Формирование и развитие логико-математических представлений у дошкольников средствами дидактических игр.
методическая разработка на тему

Тетерядченко Ирина Николаевна

               Важнейшей задачей воспитания ребенка является развитие его ума, формирование мыслительных способностей и умений, которые позволят легко осваивать новое. Огромную роль в умственном воспитании и развитии  детей, совершенствовании их интеллекта, играет математика.  Она обладает уникальным развивающим эффектом.  Изучение  математики способствует развитию речи, памяти, воображения, эмоций, формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.  Известный российский психолог А.В.Крутецкий, говорил о математических способностях как об индивидуально- психологических особенностях человека, помогающих ему при равных условиях относительно быстрее, лучше и глубже овладевать знаниями, умениями и навыками. Ребенок «математик» лучше планирует свою деятельность, прогнозирует ситуацию, обосновывает свою позицию. Логико-математическое мышление детей основывается на чувственном опыте и на развитии представлений не только о количестве, но и форме, величине, размерах, отношениях. Математическое мышление – это прежде всего, умение сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать, делать выводы.                                                                

 

 

                                 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_1.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование и развитие логико-математических представлений у дошкольников средствами дидактических игр.

Важнейшей задачей воспитания ребенка является развитие его ума, формирование мыслительных способностей и умений, которые позволят легко осваивать новое. Огромную роль в умственном воспитании и развитии  детей, совершенствовании их интеллекта, играет математика.  Она обладает уникальным развивающим эффектом.  Изучение  математики способствует развитию речи, памяти, воображения, эмоций, формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.  Известный российский психолог А.В.Крутецкий, говорил о математических способностях как об индивидуально- психологических особенностях человека, помогающих ему при равных условиях относительно быстрее, лучше и глубже овладевать знаниями, умениями и навыками. Ребенок «математик» лучше планирует свою деятельность, прогнозирует ситуацию, обосновывает свою позицию. Логико-математическое мышление детей основывается на чувственном опыте и на развитии представлений не только о количестве, но и форме, величине, размерах, отношениях. Математическое мышление – это прежде всего, умение сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать, делать выводы.

Планируя работу по математическому развитию, мы прежде всего стараемся ответить на вопрос: способствует ли предложенная детям деятельность формированию их познавательных процессов, развитию  у них логико-математических  представлений?  И так как в любую познавательную деятельность целесообразно вносить проблемно-игровую ситуацию –  то одним из средств,  обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы воспитателя на занятиях, при индивидуальной работе с детьми, а также  в самостоятельной деятельности детей, является использование дидактических игр.                                                                                                                Выдающийся педагог        В.А.Сухомлинский писал: « Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огоньки пытливости и любознательности».                                                                                        Игра является естественным способом развития детей. Приобщение к математике в игровой и занимательной форме поможет  быстрее и легче усваивать предмет, способствует  хорошему восприятию материала и активному участию ребенка  в познавательном процессе. В игре ребенок легче раскрывает свои способности, осваивает новые навыки и знания, развивает наблюдательность, находчивость, ловкость, память, фантазию, учится размышлять и анализировать, преодолевать трудности, а также приобретает неоценимый опыт общения. Дети, независимо от возраста, включаются в решение простых творческих задач: отыскать, раскрыть секрет, отгадать, составить, видоизменить, установить соответствие, сгруппировать, смоделировать. Это вызывает у них живой естественный интерес, способствует развитию самостоятельности, мышления, а главное – освоению способов познания.                                                                         Основное назначение дидактических игр – обеспечение детей знаниями  в выделении, различении, назывании множества предметов, чисел, направлений, геометрических фигур, пространственных представлений и т.д. В ходе  решения задач на смекалку дети учатся обдумывать и планировать свои действия, искать ответ, предполагать результат, при этом проявляя творчество. Каждая игра несет конкретную цель. Дидактическая игра может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений.  Игры должны соответствовать возрасту  и задачам, которые решаются на данном этапе. В младшей группе все занятие должно проводиться в форме игры.  В средней группе, на занятиях по формированию элементарных математических представлений, после ряда упражнений на закрепление названий, основных свойств, геометрических фигур может быть использована игра. В старшей и подготовительной группах в процессе обучения игра включается в занятие, являясь средством формирования новых знаний, расширения, уточнения, закрепления учебного материала.

 «Решение разного рода нестандартных задач в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию общих умственных способностей: логики мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, пространственных представлений» ( З.А. Михайлова).

 Нередко в группу приходят дети с разным уровнем развития логико-математических представлений. Поэтому материал надо подбирать  с учетом индивидуального развития каждого ребенка.

В нашем математическом уголке много игр, привлекающих внимание детей: «Сложи узор», «Уникуб», «Кубики для всех», «Сложи квадрат», «Геометрическая мозаика», «Лего», блоки Дьенеша, цветные палочки Кюизенера, «Геоконт», пазловые мозаики, счетные палочки.  Используем в работе с детьми и игры, сделанные своими руками: «Найди пару», «Сложи узор», « Назови фигуру», «Какая из  фигур лишняя?», «Собери картинку», «Веселый счет», « Танграм», «Колумбово яйцо», игры с плоским вариантом блоков Дьенеша «Логические фигуры» и «Магазин».

Игры имеют различные степени сложности, многие из них можно предложить ребенку уже с 2-3 летнего возраста. Постепенно сюжет игры усложняется, что делает их актуальными и для детей постарше.

«Логические блоки Дьенеша» разработаны венгерским психологом и математиком Дьенешем для развития логического мышления у детей.  

Используются для логических игр с пересечением, изменением свойств фигур по определенным правилам.  Применяются  работе с детьми с 2-х  лет. Позволяют познакомить с формой, цветом, размером объектов, развивать пространственные представления, логическое мышление, усвоить элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, развивать познавательный интерес, мыслительные операции, развивают умения выявлять свойства объектов, называть их, объяснять сходства и различия, обосновывать свои рассуждения, развивают фантазию, творческие способности, воображение, способности к конструированию и моделированию.

Игра «Сложи узор» получилась из психологического теста (кубики Косса). 16 одинаковых кубиков, но все шесть граней  каждого кубика окрашены различно, в четыре цвета. Это позволяет составить из них одно-двух-, трех- и четырехцветные узоры в различных вариантах. В этой игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу, способность к комбинированию. Используя разное число кубиков и их разную окраску, можно изменять сложность заданий в необыкновенно широком диапазоне. Сначала дети работают по готовым образцам, а затем придумывают узоры сами.

«Уникуб»- одна из развивающих игр по системе Никитиных. Эти универсальные кубики вводят ребенка в мир трехмерного пространства. Удивительно широкий диапазон заданий «Уникуба» приводит к тому, что игра существует много лет, увлекая ребят от 2 до 15 лет. Эта игра может стать объектом соревнования и объектом исследования ее богатейшего математического содержания, учит точности, аккуратности, предусмотрительности.

«Сложи квадрат» - еще одна игра по системе Никитиных. Складывая квадраты из различных разноцветных фрагментов, ребенок выполняет несколько видов работ, разных по содержанию и степени сложности. Все детали надо перевернуть на лицевую сторону и сообразить, как из фрагментов одного цвета сложить квадрат. В процессе игры ребенок знакомится с сенсорными эталонами цвета и формы, соотношением части и целого, учится разбивать задание на этапы, создавая алгоритм игры. Выполнение игровых заданий способствует развитию сообразительности, логического мышления, пространственного воображения, математических и творческих способностей.

«Геоконт» - знакомит детей с геометрическими понятиями. В средней группе с точкой, отрезком, лучом, прямой. В старшем возрасте – с различного типа линиями, углами, с фигурами, окружностью.

Игры на трансформацию (преобразование) – к ним относятся геометрические головоломки из счетных палочек  на построение, изменение фигур, преобразование одной в другую с сохранением количества элементов. Такие игры развивают вариативное мышление, пространственные представления, умения осуществлять целесообразные действия.

Особое место среди математических игр занимают игры на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений «Танграм», «Колумбово яйцо», игра-головоломка «Пифагор». Они  являются эффективным средством умственного, в частности логико-математического развития дошкольников. В знакомстве с этими играми можно использовать сказки. Это вызывает особый интерес у детей. Можно составить героев из фигур и самим рассказать знакомую или придумать новую сказку. Детей увлекает результат. Они активно включаются в деятельность по подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта.

Подводя итог вышесказанному, хочется еще раз подчеркнуть, что  формирование и развитие логико - математических представлений у дошкольников невозможно без использования дидактических игр. Они выступают как движущая сила , стимулятор умственной деятельности в целостном процессе становления личности ребенка. Развивают в ребенке именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться. Дают возможность сделать  ему пусть маленькое, но открытие.

 

                        Литература

  1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду.- М.:

     «Просвещение» 1991

  1. Михайлова З.А.   Игровые занимательные задачи для школьников.- М.:«Просвещение» 1990
  2.  Ерофеева Т.И. Математика для дошкольников.- М.: «Просвещение» 1997
  3. Бабаева Т.И., Михайлова З.А. Игра и дошкольник.- С-Пб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2004
  4. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. Ярославль: ТОО Гринго 1995
  5. Никитин Б.П. Интеллектуальные игры.- изд.6- испр. и доп. Обнинск, «Световид» 2009
  6. Патракова Л.А. Математика вокруг нас. Использование развивающей среды для формирования элементарных математических представлений у дошкольников. //Дошкольная педагогика- 2011-№7



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "РАЗВИТИЕ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР"

Консультация  "РАЗВИТИЕ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЙ      КОМПЕТЕНТНОСТИ  ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ  РАЗВИВАЮЩИХ  ИГР"...

Презентация « РАЗВИТИЕ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР»

laquo; РАЗВИТИЕ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР»...

Формирование и развитие элементарных математических представлений у дошкольников 4-5 лет посредством дидактических игр

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА Тема: «Формирование и развитие элементарных математических представлений у дошкольников 4-5 лет посредством дидактических игр»  Воспита...

Самообразование по теме : «Формирование и развитие элементарных математических представлений у дошкольников 4-5 лет посредством дидактических игр».

Тема: «Формирование и развитие элементарных математических представлений у дошкольников 4-5 лет посредством дидактических игр»....

Доклад: «Актуальные проблемы по развитию элементарных математических представлений у дошкольников средством развития сенсорики»

Доклад: «Актуальные проблемы по развитию элементарных математических представлений у дошкольников средством развития сенсорики»...

КОНСУЛЬТАЦИЯ РАЗВИТИЕ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР

КОНСУЛЬТАЦИЯ РАЗВИТИЕ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЙ  КОМПЕТЕНТНОСТИ  ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ  РАЗВИВАЮЩИХ  ИГР...