Главные вкладки

    ПРОГРАММА ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
    рабочая программа (подготовительная группа) на тему

    Кобылина Нина Павловна

    "СКОРО В ШКОЛУ"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon praktika_dists10-1.doc174.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Программа предшкольной подготовки 

    «Скоро в школу»,

    Пояснительная записка

    Ребёнок, переступивший порог школы, попадает в новый мир удивительно интересный и сложный. Как сделать так, чтобы этот мир школьной жизни не стал для маленького человека навязчивым и страшным, чтобы адаптационный период прошёл безболезненно и гладко. Решая эту проблему, коллектив школы принял решение ежегодно проводить предшкольную подготовку будущих первоклассников, которая представляет собой систему мероприятий по работе с детьми и их родителями.

           Основополагающими идеями   данной программы являются:

                 - направленность на формирование психологической готовности детей к школе

               - сотрудничество и сотворчество всех субъектов программы по достижению её цели

    Занятия и мероприятия для будущих первоклассников планируются в стенах школы. Предполагается знакомство детей и родителей с учителем, с классом, в котором будет учиться ребёнок. Это позволит снизить уровень тревожности будущих школьников перед незнакомой обстановкой, перед новыми условиями различной деятельности, общения. Каждому ребёнку предоставляется возможность попробовать себя в новой роли – роли «школьника», проявить себя в учении, в общении с ровесниками и с преподавателями. Все мероприятия и занятия акцентируются не на обучении будущих первоклассников, а на развитие их активности, самостоятельности, творческих способностей, познавательного интереса, умения общаться со сверстниками и со старшими детьми.

    Родители будущих первоклассников являются субъектами программы и в процессе её реализации имеют возможность тесно сотрудничать с психологом школы, с преподавателями. Такое построение работы с родителями даёт им возможность видеть процесс изнутри. Они не только ответят на свои вопросы, получат необходимые консультации, но и будут иметь возможность в оставшийся период времени грамотно скорректировать дошкольную подготовку своих детей, акцентировать внимание на особо проблемные моменты.  

    И дети, и их родители за время реализации программы должны почувствовать и осознать, что в школе им очень рады, их ждут, а главное, с ними готовы сотрудничать.

          Временной период деятельности программы:

     

                                          Субъекты программы:

    Основные разделы программы

                          1.День открытых дверей (январь)

                                     Блок мероприятий (апрель)

                         2. «Школа первоклассника»

                  Тематические занятия -20 часов (февраль - май )

                         3.Работа с родителями

        Блок мероприятий(февраль – август)

    1. Цель программы:

     Создание предпосылок успешной социально-психологической адаптации первоклассников         к школе.

    Цель реализуется через решение конкретных задач:

            

            1. Первичное знакомство со школой:

                    знакомство со зданием и его историей,

                    с традициями школы.

            2.Знакомство с первым учителем, с классом, создание

                   психологической атмосферы спокойствия будущих

                   первоклассников.

            3.Введение детей в роль «школьника», реализация

                   возможности пробы сил в новой роли, первичное

                   знакомство с правилами школьной жизни.

            4.Развитие интереса, позитивного настроя на обучение

                   в школе через построение системы занятий.

            5.Построение системы работы с родителями  будущих

                    первоклассников.

            6.Анализ психологической готовности каждого ребёнка к

                   обучению в школе, с последующей консультацией

                   родителей.

    2. Принципы построения программы:

    • Принцип систематичности и последовательности              

    построения

    • Принцип учёта возрастных психологических особенностей

    детей дошкольного возраста

    • Принцип индивидуального подхода к каждому ребёнку
    • Принцип гуманности и терпимости
    • Принцип сотрудничества

    ( -дети –родители- педагоги  - школьный психолог)

    • Принцип «Не навреди»

    3.Основные функции программы:

    • Коммуникативная -  направлена на создание условий для    

         развития уровня коммуникативных качеств будущих  

         первоклассников, возможности их продуктивного общения со

         сверстниками и  педагогами.

    • Развивающая – направлена на развитие  самостоятельности, творческих способностей,  познавательной активности детей.
    • Корректирующая- направлена на создание условий для  выявления «факторов риска»  в дошкольной подготовке конкретного ребёнка, планирование работы по её коррекции и созданию предпосылок успешного обучения в школе.

     

    4.Механизм реализации программы «Скоро в школу»

         

           

                                                                                                                                                                                           

    4.1. «День открытых дверей»

    Цель мероприятия: 

                       Первичное знакомство детей и родителей со школой:

                        знакомство со зданием и его историей, с традициями

                       школы, её сегодняшней жизнью.  Знакомство с первым

                       учителем, с классом.

    Предварительная подготовка:

    • Посещение детских дошкольных учреждений города,  

         присутствие на занятиях в подготовительных группах,  

         выступления на родительских собраниях, встречи с    

         родителями, сотрудничество с воспитателями по    

         вопросам преемственности детского сада и школы.

    • Посещение семей будущих первоклассников.
    • Выявление и консультационные встречи с родителями детей, не посещающих детский сад.
    • Планирование и подготовка мероприятия силами педагогов и школьного самоуправления.

    Примерный план проведения мероприятия:

    • Встреча детей, родителей и воспитателей детских садов.
    • Общий сбор в актовом зале школы.
    • Праздничная программа для гостей, подготовленная силами

    педагогов и учащихся школы.

    • Экскурсия - путешествие по школе, которая включает в себя  

    станции:

                             «В мир растений и животных»

                                 (Кабинет биологии)

                               «Удивительное рядом»

                                  (Кабинет физики)

                               «Умные машины»

                                 (Кабинет информатики)

                                «Вокруг света»

                                 (Кабинет географии)

                                «Мастерок»

                                  (Школьная мастерская)

                                «Сильные. Ловкие. Смелые»

                                  (Спортивный зал)

                                «Книголюбово»

                                  (Школьная библиотека)

                               «Чему учат в школе»

                                    (Кабинет начальных классов будущих

                                     первоклассников, занятие проводит учитель)        

    • «Сладкая перемена» угощение в школьной столовой.
    • Игровая программа для детей.
    • Родительское собрание.

    4.2«Школа первоклассника»

            Цель системы занятий:

                       Введение детей в роль «школьника», реализация

                       возможности пробы сил в новой роли,

                       знакомство с правилами школьной жизни.

                       Развитие интереса, позитивного настроя на обучение.

    Спланированная система занятий с детьми рассчитана на двухнедельный период. Для занятий задействуются кабинет начальных классов (будущий кабинет 1 класса), кабинет музыки, спортивный зал школы, игровая комната, школьная библиотека. Кроме того, для прогулок и  занятий на свежем воздухе определяется территория спортивной площадки и зона отдыха  школы.

    В реализации системы занятий задействованы:

    • Учитель начальных классов
    • Школьный психолог
    • Учитель музыки
    • Учитель физкультуры
    • Библиотекарь
    • Вожатая школы

      Режим работы «Школы первоклассника»

                 

                  Еженедельно по 2 занятия.

                  Продолжительность занятий 20 минут

                  Продолжительность перемены 15 минут.

    Перемена 15 минут – предполагается прогулка, игры на свежем воздухе.

    Составляющие системы занятий школы первоклассника

    • Развитие речи- 3 часа
    • «Математический калейдоскоп»- 3 часа
    • Блок творчества – 6 часов

                       -«Мастерок»- 3 часа

                        - «Весёлые нотки»  - 2 часа

    • «Спортивный час» - 4 часа
    • Занятия школьного психолога - 4 часа

            

    Примерное тематическое планирование занятий

    • Развитие речи – 8 часов

    Каждое занятие предполагает  упражнения по развитию устной речи, закрепление и совершенствование коммуникативных качеств каждого ребёнка. Пропедевтическим аспектом является введение понятий «Устная речь» «Предложение» «Слово».

    Часть занятия занимают  «Уроки школьной тетради». Упражнения по штриховке, раскрашиванию, составлению узоров и бордюров, знакомство с разлиновкой тетради помогут совершенствовать развитие мелкой  мускулатуры пальцев руки, что важно для будущих первоклассников. Основным видом деятельности на занятиях является игровая деятельность.

    занятия

    Тема

    Примерное содержание занятия

    1

    Что такое школа.

    Знакомство детей с учителем, друг с другом. Введение в роль школьника.

    Беседа о школе, школьных правилах, школьных науках, школьных принадлежностях. Составление текста о школе. Творческая работа « Наша школа» составление рисунка по опорным схемам, штриховка и раскрашивание.

    В мире волшебных слов.

    Здравствуйте. Добрый день.

    Повторение правил «Школьного звонка» Беседа о «волшебных» словах и их силе. Введение понятия «Речь». Творческая работа «В музее добрых слов» составление рисунка по опорным схемам, штриховка и раскрашивание.

    2

    Моя семья.

    Повторение правил «Школьного звонка» Беседа о семье, о её значении для человека.

    Введение понятия  «Предложение».  

    Творческая работа «Моя семья»

    составление рисунка по опорным схемам, штриховка и раскрашивание.

     

     Любимые игрушки.

    Повторение правил «Школьного звонка» Составление текста об игрушке. Введение понятия «Слово»

    Игра «Жмурки с игрушками»

    Творческая работа «В магазине игрушек» - работа с трафаретами, рисование, раскрашивание, штриховка.

    3

    В гостях у лета.

    Повторение понятий «Речь» «Предложение» «Слово»

    Упражнения в составлении предложений на заданную тему. Составление текста по наблюдениям. Творческая работа «Что нам дарит лето» составление рисунка по опорным трафаретам, штриховка и раскрашивание.

    • «Математический калейдоскоп» – 8 часов

    Занятия строятся согласно определённой структуры, отвечающей возрастным особенностям дошкольников. Они включают в себя устный счёт, работу с дидактическим материалом, практическую работу или сюжетно – ролевую игру, творческую часть. Чередование различных видов упражнений не вызывает утомляемости и помогает достичь максимального эффекта занятия. Основным видом деятельности на занятиях предполагается игровая деятельность.

    Творческая часть рассчитана на возможность выражения индивидуальности каждого ребёнка при выполнения заданий, направленных на совершенствование умений ориентироваться в тетради в клетку, выполнять штриховку и раскрашивание.

    занятия

    Тема

    Примерное содержание занятия

    1

    Если спросим: - «Сколько?»

    Упражнения в счёте предметов при ответе на вопрос: - «Сколько»

    Работа со счётным и раздаточным материалом. Использование дидактических игр.

    Знакомство с волшебницей Клеточкой.  Построение узора на клетках. Игровое творческое задание - «Вышиваем полотенце»

    Одинаковое, разное. Больше, меньше, столько же.

    Выполнение заданий на нахождение сходства и различия.

    Игра «Волшебный мешочек», «Кривое зеркало» и др. Сравнение количества предметов, оперируя понятиями больше, меньше, столько же.

    Работа с трафаретами и построение бордюра по клеткам.

    2

    Направо, налево. Вверх, вниз. Между, рядом, за.

    Упражнения в пространственной ориентации через игровую деятельность. Игры «Репка», «Кто где стоит», «Поиск спрятанной игрушки», «Что изменилось»…Задания волшебной Клеточки связаны с ориентированием на поле тетрадного листа ( продолжи узор,  диктант по построению узора…)

    Один. Много.

    Упражнения в счёте и количественном сравнении групп предметов. Работа с раздаточным материалом. Игры «Весёлый поезд», «Что изменилось»…  Творческая работа по составлению рисунка, штриховка, раскрашивание.

    3

    Город квадратов и треугольников.

    Занятие- путешествие в город геометрических фигур. Повторение  представлений о квадрате и треугольнике. Игры «Почини одеяло», «Составь узор» «Найди такой же»…Работа с геометрическим материалом по названию, счету  фигур. Творческая работа в тетради с геометрическим трафаретом. Штриховка, раскрашивание.

    Дни недели.

    Упражнение в счёте и количественном сравнении групп предметов. Закрепление знания последовательности дней недели. Игры «Найди своё место», «Весёлый поезд», «Доскажи словечко»

    Задания волшебной Клеточки по составлению и раскрашиванию узоров.

            

    • Блок творчества – 6 часов

    Данные занятия способствуют возможности развития и самовыражения детей в творческой деятельности. Атмосфера  творчества предполагает раскрепощение детей в незнакомой обстановке, сближает их, развивает коммуникативные возможности.

    Данный блок предполагает  занятия по рисованию, лепке, создание  аппликации и музыкальные занятия  в кабинете музыки.

                               «Мастерок» - 3 часа

    занятия

    Тема

    Примерное содержание занятия

    1

    Работа с пластилином.

    Лепка на тему «Летние цветы»

    Повторение основных свойств пластилина, правил работы с ним.  Творческая работа «Летние цветы» (приём нанесения пластилина на картонную основу) Рассказ о своей работе.

    На занятии используется музыкальное и художественное оформление.

    2

     «Мы рисуем лето»

     Составление узора и цветовое оформление крыльев бабочки. Симметрия, точность линий. Работа простым карандашом,  акварельными красками. На занятии используется музыкальное и художественное оформление.

    3

    «На манеже цирка»

    Аппликация «Весёлый клоун»

    Коллективная творческая работа по созданию аппликации из геометрических фигур.

    На занятии используется музыкальное и художественное оформление.

    - «Весёлые нотки»  - 2 часа

    № занятия

    Тема

    Примерное содержание занятия

    1

    «Экспедиция за песнями»

    Слушание и разучивание песен о лете.

    2

    «Музыкальный

    Слушание и разучивание песен В. Шаинского

    калейдоскоп»

    3

    «Раз, два, три, четыре, пять,

    Мы идем с тобой играть»

    Разучивание и исполнение игр – хороводов.

    • «Спортивный час» - 4 часа

    Занятия  проводятся  в спортивном зале школы или на спортивной площадке, на территории школы. Для детей обязательно наличие спортивной одежды и обуви. Все развивающие и адаптирующие упражнения строятся в игровой форме, интересно и доступно для каждого ребёнка.

    № занятия

    Тема

    Примерное содержание занятия

    1

    «Ловкие и меткие»

    Развитие меткости и ловкости.

    - Построение, сообщение задач занятия

    - Разминка

    -Упражнение в метании мяча в цель

    - Подвижные игры «Заяц без логова», «Запрещённое движение»

    - Подведение итогов занятия.

    2

    «Сильные и быстрые»

    Развитие силы ног, скоростно – силовых качеств.

    - Построение, сообщение задач занятия

    - Разминка

    -Прыжки в длину с места.

    -Подвижные игры «Эстафета кузнечиков», «Класс! Смирно!»

    - Подведение итогов занятия.

    3

    «Сильные и быстрые»

    Развитие силы ног, скоростно – силовых качеств.

    - Построение, сообщение задач занятия

    - Разминка

    - Бег 30 м

    -Подвижные игры «Чай-чай-выручай», «Съедобное- несъедобное» - Подведение итогов занятия

    4

    «Весёлый стадион»

    Развитие быстроты в эстафетах и подвижных играх.

    -Построение

    -Разминка

    -Эстафеты с эстафетной палочкой

    -Любимые подвижные игры

    • Занятия школьного психолога - 4 часа

    Занятия нацелены на формирование навыков сотрудничества между детьми,

    выработку умений договариваться, обмениваться мнениями, понимать друг друга, что будет способствовать успешной адаптации. Кроме того, в ходе занятий психолог имеет возможность выявить детей имеющих трудности в общении со сверстниками, со взрослыми, дать консультацию родителям и будущим педагогам.  

    занятия

    Тема

    Примерное содержание занятия

    1

    Знакомство. Введение схемы времени.

    -Знакомство детей друг с другом, с психологом(тактильные игры на доверие, умение знакомиться, пантомима)

    -Введение знака «Я», отработка этого знака (рисуночные методы самопрезентации, оценки своего настроения)

    -Введение схемы времени

    ( работа по группам; итог составление схемы по опорным картинкам, совместное обсуждение)

    -Ритуал прощания

    2

    Знаки «Я» и «Мы»

    -Презентация знаков «Я» и «МЫ» , объяснение их значения(связь с правилами поведения в школе), отработка этих знаков по принципу: вопрос- ответ.

    -Игры и упражнения для отработки умения работать в парах, отвечать хором, отвечать по одному по поднятой руке.

    -Ритуал прощания.

    3

    Как надо и не надо спорить

    -Противопоставление спора ссоре. Развитие произвольного внимания, способности работать по правилам.

    -Постановка проблемы –спор или ссора? Диалог литературных персонажей

    -Работа в группах(Чтобы поспорить надо отыскать доказательства своей правоты)

    -История про Ежа и Зайца(Оценка ситуации и способы разрешения)

    -Обсуждение в круге «Можно ли обойтись без ссор, обид и драк.

    -Ритуал прощания.

    4

    Введение нового знака  «?»

    -Введение знака «?». Объяснение, примеры, рисуночные методы, игры на тренировку применения знака.

    -Тренировочные игры на развитие навыка сотрудничества.

    -Отработка умения задавать уточняющие вопросы (Работа в группах по картинкам)

    -Ритуал прощания

    • Изучение и анализ психологической готовности  

                   ребёнка к обучению в школе

    Данный пункт в работе «Школы первоклассника» имеет своей целью не только проанализировать готовность детей к обучению, но и грамотно, профессионально прогнозировать насколько успешно пройдёт адаптация будущих первоклассников к школе, дать необходимые консультации родителям по исключению факторов риска за оставшийся период времени.

     Исходя из небольшого временного периода работы «Школы первоклассника» определены три важных критерия готовности ребёнка к школе: личностная готовность, интеллектуальная готовность, социально-психологическая готовность. Предложенные методики частично реализует психолог, частично учитель на своих занятиях по предварительной договорённости о целесообразности и возможности их использования на том или ином занятии. По результатам данной работы проводятся консультации с родителями.

    Критерии

    Показатели

    Методики

    1. Личностная готовность к обучению

    -Отношение к школе

    -Эмоциональная устойчивость

       Агрессия

      Тревожность

       Адекватность      

              Реакций

    -Произвольность поведения

     (в деятельности)

    -Отношение к учению,

    интерес к знаниям

    - Анкета. Методика Гинсбург

    (адаптировано Овчаровой)

    - Тест «Несуществующее животное»

    - Методика Р. Сирса

    - Наблюдение, беседа

    -Методика Б.Р.Эльконина «Куб».

    -Методика А.Карстен «Шахматная доска». -Методика Ш.Н.Чхартишвили «Альбом»

    -Диагностическое интервью по общим рекомендациям И. Шварцнара. Наблюдение.

    2.Интеллектуальная готовность к обучению

    Дифференцированное восприятие

    -Уровень развития интеллекта

    -Уровень развития памяти

    -Уровень развития

    -Методика  «Узнавание фигур»

    -«Нарисуй человека»(мужчину)

    Тест Гудинар-Харриса

    - Методика «Узнавание фигур». «Нелепицы»Забрамной С.Д.

    -«Память» А.Н.Леонтьева.

    произвольного внимания

    -Развитие тонких движений рук, зрительно-двигательной координации

    -Тест «Графический узор»

    -Тест Пьерон-Рузера.

    -«Перебор пальцев». «Ассиметричное постукивание» Графические пробы

    -Пробы Озёрского

    3Социально- психологическая готовность к школе

    - Коммуникативные качества, необходимые ребёнку в процессе общения, установление доброжелательных взаимоотношений с детьми. Умение познакомиться, уступать, действовать в команде, защищаться, подчиняться интересам и обычаям группы.

    - Наблюдение

    -Моделирование ситуаций

    -Ролевые игры

    Изучение уровня готовности ребёнка к школе имеет важное значение не только для родителей, но и для учителя. Зная его уровень готовности к обучению, его особенности - учитель сможет с первых дней обучения продумать индивидуальный подход к каждому ученику, выстроить линию по созданию условий успешной адаптации каждого ребёнка и класса в целом.

    4.4.Работа с родителями будущих первоклассников.

    Цель системы мероприятий:

            Установление отношений сотрудничества педагогов и

            родителей по созданию условий успешной адаптации

            первоклассников к школе. Оказание организованной консультационной педагогической помощи родителям будущих первоклассников.

    Работа с родителями охватывает все  этапы программы и планируется с апреля по август. Родители за этот период включаются в процесс не как наблюдатели, а как участники. Родительские собрания, беседы, консультации, индивидуальные встречи,  анкетирование, посещение занятий в «День открытых дверей» - основные формы работы  педагогов школы с родителями.

    Система работы с родителями складывается из следующих мероприятий:

    • Посещение педагогами семей будущих первоклассников своего

          микрорайона.

            

    • Работа с родителями через сотрудничество детских садов и

    школы

                                   - выступление на родительском собрании в              

                                      подготовительной группе

                                   - организация «Дня консультаций школы в

                                       детском саду»

                                   - участие в оформлении информационных

                                      стендов для родителей  детей предшкольного                        

                                      возраста в подготовительных группах

    • Родительское собрание в рамках «Дня открытых дверей»

                        - Посещение занятий с детьми, экскурсия по

                           школе

                                     - Выступление психолога «Психологический

                                        портрет первоклассника»

                           - Знакомство с учебной программой и её

                                         особенностями

                                     - Консультации  «Чему и как учить до школы»,

                             «Что нужно первокласснику»

    • Сотрудничество педагогов родителей и психолога школы

                       в период «Школы первоклассника»

                              - анкетирование

                             - индивидуальные беседы

                             - консультации педагогов и психолога

    • Родительское собрание по итогам «Школы

                      первоклассника»

                                - беседа «Почему учиться трудно?» об

                                  особенностях адаптационного периода

                                   первоклассников    

                                - консультация «Как избежать трудностей

                                   адаптации»

                                 -индивидуальная работа по результатам анализа  

                                   уровня готовности детей к обучению,

                                   конкретные советы и рекомендации педагогов и

                                   школьного психолога

    • Родительское собрание в августе посвящается

                       организационным вопросам , проводятся

                         индивидуальные консультации.

    «Внимание и понимание – самая большая помощь,

    которую  мы можем оказать ребёнку»

    Эти слова из книги М. Безруких «Почему учиться трудно» должны стать девизом и для педагогов, и для родителей будущих первоклассников.  Создать благоприятные условия для успешного развития, учения, воспитания детей можем только мы, взрослые, однако без внимательного отношения, понимания невозможно осуществить эти процессы гармонично, безболезненно и продуктивно. Надеемся на то, что реализация данной программы предшкольной подготовки позволит объединить усилия родителей и педагогов по подготовке детей к восхождению на новую ступень жизни под названием «Школа»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа предшкольной подготовки "Хочу в школу!"

    Среди дошкольников, поступающих в первый класс, есть дети с нарушением фонематического слуха, с общим недоразвитием речи, с нарушениями в развитии восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, ...

    ПРОГРАММА ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ГРУППЕ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ «ОТ ДОШКОЛЬНИКА К ШКОЛЬНИКУ»

    Вопрос психологической готовности дошкольников к обучению в школе в настоящее время продолжает оставаться одной из наиболее значимых проблем, привлекающих внимание ученых-исследователей, психоло...

    Программа предшкольной подготовки «В школу с радостью!»

    Содержание  Пояснительная записка ………………………………………….2 Календарно-тематическое планирование……………………….5 Список литературы ………………………………………….......11  Пояснительная записка...

    ПРОГРАММА ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

    Среди дошкольников, поступающих в первый класс, есть дети с нарушением фонематического слуха, с общим недоразвитием речи, с нарушениями в развитии восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, ...

    Программа предшкольной подготовки детей в условиях дошкольной образовательной организации

    Программа предшкольной подготовки детей в условиях дошкольной образовательной организации...

    Программа предшкольной подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе

    В программе определены цель и задачи реализации программы. указаны основные принципы отбора содержания программы. Размещены и описаны основные разделы программы предшкольной подготовки, указансписок р...

    Парциальная развивающая программа предшкольной подготовки "Цветик -семицветик"

    Программа социально-нравственного направления разработана для детей старшей-подготовительной группы....