метод проектов
учебно-методический материал ( группа) по теме

Федорова Наталия Алексеевна

метод проектов в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_proektov_v_dou.docx27 КБ
Файл obraz._deyat._v_rezh._dnya.docx22.67 КБ

Предварительный просмотр:

                       

Организация проектной деятельности

в дошкольном образовательном учреждении  

                                                                 Подготовила воспитатель:

                                                                 Федорова Наталия Алексеевна

     В настоящее время в ДОУ активно внедряются инновационные технологии. Одной из таких технологий является проектная деятельность (метод проектов).

        Проект (от лат. рrojectus – брошенный вперёд, выступающий, выдающийся вперёд) – это уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени и направленная на достижение заранее определённого результата или цели. Результатом проектной деятельности является создание уникального продукта, к качеству которого предъявляются определённые требования.

       Уникальность деятельности при работе по педагогической технологии заключается в свободном выборе формы работы с детьми (в том числе и нетрадиционных), в использовании разнообразных методических и педагогических приёмов, направленных не столько на развитие определённых навыков работы с различными материалами, сколько на объединение общих усилий для достижения единой цели.

        Проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект. Поэтому обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей воспитателей.

         В настоящее время проекты классифицируются по разным признакам: по составу участников; по целевой установке; по тематике; по срокам реализации.

         Наиболее существенным является доминирующий вид деятельности.

В практике дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:  

       - исследовательские - осуществляется исследовательский поиск, результаты которого оформляются в виде какого-либо творческого продукта (газеты, драматизации, картотеки опытов, детского дизайна и пр.).

       - ролево-игровые - проект с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по своему решают поставленные проблемы;

        - информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию о каком-то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют её, ориентируясь на социальные интересы: оформление дизайна группы, витражи и т.п.;

       - творческие: как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников [1].

         Результаты оформляются в виде детского праздника, выставки, дизайна и рубрик газеты, альбома, альманаха и пр., например «Театральная неделя».

Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты.

        Кроме того, используются и такие виды проектов, как:

       - комплексные, например «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина неделя»;

       - межгрупповые, например «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года»;

       - творческие, например «Мои друзья», «У нас в нескучном саду», «Любим сказки», «Мир природы», «Рябины России»;

        - групповые, например «Сказки о любви», «Познай себя», «Подводный мир», «Весёлая астрономия»;

      - индивидуальные, например «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука», «Сказочная птица»;

      - исследовательские, например «Мир воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».

Другими признаками классификации являются:

     - состав участников (групповой, подгрупповой, личный, семейный, парный и пр.);

- продолжительность: краткосрочный - несколько занятий, 1-2 недели; средней продолжительности - 1-3 месяца; долгосрочный - до 1 года (например, «Творчество Пушкина» - на учебный год).

          Основной целью проектной деятельности в детском саду является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

        Задачи развития:

- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

- развитие познавательных способностей;

- развитие творческого воображения;

- развитие творческого мышления;

- развитие коммуникативных навыков.

        Задачи проектной  деятельности специфичны для каждого возраста.

       В младшем дошкольном возрасте – это:

       - вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

        - активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

        - формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

       В старшем дошкольном возрасте – это:

        - формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

       - развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

       - формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

       - стимулирование желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

        В процессе внедрения проектного метода в ДОУ воспитатель выступает как организатор детской продуктивной деятельности, он источник информации, консультант, эксперт. Воспитатель  - основной руководитель проекта и последующей исследовательской, игровой, художественной, практико-ориентированной деятельности, координатор индивидуальных и групповых усилий детей в решении проблемы.

       Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:

        - занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т.д.;

        - комплексные блочно-тематические занятия;

        - интеграция: частичная или полная;

       - метод проектов, как форма организации образовательного пространства; как метод развития творческого познавательного мышления [2].

        Работа в данном направлении реализуется через обучение педагогов, просветительскую работу с родителями, создания предметно- развивающей  среды в соответствии с требованиями метода проектов. Внедрение в практику указанной технологии, предъявляет к педагогу определенные требования, как к творческой личности, и специального обучения для повышения педагогического профессионализма, т.к. научить ребенка проектировать может воспитатель, владеющий методом проектов как технологией и как деятельностью по сомоорганизации профессионального пространства.

          План работы воспитателя по подготовке проекта может быть такой:

      1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.

      2. Разработка плана достижения цели (обсуждается план с родителями).

      3.Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.

     4. Составление плана-схемы проекта.

     5. Сбор, накопление материала.

     6. Включение в план проекта занятий, игр и др. видов детской деятельности.

       7. Домашние задания для самостоятельного выполнения.

      8. Презентация проекта, открытое занятие [3].

               Основные этапы метода проектов включают:

1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

2. Разработка проекта - план деятельности по достижению цели:

- к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);

- в каких источниках можно найти информацию;

- какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);

- с какими предметами научиться работать для достижения цели.

3. Выполнение проекта - практическая часть.

4. Подведение итогов - определение задач для новых проектов [4].

Этапы работы над проектом:

 Деятельность педагога

 Деятельность детей

   Первый  этап:

  Формулирует проблему (цель). Определяется продукт проекта.

 Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.

 Формулирует задачу.

 Вхождение в проблему.

 Вживание в игровую ситуацию.

 Принятие задачи.

 Дополнение задач проекта.

  2 этап

 Помогает в решении задачи.

 Помогает спланировать деятельность, организует деятельность.

 Объединение детей в рабочие группы.

3 этап

  Практическая помощь (по необходимости).  Направляет и контролирует осуществление проекта.

  Формирование специфических знаний, умений навыков.

  4 этап

  Подготовка к презентации.

Презентация.

 Продукт деятельности готовят к презентации.

 Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

      Таким образом, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования. Рассмотренные выше методологические основы проектной деятельности дают представления о высокой степени адаптивности инновационных технологий к специфике ДОУ.

       Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

        Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, в конечном итоге, она должна способствовать развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствовать личностному развитию воспитанников, обеспечить качественные результаты педагогической деятельности.

         Перспективность метода проектов в системе ДОУ заключается в том, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.

Список литературы

1.  Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ / Е.С.Евдокимова. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 64 с.    

2. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие // Л.С. Кисилева, Т.А. Данилина, Т.С.Лагода и др. - М.: АРКТИ, 2003 - С.16.

3.  Прокофьева Л.Б. Взгляд на качество образования с позиций методологического подхода.  Сборник научных трудов / Л.Б.Прокофьева, Г.А.Воронина; под ред. И.М.Осмоловской. - М.: ИТиИП РАО, 2004. - С.503.    

4.  Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду / Л.Л.Тимофеева. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. - 80 с.  



Предварительный просмотр:

Педсовет № 1.  2015 – 2016 уч.г.

Планирование образовательной деятельности в режиме дня

в соответствии с ФГОС ДО

Воспитательно-образовательный процесс в ДОУ осуществляется в соответствии с ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММОЙ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Ибресинский детский сад "Солнышко"  Ибресинского района Чувашской Республики, с учетом основных базовых нормативных документов: Федерального государственного образовательного стандарта, вступившего в силу с 01 января 2014 года, представляющего собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию; Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г.; СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".  

Воспитательно-образовательный процесс рассматривается нами сегодня как системный, целостный, развивающийся во времени и в рамках определенной системы, целенаправленный процесс взаимодействия взрослых и детей, носящий личностно-ориентированный характер, направленный на достижение социально-значимых результатов, призванный привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников. Образовательный процесс обеспечивает каждой отдельной личности возможность удовлетворять свои потребности в развитии, развивать свои потенциальные способности, сохранить свою индивидуальность, возможность самореализоваться. В образовательном процессе необходимо:

  • сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости;
  • соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности;
  • обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей (данное триединство было всегда в дошкольной педагогике и не является новым).

Утренний приём (утро) - основная задача педагогической работы в утренний отрезок времени состоит в том, чтобы включить детей в общий режим жизни детского сада.

Утренний приём благоприятное время для:

  • общения воспитателя с каждым ребёнком.
  • успешного ведение индивидуальной работа с детьми по различным видам деятельности (игры разной направленности и содержания, беседы, труд, индивидуальная работа и пр.)
  •  исправления и воспитания у детей правильного звукопроизношения;
  • развития устной речи и выработке правильной интонации;
  • обучения рассказыванию;
  • физического развития (стимулирование двигательной активности).

 При планировании индивидуальной работы с детьми воспитатель указывает конкретно имена тех детей, с кем будет заниматься.

По содержанию утренний отрезок времени включает:

  • утреннюю гимнастику;
  • игровую деятельность;
  •  познавательную деятельность;
  •  трудовую деятельность.  

Организованная образовательная деятельность (ООД) - реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно (согласно сетке занятий), в зависимости от контингента детей, уровня освоения общеобразовательной программы дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач.

Прогулка (дневная/вечерняя) - в режиме дня каждой возрастной группы предусматривается проведение двух прогулок: утренней и вечерней (не считая утреннего приёма детей на воздухе).

 Основная задача воспитателя состоит в обеспечении активной, содержательной, разнообразной и интересной деятельности:

  • наблюдения;
  • сюжетно-ролевые игры;
  • подвижные игры;
  • труд;
  • индивидуальная работа с детьми.

На прогулке воспитатель планирует не только условия для возникновения и развития сюжетно-ролевых игр детей, но и сам играет с детьми. В календарном плане воспитатель указывает тематику игры, атрибуты, игрушки. В подвижной игре может принимать участие вся группа. Она планируются с учётом сезона, состояния погоды, воспитателем в плане определяется цель игры. На прогулке планируются наблюдения в природе. Планирование наблюдений в природе осуществляется на месяц и выносится перед календарным планом. Планируя объём и содержание трудовой деятельности, воспитатель предусматривает обучение детей некоторым практическим навыкам работы в природе. При планировании содержания воспитательной работы на прогулке воспитатель предусматривает равномерное чередование спокойной и двигательной деятельности детей, правильное распределение физической нагрузки в течение всей прогулки, придерживаясь следующей примерной структуры: спокойная, самостоятельная деятельность детей (игры, наблюдения), затем подвижные игры с элементами спорта, трудовая деятельность детей. Последовательность и продолжительность разных видов деятельности должна изменяться с учётом конкретных условий: времени года, погоды, возраста детей и характера их предшествующей деятельности. Так, если перед прогулкой проводились занятия, требующие от детей умственного напряжения, то начать её целесообразно с организации подвижных игр или спортивных развлечений, труда. И наоборот, если прогулке предшествовали физкультурные и музыкальные занятия, то начать её лучше со спокойной самостоятельной деятельности детей. Содержание вечерних прогулок должно планироваться с учётом всей предшествующей деятельности детей. Планируются наблюдения, труд, физические упражнения, подвижные игры. Однако необходимо иметь в виду, что вечером не следует проводить игры большой подвижности, возбуждающие нервную систему детей.  

 

Вечер (вторая половина дня) - основное место в этом отрезке времени занимает разнообразная игровая деятельность детей. По мере овладения детьми элементарными игровыми действиями воспитатель планирует условия и приёмы, способствующие переводу детей от игр, организованных воспитателем, к играм по собственному замыслу, от игр рядом к играм вместе. В младших группах воспитатель планирует своё личное участие в играх детей. В старшем дошкольном возрасте изменяются методы и приёмы руководства игрой. Воспитатель планирует сюжетно-ролевые игры, игры со строительным материалом, игры-драматизации, а так же различные игры с правилами: подвижные, дидактические (новые настольно-печатные с объяснением правил игры). После дневного сна хорошо планировать и трудовую деятельность детей:

  • уборку групповой комнаты;
  • ремонт книг, пособий, настольно-печатных игр и т.д.
  • Воспитатель так же планирует различные зрелищные мероприятия и развлечения: кукольный, настольный и теневой театры;
  •  концерты;
  •  спортивные, музыкальные и литературные досуги;
  •  слушание аудиокассет и многое другое.

Для расширения кругозора детей воспитатель планирует:

  • художественное чтение с продолжением, рассказывание сказок;
  •  просмотр репродукций картин классиков и современных художников.

Так же в данный период времени воспитатель планирует индивидуальную  работу по всем видам деятельности.
     В ходе режимных моментов важно включать национально-региональный компонент. Это могут быть:

  • игры чувашского, татарского, русского, мордовского народов;
  • народные танцы и пляски;
  •  народные легенды и сказки;
  •  различные дидактические игры.

Вся деятельность детей в режимные моменты связана с игрой.

Утром планирую утреннюю гимнастику, наблюдения по теме недели, дидактические игры.  Планирую индивидуальную работу по развитию речи,  по логическому мышлению, так же планирую ситуативный разговор по формированию культурно-гигиенических навыков, дежурство по столовой и в уголке природы, сюжетно-ролевые  игры, рассматривание книг, иллюстраций.

Во время прогулки планирую наблюдения, подвижные  игры, сюжетно-ролевые  игры, трудовую деятельность детей и взрослого, самостоятельную игровую деятельность, ситуативный разговор по теме недели.

Перед сном планирую чтение любимых сказок.

 В вечернее время намечаю оздоровительную гимнастику после сна, чтение художественной литературы, индивидуальную работу по развитию речи или математике, беседу по теме недели, сюжетно-ролевые игры, различные настольные игры, так же провожу работу в книжном уголке (рассматривание иллюстраций к сказкам, ремонт книг). В вечернее время прогулки планирую наблюдения, подвижные игры, малоподвижные игры, сюжетно-ролевые игры и игры по интересам детей.

Так же в утренний и в вечерний отрезок времени провожу индивидуальные  беседы с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический проект "Работа ДОУ по методу проектов"

  В 2011-2012 учебном году методическая служба ДОУ определила задачу развития педагогической деятельности, как  основанные на инновациях. Работа ДОУ в режиме развития позв...

статья на семинар - «Метод проектов – один из самых эффективных методов работы ДОУ с родителями».

Основная цель проектного метода:– развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей– формирование социаль...

Метод проектов как метод развития творческого познавательного мышления

Задачи обучения: пробуждать интерес к предлагаемой деятельности; приобщать детей к процессу познания; формировать различные представления; привлекать детей к воспроизведению образов, используя ра...

"Основные методы и задачи метода проектов"

Проектный метод – это такая система обучения, которая предусматривает получение детьми знаний и умений в процессе выполнения системы постоянно усложняющихся практических заданий в совокупности с...

Метод проектов как метод взаимодействия с семьей

Проект – это специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, где они могут быть самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор и ...

«Основные методы и задачи метода проектов»

Проектный метод – это такая система обучения, которая предусматривает получение детьми знаний и умений в процессе выполнения системы постоянно усложняющихся практических заданий в совокупности с...

Презентация "Метод проектов – инновационный и перспективный метод в работе с дошкольниками"

Стандарт педагога предполагает  овладение ПЕДАГОГОМ формами и методами обучения дошкольников, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты,...