Программа предшкольной подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе
учебно-методический материал (старшая группа) на тему

Ширинкина Наталья Владимировна

В программе определены цель и задачи реализации программы. указаны основные принципы отбора содержания программы. Размещены и описаны основные разделы программы предшкольной подготовки, указансписок рекомендуемой литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа предшкольной подготовки

детей старшего дошкольного возраста к школе

Автор-составитель: воспитатель

1-ой квалификационной категории

 Ширинкина Наталья Владимировна,

старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 4»

2017г.

Пояснительная записка

Проблема готовности детей к обучению в школе является актуальной в связи с тем, что от ее решения зависит успешность последующего школьного обучения. Значение данной проблемы возрастает с переходом к обучению в школе детей шестилетнего возраста. Знание особенностей психического развития и психологической готовности к школе и шести- и семилетних детей позволит конкретизировать задачи учебно-воспитательной работы с детьми данного возраста, обеспечить прочную базу для дальнейшего успешного обучения в школе.

Подготовка детей к школе – задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка.

Цель программы: Обеспечение условий для всестороннего развития детей, позволяющее им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой.

Задачи программы:

  • Обеспечить преемственность между дошкольным учреждением и начальным образованием;
  • Устранить разноуровневую подготовку к обучению в школе в связи со снижением численности детей, посещающих дошкольное учреждение;
  • Исключить дублирование школьной программы при подготовке детей к обучению в школе;
  • Сохранить здоровье малышей, готовящихся к обучению в школе.

Основные принципы работы при подготовке детей к обучению:

  • Учет индивидуальных особенностей и возможностей детей старшего дошкольного возраста;
  • Доброжелательный климат;
  • Недопустимость менторской позиции и порицания;
  • Положительная оценка любого достижения ребенка;
  • Проведение занятий с учетом специфики старшего дошкольного возраста.

В основу отбора содержания программы лежат следующие принципы:

  • Учет возрастных и индивидуальных особенностей;
  • Практическая направленность;
  • Занимательность;
  • Наглядность.

Содержание программы представляет собой несколько разделов

Раздел 1. Практическая подготовка детей к обучению чтению, письму. Работа по совершенствованию устной речи.

Три направления работы по данному разделу:

  • Развитие связной речи
  • Подготовка к обучению чтению
  • Подготовка к обучению письму

К завершению подготовки к обучению дети должны:

- правильно произносить все звуки;

- выделять из слов звуки;

- отчетливо и ясно произносить слова;

- выделять слова и предложения из речи;

- раскрывать смысл несложных слов;

- давать описание знакомого предмета;

- пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным иллюстрациям;

- составлять предложения, по опорным словам, по заданной теме;

- работать на листе бумаги сверху вниз, слева направо.

Раздел 2 Математическая подготовка детей к школе.

Три направления по данному разделу:

- арифметическое (числа от0 до 10), цифра и число

- геометрическое (прообразы геометрических фигур в окружающей действительности, форма, размер, расположение на плоскости, в пространстве простейших геометрических фигур, изготовление их моделей из бумаги и др.)

- содержательно-логическое (развитие внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления)

К завершению подготовки к обучению дети должны:

- знать названия однозначных чисел, уметь считать до 10 и в обратном порядке, определять, где предметов больше (меньше), определять число предметов заданной совокупности и устно обозначить результат числом;

- знать названия основных геометрических фигур (треугольник, прямоугольник, круг), различать их, находить их прообразы в окружающей действительности;

- проводить простейшие логические рассуждения и простейшие мыслительные операции (сравнивать объекты, указывая сходство и различать, проводить классификацию предметов по заданным признакам, выявлять несложные закономерности и использовать их для выполнения заданий и др.)

Раздел 3 Формирование у детей заинтересованного и бережного отношения к природному окружению.

 Работа по данному разделу предполагает:

- систематизацию и коррекцию у детей, накопленных в дошкольном возрасте природоведческих представлений;

- синтез различных естественнонаучного и экологического знания.

К завершению подготовки к обучению дети должны:

- распознавать на рисунках и в природе изученные растения и животные;

- перечислять в правильной последовательности времена года.

Раздел 4 Художественно-изобразительная подготовка к обучению

Работа по данному разделу предполагает:

- создание условий для обогащения детьми содержания рисунка, лепки, аппликации;

- способствование развитию у детей творческих способностей, самостоятельности, инициативы и мышления;

- организацию совместной деятельности, позволяющей положительно сказываться на развитии общения.

К завершению подготовки к обучению дети должны:

- проявляет самостоятельность в выборе замысла и реализации его в рисунке, лепке, аппликации;

- проявляет навык работы в коллективе, умеет договариваться со сверстниками, оказывает помощь для достижения положительного результата.

Раздел 5 Формирование у детей основ для понимания различных конструкций предметов, умения определять последовательность операции при изготовлении того или иного изделия.

Работа по данному разделу предполагает:

- подготовку детей к самостоятельному выполнению действий в определенном порядке способствуя развитию моторики, что подготавливает руку к письму;

- обучение умениям целенаправленно рассматривать предметы, рисунки, сравнивать их между собой, выделять общее и различное, делить предметы на части, находить основные детали, от которых зависит расположение других частей, делить части на составляющие детали, анализировать условия практической задачи для получения конечного результата;

- ознакомление детей с различными материалами, видами соединений и способов крепления деталей, частей, правилами безопасной работы с ручными инструментами;

- воспитание трудолюбия, аккуратности, стремления начатое дело доводить до завершения, умения проявлять фантазию, творческое отношение к работе;

- воспитывать умение сотрудничать, испытывать радость совместного труда, бережного отношения к своему труду, к природе, окружающим предметам как результату труда других людей;

- принятие навыков культуры труда.

К завершению подготовки к обучению дети должны:

- определять число деталей в простейшей конструкции предмета и их взаимное расположение;

- конструировать по образцу, по замыслу из готовых деталей;

- владеть приемами лепки

- соблюдать правила культуры труда.

Раздел 6 Физическая подготовка к обучению.

Работа по данному разделу предполагает:

- формирование основ физической культуры ребенка;

- формирование моторного опыта детей путем освоения многообразных двигательных координаций;

- развитие физических качеств;

- свобода выбора формы физической активности в соответствии с личными склонностями и способностями каждого ребенка;

- усвоение правил поведения на занятиях физической культурой.

К завершению подготовки к обучению дети должны:

- владеть техникой построения, ходьбы, бега, прыжков в длину;

- выполнять 3-5 подвижных игр, в том числе со скакалкой, мячом;

- выполнять упражнения для равновесия, правильной осанки;

- соблюдать основные правила гигиены;

- знать и выполнять комплекс утренней гимнастики.

Раздел 7 Музыкальная подготовка к обучению.

Работа по данному разделу предполагает:

- приобретение детьми опыта слухового музыкального восприятия;

- формирование умений высказываться самостоятельно об услышанных музыкальных отрывках;

- дети приобретают первичные умения вокального исполнительства, развивают музыкальный опыт и начало творчества.

Этапы работы организации предшкольной ступени:

 

I этап – подготовительный (июнь – сентябрь)

  • составление банка данных детей старшего дошкольного возраста;
  • подбор и расстановка педагогических кадров;
  • взаимодействие с родителями по вопросам предшкольного образования старших дошкольников;
  • составление списка детей старшего дошкольного возраста;
  • согласование с родителями режима функционирования группы кратковременного пребывания;
  • подбор программно- методического сопровождения для обучения детей;
  • составление локальных актов по вопросам функционирования групп (приказы, должностные инструкции);
  • составление расписания занятий с детьми;
  • организация развивающей среды.

II этап – внедренческий (сентябрь – май)

  • перспективное планирование (по месяцам);
  • диагностика результатов педагогической деятельности;
  • оказание методической помощи педагогам;
  • психолого-педагогическое сопровождение детей и их родителей;
  • контроль за осуществлением учебно-воспитательного процесса;

III этап – аналитико-обобщающий (май – июнь)

  • анализ полученных результатов за прошедший период и выводы;
  • обобщение опыта работы по предшкольному обучению;
  • отчет о проделанной работе;
  • определение перспективы работы на следующий год с учетом полученных результатов.

Многоплановость работы по подготовке детей к школьной жизни требует от коллектива педагогов координации усилий по следующим направлениям:

  • Организация учебно-воспитательного процесса с детьми предшкольного возраста на основе реализуемой образовательной программы.
  • Индивидуальное психолого-педагогическое и социально-педагогическое сопровождения детей 6-7 лет и их родителей, активное подключение родителей к процессу обучения.
  • Тесное взаимодействие с родителями по вопросам преемственности.

Образовательный процесс с детьми старшего дошкольного возраста осуществляется c учетом возрастных и психофизиологических особенностей детей данного возраста. Занятия организуются: 1 раза в неделю по 1 занятию, длительность занятий 25-30 минут.

Расписание занятий составлено рационально с учетом интеллектуальной и физической нагрузки на ребенка в течение года. Организация игрового часа удовлетворяет возрастную потребность дошкольников в игре и предупреждает возможность превращения процесса обучения на ступени предшкольного образования в вариант более раннего школьного обучения.

Развивающая среда организована по принципу гибкого зонирования с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей 6-7 лет, их потребностей. Особое внимание уделено организации игровой зоны в группе детей данного возраста, где есть все необходимые условия для проведения сюжетно-ролевых, дидактических игр.

Воспитательно-образовательная работа на предшкольной ступени образования базируется одновременно на двух основаниях: планировании, направленном на усвоение детьми определенного содержания программы (стратегия педагогического процесса), и педагогической импровизации, посредством которой педагог варьирует содержание, формы и методы в каждой конкретной ситуации (тактика педагогического процесса). Для этого педагогический коллектив активно использует в образовательной деятельности инновационные образовательные технологии: проектный метод; моделирование; элементарную исследовательскую деятельность и экспериментирование, ИКТ.

Требования к организации образовательного процесса:

  • Педагоги осуществляют перспективное планирование по разделам программ с учетом особенностей детей своего возраста и группы.
  • Оценивают этап обучения и уровень сформированности у каждого ребенка необходимых знаний и умений.
  • Предусматривают разные организационные формы проведения занятия (парную, групповую, коллективную), индивидуальную работу с каждым ребенком.
  • Учитывают необходимость возвращения (повторения) изученного в новых учебных (игровых) ситуациях.
  • Организуют взаимосвязь занятий и свободной игровой деятельности.
  • Активно включают в учебно-игровую деятельность здоровьесберегающие методы и приемы (пальчиковую гимнастику, физминутки, зрительную гимнастику, психогимнастику и т.д.).

Программно-методическое сопровождение по обучению:

  • Васильева М.А. Воспитание и обучение в подготовительной к школе группе детского сада. Москва Мозаика – Синтез 2006г.
  • Горькова Л.М. Обухова Л.А. Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников. Москва “Вако” 2005г.
  • Гаврина С.Е. Окружающий мир “Природа” Тетрадь с заданиями для развития детей. г.Киров.
  • Давыдова М.А. Музыкальное воспитание в детском саду. Москва “Вако” 2006г.
  • Дыбина О.В. Рукотворный мир. Сценарий игр-занятий для дошкольников. Москва Творческий Центр. “Сфера” 2001г.
  • Колесникова Е.В. “Развитие математического мышления у детей 5–7 лет. (Комплекс листов для выполнения заданий.) Москва “Акалис” 1996г.
  • Колесникова Е.В. Развитие математического мышления у детей 5–7 лет. Москва “Акалис” 1996г.
  • Рогалевич Н.Н. 100 заданий для успешной подготовки детей к школе. -Мн.: Харвест, 2004г.
  • Колесникова Е.В. Я считаю до десяти. Рабочая тетрадь для детей 5–6 лет. Москва 2005г. Творческий Центр “Сфера”
  • Лысова В.Я. Спортивные праздники и развлечения. Москва “Аркти” 2001г.
  • Маханева О.В. Театрализованные занятия в детском саду. Москва. Творческий Центр “Сфера” 2001г.
  • Управителева Л.В. Обучение грамоте в детском саду. Ярославль: Академия развития, 2007г.
  • Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. Издательство “Просвещение” 2002г.
  • Фалькович Т.А. Барылкина Л.П. Сценарии занятий по культурно-нравственному воспитанию дошкольников. Москва “Вако” 2006г.
  • Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Москва. Гуманитарный издательский центр “ Владос” 2003г.
  • Янушко Е.А. Аппликация с детьми раннего возраста. Издательство “Мозаика-Синтез” 2006г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Подготовка детей старшего дошкольного возраста к школе, через дополнительную образовательную деятельность, посредством интеграции различных видов детской деятельности".

    Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспеч...

Консультация для родителей на тему: "Подготовка детей старшего дошкольного возраста к школе"

В консультации рассказаны условия успешной подготовки к школе....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по подготовке детей старшего дошкольного возраста к школе

Предлагаемая программа  «АБВГДЕйка» (для детей 6-7 лет) позволяет подготовить ребенка к школе в ходе игровых занятий                     ...

Тема выступления: Эффективность реализации технологии подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе в процессе ручного труда Е.В.Стародубцевой

Тема выступления по конструктивной деятельности: "Эффективность реализации технологии подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе в процессе ручного труда Е.В.Стародубцевой"...

Статья "Музыкальное развитие как фактор подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе"

В статье подробно изложен материал о музыкальных занятиях и как они помогают развиваться дошкольнику....

Организация предшкольной подготовки детей старшего дошкольного возраста (методические рекомендации для воспитателей ДОУ и учителей начальных классов)

Практическая значимость данной работы заключается в разработке практических рекомендаций и предложений, связанных с осуществлением дополнительной образовательной услуги - предшкольной подготовки, реал...

Коррекционно-развивающая программа подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе "В школу с радостью!"

Коррекционно-развивающая программа "В школу с радостью!" расчитана на детей 6-7 лет с ОВЗ....