МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА ДОШКОЛЬНИКОВ 6-7 ЛЕТ К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ И ЧТЕНИЮ КНИГ»
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Оськина Ольга Владимировна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ  ГОРОДА МУРМАНСКА ДЕТСКИЙ САД ПРИСМОТРА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ № 57

«МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА ДОШКОЛЬНИКОВ 6-7 ЛЕТ К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ И ЧТЕНИЮ КНИГ»

Подготовила воспитатель: Колбасова Ольга Владимировна

2-й слайд

            Читать – это ещё ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело.

К. Ушинский

 

            Любовь к искусству и литературе связана с любовью человека к слову вообще. Именно поэтому настоящая литература должна войти в жизнь ребенка в период, когда у него формируется и развивается речь.  

            Приобщение к книге - одна из основных задач художественно-эстетического воспитания дошкольника. В результате приобщения к книге облагораживается сердце ребенка, совершенствуется его ум. Частое чтение литературных текстов, умелое его сочетание с жизненными наблюдениями и различными видами детской деятельности способствуют постижению ребенком окружающего мира, учат его понимать и любить прекрасное, закладывают основы нравственности.

            В силу возрастных особенностей дошкольника, его считают не читателем, а слушателем. Даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых, он выбирает, что будет слушать; он воспринимает то, что слышит, оценивает его, а значит, является читателем. Если не заниматься воспитанием дошкольника как читателя, чтение может принести ему вред, закрепить в его сознании неадекватные стереотипы.

 

3-й слайд

Цель: формирования интереса дошкольников к художественной литературе и чтению книг.

Задачи: 

Образовательные:

1. Прививать интерес к положительным героям произведений.

2. Учить самостоятельно и последовательно передавать содержание текста, использовать в пересказе выразительные средства, характерные для литературного произведения.

3. Поощрять желание слушать произведение, рассматривать иллюстрации к нему, расспрашивать взрослого о прочитанном,  проявлять желание «прочитать» произведение еще раз.

4. Побуждать к заучиванию наизусть коротких стихотворных текстов.

Воспитательные:

1. Воспитывать умение слушать  сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.

2. Воспитывать чувство отзывчивости на содержание прочитанного (радоваться хорошей концовке, «победе» положительного героя).

3. Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов.

Развивающие:

1. Развивать желание узнавать из книг об окружающем мире, о существовании в нем добра и зла, о том, как вести себя.

2. Развивать познавательные процессы: речь, память, мышление.

3. Развивать умение с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать  народные сказки

 

 

 

4-й слайд

Приемы:

Словесные:

  • Беседы;
  • Игры-беседы;
  • Рассказ;
  • Чтение художественной литературы;
  • Использование игровых ситуаций;
  • Игры — беседы с персонажами сказок;
  • Сочинение историй.

Наглядные:

  • Групповые выставки;
  • Рассматривание иллюстраций.

Практические:

  • Кукольные спектакли;
  • Игры – драматизации;
  • Игры – инсценировки;
  • Игры – забавы;
  • Подвижные игры;
  • Пальчиковые игры;
  • Упражнения подражательно — исполнительского и творческого характера;
  • Моделирование и анализ заданных ситуаций;
  • Рисование;
  • Лепка.

 

 

5-й слайд

Формы организации:

  • Занятие по художественной литературе по подгруппам;
  • Индивидуальная работа с ребенком;
  • Коллективные работы;
  • Тематические занятия;
  • Пальчиковая гимнастика;
  • Дидактические игры;
  • Физкультминутки;
  • Драматизация.

Технические средства обучения:

  • Магнитофон;
  •  CD и аудио материал.

Наглядно – образный материал

  • Иллюстрации и репродукции;
  •  Наглядно — дидактический материал;
  •  Игровые атрибуты;
  • «Живые игрушки» (воспитатели или дети, одетые в соответствующие костюмы);
  •  Стихи, загадки;
  • Открытки для рассматривания.

 

 

6-й слайд

Методы

Известны определенные методы, способствующие формированию интереса к литературе и чтению книг в дошкольном возрасте. Их может использовать воспитатель, ими должны овладеть родители.

 

1. Выразительное чтение вслух  (воспитатель): Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мысли писателя, воздействует на ум и чувства слушателей (чтение должно быть эмоционально окрашенным)

2. Заучивание наизусть: Это дословная передача текста (конкурсы    типа «Лучший чтец группы»)

 3. Игры-драматизации:  Игры имитации, двигательные импровизации по ходу рассказывания воспитателем литературных текстов  (под руководством воспитателей или родителей заниматься изготовлением кукол, быть не только слушателями, но и полноценными участниками спектакля)

4. Иллюстрирование: Предметно-схематическое изображение в рисунках основного содержания литературного текста (рисование запомнившегося героя, понравившийся сюжет)

5. Литературные  викторины: В игровой форме проверить и закрепить у детей знания о содержании различных книг. Развивать интерес к чтению, смекалку, умение работать в коллективе. (включает чтение книг, организацию книжной выставки, посещение библиотеки, предварительное ознакомление с вопросами и т.д.)

6. Взаимодействие с родителями: Научить руководить воспитанием детей как читателей, привлечь их к взаимодействию с ДОУ

 

 

7-й слайд –читать

В нашей группе организованы РАЗВИВАЮЩИЕ  ЦЕНТРЫ  для ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА  ДОШКОЛЬНИКОВ К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ И ЧТЕНИЮ КНИГ

Это

Центр художественной литературы  «Волшебные странички»

Театральный центр «Петрушка»

Патриотический центр «Моя страна Россия»

Познавательный центр «Мы познаем мир»

 

 

8-й слайд

Расмотрим методы поподробней

1. Выразительное чтение вслух: способствует созданию у ребенка образных представлений, воздействует на эмоции и восприятие, помогает заинтересовать ребенка, вызвать у него желание вновь слушать знакомое произведение. Более того, чтение вслух приучает к внимательному слушанию текста. Выбирая эту форму работы с книгой, важно соблюдать определенные правила: четко выговаривать слова, читать не очень громко, но и не очень тихо, соблюдать паузы. Чтение должно быть эмоционально окрашенным, чтобы удержать внимание ребенка. Не секрет, что монотонное, однообразное чтение или чтение с запинками вряд ли будут слушать даже взрослые, какими бы интересными ни были читаемые произведения. Целесообразно выбирать небольшие по объему произведения, с динамичным сюжетом, повторами, что способствует более внимательному слушанию и более быстрому запоминанию текста. Например: «Василиса Премудрая», «Иван-царевич и серый волк» Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мысли писателя, воздействует на ум и чувства слушателей.

2. Заучивание наизусть:   Это дословная передача текста.  Для стимулирования желания учить стихи можно проводить в группе  конкурсы  «Лучший чтец группы» и награждать грамотами и сладкими призами.

 

9 - й слайд

1. Игры-драматизации: В современной методике дошкольного воспитания кукольным спектаклям уделяют серьезное внимание, поэтому воспитателям и родителям следует владеть методами и приемами использования кукольных постановок. Дошкольники могут под руководством воспитателей или родителей заниматься изготовлением кукол, быть не только слушателями, но и полноценными участниками спектакля. Кукольный театр поможет ребенку более осознанно слушать литературный текст, ярче представлять героев, активнее следить за развитием действия.

 

 

 10 -й слайд

Иллюстрирование: Предметно-схематическое изображение в рисунках основного содержания литературного текста. Можно предложить детям нарисовать запомнившегося героя, понравившийся сюжет. Так, слушая сказки А.С. Пушкина, дошкольники с удовольствием рисуют ученого кота, который ходит по цепи кругом и т.д. Такая работа способствует развитию не только литературного вкуса, любви к чтению, но и творческих способностей, фантазии, воображения.

 

11-й слайд

1. Литературные  викторины: Их организацию в детском саду необходимо досконально продумать, иначе неизбежны шум, гвалт и, что самое недопустимое, обиды и даже необъективность оценки детских достижений. Особое значение придается подготовительному этапу, который включает чтение книг, организацию книжной выставки, посещение библиотеки, предварительное ознакомление с вопросами и т.д. В игровой форме проверять и закреплять у детей знания о содержании различных книг. Развивать интерес к чтению, смекалку, умение работать в коллективе. 

 

12 -й слайд

 Взаимодействие с родителями: Перейдем к работе воспитателя с родителями, в ходе которой решаются следующие воспитательные задачи.

  • Расширить их представления о детской литературе.
  • Научить руководить воспитанием детей как читателей, привлечь их к взаимодействию с ДОУ

Работа с родителями может проводиться в форме индивидуальных бесед, консультаций, лектория, участия в проводимых ДОУ мероприятиях. Прежде всего, на собрании воспитатель знакомит родителей с читательскими интересами группы, выявленными в ходе беседы с детьми; освещает имеющиеся проблемы.

            Значительную часть работы с родителями необходимо посвятить обучению их руководству чтением дошкольников. В дворянских семьях существовала традиция семейного чтения вслух: вечером вся семья собиралась за столом, кто-нибудь читал вслух, затем прочитанное обсуждалось. В некоторых семьях такая традиция сохранилась и сейчас, но, к сожалению, она все больше уходит в прошлое. На лекции можно рассказать родителям о пользе семейного чтения, когда не только мама, но и папа, бабушка, дедушка, другие члены семьи высказывают свое мнение о прочитанном, отвечают на вопросы ребенка. По силе эмоционального воздействия такое чтение несравнимо с чтением воспитателя в группе. Чтобы мотивировать детей к семейному чтению, можно организовать «Семейный конкурс – Лучший тец»; на листе А4 начертить таблицу, написать членов семьи участвующих в семейном чтении и отмечать кто больше прочтет за неделю, если ребенок выигрывает то он поощряется любям призом (будь-то сладости или поход в кино и т.д)

            Можно дать родителям список книг для семейного чтения; при этом необходимо обратить их внимание на то, что не нужно бояться читать детям «взрослые» книги. Ограничивая круг чтения ребенка, мы убиваем его интерес к литературной классике. Очень полезно семейное чтение не только художественной литературы, но и справочников, энциклопедий.

            Можно вместе почитать детскую энциклопедию по естествознанию. Потом члены семьи могут рассказать о дожде, который больше всего запомнился в жизни каждого из них. Чтение справочной литературы учит ребенка самостоятельному поиску ответов на вопросы, приобретению новых знаний.

            Можно предложить родителям вести «Педагогический дневник родителей - руководителей чтения», в котором фиксировать наблюдения за процессом развития ребенка-читателя (что читает, какие любимые книги, как реагирует, слушая то или иное произведение, и др.).

            Можно устроить в группе конкурс иллюстраций детей и родителей к литературным произведениям. Детям нравится рассказывать о том, что нарисовали их родители, почему именно так изобразили литературных героев, так же устраивать сочинение сказок детьми и родителями.

            Подготовить консультации для родителей: «Литературные игры в семейном кругу», «Читаем и рисуем вместе с ребенком», «Литературный театр дома», «Выразительно читаем и рассказываем ребенку», «Домашний литературный журнал» и др.

           

 

           

12 -й слайд

Наши достижения

На начало года в сентябре читали 15% детей, знали буквы алфавита 69%, не читали 31%.  На февраль месяц уже читают 61%,  все дети 100% знают буквы алфавита, не читают 31% 

 

13 -й слайд

Вывод

Итак, чтение художественной литературы выступает как одна из форм совместной партнерской деятельности взрослого с детьми. В отличие от других форм -- продуктивной, познавательно-исследовательской, игровой -- она не может быть продолжена дошкольниками самостоятельно и перейти в их свободную деятельность в силу того, что они в большинстве своем не умеют свободно читать и зависят от партнера-взрослого. Это налагает особую ответственность на воспитателя и родителей в плане подбора художественных произведений для чтения, с тем чтобы книга, затронув струны детской души, в наибольшей степени способствовала развитию и образованию ребенка.

            Воспитание интереса к чтению книг не должно ограничиваться каким-либо одним аспектом, как это часто делается: например, творческое восприятие художественных произведений формируется только на занятиях по развитию речи. Такое воспитание должно проводиться не только и не столько на занятиях, сколько в свободной жизнедеятельности, и прежде всего в семье.

 

14-й-слайд

Рекомендуемая литература

 

  • Барташева, Н. Воспитание будущего Читателя // Дошкольное воспитание. – 1994
  • Гончарова, Е. Ранние этапы приобщения детей к чтению
    // Воспитание школьников. - 2005.
  • Кондратьева, С. Ю. Ознакомление с художественной литературой дошкольного возраста//Дошкольная педагогика.-2007.
  • Кирьянова, Р. А.Учимся играя: система игр и упражнений по обучению детей чтению // Дошкольная педагогика. – 2005.
  • Кузьменкова, Е. И. Воспитание будущего читателя: литературно-художественное развитие детей 3 - 5 лет.- М. : Чистые пруды, 2005
  • Миронова, Н. Как научить ребенка любить литературу?// Дошкольное воспитание. - 2005.
  • Сокольская, Л. В. Материнское чтение. - М.: Либерея-Бибинформ, 2007.
  •  Тимофеева, И.Н. Что и как читать вашему ребенку от года до десяти: Энциклопедия для родителей по руководству детским. - СПб., 2000.
  • Тюнников, Ю. Воспитание дошкольника как читателя и зрителя// Дошкольное воспитание. - 2005.

 

15-й слайд СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ  ГОРОДА МУРМАНСКА ДЕТСКИЙ САД ПРИСМОТРА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ № 57

«МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА ДОШКОЛЬНИКОВ 6-7 ЛЕТ К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ И ЧТЕНИЮ КНИГ»

Подготовила воспитатель: Колбасова Ольга Владимировна

2-й слайд

        Читать – это ещё ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело.

К. Ушинский

        Любовь к искусству и литературе связана с любовью человека к слову вообще. Именно поэтому настоящая литература должна войти в жизнь ребенка в период, когда у него формируется и развивается речь.  

         Приобщение к книге - одна из основных задач художественно-эстетического воспитания дошкольника. В результате приобщения к книге облагораживается сердце ребенка, совершенствуется его ум. Частое чтение литературных текстов, умелое его сочетание с жизненными наблюдениями и различными видами детской деятельности способствуют постижению ребенком окружающего мира, учат его понимать и любить прекрасное, закладывают основы нравственности.

        В силу возрастных особенностей дошкольника, его считают не читателем, а слушателем. Даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых, он выбирает, что будет слушать; он воспринимает то, что слышит, оценивает его, а значит, является читателем. Если не заниматься воспитанием дошкольника как читателя, чтение может принести ему вред, закрепить в его сознании неадекватные стереотипы.

3-й слайд

Цель: формирования интереса дошкольников к художественной литературе и чтению книг.

Задачи:  

Образовательные:

1. Прививать интерес к положительным героям произведений.

2. Учить самостоятельно и последовательно передавать содержание текста, использовать в пересказе выразительные средства, характерные для литературного произведения.

3. Поощрять желание слушать произведение, рассматривать иллюстрации к нему, расспрашивать взрослого о прочитанном,  проявлять желание «прочитать» произведение еще раз.

4. Побуждать к заучиванию наизусть коротких стихотворных текстов.

Воспитательные:

1. Воспитывать умение слушать  сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.

2. Воспитывать чувство отзывчивости на содержание прочитанного (радоваться хорошей концовке, «победе» положительного героя).

3. Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов.

Развивающие:

1. Развивать желание узнавать из книг об окружающем мире, о существовании в нем добра и зла, о том, как вести себя.

2. Развивать познавательные процессы: речь, память, мышление.

3. Развивать умение с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать  народные сказки

4-й слайд

Приемы:

Словесные:

  • Беседы;
  • Игры-беседы;
  • Рассказ;
  • Чтение художественной литературы;
  • Использование игровых ситуаций;
  • Игры — беседы с персонажами сказок;
  • Сочинение историй.

Наглядные:

  • Групповые выставки;
  • Рассматривание иллюстраций.

Практические:

  • Кукольные спектакли;
  • Игры – драматизации;
  • Игры – инсценировки;
  • Игры – забавы;
  • Подвижные игры;
  • Пальчиковые игры;
  • Упражнения подражательно — исполнительского и творческого характера;
  • Моделирование и анализ заданных ситуаций;
  • Рисование;
  • Лепка.

5-й слайд

Формы организации:

  • Занятие по художественной литературе по подгруппам;
  • Индивидуальная работа с ребенком;
  • Коллективные работы;
  • Тематические занятия;
  • Пальчиковая гимнастика;
  • Дидактические игры;
  • Физкультминутки;
  • Драматизация.

Технические средства обучения:

  • Магнитофон;
  •  CD и аудио материал.

Наглядно – образный материал

  • Иллюстрации и репродукции;
  •  Наглядно — дидактический материал;
  •  Игровые атрибуты;
  • «Живые игрушки» (воспитатели или дети, одетые в соответствующие костюмы);
  •  Стихи, загадки;
  • Открытки для рассматривания.

6-й слайд

Методы

Известны определенные методы, способствующие формированию интереса к литературе и чтению книг в дошкольном возрасте. Их может использовать воспитатель, ими должны овладеть родители.

1. Выразительное чтение вслух  (воспитатель): Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мысли писателя, воздействует на ум и чувства слушателей (чтение должно быть эмоционально окрашенным)

2. Заучивание наизусть: Это дословная передача текста (конкурсы    типа «Лучший чтец группы»)

 3. Игры-драматизации:  Игры имитации, двигательные импровизации по ходу рассказывания воспитателем литературных текстов  (под руководством воспитателей или родителей заниматься изготовлением кукол, быть не только слушателями, но и полноценными участниками спектакля) 

4. Иллюстрирование: Предметно-схематическое изображение в рисунках основного содержания литературного текста (рисование запомнившегося героя, понравившийся сюжет)

5. Литературные  викторины: В игровой форме проверить и закрепить у детей знания о содержании различных книг. Развивать интерес к чтению, смекалку, умение работать в коллективе. (включает чтение книг, организацию книжной выставки, посещение библиотеки, предварительное ознакомление с вопросами и т.д.)

6. Взаимодействие с родителями: Научить руководить воспитанием детей как читателей, привлечь их к взаимодействию с ДОУ

7-й слайд –читать

В нашей группе организованы РАЗВИВАЮЩИЕ  ЦЕНТРЫ  для ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА  ДОШКОЛЬНИКОВ К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ И ЧТЕНИЮ КНИГ

Это

Центр художественной литературы  «Волшебные странички»

Театральный центр «Петрушка»

Патриотический центр «Моя страна Россия»

Познавательный центр «Мы познаем мир»

8-й слайд

Расмотрим методы поподробней

1. Выразительное чтение вслух: способствует созданию у ребенка образных представлений, воздействует на эмоции и восприятие, помогает заинтересовать ребенка, вызвать у него желание вновь слушать знакомое произведение. Более того, чтение вслух приучает к внимательному слушанию текста. Выбирая эту форму работы с книгой, важно соблюдать определенные правила: четко выговаривать слова, читать не очень громко, но и не очень тихо, соблюдать паузы. Чтение должно быть эмоционально окрашенным, чтобы удержать внимание ребенка. Не секрет, что монотонное, однообразное чтение или чтение с запинками вряд ли будут слушать даже взрослые, какими бы интересными ни были читаемые произведения. Целесообразно выбирать небольшие по объему произведения, с динамичным сюжетом, повторами, что способствует более внимательному слушанию и более быстрому запоминанию текста. Например: «Василиса Премудрая», «Иван-царевич и серый волк» Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мысли писателя, воздействует на ум и чувства слушателей.

2. Заучивание наизусть:   Это дословная передача текста.  Для стимулирования желания учить стихи можно проводить в группе  конкурсы  «Лучший чтец группы» и награждать грамотами и сладкими призами.

9 - й слайд

1. Игры-драматизации: В современной методике дошкольного воспитания кукольным спектаклям уделяют серьезное внимание, поэтому воспитателям и родителям следует владеть методами и приемами использования кукольных постановок. Дошкольники могут под руководством воспитателей или родителей заниматься изготовлением кукол, быть не только слушателями, но и полноценными участниками спектакля. Кукольный театр поможет ребенку более осознанно слушать литературный текст, ярче представлять героев, активнее следить за развитием действия. 

 10 -й слайд

Иллюстрирование: Предметно-схематическое изображение в рисунках основного содержания литературного текста. Можно предложить детям нарисовать запомнившегося героя, понравившийся сюжет. Так, слушая сказки А.С. Пушкина, дошкольники с удовольствием рисуют ученого кота, который ходит по цепи кругом и т.д. Такая работа способствует развитию не только литературного вкуса, любви к чтению, но и творческих способностей, фантазии, воображения.

11-й слайд

1. Литературные  викторины: Их организацию в детском саду необходимо досконально продумать, иначе неизбежны шум, гвалт и, что самое недопустимое, обиды и даже необъективность оценки детских достижений. Особое значение придается подготовительному этапу, который включает чтение книг, организацию книжной выставки, посещение библиотеки, предварительное ознакомление с вопросами и т.д. В игровой форме проверять и закреплять у детей знания о содержании различных книг. Развивать интерес к чтению, смекалку, умение работать в коллективе. 

12 -й слайд

 Взаимодействие с родителями: Перейдем к работе воспитателя с родителями, в ходе которой решаются следующие воспитательные задачи. 

  • Расширить их представления о детской литературе.
  • Научить руководить воспитанием детей как читателей, привлечь их к взаимодействию с ДОУ

Работа с родителями может проводиться в форме индивидуальных бесед, консультаций, лектория, участия в проводимых ДОУ мероприятиях. Прежде всего, на собрании воспитатель знакомит родителей с читательскими интересами группы, выявленными в ходе беседы с детьми; освещает имеющиеся проблемы.

        Значительную часть работы с родителями необходимо посвятить обучению их руководству чтением дошкольников. В дворянских семьях существовала традиция семейного чтения вслух: вечером вся семья собиралась за столом, кто-нибудь читал вслух, затем прочитанное обсуждалось. В некоторых семьях такая традиция сохранилась и сейчас, но, к сожалению, она все больше уходит в прошлое. На лекции можно рассказать родителям о пользе семейного чтения, когда не только мама, но и папа, бабушка, дедушка, другие члены семьи высказывают свое мнение о прочитанном, отвечают на вопросы ребенка. По силе эмоционального воздействия такое чтение несравнимо с чтением воспитателя в группе. Чтобы мотивировать детей к семейному чтению, можно организовать «Семейный конкурс – Лучший тец»; на листе А4 начертить таблицу, написать членов семьи участвующих в семейном чтении и отмечать кто больше прочтет за неделю, если ребенок выигрывает то он поощряется любям призом (будь-то сладости или поход в кино и т.д)

        Можно дать родителям список книг для семейного чтения; при этом необходимо обратить их внимание на то, что не нужно бояться читать детям «взрослые» книги. Ограничивая круг чтения ребенка, мы убиваем его интерес к литературной классике. Очень полезно семейное чтение не только художественной литературы, но и справочников, энциклопедий. 

        Можно вместе почитать детскую энциклопедию по естествознанию. Потом члены семьи могут рассказать о дожде, который больше всего запомнился в жизни каждого из них. Чтение справочной литературы учит ребенка самостоятельному поиску ответов на вопросы, приобретению новых знаний.

        Можно предложить родителям вести «Педагогический дневник родителей - руководителей чтения», в котором фиксировать наблюдения за процессом развития ребенка-читателя (что читает, какие любимые книги, как реагирует, слушая то или иное произведение, и др.).

        Можно устроить в группе конкурс иллюстраций детей и родителей к литературным произведениям. Детям нравится рассказывать о том, что нарисовали их родители, почему именно так изобразили литературных героев, так же устраивать сочинение сказок детьми и родителями.

        Подготовить консультации для родителей«Литературные игры в семейном кругу», «Читаем и рисуем вместе с ребенком», «Литературный театр дома», «Выразительно читаем и рассказываем ребенку», «Домашний литературный журнал» и др.

         

        

12 -й слайд

Наши достижения

На начало года в сентябре читали 15% детей, знали буквы алфавита 69%, не читали 31%.  На февраль месяц уже читают 61%,  все дети 100% знают буквы алфавита, не читают 31%  

13 -й слайд

Вывод 

Итак, чтение художественной литературы выступает как одна из форм совместной партнерской деятельности взрослого с детьми. В отличие от других форм -- продуктивной, познавательно-исследовательской, игровой -- она не может быть продолжена дошкольниками самостоятельно и перейти в их свободную деятельность в силу того, что они в большинстве своем не умеют свободно читать и зависят от партнера-взрослого. Это налагает особую ответственность на воспитателя и родителей в плане подбора художественных произведений для чтения, с тем чтобы книга, затронув струны детской души, в наибольшей степени способствовала развитию и образованию ребенка.

        Воспитание интереса к чтению книг не должно ограничиваться каким-либо одним аспектом, как это часто делается: например, творческое восприятие художественных произведений формируется только на занятиях по развитию речи. Такое воспитание должно проводиться не только и не столько на занятиях, сколько в свободной жизнедеятельности, и прежде всего в семье.

14-й-слайд

Рекомендуемая литература

  • Барташева, Н. Воспитание будущего Читателя // Дошкольное воспитание. – 1994
  • Гончарова, Е. Ранние этапы приобщения детей к чтению
    // Воспитание школьников. - 2005.
  • Кондратьева, С. Ю. Ознакомление с художественной литературой дошкольного возраста//Дошкольная педагогика.-2007.
  • Кирьянова, Р. А.Учимся играя: система игр и упражнений по обучению детей чтению // Дошкольная педагогика. – 2005.
  • Кузьменкова, Е. И. Воспитание будущего читателя: литературно-художественное развитие детей 3 - 5 лет.- М. : Чистые пруды, 2005
  • Миронова, Н. Как научить ребенка любить литературу?// Дошкольное воспитание. - 2005.
  • Сокольская, Л. В. Материнское чтение. - М.: Либерея-Бибинформ, 2007.
  •  Тимофеева, И.Н. Что и как читать вашему ребенку от года до десяти: Энциклопедия для родителей по руководству детским. - СПб., 2000.
  • Тюнников, Ю. Воспитание дошкольника как читателя и зрителя// Дошкольное воспитание. - 2005.

15-й слайд СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция образовательных областей «Чтение художественной литературы» и «Художественное творчество».Роль художественной иллюстрации в формировании интереса дошкольников к художественной литературе

Ккнижная иллюстрация как особый вид изобразительного искусства оказывает громадное влияние на формирование чувственного восприятия мира, развивает в ребенке эстетическую восприимчивость, выражаю...

«Формирование у дошкольников нравственно – патриотического воспитания средствами художественной литературы»

Важную роль в формировании нравственно-патриотических суждений и оценок у детей играет художественная литература.  Влияние художественной литературы на нравственно-патриотическое  воспитание...

Формирование у дошкольников нравственно-патриотических чувств средствами художественной литературы

Этот материал используется как консультация для родителей по нравственно- патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста...

Формирование речи дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой посредством технологии моделирования

В наш динамичный век значительно увеличился поток разнообразной информации, которую человек получает со всех сторон. Соответственно, усложняются и процессы восприятия этой информации. И в сф...