевых процессов у детей, способствует творческой реализации личности.

Поэтому программа реализуется через игровую и изобразительную деятельность детей, создание благоприятного психологического климата и развивающую предметно-пространственную среду.

В основу программы легли концепции личностно ориентированного обучения и воспитания детей Л. И. Бажович, В. Н. Слободчикова.

Цель: формирование навыков общения у детей 4-7 лет  в условиях совместной игровой и изотворческой деятельности.

Задачи программы:

1.        Научить способам адекватного взаимодействия друг с другом.

2.        Дать знания о нравственных эталонах поведения.

3.        Развивать и корректировать эмоционально-волевые процессы.

4.        Развивать творческое воображение.

5.        Воспитывать интерес и уважение к окружающим сверстникам и взрослым.

6. Познакомить с нетрадиционными техниками рисования.

7.Развивать способность наслаждаться многообразием форм, красок и звуков природы (ветра, дождя, водопада, пение птиц)

Основные направления программы:

1.        «Я и другие» (развитие социальной перцепции).

2.        «Язык общения» (учит способам обмена информацией друг с другом, развивает культуру общения).

3.        «Умение владеть собой» (развитие и коррекция эмоционально-волевой  сферы).

4.        «Мой мир в красках» (развитие творческого воображения и фантазии).

Данная программа составлена для занятий с детьми 5-7 лет в течение 1 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю,  в течение 30 минут.

В комнате желательно иметь ковёр, стулья и столики  для изотворческих работ. Кроме того, необходим музыкальный центр, аудиозаписи голосов птиц,  шума моря, шума ветра и т. д. Во время занятий понадобятся  мягкие игрушки, зеркало, наглядный материал - иллюстрации, пиктограммы.

Для изобразительной деятельности необходимо приготовить гуашевые и акварельные краски, восковые мелки, свечу, бумагу.

Методические рекомендации по проведению «Уроков общения»

Программа реализуется через игровые занятия, условно называемые «уроками», в которые включены изобразительные творческие задания.

Игровое занятие включает в себя три части:

1.        Вводная часть (объединение группы и настрой на работу).

2.        Основная часть (решение задач занятия).

3.        Заключительная часть (закрепление и анализ положительных переживаний и впечатлений).

Вводная часть каждого «урока» рассчитана на эмоциональное сближение детей в начале совместной деятельности, эмоциональный настрой друг на друга, мотивацию детей на самовыражение и общение. Для этого используется ритуал приветствия, который обеспечивает контакт детей, не общающихся между собой в других видах деятельности. «Каждый должен поприветствовать всех» и «Каждый может поприветствовать того, кого хочется». Варианты ритуала: «Мы все здесь!», «Улыбнись соседу», «Дружеское рукопожатие» и т. д. Эффективность «уроков» будет зависеть от того, захвачены ли дети эмоционально, установлен ли контакт между педагогом и детьми.

Основная часть направлена на решение задач программы путём организации игровой и изобразительной творческой деятельности.

Основные формы работы в этой части :

-        коммуникативные, интерактивные, тренинговые игры и упражнения на развитие социальной перцепции. Все они подобраны с учётом механизма эмоционального проникновения в мир чувств и отношений: через внешнее - к внутреннему, через движения - к чувствам, через фантазию - к переживаниям. Игры не разучиваются специально, достаточно один раз объяснить детям правила;

—        импровизации, этюды, игры на выражение эмоций и характера образа. При изображении эмоций внимание детей привлекается ко всем компонентам выразительных движений одновременно;

-        этические беседы;

-        рассматривание рисунков, фотографий, пиктограмм;

-        чтение художественных произведений;

-        проигрывание и решение проблемных ситуаций;

-        выполнение творческих заданий с использованием нетрадиционных техник изображения.

Знакомство детей с нетрадиционными техниками происходит до занятия. Для этого в группе в уголке изодеятельности есть все необходимые материалы и инструменты.

Заключительная часть предполагает закрепление и анализ позитивных переживаний, полученных на занятиях в процессе сотрудничества. Во время рефлексии детям задаются вопросы о том, что им понравилось и запомнилось, какие они испытывали переживания, с каким настроением выполняли совместные задания. Воспитателю необходимо дать возможность высказаться каждому ребёнку, не принуждая при этом к ответу. Кроме рефлексии обязателен «ритуал конца занятия», который тоже выполняет функцию объединения детей. Это может быть игра, песня, рукопожатие.

Рисунки, которые выполняют дети в процессе совместного творчества, склеиваются в большие полотна и помещаются на стену как украшение дома.     

 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

                                       Направление «Я и другие»

Теоретическая часть:

1.        Понятия: я - он - мы.

2.        Мой товарищ.

3.Человек и его образ (звуковой, зрительный).

4.        Доверие друг к другу.

Практическая часть:

•        Тренинговые упражнения: «Передай улыбку по кругу», «Дружеское рукопожатие», «Улыбнись соседу», «Назови ласково», «Представление».

•        Коммуникативные игры: «Волшебный стул», «Что я люблю», «Паровозик», «Справа от меня есть одно местечко», «Кто тебя позвал, узнай», «Переходы».

                         Направление «Язык общения»

Теоретическая часть:

1.        Эмоции. Настроение.

2.        Нравственные нормы, правила этикета.

3.        Дружба, вежливость, забота.

Практическая часть:

•        Этюды на выражение эмоций радости, тепла, грусти. Выражение пластического образа: «Я - ручеёк», «Танец радости», «Мне тепло», «Росинки», «Танец морских волн», «Мне весело», «Мне грустно».

•        Тренинговые упражнения: «Комплимент», «Передай добро по кругу», «Доброе утро!», «Ты мне нравишься», «Здравствуйте!», «Вежливые слова».

•        Беседы:

«Как нужно здороваться», «Вежливые слова», «Беседа о настроении», «Хорошие и плохие поступки», «Как можно пожалеть», «Кто такой друг?», «Почему мы ссоримся?».

•        Использование художественной литературы:

А. Кузнецова «Поссорились», Э. Мошковская «Вежливые слова», М. В. Осеева «Волшебное слово» (отрывок).

•        Коммуникативные игры:

«Слова-приветствия» (с мячом), «Зеркало», «Весёлое путешествие», «Передача чувств», «Лото настроений», «Собери пиктограмму», «Хорошие и плохие поступки», «Море волнуется», «Волшебное зеркало», «Опиши друга», «Меняемся фишками», «Это я, узнай меня», «Горячая картошка».

•        Ролевое проигрывание ситуаций:

«Как обратиться с просьбой», «Спросите у прохожего», «Магазин игрушек», «Не поделили игрушку».

  Направление «Умение владеть собой»

Теоретическая часть:

1.        Приёмы сдерживания эмоций.

2.        Анализ поступков.

3.        Выход из конфликта.

4.        Дружеское поведение.

Практическая часть:

•        Тренинговые упражнения:

«Давай никогда не ссориться», «Я хочу, чтобы мы с тобой...», «Дружеское рукопожатие», «Извини меня», «Стойкий солдатик», «Врасти в землю», «Возьми себя в руки».

•        Беседы:

«Неудача», «Поссорились».

•        Коммуникативные игры:

«Король», «Воробьиные драки», «Надёжное падение», «Только вместе», «Коврик мира», «Волшебные превращения», «Примирение».

•        Этюды:

«Обидели», «Дерево под сильным ветром».     

 Направление «Мой мир в красках»

Теоретическая часть:

Передача и выражение эмоций, настроения, чувств, желаний, ощущений цветом.

Практическая часть:

Рисование:

-        работа в технике: «Волшебная птица», «Радость», «Дорисуй лицо», «Мой друг», «Моё настроение»; « цветочная полянка»,

- работа в технике «Фотокопия»: «Радуга», «Рисуем тепло», «Радость», «Ручейки»;

-        работа в технике «Кляксография»: «Моё настроение»;

-        рисуем ладонями: «Раскрасим рукавички», «Наши пальцы дружные», «Разговор с руками», «Птица счастья»;

-  рисование подушечками пальцев: «Раскрасим сердечки». «Подарим друг другу»,   «Мой друг»;

-        работа в технике «Витраж»: «Нам весело», «Моё настроение», «Кораблик для   совместного путешествия»;

- рисование пастелью: «Зимняя ночь». «Мой друг», «Моя подружка», «Коврик мира», «Игрушки в подарок».

Ожидаемые результаты и способы проверки.

Результат

Способ проверки

1

2

В интеллектуально-познавательной сфере

Дети должны знать:

-основные эмоции человека;

-        нравственные нормы, правила этикета;

-нетрадиционные техники изобразительной деятельности;

-        способы регуляции поведения.

«Сделаем вместе»;

анализ детских работ.

                           Дети должны уметь:

передать образ, чувства, настроение с помощью мимики, жестов, телодвижения;

придумать сюжет творческой практической работы и реализовать замысел с помощью разнообразных изобразительных средств и материалов;

выразить эмоциональное ощущение в рисунке

        В психике и личности ребенка:

Положительная динамика развития моторики, познавательных психических процессов (восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления)

-повышение уровня нравственной направленности личности .

                                                                                                                                                                ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Направление

Всего

Из них

часов

практика

1

«Я и другие»

11

11

2

«Язык общения»

7

7

3

«Умение владеть собой»

9

9

4

«Мой мир в красках»

25

25

Перспективный план

                 Тема кружка

                                 Цель

Сроки

1. Тёплый и уютный дом

Настроить группу на совместную деятельность.

2Как вас зовут?

Настроить на восприятие своего имени и имени другого ребёнка.

3.Твоё имя.

Учить детей называть только по имени, учить передавать эмоции через пластику.

4.Всёлое путешествие.

Научить новому способу взаимодействия друг с другом, передавать образ и чувства.

5.Ласковое имя.

Развивать положительные эмоции при восприятии другого человека.

6.Как нужно здороваться. Давайте поздороваемся!

Познакомить со способами приветствия, развивать эмпатию и мелкую моторику рук.

7.Слова- приветствия.

Закрепить использовать на практике слова приветствия, воспитывать уважительное отношение к сверстникам и взрослым.

8.Комплимент. Просьба.

Познакомить детей с понятием «комплимент» воспитывать уважительное отношение к собеседнику.

9.Спросите у прохожего.

Довести умение детей обращаться к другим людям.

10.В магазине.

Практическое закрепление знаний об употреблении слов, выражающих просьбу.

11. Спросите вежливо.

Учить разрешать конфликтную ситуацию без вреда для себя и других.

12.Настроение.

Дать понятие «настроение»учить распознавать настроение других.

13.Моё настроение.

Учить с помощью пластики и мимики передавать настроение.

14Поступки.

Закрепить представление детей о хороших и плохих поступках.

15. Этичные и неэтичные поступки.

.упражнять на практике проводить анализ своих поступков.

16. Мы вместе!

Способствовать доверительному отношению, развивать воображение, выразительность движений

17.Чтобы не ссориться.

Учить детей анализировать поступки ,находить причину конфликта.

18. Найди себе друга.

Развивать эмпатию

19.Послушаем тишину.

Снять эмоциональное напряжение учить способам саморегуляции

20. Сочиним историю.

Воспитание навыка совместной. речевой деятельности, эмпатии.

21. Как можно пожалеть?

Учить передавать своё эмоциональное состояние при помощи мимики. передавать настроение в рисунке.

22.Неудача.

Познакомить детей с понятием «неудача»,создавать комфортное отношение.

23.Не сердись!

Учить детей контролировать свои эмоции.

24. Коврик мира.

Учить детей вести переговоры и участвовать в дискуссиях.

25.Сочиним историю.

. воспитания навыка совместной речевой деятельности, развивать эмпатию.

26. Спросите у прохожего.

Довести умения детей обращаться с просьбой к другим людям до автоматизма.

27. Как хорошо не ссориться.

Учить детей контролировать свои эмоции.

28. Коврик мира.

Учить детей вести переговоры и участвовать в дискуссиях.

29.Мы - дружные ребята.

Формировать чувство доверия, а так же ответственности

Методическая  литература:

 И.П. Посашкова «Организация творческой деятельности детей»,

Е. А Румянцева «Весёлые уроки рисования» Москва 2014г.,

 интернет-ресурсы.