Организация предшкольной подготовки детей старшего дошкольного возраста (методические рекомендации для воспитателей ДОУ и учителей начальных классов)
методическая разработка на тему

Виноградова Наталья Валентиновна

Практическая значимость данной работы заключается в разработке практических рекомендаций и предложений, связанных с осуществлением дополнительной образовательной услуги - предшкольной подготовки, реализация которых будет способствовать повышению эффективности функционирования объекта исследования. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Волосовский центр информационных технологий»

Организация предшкольной подготовки детей старшего дошкольного возраста 

(методические рекомендации для воспитателей ДОУ

и учителей начальных классов)

Выполнила: методист

МБУ ДО «Волосовский ЦИТ»

Виноградова Наталья

Валентиновна

г. Волосово

2017г.


Актуальность:

Предлагаемые Правительством Российской Федерации меры по реформированию предшкольного образования ставят своей целью создать равные стартовые возможности, для детей, имеющих разноуровневую подготовку и призванная смягчить переход ребёнка из детского сада в школу.

Однако в дошкольном образовании сегодня как никогда много проблем: сокращение сети, уменьшение числа воспитанников в детских садах всех типов, трудности с материальным обеспечением детских садов, повышение родительской платы за детский сад, а в итоге – недоступность дошкольных образовательных учреждений для значительной части российского населения. Государство снимает с себя полномочия по финансированию образовательных учреждений (исключение составляют лишь те, которые находятся в федеральном подчинении). Эти полномочия были делегированы местным властям, которые должны самостоятельно изыскивать средства для финансирования дошкольных образовательных учреждений, определять объём этих средств, а значит, решать вопросы о необходимости и количестве детских садов, качестве их организационной и содержательной работы. При такой бедственной ситуации с детскими садами странно выглядит рекомендуемое Правительством создание на их базе «классов раннего развития».

Одной из ключевых проблем современной системы образования, на сегодняшний день считается проблема преемственности всех её ступеней, и в частности, преемственности между дошкольным учреждением и школой. Ведь не секрет, что сегодня значительно повысились требования учителей к уровню знаний детей, поступающих в общеобразовательную школу. Однако стартовые возможности детей разные. Проблема разноподготовленности детей на пороге школы существенно затрудняет их адаптацию к новым условиям школьной жизни, осложняет организацию учебного процесса и вынуждает родителей искать способы «натаскивания» ребёнка к школе, что отрицательно сказывается на развитии и здоровье детей.

Вместе с тем старший дошкольный возраст имеет особое значение в развитии психофизиологического потенциала как одной из важнейших предпосылок культивирования в ребенке будущего субъекта учения. Возраст 5-6 лет совпадает с критическим периодом в функциональном созревании мозга ребенка, обеспечивающем сформированность базовых познавательных процессов. Несформированность психофизиологических функций является причиной будущих школьных трудностей, обусловливающих потерю ценностного отношения к будущей учебной деятельности.

Нейрофизиологические исследования школьных трудностей показывают, что только 30 процентов учащихся начальных классов имеют соответствующую возрасту функциональную зрелость коры и регуляторных структур  и что у 70 процентов школьников можно ожидать нарушения процессов организации внимания и целенаправленной деятельности. Преодоление же трудностей связано со значительным перенапряжением психофизиологических возможностей младших школьников, приводящим к ухудшению состояния их здоровья и эмоционального благополучия.

Однако у руководителей современного дошкольного учреждения, при организации групп предшкольного образования возникает ряд проблем:

- недостаточность нормативно-правовой базы;

- отсутствие программно-методического обеспечения;

Существует также необходимость в подготовке и переподготовке педагогов для работы с детьми пяти-шести лет, которая должна осуществляться по специально разработанным программам, отражающим единые требования к содержанию дошкольного образования, специфику дошкольного возраста, а также современные развивающие технологии обучения и воспитания детей.

Предшкольное образование рассматривается как адаптивная модель образовательной системы в инновационном ДОУ, как способ выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоёв населения, идущих в первый класс.

С целью обеспечения адаптивности образовательного процесса, при организации работы в группах предшкольного обучения необходимо учитывать: уровень его эмоционального и познавательного развития, а также посещал ли ребенок детский сад на протяжении всего дошкольного детства или только с пяти лет.

Высокие темпы развития рынка услуг дополнительного образования, появление новых форм оказания образовательных услуг определили усиление конкурентной борьбы, что наряду с быстроизменяющимися условиями внешней среды диктует образовательным учреждениям как полноправным субъектам рынка необходимость бороться за свое существование, совершенствуя организационно-экономический механизм своего функционирования, используя грамотное управление и маркетинговый подход в своей деятельности. 

В противном случае образовательное учреждение просто не имеет шансов динамично и прогрессивно развиваться.

Вопрос об обучении шестилеток (в школе или детском саду) в принципе не нов, имеется соответствующий научный материал, и опыт работы. Об обязательном обучении дошкольников в 5-6 лет говорилось ещё в довоенные годы, тогда же создавались «нулевые классы» при школах, «подготовительные к школе группы» в детских садах. Но реализовать поставленные цели на практике фактически не удалось, так как одновременно не ставилась задача 100%-го охвата общественным воспитанием. Поэтому в условиях, когда на местные бюджеты возложено финансирование всех дошкольных учреждений, найти средства на строительство новых предшкольных учреждений – задача практически нереальная. Поэтому самым реальным вариантом образовательного процесса с такими детьми предпочтительнее в условиях детского сада, где созданы необходимые условия для их воспитания и обучения и где работают специалисты – профессионалы. Поэтому нужно очень разумно отнестись к обучению детей оно не должно превратиться во всё то же натаскивание детей на материал первого класса. Обучение детей предшкольного возраста должно строиться не в жёсткой предметной логике, не по урочной школьной системе, а проходить в режиме детсадовских занятий, которые предусматривают наряду с обучением время для игровой, театрализованной, конструктивной, изобразительной, музыкальной и других видов деятельности.


Цель: Обеспечение психолого-педагогических условий по апробации вариативных моделей предшкольной подготовки детей старшего дошкольного возраста с учетом их психофизиологических особенностей.

Задачи:

  • изучить и систематизировать теоретические аспекты, касающиеся анализа содержания и структуры образовательной услуги в ОУ, отметить особенности услуг предшкольной подготовки;
  • дать организационную характеристику учреждения (его предметную область, границы деятельности, организационное построение, отличительные особенности);
  • разработать программу мер по организации предшкольной подготовки на основе проведенного мониторинга и анализа внутренней и внешней среды образовательного учреждения, в т.ч. материальных, финансовых и кадровых ресурсов,
  • на основе анализа сделать выводы относительно выявленных преимуществ и недостатков;
  • сформулировать прогнозы возможных изменений в системе управления организационным поведением, предложить мероприятия по оптимизации системы мотивации.

Сроки реализации:      2 года


Этапы реализации:

I этап

  • теоретический (анализ психолого-педагогической, учебно-методической литературы);
  • социологический (анкетирование, интервьюирование родителей, педагогов);
  • разработка нормативно - правовых документов по организации и управлению экспериментальной работой по апробации вариативных моделей организации предшкольной подготовки детей старшего дошкольного возраста.

II этап

- организация подготовки и повышения квалификации педагогических кадров, реализующих программы предшкольной подготовки детей старшего дошкольного возраста;

- создание целостной предметно-развивающей среды, обеспечивающей решение задач предшкольной подготовки  детей старшего дошкольного возраста;

- создание электронной базы данных о детях старшего дошкольного возраста, не посещающих детские сады;

- создание экспериментальных площадок по апробации моделей и содержания образования детей предшкольного возраста на базе дошкольных образовательных учреждений;

- обеспечение экспериментальных площадок учебно-методическим материалом;

- организация проведения мониторинга по апробации моделей предшкольного образования;

- проведение семинаров, совещаний с руководящими и педагогическими работниками образовательных учреждений, участвующих в эксперименте

III этап

  1. Повышение степени готовности детей к школе по всем направлениям:

- сформированность психо-физиологической готовности к обучению в школе;

- развитие личностных качеств ребенка, определяющих успешность обучения в школе;

- развитие мотивационно-ценностного отношения к учебной деятельности;

- сформированность культурно-образовательной компетентности ребенка.

  1. Удовлетворение запросов родителей в области подготовки детей к обучению в школе.
  2. Обеспечение преемственности дошкольного и начального образования. 

Формы реализации:

  • педагогическая (наблюдение за учебно-воспитательным процессом);
  •  опытно-экспериментальная работа как ведущий метод исследования (констатирующий срез и преобразующий эксперимент по внедрению предшкольной подготовки).

Ожидаемые результаты

Реализация целей и задач предшкольного образования предполагает увеличение процента охвата детей 5,5 – 7 лет предшкольным образованием. Это позволит достичь следующих результатов:

- сформированность психо-физиологической готовности к обучению в школе;

- развитие личностных качеств ребенка, определяющих успешность обучения в школе;

- развитие мотивационно-ценностного отношения к учебной деятельности;

- сформированность культурно-образовательной компетентности ребенка.

- повышение качества профессиональной компетентности педагогов.

Научная новизна и теоретическая значимость проекта заключается в:

•обосновании целесообразности организации дополнительной образовательной услуги предшкольной подготовки на базе ОУ;

• разработке целей, задач, программы предшкольной подготовки;

•выявлении специфики учебно-воспитательной работы с детьми предшкольного возраста и условий её эффективности;

Практическая значимость работы заключается в разработке практических рекомендаций и предложений, связанных с осуществлением дополнительной образовательной услуги - предшкольной подготовки, реализация которых будет способствовать повышению эффективности функционирования объекта исследования.


Рекомендации при организации предшкольного образования:

  1. При построении образовательного процесса устанавливать учебную нагрузку, руководствуясь Инструктивно-методическим письмом Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000 года № 65/23-16 «О гигиенических требованиях и максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;
  2. При построении образовательного процесса использовать методики и содержание  дошкольного образования, которые разрабатываются с учетом психофизиологических закономерностей развития детей 5,5-7 лет;
  3. Принять во внимание, что содержание предшкольного образования не может дублировать программы начальной школы. Рекомендуемые комплексные программы для организации предшкольной подготовки:
  • «Радуга» авторы Т. Доронова, В. Гербова, Т. Гризик, Е. Соловьева и др. (институт общих проблем образования Минобразования России);
  • «Детство» Авторский коллектив В. Логинова, Т. Бабаева, Н. Ноткина и др. (РГПУ им. А.Н. Герцена, кафедра дошкольной педагогики, Санкт-Петербург)
  • «Развитие» авторы Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Н.С. Варенцова и др.;
  • «Из детства в отрочество» авторский коллектив под руководством к.п.н. Т.Н. Дороновой
  • «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой;
  • Учебные планы и программы дошкольного образования и предшкольной подготовки, построенные на принципах культурно-исторической психологии автора А.Ф. Малышевского
  •  Дошкольная группа. Программа для групп кратковременного пребывания в детском  саду: старший дошкольный возраст / Под ред. Т.Н. Дороновой и Н.А.Коротковой.
  • Программа  обучения и развития детей 5 лет «Предшкольная пора». Под ред. Н.Ф. Виноградовой
  1. Занятия не должны строится по типу классно-урочной системы (целесообразно использовать преимущество интегрированных занятий, которые позволяют гибко реализовать в режиме дня различные виды деятельности детей, например,  «проживание» дня);
  2. Обратить внимание, что содержание образовательного процесса должно быть направлено не на обучение и пополнение запаса знаний, умений и навыков, а на формирование у детей школьно-значимых функций (любознательности, творческого воображения, коммуникативности), развивая их в специфичных для этого возраста видах деятельности. (Методическое письмо Министерства образования России от 25 марта 1994 года  № 35-М «Об организации взаимодействия образовательных учреждений и обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования»)
  3. Необходимо провести работу с родителями, воспитывающими детей дошкольного возраста на дому о роли предшкольной подготовки для успешного обучения детей в школе. При приеме детей в образовательные учреждения  рекомендуем строить взаимоотношения с родителями  воспитанников на основе примерного договора между учреждением и родителями (лицами, их заменяющими) в соответствии:
  • с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 года № 677 (раздел 4, п.30)
  • с Письмом Министерства образования Российской Федерации от 30.03.1994 года № 212/19-12 «О направлении пакета образцов документов реализующих Типовое положение о ДОУ в РФ».

Двусторонний договор, заключенный между родителями и образовательным учреждением в лице его руководителя, не должен противоречить законодательной и нормативно - правовой базе - Российской Федерации и региональной.

Организация групп предшкольной подготовки может осуществляться в следующих типах и видах образовательных учреждений:

  • дошкольных образовательных учреждениях различного вида;
  • образовательных учреждениях «Начальная школа - детский сад»;
  • общеобразовательных школах;
  • учреждениях дополнительного образования.

Согласно Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено, утвержденное Федеральным координационным советом по общему образованию Минобразования РФ 17.06.2003 г.), содержание образования для групп предшкольной подготовки должно включать следующие направления развития:

  • физическое;
  • познавательно-речевое;
  • социально-личностное;
  • художественно-эстетическое.

При формировании содержания образования рекомендуем учитывать следующие моменты:

  1. посещал ли ребенок детский сад на протяжении всего дошкольного детства или только начиная с 5 лет. Для «домашних» 5-6 летних детей программа должна быть усилена социальной направленностью (нормы поведения, способы общения, чувство комфорта среди  сверстников, свобода общения со взрослыми и детьми, самостоятельность), а также обеспечивать детям приобщение к общему темпу и ритму работы;
  2. сколько часов ребенок пребывает в учреждении. Группы предшкольного образования должны функционировать не менее 3 часов 5 раз в неделю.
  3. при организации групп предшкольной подготовки на базе школы рекомендуем создавать игровую, подвижную, творческую, учебную среду. (Письмо Минобразования РФ от 15.03.2004 №03-51-4бин «Примерные требования к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье»; Петровский В.А., Кларина Л.Л., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждениии. -  М.: Научно-методическое объединение «Творческая педагогика». Малое предприятие «Новая школа», 1993.). Требования, указанные в вышеназванных документах рекомендуем использовать  педагогам, руководителям образовательных учреждений, на базе которых создаются группы предшкольной подготовки при организации работы с детьми).


Рекомендации педагогам по работе с детьми:

  1. Вместо жесткого регламентированного обучения школьного типа применять форму организации учебного процесса «проживание дня», которая предполагает отсутствие деления на отдельные занятия. При «проживании дня» процесс обучения носит целостный характер, весь необходимый учебный материал объединяется общим сценарием. Содержание занятий по развитию речи, физической культуре, формированию элементарных математических представлений, музыке, конструированию, лепке и другим видам деятельности ребенка интегрируются, что позволяет освободить дополнительное время для индивидуальной работы с ребенком, а также для игровой и самостоятельной деятельности детей в течение дня.
  2. Двигательную активность детей обеспечивать в процессе «проживания дня» и органически вписывать  в его сценарий.
  3. Использовать в процессе «проживания дня» разные виды деятельности, связанной с повседневной жизнью детей (художественно-изобразительной, игровой, конструктивной,  самостоятельной и др.).
  4. Использовать деятельностный, проблемно-поисковый, проектный методы обучения, активизирующие мышление, воображение детей;
  5. Широко использовать игровые приемы, игрушки, создавать эмоционально-значимые ситуации для детей. Помнить, что ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игровая деятельность.
  6. Обеспечивать ребенку возможность ориентироваться на партнера – сверстника, взаимодействовать с ним и учиться у него (а не только у взрослого), чему способствует организация обучения в группах.
  7. Ведущей в образовательном процессе должна стать диалогическая форма общения взрослого с детьми, детей между собой, что обеспечивает развитие речевой активности – одного из качеств, необходимых для обучения в школе.
  8. Формировать детское сообщество, обеспечивающее каждому ребенку чувство комфортности и успешности.

Интеллектуальный блок (учебная нагрузка) направлен на реализацию содержания дошкольного образования в соответствии с временными (примерными) требованиями государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденными приказом Министерства образования Российской Федерации от 22.08.96 № 448 «Об утверждении документов по проведению аттестации и государственной аккредитации дошкольных образовательных учреждений» и является обязательным для выполнения педагогом. Содержание материала определяется педагогом с учетом степени усвоения его детьми.


Примерный учебный план для групп предшкольного образования, построенный на принципах культурно-исторической психологии.

Примерный учебный план (недельный)

для групп предшкольного образования

Образовательные

области

Образовательные компоненты

Количество

 часов в неделю

Словесность

Речевое общение

Искусство

Речевая деятельность

Окружающий мир

Изобразительная и музыкальная деятельность

10

Математика

Количественное описание  предметов действительности; сопоставление предметов (явлений) действительности по их местоположению во времени и пространстве

Математика

3

Физическая культура

Физическая культура

2

Итого:

15


Примерное расписание

деятельности детей в группах предшкольного образования

(в условиях кратковременного пребывания  детей в дошкольном и общеобразовательном учреждениях)

Деятельность детей организуется 5 раз в неделю в течение всего учебного года.

В течение дня предусмотрено не более 3 (условных) занятий в день (выделены курсивом) продолжительностью 25 - 30 минут.

Остальные виды деятельности, указанные в расписании, способствуют психологической и физической разгрузке детей.

Расписание в группах предшкольного образования является примерным, что позволяет варьировать деятельность детей в течение дня.

Понедельник

1.   Прогулка. Речевая деятельность.

  1. Художественно-изобразительная/ музыкальная деятельность
  2. Игровая деятельность
  3. Самостоятельная деятельность детей.

5.  Прогулка

Вторник

  1. Прогулка. Математика.

2.  Речевая деятельность

  1. Художественно-изобразительная/ музыкальная деятельность
  2. Игровая деятельность
  3. Самостоятельная деятельность детей.

Среда

1.   Прогулка. Речевая деятельность. Математика.

  1. Художественно-изобразительная/ музыкальная деятельность
  2. Игровая деятельность
  3. Самостоятельная деятельность детей.
  4. Физическая культура.

Четверг

  1. Прогулка. Математика.
  2. Речевая деятельность
  3. Художественно-изобразительная / музыкальная  деятельность
  4. Игровая деятельность
  5. Самостоятельная деятельность детей.

Пятница

1.   Прогулка. Игровая  и речевая деятельность.

  1. Художественно-изобразительная/ музыкальная деятельность
  2. Самостоятельная деятельность детей.
  3. Физическая культура.

5.  Прогулка.


Рекомендуемая литература:

Болотина Л.Р., Микляева Н.В. Обеспечение преемственности в работе ДОУ и школы: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2005.

Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я. Нормативно-правовое обеспечение и порядок организации групп кратковременного пребывания в ДОУ: Практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2005.

Дошкольная группа. Программа для групп кратковременного пребывания в детском саду: старший дошкольный возраст / Под ред. Т.Н. Дороновой и Н.А. Коротковой. – М.: Школьная Пресса, 2005.

Дошкольное образование России в документах и материалах 2004 года: Сборник дейтвующих нормативно-правовых документов и программно-методических материалов. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.

Дошкольное обучение: Подготовка к школе / Н. А. Федосова, А.А. Плешаков, Т.Я. Шпикалова и др. – М.: Просвещение, 2004.

Игровые модели воспитания и обучения: Предметно-игровая развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении: Пособие для воспитателей и педагогов / Сост. А.Н. Брызгалова, О.И. Дрозд, М.А. Калиновская, Е.И. Смолер, Р.А. Туфкрео, Е.А. Устиненко / Под ред. И.В. Житко. – М.: Школьная Пресса, 2005.

Малышевский А.Ф. Учебные планы и программы дошкольного образования и предшкольной подготовки, построенные на принципах культурно-исторической психологии. - Калуга: Издательский педагогический центр «Гриф», 2005.

Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого – педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

Приглашаем в детский сад! (О группах кратковременного пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении). М.: ЛИНКО-ПРЕСС, 2000.

Программа обучения и развития детей 5 лет «Предшкольная пора».- М.: Вентана-Граф, 2005.

Программы дошкольных образовательных учреждений: Методические рекомендации для работников дошкольных образовательных учреждений / Сост. О.А. Соломенникова. – 3-е изд., испр. и доп.-М.: АРКТИ, 2003.

Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режими работы дошкольных образовательных учреждений.- М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003.

Сборник справочных материалов в помощь педагогам, работающим в группах кратковременного пребывания детей. – Калуга: Институт повышения квалификации работников образования, 2002.

Смирнова О.Е. Особенности общения с дошкольниками: Учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.

Юдина Е.Г. Педагогическая диагностика в детском саду: Пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2002.    

.  

Внимание педагогов акцентируется на следующих принципах работы с детьми:

- уход от жестко регламентированного обучения школьного типа;

- обеспечение двигательной активности детей в различных формах;

- использование многообразных форм организации обучения, включающих разные специфически детские виды деятельности;

- обеспечение взаимосвязи занятий с повседневной жизнью детей, их

самостоятельной деятельностью (игровой, художественной, конструктивной и др.);

- создание развивающей предметной среды, функционально моделирующей содержание детской деятельности и инициирующей её;

- широкое использование методов, активизирующих мышление, воображение и поисковую деятельность детей. Введение в обучение элементов проблемности, задач открытого типа, имеющих разные варианты решений;

- широкое использование игровых приёмов, игрушек; создание эмоционально-значимых для детей ситуаций;

- формирование детского сообщества, обеспечивающего каждому ребенку чувство комфортности и успешности /1/.

В задачу обучения в предшкольном классе не должно входить обучение навыкам чтения и письма. У ребёнка необходимо сформировать круг индивидуальных качеств наиболее важных для начала школьного обучения так называемые учебно-важные качества -УВК. Уровень развития учебно-важных качеств, прямо или опосредованно определяет успешность усвоения на ранних этапах обучения в школе. Это вовсе не означает, что учебно-воспитательная работа с детьми должна ограничиваться только развитием учебно-важных качеств. Задача педагога и родителей заключается в том, чтобы обеспечить гармоничное развитие ребёнка. Главное при этом - достаточно чётко осознать какие занятия с ребёнком в наибольшей мере способствуют развитию для школьного обучения качеств. По мнению специалистов дошкольного образования, для успешной подготовки ребёнка к следующей ступени образования достаточно организовать проведение в неделю трёх занятий по обучению грамоте, двух занятий по математике, длительностью по 20-25 минут каждое.

Ввести в комплекс занятий, физкультминуток упражнения для развития мелкой моторики рук, как основы для подготовки руки к письму.

Остальное время должно строиться в традиционном режиме детского сада, предусмотренном специалистами в области образования и здравоохранения.

Важной проблемой предшкольного образования и воспитания – необходимость разработки единой общеобразовательной программы воспитания и обучения детей этого возраста. Это поможет избежать завышенных требований к ребёнку, не допустить перегрузки его учебным материалом, а значит сохранить здоровье ребёнка и интерес к образованию.

Переход детей 5-6 лет в школу требует прежде всего решения кадровой проблемы, т.е. подготовки специалистов на всех уровнях обучения. Это должны быть специалисты дошкольного образования знакомые с программой начальной школы и умеющие работать с детьми данного возраста.

Но самой важной проблемой, которая существует в данный момент – это отсутствие законов, позволяющих обеспечить этот процесс необходимыми средствами.

Отсюда и те сомнения в том, что регионы в ближайшее время смогут обеспечить общественным воспитанием детей 5-6 лет (кадровое обеспечение, материальная база, программное обеспечение). Реформа образования нужна, но она должна подтвердиться многолетней практикой, отечественными научными разработками и реальным финансированием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оптимизация стиля семейного воспитания с целью повышения уровня познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. Методические рекомендации.

Результаты научно-исследовательской работы показали наличие взаимосвязи между особенностями стиля семейного воспитания и уровнем развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста....

"Фомирование нравственных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста" Методические рекомендации

Данные рекомендации созданы в помощь педагогам дошкольных образовательных организаций с целью внесения  изменений в организацию воспитательно-образовательного процесса в соответствии с введением...

Конспект соревнования по правилам дорожного движения среди детей старшего дошкольного возраста, воспитанников детского сада и учащихся (первых) начальных классов, учеников школы «Знатоки ПДД»

КонспектСоревнование  по правилам дорожного движения среди детей старшего дошкольного возраста, воспитанников детского сада и учащихся  (первых) начальных классов, учеников школы «Знатоки ПД...

ИГРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Методические рекомендации

Для того чтобы способствовать развитию основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста, из педагогической литературы нами были подобраны, модифицированы и систематизированы по характер...

Программа предшкольной подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе

В программе определены цель и задачи реализации программы. указаны основные принципы отбора содержания программы. Размещены и описаны основные разделы программы предшкольной подготовки, указансписок р...

«Диагностика умений детей старшего дошкольного возраста" Методические рекомендации.

laquo;Диагностика речевых умений детей старшего дошкольного возраста»Методические рекомендации:   В связи, с переходом к обучению детей в школе с шестилетнего возраста, необходимо...

Театрализованная игра как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста (методические рекомендации)

Для лучшего развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста, целесообразно проводить с ними театрализованные игры. В данной методической разработке представлены виды игр, а также даны реко...