Авторитет родителей и их влияние на развитие личности ребенка
консультация (младшая группа) на тему

Авторитет – одно из важных условий  семейного воспитания. Семья оказывает влияние на формирующуюся личность ребенка не только непосредственным целенаправленным воздействием взрослых ее членов, но и всем образом жизни. Отношения в семейном коллективе требуют взаимопонимания, ответственности, умения организовывать отношения на принципах равенства, товарищества, уважения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Авторитет родителей и его влияние на развитие                                           личности ребенка.

«Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители».

                                                                              А.С. Макаренко.

Авторитет – одно из важных условий  семейного воспитания. Семья оказывает влияние на формирующуюся личность ребенка не только непосредственным целенаправленным воздействием взрослых ее членов, но и всем образом жизни. Отношения в семейном коллективе требуют взаимопонимания, ответственности, умения организовывать отношения на принципах равенства, товарищества, уважения.

«Что такое авторитет родителей?» - этот вопрос волнует многих молодых родителей. Авторитет родителей заключается в их умении растить и воспитывать детей, не принижая их человеческого достоинства и не превознося его. Авторитет – это  постоянная работа над собой по самосовершенствованию и самовоспитанию.

В семье, как ни в каком другом коллективе, воспитываются чувства, любви, сопереживания, радости, поэтому семью и называют школой воспитания чувств. Добрые чувства побуждают ребенка к действию, развивают в нем активность, отзывчивость, жизнерадостность. Положительные эмоции – большая нравственная сила, о которой в семье заботятся с первых дней появления ребенка на свет.

Постоянное эмоциональное общение между членами семьи является одним из важных условий семейного воспитания. Чувства любви между родителями,  между родителями и детьми создают обстановку  непринужденности, образуют доверительные, спокойные отношения, способствующие формированию авторитета взрослых. Если отношения между родителями не сложились, в семье возникают ссоры, взаимные упреки на глазах детей, то авторитета родителей в такой семье не бывает.

Однако любовь и уважение в семье – не единственное условие семейного воспитания, способствующее образованию авторитета родителей. Чтобы образовался дружный семейный коллектив, сложились эмоционально – нравственные отношения между всеми его членами, многое зависит от личных качеств отца и матери. Если у отца или у матери нет авторитета, то такой сильный воспитательный эффект, как любовь к детям, теряет силу.  Непризнание влияния  родителей или одного из них выражается обычно в невыполнении ребенком требований взрослых, в непослушании. Начинается открытая или скрытая  борьба с ребенком, в которой родители, как правило, сдают позиции. Такую ситуацию можно назвать «ребенок сел на голову». В других семьях складывается противоположный стиль воспитания, когда родители начинают применять физическую силу. Отрицательная сила воздействия такого приема общеизвестна.

Как быть? Заслужить авторитет у детей очень трудно: искусственность поведения отца или матери ребенок тонко чувствует. Невозможно пробудить у ребенка уважение к себе, навязывая ему свои позиции: «я – мать», «я – отец». Такие призывы не получают отклика в душе ребенка. Если родители необъективны в своих оценках, говорят ребенку о справедливости, о честности, о красоте, а в разговорах между взрослыми или в оценках происходящего он слышит другое, то наставления их будут напрасны. Воспитательной силой обладает лишь слово, подкрепленное делом, положительным примером. Родителям кажется, что ребенок еще мал, чтобы понимать то, о чем говорят взрослые. Однако дети даже младшего возраста, занимаясь своим делом, реагируют  на наши разговоры. Если они не всегда понимают содержание сказанного, то всегда улавливают, отношение к тому или иному событию, явлению, человеку. Если у ребенка родители небезучастны к беде ближних, не осуждают друзей, а стремятся им помочь, то дети уважают родителей. Однако нельзя рассчитывать на то, что видя только положительные примеры старших, ребенок обязательно будет поступать так же. Пассивное восприятие взрослых не создает у ребенка стремления к подражанию: необходимы условия для постоянных упражнений в добрых поступках, для проявления накапливаемых представлений.

Положительно влияет на авторитет родителей их совместный с ребенком труд, обслуживание и организации семейного быта, в котором каждый имеет свои обязанности.  В процессе труда выявляются отношение друг к другу, к труду ближнего. Благоприятно воздействуют на детей праздничные хлопоты по уборке квартиры, приготовлению праздничного обеда, встрече гостей. Дети в меру своих сил включаются  в эти приготовления.

Умение с пользой для всей семьи проводить  свободное время – большое искусство. Оно также дает положительные результаты, укрепляя авторитет родителей в совместных прогулках, походах в лес, в общих играх и развлечениях. Увлечение родителей спортом, танцами, музыкой, если они проходят на глазах ребенка, приобщение к этому детей обогащают и облагораживают семейные отношения, сближают родителей и детей.  Психологи доказали, что общение взрослых с ребенком достигает своей цели в том случае, если старшие члены семьи, мамы и папы понимают его мотивы, интересы и потребности. Ребенок в таких условиях предрасположен к воспитательному воздействию взрослых. Он чувствует себя равноправным членом семейного коллектива, где его не только понимают, но и приобщают к семейным делам, делят с ним радости и заботы. Искренность отношений в общем домашнем труде, играх с ребенком, выраженная вслух похвала или предположение о том, что совершенный поступок случаен и больше не повторится, помогают ребенку приобрести уверенность. В дошкольном возрасте ребенок мыслит образами, звуками, чувствами. Основной формой деятельности для него является игра, в которой наиболее характерно проявляются эмоциональная сфера ребенка, его возрастные особенности, а основным средством воспитания в игре – слово взрослого.

Нередко встречаются родители, которые любят назидания, утомительные беседы. Излишнее морализирование приводит к тому, что слово, как средство воспитания, теряет силу. Шутка, отвлечение ребенка от нежелательного действия заменяют нотации, окрики, бесконечные запреты. Вредны в воспитании как подчеркнутая холодность в отношении с ребенком, так и чрезмерные излияния любви. В первом случае ребенок чувствует свою неполноценность, во втором – чувствует себя кумиром, которому все поклоняются. Необходимо любить ребенка сердцем, стремиться искать «золотую середину» в подходе к нему. Важно в таких условиях, чтобы все старшие  были единодушны в своих требованиях. Если, предположим, мама сказала, то бабушка должна поддержать, а папа напомнить и т.п. Совершают ошибку и те родители, которые воспитывают по принципу «будешь слушаться – куплю». В таких семьях идет купля – продажа отношений: «Ты – мне, я – тебе». Успех такого воспитания сомнителен. Пройдет время, и родители поймут, что совершили ошибку. Но сделать ее легче, чем исправить.  Родителям, надо по - чаще смотреть на себя глазами ребенка, анализировать свои действия и поступки. Воспитание – это творческий процесс, поэтому необходимо постоянно думать, искать пути воздействия на ребенка. Нередко родители разговаривают с сыном или дочерью раздражительным тоном, а подчас допускают и оскорбления. Этим они воспитывают в нем грубость и подавляют его волю. Дошкольник еще не способен анализировать поведение отца или матери и принимать решение, каким чертам характера, внешним формам поведения родителей ему стоит подражать,  а какие – не замечать. Он перенимает поведение, манеру говорить, жесты в готовом виде. Ребенок подражает и хорошему,  и плохому.  

Если родители понимают интересы, запросы ребенка, то авторитет их повышается. Этому служат  ответы родителей  на  многочисленные детские « почему?» . Часто  мамы и папы задумываются в их содержание? Иногда они отвечают на детские вопросы необдуманно. Правильно поступают те родители, которые терпеливо объясняют вопрос, удовлетворяя детскую любознательность. Это лишь укрепляет авторитет отца или матери.

Итак, авторитет родителей зависит от них самих. Он заключается в содержании их жизни, их поведении, отношении к окружающим,  к воспитанию своих детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка.

Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка.Авторитет – одно из важнейших условий семейного воспитания. Семья оказывает влияние на формирующуюся личность ребенка не только непосредс...

консультация для родителей " Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка"

Авторитет родителей- одно из важных условий семейного воспитания.Авторитет родителей заключается в умении растить и воспитывать детей, не принижая их человеческого достоинства и не превознося его. Авт...

Консультация для родителей: «Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка»

что такое авторитет и как он оказывает влияние на развитие личности ребенка....

Консультация для родителей «Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка»

laquo;Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка»...

Консультация для родителей: «Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка»

Консультация для родителей: «Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка»...

Консультация для родителей: "Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка"

Формирование личности определяется всем образом жизни семьи....

консультация для родителей "Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка"

Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка...