Статья по теме "Сказкотерапия и ее влияние на развитие личности ребенка"
статья на тему

Сказка – это многогранный материал, который интересно и полезно применять в  работе с детьми. Особенности работы со сказкой для психокоррекции и развития личности ребенка в том, что в них отсутствует дидактика и нравоучение; нет определенного места действия и главного героя; всегда побеждает Добро, существует Тайна и Волшебство; ребенок испытывает психологическую защищенность. Это позволяет ставить и решать такие задачи, как развитие творческого воображения и фантазии, стимулирование творческого самовыражения, развитие оригинальности мышления, активизация познавательного интереса и мыслительных процессов, гармонизация эмоционального состояния детей и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сказкотерапия и ее влияние на развитие личности ребенка

Рафальская Н.Н., старший воспитатель

МБДОУ «ДСКВ № 90»,

г. Братск, Иркутская область

Классики психологии неоднократно обращались к анализу сказок. Еще К.Г. Юнг заметил, что персонажи сказок выражают различные архетипы и поэтому влияют на развитие и поведение личности. Другой классик, Э. Берн, указывал на то, что конкретная сказка может стать жизненным сценарием человека.

Что же такое сказкотерапия? Первое, что приходит в голову – лечение сказками. Знание испокон веков передавалось через притчи, истории, сказки, легенды, мифы. Причем же здесь лечение? Знания умножают печали или все же лечат Душу? На этот вопрос, наверное, есть и будет много ответов. Знание сокровенное, глубинное, не только о себе, но и об окружающем мире, безусловно, лечит. И именно сегодня к нему интуитивно тянутся люди. Перечитывают и интерпретируют Библию, ищут скрытый смысл в сказках, легендах и мифах. Может быть, еще и для того, чтобы заново открыть то, что в глубине души давно известно?

Поэтому, когда мы говорим о том, что сказкотерапия – это лечение сказками, мы имеем в виду совместное с детьми открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими.

Сказкотерапия – это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем.

Процесс расшифровки знаний… Действительно, когда начинаешь рассматривать сказку с различных точек, на разных уровнях, оказывается, что сказочные истории содержат информацию о динамике жизненных процессов. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Слушая сказки в детстве, человек накапливает в бессознательном некий символический «банк жизненных ситуаций». Этот «банк» может быть активизирован в случае необходимости, а не будет ситуации – так и останется в пассиве.

Сказка может дать символическое предупреждение о том, как будет разворачиваться ситуация. Но всегда ли у нас есть уши, чтобы его услышать? Сказкотерапия для детей связана, прежде всего, с осознанием смысла сказочных событий и их взаимосвязи с ситуациями реальной жизни. Если ребенок с раннего возраста начнет осознавать «сказочные уроки», отвечать на вопрос: «Чему же нас с тобой учит сказка?», соотносить ответы со своим поведением, то он станет активным пользователем своего «банка жизненных ситуаций». И хочется верить, будет более мудрым и созидательным. Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность. В сказках всегда зашифровано много важной для нас информации.

Очень важно – создать ситуацию, в которой ребенок может задуматься над смыслом и неоднозначностью ситуации. В этот момент ребенок познает философию жизни: нет однозначных событий, даже внешне неприятная ситуация может через некоторое время обернуться благом. Некоторые взрослые, читая сейчас эти строки, могут сказать, а не рано ли ребенку задумываться над такими вещами, понимает ли он это? Может быть, и не понимает, поэтому важно объяснить детям, в каких конкретных жизненных ситуациях они могут использовать  сказочный урок.

Людям сложно познать волшебный мир природных духов. В силу недостаточности наших чувств, неспособных проникнуть за пределы грубых элементов. За этими размышлениями стоит идея одухотворенности окружающего мира. Многие люди отмечают, что именно на природе их охватывает чувство волшебного, и они ощущают себя счастливыми. Не об общении ли с природными духами идет здесь речь?.. Так, или иначе, идея Живой Природы дает нам богатый инструментарий для развития личности. Если мы расскажем ребенку об удивительных маленьких невидимых существах, живущих в каждом деревце, кусте, цветке, травинке, разве будет желание бездумно ломать ветки и рвать цветы? С другой стороны, мир растений (относящийся к духам земли) создан для любящего человека. Растения с удовольствием отдают ему свои плоды, а невидимые духи могут перейти в другое растение. Если ребенок будет знать, что в каждом ручейке, озере, реке живет своя ундина, захочется ему загрязнять воду? Ведь в грязной воде не могут жить духи, и она станет мертвой. Если ребенок будет знать, что даже в маленьком огоньке живет саламандра, захочется ему играть со спичками, бездумно разбрасывая испуганных саламандр по дому? Если ребенок будет знать, что в воздухе живут маленькие сильфы и сильфиды, приносящие хорошие сны и улыбки, неужели он станет в будущем загрязнять воздух удушливыми газами?

В этом аспекте сказкотерапия – процесс экологического образования и воспитания ребенка.

Но волшебство связано не только с обитателями волшебного мира. Оно связано с творчеством, созиданием, верой в добрые силы и новыми возможностями. Надо помнить, что волшебство часто невидимо глазом, но ощутимо сердцем.

Волшебство – это еще и превращение. В сказке реальное, а в жизни не всем заметное. Волшебство происходит внутри нас, постепенно улучшая окружающий мир. В этом смысле сказкотерапия – процесс улучшения внутренней природы и мира вокруг.

Сказкотерапия – это еще и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное, может материализоваться мечта, а главное, в ней появляется чувство защищенности и аромат Тайны…

Сегодня сказкотерапия синтезирует многие достижения психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур. Все «это упаковано» в сказочную форму, в форму метафоры.

Сказкотерапия – это созерцание и раскрытие внутреннего и внешнего мира, осмысление прожитого, моделирование будущего, процесс подбора каждому ребенку своей особенной сказки.

Сказка – это многогранный материал, который использую в своей работе. Особенности работы со сказкой для психокоррекции и развития личности ребенка в том, что в них отсутствует дидактика и нравоучение; нет определенного места действия и главного героя; всегда побеждает Добро, существует Тайна и Волшебство; ребенок испытывает психологическую защищенность.

Это позволяет ставить и решать следующие задачи:

  • Развитие творческого воображения и фантазии
  • Стимулирование творческого самовыражения
  • Развитие креативности
  • Развитие оригинальности мышления
  • Активизация познавательного интереса и мыслительных процессов
  • Развитие коммуникативных навыков
  • Гармонизация эмоционального состояния
  • Стабилизация психических процессов, снятие напряжения.

Анализ изученной литературы позволил наметить схему размышления

над сказками, которая включает: основные темы, линии героев сказки, мотивы их поступков, способы преодоления трудностей; отношение к окружающему миру и самому себе; актуализированные чувства; образы и символы в сказках.

        Основываясь на актуальности проблемы и ее востребованности в практике детского сада определены методические приемы по сказкотерапии:

  • Для сказочного настроения использую тексты сказок, игры, предметы,

создающие соответствующую обстановку; предлагаю изменить обстановку в помещении, подготовить место событий; использую приемы призывания сказки, например, тихим пропеванием; предлагаю отгадывание сюжета или персонажа.

  • В ходе знакомства со сказкой продумываю участие каждого ребенка.

Наделяя обычные предметы сказочными и волшебными свойствами, активизируя воображение, мы совершаем обычные действия необычным способом. Мы начинаем творить, становимся настоящими Волшебниками или сказочными добрыми существами. В ходе мероприятий мы «встречаем» сказочные вещи: волшебную палочку, исполняющую желания детей, обруч, дающий «волшебную силу», «волшебное кольцо», которое переносит нас в любую сказку. А еще есть «волшебный цветок» (свечка), который дает нам волшебную силу для путешествия в сказочную страну или заколдованный лес. Сказки подбираю и сочиняю по проблемам, с которыми «сталкиваются» дети. Дети очень любят играть в неизвестные сказки, особенно, если предлагается в связи с волнующей проблемой как их личная сказка. Сюжеты предлагаемых сказок обязательно содержат возможности для изменения героев, а также ситуации выбора, требующие от них ответственного решения.

  • Анализ сказки проводим или от лица ее героев,  или начинаем с

рисунка к сказке.

Практические приемы по сказкотерапии включают: рассказывание

сказок, придумывание сказки (от первого лица и от имени различных персонажей), придумывание нового конца сказки, придумывание сказки по заданной «первой фразе», теневой театр, пальчиковый театр, медитации на сказку.

        Роль игры в сказкотерапии трудно переоценить. Игра предоставляет свободу, создает единство группы, помогает представить проблему в символической форме и тем самым настраивает на сказку. Игры включаю как в начале мероприятия, так и в ходе, чтобы подчеркнуть какую-либо значимую проблему.

        В группах наблюдаются проблемы конструктивного проявления чувств и взаимодействия друг с другом. Дети проявляют агрессию, быстро обижаются, тревожны. Поэтому очень важно снизить уровень психоэмоционального напряжения, важно проработать с детьми темы эмоций и чувств. И мы с детьми отправляемся в гости к «Колобкам». Идея состоит в представлении дошкольникам нашего внутреннего мира в образе сказочной страны Колобков, где каждый из них изображает свою эмоцию.

        В процессе занятий по сказкотерапии веду наблюдения за детьми, которые систематизирую в карты. Сравнительный анализ позволяет увидеть эффективность работы и ее влияние на личность ребенка.

Таким образом, обладая удивительным зарядом энергии, сказки развивают чувственное восприятие и воображение, учат творчески мыслить, активно общаться, бороться со страхами, верить в добро, приоткрывают дверь в непознанное. «Без сказки – живой, яркой, овладевшей сознанием и чувствами ребенка, - невозможно представить детского мышления и детской речи как определенной ступени развития человеческого мышления и речи» (Сухомлинский В.А.). А самое главное – сказка, живущая внутри каждого человека, способна развивать сокровища его души.

Список литературы:

  1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2005. - 310 с.
  2. Капская А.Ю., Мирончик Т.Л. Планета чудес. Развивающая сказкотерапия для детей. – СПб.: Речь, 2006. - 96 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка.

Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка.Авторитет – одно из важнейших условий семейного воспитания. Семья оказывает влияние на формирующуюся личность ребенка не только непосредс...

Значение авторитета родителей в воспитании и его влияние на развитие личности ребенка.

Авторитет - одно из важнейших условий семейного воспитания....

Консультация для родителей «Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка»

Главным институтом воспитания является семья. Семья - это малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, а также общностью быта....

Авторитет родителей и их влияние на развитие личности ребенка

Авторитет – одно из важных условий  семейного воспитания. Семья оказывает влияние на формирующуюся личность ребенка не только непосредственным целенаправленным воздействием взрослых ее членов, но...

Презентация на тему: "Психологический климат семьи и его влияние на развитие личности ребенка".

Психологический климат семьи и его влияние на развитие личности ребенка....

Стиль семейного воспитания и его влияние на развитие личности ребенка.

Внутренняя педагогическая позиция родителей, их взгляды на воспитание детей в семье всегда находят отражение в манере родительского поведения, характере общения и особенностях взаимоотношений с детьми...