Мнемотехнические приемы в работе с детьми
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Текутьева Татьяна Сергеевна

Способы развития памяти у детей с нарушениями зрения. Одним из способов развития у детей  памяти, внимания, речи, логики являктся применение в работе мнемотаблиц.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotehnicheskie_priemy_v_rabote_s_detmi_-_kopiya.docx18.44 КБ

Предварительный просмотр:

              Мнемотехнические приемы в работе с детьми

Нарушение зрительных функций приводит к отклонению в формировании познавательной деятельности, поэтому всестороннее развитие  детей с нарушениями зрения включает в себя и компенсацию вторичных отклонений. При этом большое значение уделяется развитию психических процессов: памяти, внимания, образного и логического мышления В коррекционной работе с детьми используется особая техника запоминания – мнемотехника

Мнемотехника (в переводе с греческого – «искусство запоминания») – система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинации зрительных образов. Технология позволяет подобрать индивидуальный ключ запоминания и обработки информации каждому ребенку, происходит оптимизация основных психических процессов, интеллектуальная подготовка к школе. Применяемые в работе элементы мнемотехники делают процесс обучения более интересным и нетрадиционным. У детей улучшается память, потому что эта система облегчает запоминание и увеличивает объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

Метод крокирования.

Кроки – схемы предметов, животных, людей, явлений. Когда тети рисуют кроки, то легко восстанавливают мысленно все, что зарисовали. Наглядный образ слова, созданный на бумаге, отображается в памяти, вследствие  чего процесс запоминания проходит быстрее и становится более устойчивым. При решении разнообразных умственных задач используются заместители реальных предметов и явлений, т.е. знаки и символы. Предметы и события запоминаются в таком порядке,  в каком они воспринимаются. Осмысленное запоминание основано на понимании внутренних логических связей между частями материала Зажмурьте глаза и представьте, что вы превратились в кошек. Какая у кого в воображении появилась кошка                                               ,   Где у вас ушки ? Сколько у вас лапок? Поймайте себя за хвостик! Т.е. происходит оживление образа.

При восстановлении в  памяти какого-либо образа мысль успевает пройти несколько ступеней развития:

 - обозначение – (кошка);

- расцвечивание – (вспомнили какую-то конкретную кошку, ее цвет);                                 - оживление –(уже увидели чем она занимается);                                                                    - обогащение деталями (где кошка находится);                                                                              - вхождение в образ (теперь  кошка это ты, что ты чувствуешь?);                                                - управление образом (уселась кошка на окошко и стала лапой уши мыть).

Метод Цецерона                                                                                                                         («мест» или «комнаты»)

Он основан на зрительных ассоциациях. Нужно ясно представить себе предмет, который следует запомнить, и объединить его образ с образом места, которое легко вспоминается. Этот метод базируется на ассоциациях, диктуемых последовательностью предметов и мест. Прежде всего нужно выбрать постоянный маршрут. Например: от дома до детского сада. Запомнить все, что встречалось на пути в определенной последовательности.

Метод  трансформации                                                                                                           Его можно объяснить на примерах. Вспомним любой «пластилиновый»  мультфильм: как ворона превращается на глазах в корову, страуса, а избушка -  в старичка.                                                                                                                               Детям предлагается представить и почувствовать, как происходит превращение одного образа в другой: взять в руки пластилин и лепить из него слова в своем воображении, например из колбаски вылепить мостик, из мостика баранку и т. д.                                                                                                                  

Метод ассоциативных цепочек                                                                                                                                     («мультиков», «чепухи»)

Ассоциация  - связь двух представлений, когда одно, появившись, вызывает в сознании другое, - то, что поражает воображение. Чем многообразнее и многочисленнее ассоциации, тем прочнее они закрепляются в памяти. Иррациональные, странные, нелогичные ассоциации способствуют лучшему запоминанию.

В качестве пособий по мнемотехнике используются коллажи и мнемотаблицы . Например – на поле расположены разные картинки , цифры, знаки, символы в беспорядке, а кажущийся беспорядок составляет суть коллажа. Таким образом идет отработка сюжетного метода запоминания.

Задачи:                                                                                                                                                                      - соединить, т.е. связать все картинки между собой;                                                                  - закреплять различные методы запоминания;                                                                            - развивать зрительную память;                                                                                          - расширять словарный запас, образное восприятие, умение говорить, рассказывать;                                                                                                                                           - размещать различную информацию (математические операции, растительный и животный мир, природные явления, правила дорожного движения и др.).

Мнемотаблица – схема, структура, в которую можно вложить различную информацию.                                                                                                                                 Задачи:                                                                                                                                                                -решать дидактические общеобразовательные задачи;                                                          -развивать память;                                                                                                                                     - уметь анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое, систематизировать;                                                                                                                                - развивать логику, образное мышление;                                                                                        - уметь связно мыслить, перекодировать информацию;                                                                    -правильно воспроизводить графически.

«Занимательные символы», где дети знакомятся с условными рисунками – схемами, а затем только с элементами рисунка (например, хвостики мышки и кошки заменяются изображениями этих животных). С помощью ряда последовательных изображений можно передать последовательность событий как реальных, происходящих с детьми, так и нереальных, представляющих, например, содержание сказки.

Рассмотрим мнемотаблицу по лексической теме «Зима».

По содержанию коллажа проводиться беседа с детьми. Уточняются названия зимних месяцев, все ли деревья голые зимой, все ли снежинки одинаковые по форме, какой зимний наряд у хвойных деревьев и т.д. Внимание детей обращается на взаимоположение объектов, смысловую динамику действия. Затем все объекты коллажа превращаются в символы:                                                                  - кормушка;                                                                                                                                       - голые деревья;                                                                                                                           - снежинка из шести лучей;                                                                                                                         - уши зайца;                                                                                                                                                                        - три месяца зимы;                                                                                                                                  - солнце светит, но не греет;                                                                                                           - хвост лисы;                                                                                                                                  - снеговик;                                                                                                                                         -теплая одежда, головные уборы.

Далее детям демонстрируется мнемотаблица. Определяются логические связки:                                                                                                                                                         - цифра «3» и три кома снега (снеговик);                                                                       - -цифра «3» -  два  уха и один хвост: три овала;                                                                          - -по три веточки у ствола справа и слева;                                                                                              - -солнце -  круг, а шапка -  полукруг;                                                                                                         - -верхняя строка мнемотаблицы состоит из прямых линий;                                                                   -  «ключом» мнемотаблицы является цифра  «3».                                                                Под музыкальное сопровождение проводится физкультминутка «А теперь пора творить – бабу снежную лепить».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование игровых театрализованных приемов в работе с детьми раннего возраста»

В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», поэтому очень важно, чтобы осозна...

Методы и приемы словарной работы с детьми раннего возраста

Словарная работа в каждой группе проводится на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей словаря, психического развития в целом, а также текущих воспитательных задач....

«Педагогические хитрости» Применение игровых приемов в работе с детьми младшего дошкольного возраста

Каждый воспитатель в детском саду  пытается внести в процесс воспитания свою изюминку, которая помогает сделать этот процесс более интересным и полезным для своих воспитанников. В своей презентац...

Тема: «Взаимодействие учителя-логопеда и специалистов ДОУ с использованием игровых и театрализованных приемов в работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи».

В статье  «Взаимодействие  учителя-логопеда и специалистов ДОУ  с использованием игровых и театрализованных приемов в работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи» р...

Столовый этикет. Использование мнемотехнических приемов в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Проблема нравственного воспитания, одна из самых острых проблем в современном обществе. Отсутствие умения общаться, навыков поведения в обществе, за столом, получаемых в детстве, впоследствии вселяет ...

Теоретический доклад из опыта работы: «Сказкотерапия, как один из приемов коррекционной работы с детьми ОВЗ.»

Теоретический доклад из опыта работы: «Сказкотерапия, как один из приемов коррекционной работы с детьми ОВЗ.»...