СБОРНИК ИГР И БЕСЕД "ОЧЕНЬ ВАЖНЫЙ РАЗГОВОР"
учебно-методическое пособие (подготовительная группа) на тему

КОСОЛАПОВА ВИКТОРИЯ ДМИТРИЕВНА

СБОРНИК ИГР И БЕСЕД ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СБОРНИК

ЭТИЧЕСКИХ

 БЕСЕД

        «Очень важный  

             

                           разговор»

   

  Подготовила:

Косолапова В. Д. ,

Воспитатель  

  Сургут,

2008

Содержание

 

1. Беседа о доброте и жадности.

2. Беседа о бережном отношении к природе.

3. Что значит быть вежливым и заботливым.

4. Беседа о культуре поведения.

5. Беседа о заботливых и трудолюбивых.

6. Беседа о вежливых словах.

7.  Беседа о вежливых словах.

8.  Беседа о вежливых словах.  

9. Беседа о помощи взрослым.

10. Беседа о хороших поступках.

11. Беседа о честности.

12. Беседа о справедливости.

13. Беседа о справедливости.

14. Беседа о внимательности.

15. Беседа о дружбе.

16. Беседа о настоящей дружбе.

17. Беседа о добром поступке.

18. Беседа о «волшебных словах.

   

 

Введение

 Сборник  этических бесед «Очень важный разговор» составлен с целью помочь в формировании у детей дошкольного возраста усвоить принятые этические нормы поведения, правила этикета.

Легче всего правила этикета формируются в дошкольном возрасте. И чем раньше ребёнок с ними познакомится, тем естественнее он их будет выполнять.

Данный сборник поможет воспитателям сформировать у детей дошкольного возраста привычку выполнять общепринятые правила вежливости, научить детей культуре общения.

В сборнике приводится 18 конспектов занятий. Каждое занятие содержит литературный материал (стихотворения, рассказы, сказки), к которому приводятся примерные вопросы, задания, инсценировки, даются пословицы и поговорки по теме занятий.

Литературный материал используется только для проведения этической беседы, связанной с их содержанием.

Поговорки и пословицы включены с целью подкрепления тех выводов, которые дети делают о характере поступков или поведения персонажей.

Специальные вопросы направлены на то, чтобы помочь детям проанализировать и оценить поступки героев, понять, как правильно  поступить в данной ситуации.

В инсценировках дети разыгрывают коммуникативные ситуации, связанные с применением правил этикета.

С помощью таких бесед воспитатель может ставить детей перед выбором поступка. В этой связи он формулирует вопросы с нравственной направленностью, так, чтобы они пробуждали у детей активность, самостоятельность в решении поставленной задачи.  

Чтобы добиться наибольшего эффекта в усвоении дошкольниками этических норм поведения, необходимо постоянно обращать внимание на поведение детей в группе и в семье, поэтому очень важно установить тесный контакт воспитателей с родителями, с тем чтобы предъявлять к ребёнку единые требования.

 

СБОРНИК ИГР И УПРАЖНЕНИЙ

«Школа  этикета»

 

  Подготовила:

Косолапова В. Д. ,

Воспитатель  

 

 Сургут,

2009

Содержание

 

1. Ритуалы приветствия.

2. Игры и упражнения семейного этикета.

3. Игры и упражнения гостевого этикета.

4. Игры и упражнения столового этикета.

5. Игры и упражнения  этикета в общественных  местах.

6. Игры речевого этикета.

7. Игры этикета межличностных отношений.

8. Игры этикета телефонного разговора.

9. Игра – инсценировка «День Рождения».

10. Игра – инсценировка «Невоспитанный Незнайка».

11. Игра – инсценировка «Наша дружная семья».

12. Игра – инсценировка «Поищем и найдём волшебные слова».

13. Игра – инсценировка «Секрет волшебных слов».

14. Игра – инсценировка «Спасите Фею».

15. Игра – инсценировка «Телефонный разговор».

16. Игра – инсценировка «Учимся вежливости».

17. Ритуалы прощания.

Введение

Все взрослые сначала были детьми,

 только мало кто из них об этом помнит.

Антуан де Сент – Экзюпери

Этот сборник игр и упражнений, игр – инсценировок «Школа Этикета» составлен с целью пробудить интерес к внутреннему миру человека, заставит задуматься о нравственной сущности его и своих собственных поступков.

Эти игры помогут создать, повторить и закрепить у детей правильный социальный опыт, а взрослым – приобрести необходимое представление об уровне нравственных, интеллектуальных и эстетических качеств у ребёнка.

Индивидуальные игры развивают способность ориентироваться в ситуации, эмоционально в неё включаться.  С помощью игр дети приобретают разнообразные практические навыки.

В играх между взрослыми и детьми есть свои достоинства. Играя с ребёнком, взрослые общаются с ним на детском уровне. В игре дети и взрослые полностью расслабляются: их связывает общее увлечение.

Таким образом, можно сказать, что игра оказывает многостороннее положительное влияние на процесс воспитания, усиливает эмоциональную, нравственно – этическую и интеллектуальную восприимчивость ребёнка.

Благодаря таким играм можно научить детей основам этикета, воспитать в них отзывчивость, внимание к окружающим.    



Предварительный просмотр:

БЕСЕДА

О ДОБРОТЕ И ЖАДНОСТИ

ХИТРОЕ ЯБЛОКО

Петя нарисовал яблоко. Оно получилось такое красивое, что не выдержало и выкатилось из альбома, как настоящее! Петя взял яблоко и отнес его маме.

На следующий день он опять нарисовал красивое яблоко. И опять оно выкатилось из альбома. Он взял и подарил папе.

На третий день Петя нарисовал большое – пребольшое яблоко: один бок у него ярко-красный, другой – ярко-желтый, а на маленьком черенке – зеленый листок. Яблоко скатилось со странички и упало Пете на коленки. Петя откусил яблоко: оно оказалось таким вкусным, что он тут же пожалел:

-Зря я отдал два яблока папе и маме. Лучше бы сам съел их. Теперь только для себя рисовать буду.

Только он это сказал, как яблоко тут же выпало из рук и вкатилось обратно в альбом. Теперь оно стало нарисованным, только один бок у него был надкусан.

Т.Понамарева

·Что произошло с яблоком, которое Петя нарисовал первым?

·Кому он отдал это яблоко?

·Что произошло с яблоком, которое Петя нарисовал вторым? Кому он дал это яблоко?

·Для кого Петя нарисовал третье яблоко?

·Что сказал Петя, когда откусил от яблока?

·Что произошло с этим яблоком?

·Почему яблоко вкатилось обратно в альбом?

·Какие хорошие поступки совершил мальчик?

·Какой его поступок можно назвать плохим?

·За что был наказан мальчик?

·Можно ли мальчика назвать жадным?

·С каким зверем сравнивают жадных людей? Говорят, что он жадный как ….(волк).

·Какие сказки или рассказы вы знаете, в которых наказана жадность?

*

-А теперь послушайте стихотворение про девочку, которая не пожалела для подруги свою любимую игрушку.

ПОДАРОК

Пришла ко мне подружка,

И мы играли с ней.

И вот одна игрушка

Вдруг приглянулась ей:

Лягушка заводная,

Веселая, смешная.

Мне скучно без игрушки –

Любимая была.

И все-таки подружке

Игрушку отдала.

                 Е.Благинина

·Что можно сказать про девочку, как она?

·Назовите добрых людей и расскажите, почему вы их считаете добрыми.

БЕСЕДА

О БЕРЕЖНОМ ОТНОШЕНИИ К ПРИРОДЕ

ПОЧЕМУ ПЛАЧЕТ СИНИЧКА?

В доме на краю села жили муж и жена. Было у них двое детей – мальчик Миша и девочка Оля. Мише десять  лет, а Оле – девять.

Около дома рос высокий ветвистый тополь.

-Сделаем на тополе качели, - сказал Миша.

-Ой, как будет хорошо качаться! – обрадовалась Оля.

Полез Миша на тополь, привязал к веткам веревку. Встали на качели Миша и Оля и давай качаться.

Качаются дети, а около них синичка летает и поет, поет. Миша говорит:

-Синичке тоже весело от того, что мы качаемся.

Глянула Оля на ствол тополя и увидела дупло, а в дупле гнездышко, а в гнездышке птенчики маленькие.

-Синичка не радуется, а плачет, - сказала Оля.

-А почему же она плачет? – удивился Миша.

-Подумай, почему, - сказала Оля.

Миша спрыгнул с качелей, посмотрел на синичкино гнездышко и думает: «Почему же она плачет?»

В.Сухомлинский

·Помогите Мише понять, почему же плакала синичка.

Обобщая ответы детей, воспитатель говорит:

-Миша и Оля поступили неправильно, когда сделали на тополе качели. Ведь гнездышко могло упасть, и тогда бы погибли птенчики. К дереву нельзя привязывать качели, потому что можно его сломать. А дерево очень долго растет.

*

ЕЛКИНО ПЛАТЬЕ

Продираешься через ельник, а молодые елочки колются.

-Не трогай нас!

-Подумаешь, тихонько задел.

-И тихонько не задевай. Мы свою одежду бережем.

-Да что за одежда у вас особенная?

-Иголки наши зеленые – не листья. Не меняются каждое лето.

-Так что?

-Вот выросла свежая еловая лапа, а иголки на ней сменяются только через семь лет.

-Да, это не скоро.

-Вот и приходится иголки беречь!

                                                                                                                                   Э.Шим

 

*

Как вы думаете, будет ли мальчик еще ломать еловые лапы? А вы?

ЧТО ЗНАЧИТ

БЫТЬ ДОБРЫМ И ЗАБОТЛИВЫМ

УШКИ – НЕСЛУШКИ

Пришел папа с работы, просит дочку:

-Дай мне, пожалуйста, тапочки, Анюта!

-А я не слышу, - отвечает Анюта, - у меня ушки – неслушки!

-Анюта, - зовет из кухни мама, - отнеси, пожалуйста, хлебницу на стол, дочка!

-А я не слышу, - отвечает Анюта, - у меня ушки – неслушки!

-Куда это я свои очки дела? Не поищешь, Анюточка – просит бабушка.

-А я не слышу, - говорит Анюта, - у меня ушки – неслушки!

Отложил дедушка газету, вздохнул.

-Ведь вот, говорит, - досада! А я собирался спросить, что тебе на праздник подарить – большую куклу или заводную машинку? Или книжку?

-Куклу, куклу! – обрадовалась Анюта. – И чтобы глаза закрывались! И в самом нарядном платье!

Дедушка приставил к уху ладонь.

-Что? – говорит. – Не слышу… не разберу…

-Я говорю ку-клу! – что было силы закричала Анюта. – И чтобы глаза…

Но дедушка только руками развел.

-Не слышу, -говорит, - ничегошеньки не слышу. Уши словно ватой заложило. Должно быть, на ветру продуло. Вот ведь беда какая!

Вздохнул и стал снова газету читать.

Так и осталась Анюта к празднику без куклы.

А ушки у нее теперь – послушки!

Г.Браиловская

·Как вы думаете, почему папа попросил Анюту дать ему тапочки?

·Почему Анюта говорила, что у нее ушки – неслушки?

·Почему дедушка не купил внучке куклу?

·Почему у Анюты стали ушки- послушки?

·Что можно сказать про Анюту, какая она?

·Как вы думаете, исправилась ли девочка? Как об этом  сказано в рассказе?

*

-Послушайте стихотворение про заботливую, добрую, хорошую девочку.

ЛЕЧУ КУКЛУ

В белом халате.

Я у кровати.

Мне не до сна:

Кукла больна.

Кашель у Лины.

В горлышке хрип.

Может, ангина?

Может быть, грипп?

Чаем с малиной

Куклу пою.

Вылечу Лину,

Дочку мою.

                             П.Образцов

·Как вы понимаете, что значит быть добрым и заботливым?

БЕСЕДА

О ЗАБОТЛИВЫХ И ТРУДОЛЮБИВЫХ ЛЮДЯХ

Я ОДЕТЬСЯ САМ МОГУ

Мне уже четыре года,

Я одеться сам могу.

Если теплая погода, -

Без пальто во двор бегу;

Если ветер сильный дует,

Если слякоть или дождь,

В детский садик не пойду я

Без пальто и без калош.

Я привык свои ботинки

Чистить щеткой каждый день.

Из костюма все пылинки

Мне вытряхивать не лень.

                           В.Зайцев  

ПЕРЕПЛЕТЧИЦА

Заболела

Эта книжка:

Изорвал ее братишка.

Я больную

Пожалею:

Я возьму ее

И склею.

                            Б.Заходер

 

КОЛЫБЕЛЬНАЯ

Спи, моя хорошая,

Баю-баю-бай!

Куколка любимая,

Глазки закрывай.

Я тебя раздену,

Застелю кровать.

Завтра встанем вместе.

Будем вновь играть.

                             Ю.Гарей

   

ПОРТНИХА

Целый день сегодня шью.

Я одела всю семью.

Погоди немного, кошка, -

Будет и тебе одежка.

                              Б.Заходер

·Что можно сказать про детей, о которых рассказано в этих стихотворениях, какие они? (Трудолюбивые, заботливые, добрые, ласковые, внимательные…).

·Какие рассказы или стихотворения вы знаете о трудолюбивых и заботливых детях?

·Маленькие дети не могут трудиться так много, как взрослые. Но если они даже немного помогут маме, то у мамы дел будет поменьше. Она сможет побольше отдохнуть или почитать вам, поиграть с вами. Если вы не помогаете маме, то дел у нее становится больше, она больше устает. Расскажите, как вы помогаете маме.

·У русского народа много пословиц. В них коротко говорится о поступках людей.

Послушайте пословицы про труд и трудолюбие:

Маленькое дело лучше большого безделья.

Без труда не вынешь рыбку из пруда.

Откладывай безделье, да не откладывай дела.

В большом деле и малая помощь дорога.

БЕСЕДА

О КУЛЬТУРЕ ПОВЕДЕНИЯ

ПОКА ОНИ СПОРИЛИ

Таня и Надя сидели на лавочке у ворот и по очереди качали новую куклу, которую им купила мама.

Вдруг Таня выронила куклу, и кукла упала на пыльную дорогу.

-Надя, подними!- приказала Таня младшей сестренке.

-Вот еще, - ответила Надя. – Ты уронила, ты и поднимай!

-Но ведь ты тоже с ней играла!

-Ну и что же! И ты играла.

Пока сестры спорили, к ним подошел старенький дедушка Егор. Опираясь на палку, он, кряхтя, наклонился, поднял куклу, отряхнул от пыли и подал девочкам.

-Не спорьте, сороки. Нате, играйте.

Ох, как стыдно стало девочкам, и даже играть больше не захотелось.

М.Майн

·Что можно сказать про девочек, какие они?

·Как вы думаете, если бы Таня вежливо попросила сестру поднять куклу, а не приказала, подняла бы ее Надя?

·Как дедушка назвал девочек? (В русском народе сороками называют людей, которые ссорятся и спорят).

·Придумайте новый конец рассказа, чтобы поступки девочек были правильными, вежливыми.

·Послушайте русскую пословицу:

Ссора до добра не доведет.

Как вы понимаете эту пословицу?

*

-Послушайте, что однажды произошло с двумя подружками.

ДВЕ ПОДРУЖКИ

Варя дала Лене поиграть в свою куклу. Когда она уходила домой, то подошла к Лене и попросила вернуть куклу:

-Я иду домой, дай мне, пожалуйста, куклу.

Лена ответила грубо:

-На, возьми, пожалуйста, свою куклу.

Варя отвернулась и грустно пошла в раздевалку.

Н.Дурова

·Почему Варе стало грустно?

·Какую ошибку допустила Лена и как ее исправить?

·Подходит ли Лене пословица?

Те же слова, да не так молвить.

БЕСЕДА

О ВЕЖЛИВЫХ СЛОВАХ

-Послушайте отрывок из стихотворения, где рассказывается о мальчике, который не очень любил говорить вежливые слова.

Друзья, вот вам на всякий случай

Стихи о школьнике одном.

Его зовут…а впрочем, лучше

Мы здесь его не назовем.

«Спасибо», «здравствуйте», «простите»

Произносить он не привык,

Простого слова «извините»

Не одолел его язык…

Ему бывает часто лень

Сказать при встрече «добрый день»!

Казалось бы, простое слово,

А он стесняется, молчит,

И в лучшем случае «здорово»

Он вместо «здравствуйте» бубнит.

И даже вместо «до свидания»

Не говорит он ничего

Или заявит на прощанье:

-Ну, я пошел…Пока! Всего!

                                          В.Масс, М.Червинский

·Назовите вежливые слова, о которых говорится в стихотворении.

·Какие еще вежливые слова вы знаете?

·Почему люди говорят друг другу вежливые слова?

       Послушайте, что сказал об этом поэт В.Солоухин.

 

*

ЗДРАВСТВУЙТЕ

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хотя были совсем не знакомы:

-Здравствуйте!

Что особенного тем мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

                                                               В.Солоухин

-Вы видите, дети, от волшебных, вежливых слов люди становятся радостнее, счастливее.

-Давайте поиграем и посмотрим, какие вежливые слова вы говорите.

Воспитатель вызывает двоих детей и дает им задание:

·На занятии по расписанию у тебя сломался очень нужный тебе карандаш. Как ты попросишь карандаш у товарища?

Дети проигрывают сценку; вся группа оценивает их действия. Затем воспитатель вызывает мальчика и девочку  и предлагает им разыграть еще одну сценку.

·Теперь поиграем так: мальчик и девочка входят в группу. Покажите, как они это сделают, что друг другу скажут.

Все дети обсуждают и оценивают их действия.

БЕСЕДА

О ВЕЖЛИВЫХ СЛОВАХ

ДОБРЫЕ СЛОВА

Добрые слова не лень

Повторять мне трижды в день.

Только выйду за ворота,

Всем идущим на работу,

Кузнецу, ткачу, врачу,

«С добрым утром» - я кричу.

«Добрый день» - кричу я вслед

Всем идущим на обед.

«Добрый вечер» - так встречаю

Всех домой спешащих к чаю.

                                      О.Дриз

·О каких добрых словах это стихотворение?

·Как вы думаете, какие ошибки допускала девочка, когда произносила эти слова?

*

Петя ловко ловит рыбу,

Может плотик смастерить,

Только «здравствуй» и «спасибо»

Не умеет говорить.

                   Г.Ладонников

·Что можно сказать, какой это мальчик?

·Послушайте, что однажды произошло с мальчиками: «Поссорились Вася и Сережа. Сережа ударил Васю и пошел один играть в мяч. Но одному играть было скучно и не интересно. Он посидел, посидел и…». Придумайте, что было дальше и как мальчики помирились.

Можно ли про этих мальчиков сказать словами русской пословицы:

Нет друга – ищи, нашел – береги.

·Какие еще пословицы о дружбе вы знаете?

БЕСЕДА

О ВЕЖЛИВЫХ СЛОВАХ

СЧАСТЛИВОГО ПУТИ

Усталый человек идет,

Рукой с лица стирает пот, -

Счастливого пути!

Карета кое-как ползет,

Усталый конь ее везет, -

Счастливого пути!

А в океанах корабли,

От родины своей вдали, -

Счастливого пути!

Пускай, кто едет, кто идет,

Всегда свой путь домой найдет,-

Счастливого пути!

                 (Голландская народная песенка)

·Вежливые слова «Счастливого пути» - это доброе пожелание. Но пожелать людям добра можно и по-другому: «Доброго пути», «Хорошей дороги», «Будьте счастливы». Как еще можно высказать добрые пожелания? («Всего вам доброго», «Всего хорошего»…).

·Послушайте, как в русском народе говорят о добрых делах и хороших поступках:

Хорошую речь хорошо и слушать.

Не одежда красит человека, а его добрые дела.

-Вы тоже можете совершать хорошие поступки, делать добро своим друзьям, помогать им. Давайте подумаем, как нужно поступать в таких ситуациях?

·Вы играете в мяч. Вам весело. Роман стоит около забора один. Ему грустно. Что вы сделаете, что вы скажете Роману?

·На улице сыро, грязно. Маленький Сережа упал, испачкался и горько заплакал. Что вы сделаете? Что вы ему скажете?

·В группу входят два мальчика. Покажите, как они это сделают.

·В группу входят воспитатель и мальчик. Покажите, как они это сделают, что скажут друг другу.

БЕСЕДА

О ПОМОЩИ ВЗРОСЛЫМ

ТАК ИЛИ НЕ ТАК?

Оля и Люда гуляли во дворе. Увидела Оля, как Петрик помогает своей маме развешивать белье на веревке, и говорит подруге:

-И я сегодня маме помогала.

-И я тоже, - ответила Люда. – А что ты делала?

-Тарелки вытирала, и ложки, и вилки.

-А я ботинки чистила.

-Мамины? – спросила Оля.

-Нет, свои.

-Разве это помощь маме? – засмеялась Оля. –Ты же их себе чистила!

-Ну и что же? Зато у мамы будет меньше работы, - сказала Люда.

Так или не так?

            О.Руцень

·Кто же из детей помогал маме?

·Можно ли Люде сказать такую пословицу?

Судят не по словам, а по делам.

*

ВНУЧКА СТАРОЙ ВИШНИ

В саду растет вишня. Олесь увидел недалеко от нее маленькую тоненькую вишенку и спросил дедушку:

-Откуда появилось деревце?

-Выросло из косточки.

-Так это дочка старой вишни будет?

-Будет, Олесик, - ответил дедушка – Если ты выходишь маленькую вишенку, дождешься плодов, посадишь косточку – из нее вырастет внучка старой вишни.

Олесь задумался. В его глазах дедушка увидел нежность и тревогу.

-Я выращу внучку старой вишни, - сказал мальчик.

                      В.Сухомлинский

·Почему в глазах мальчика была нежность и тревога?

·Какое обещание дал Олесик дедушке?

·Тем, кто дал обещание, можно сказать:

Сказал, как узлом завязал.

Взявшись за гуж, не говори, что не дюж.

Как вы понимаете эти поговорки? (Обязательно нужно выполнить обещание; трудно, но нужно выполнить обещание).

·Пришла в группу новая девочка. Села на стул и сидит. Что же нужно сделать?

Послушайте стихотворение поэта Н.Найденовой об этом.

Девочка новая в детском саду.

К девочке новой сейчас подойду.

-Зачем ты в сторонке? Ведь скучно одной.

Вот наши игрушки, вот слон заводной.

·Тебе хочется построить большой красивый замок. Как ты предложишь товарищам строить вместе с тобой?

·Ты принес в группу машинку. Показал Саше и Сереже. Им тоже захотелось поиграть в нее. Как ты поступишь?

БЕСЕДА

О ХОРОШИХ ПОСТУПКАХ

ГДЕ ЛЕЖАЛО «СПАСИБО»?

За ночь выросли сугробы

В парке, во дворе, в саду,

Пробираясь еле-еле,

Я по улице иду.

И налево погляжу я,

И направо погляжу:

-Это кто ж там снег сгребает?-

Самого себя спрошу.

Это бабушка – соседка.

Надо бабушке помочь!

У нее беру лопату,

Я помочь всегда не прочь!

Все очистил?

От работы

У меня лицо горит.

Улыбнулась мне старушка

И «спасибо»! говорит.

Мне приятно слышать это,

Ведь порядком я устал…

Вот и вышло, что «спасибо»

Я под снегом отыскал.

                   Р.Тимершин

·Почему мальчик сказал, что он «спасибо» под снегом отыскал?

·Какую пословицу можно сказать такому мальчику?

·Как вы думаете, трудно ли заслужить от взрослых слово «спасибо»?

·За что вам взрослые могут сказать «спасибо»?

·Ты поел. Что ты сделаешь? Что ты должен сказать?

·У тебя развязалась лента. Алена подошла к тебе и завязала ее. Что ты должна сказать?

·Мальчики, вы сидите за столом и кушаете. Вдруг у Маши упала на пол ложка. Как вы поступите? Что вы ей скажете? Что скажет вам Маша?

·Четыре мальчика сидят за столом. Они обедают. Коля просит у Кости дать ему кусок хлеба. Как они будут поступать? Что друг другу скажут?

·Два мальчика. Они играют. Один нечаянно толкнул своего товарища. Как они должны поступать?

·Воспитатель попросил тебя отнести книгу в другую группу Анне Ивановне. Как ты это сделаешь? Что скажет воспитатель?

БЕСЕДА

О ЧЕСТНОСТИ

ЭТО Я ВИНОВАТ

Юра очень любит свою маленькую сестренку Юлю. Он никогда не обижает ее, помогает во всем и всегда выручает в беде.

Один раз Юле захотелось попробовать варенья. Полезла она ложкой в варенье и случайно толкнула банку. Банка разбилась, а варенье вылилось на пол.

Пришла тетя Рая и спрашивает:

-А ну сознавайтесь, кто из вас варенье разбил?

-Это я виноват, - сказал Юра.

А Юля посмотрела на тетю Раю и заплакала.

              Из книги Л.П.Успенский, Н.Б.Успенского

«Учись говорить правильно»

·Почему Юра сказал тете Рае неправду?

·Можно ли считать его поступок правильным?

·Почему заплакала Юля?

·Как вы думаете, наказала ли тетя Рая детей?

·Послушайте шутку про лживого мальчика:

-Ты конфеты съел?

-Нет, не я.

-А вкусные были?

-Очень.

Про лживых людей в русском народе говорят:

Раз солгал – навек лгуном стал.

Соврешь – не помрешь, да вперед не поверят.

У лжи короткие ножки.

·Ты увидел, что мальчик из твоей группы обидел малыша. Как ты поступишь?

·Подрались два мальчика из твоей группы. Что ты будешь делать?

·У тебя укатился мяч. Юра поднял и бросил его тебе. Что ты скажешь Юре?

·Поссорились в группе два мальчика. Когда за Сережей пришла мама, Андрей выбежал из группы и говорит: «Мы с Сережей больше не дружим». Он плохой».

Правильно ли поступил мальчик?

Можно ли Андрея назвать другом Сергея.

БЕСЕДА

О СПРАВЕДЛИВОСТИ

ВОВА И ВАЛЮШКА

Выбегает Вова Воронов из ворот. А навстречу ему маленькая Валюшка с ведерком. Столкнулись Вова и Валюшка. Оба упали. Валюшка заплакала, а Вова взял ее за руки, помог подняться, подал ведерко.

-Не плачь, говорит, - это я виноват.

Вытерла Валюшка слезы, улыбнулась и отвечает Вове:

-Нет, это я сама виновата. Я всегда у всех под ногами верчусь.

Из книги Л.П.Успенский, Н.Б.Успенского

«Учись говорить правильно»

·Виноват ли кто-нибудь из детей?

·Почему Валюшка улыбнулась Вове?

*

Я НЕ ПЛАЧУ

Мама сильно рассердилась,

Без меня пошла в кино.

Жалко мне, что так случилось,

Но не плачу все равно.

Я за шалости наказан,

Справедливо, может быть,

Только я прощенья сразу

Не решался попросить.

А теперь сказал бы маме:

«Ну прости, в последний раз!...»

Я не плачу, слезы сами,

Сами катятся из глаз.

            Г.Ладонщиков

·Как вы просите прощение, если провинились?

·Если вы пообещали не делать что-то, то нужно слово сдерживать. Послушайте русские поговорки об этом:

Дал слово – держись.

Один раз солгал, другой раз не поверят.

·Все дети рисуют. Тебе нужно, чтобы к тебе подошел воспитатель.

Как ты его позовешь?

·После обеда все дети заснули. А тебе не хочется спать.

Как ты поступишь?

·После сна Маша оделась очень быстро и решила помочь Гале, которая была в другой стороне спальни. Но на ее пути были Гена и Лена.

Что должна сказать им девочка, чтобы они уступили ей дорогу?

·Звонит дома телефон. Взрослых дома нет.

Как ты поступишь, что скажешь, как скажешь?

Что ты сделаешь после того, когда придут взрослые?

БЕСЕДА

О СПРАВЕДЛИВОСТИ

ЛИШНИЙ

Окапывали вишни.

Сергей сказал: Я лишний.

Пять деревьев, пять ребят,

Я напрасно вышел в сад.

А как поспели вишни,

Бежит Сережа в сад.

Ну нет, теперь ты лишний, -

Ребята говорят.

                  А.Барто

·Справедливо ли  поступили дети?

·Какую пословицу вы могли бы сказать Сергею?

·Хороший ли Сергей товарищ?

·Послушайте поговорку:

«На чужой каравай рот не разевай,

А пораньше вставай да свой затевай».

Подходит ли она к поступкам Сергея?

Про таких, как Сергей, еще говорят:

Плохие товарищи – вещь опасная.

·Лена жила с массой, папой и бабушкой. Накануне праздника 8 Марта она по очереди подходила к ним и спрашивала: «А что ты мне завтра подаришь?»

Правильно ли Лена поступала?

·Вова играл в мяч. Мяч попал в лужу и обрызгал детей.

Мальчик достал мячик из лужи и пошел снова в него играть.

Правильно ли поступил мальчик?

Что он должен был сказать?

Что он должен был сделать?

·У тебя не получается застегнуть на сапогах молнию.

Как ты обратишься за помощью к подруге? К воспитателю? Что и как ты скажешь?

·Тебе мама купила новую интересную книгу. Ты об этом рассказала воспитателю. Она попросила тебя принести книжку, чтобы почитать всем детям. Но ты забыла книгу дома.

Как ты об этом скажешь воспитателю и что ты ей пообещаешь?

·Ты увидел, что твой товарищ обидел малыша.

Что ты сделаешь? Что ты ему скажешь? Что ты  скажешь малышу?

БЕСЕДА

О ВНИМАТЕЛЬНОСТИ

КУБИК НА КУБИК

Маша ставит кубик на кубик, кубик на кубик. Построила высокую башню. Прибежал Миша:

-Дай башню!

-Не дам!

-Дай хоть кубик!

-Один кубичек возьми.

Миша протянул руку – и хвать самый нижний кубик! И вмиг – трах-рара-рах! – вся Машина башня развалилась.

Я.Тайц

·Что бы вы сказали Мише, если бы он был в вашей группе?

·Как бы вы помогли Маше?

·Про таких, как Миша, есть пословица:

Сам не ест и другим не дает.

(Сам не ам, и другим не дам).

*

ПОМОГ ЛИ ЯША ТЕТЕ МАЙЕ?

Достает как-то тетя Майя швейную машинку, чтобы сшить Яше майку.

-Ну-ка, Яшенька, помоги мне, дай-ка вон тот синий кусок материи, - просит она.

-Тетя Майя, а я уже из него вырезал майку.

Посмотрела тетя Майя и ахнула: от материи остались одни лоскутки.

-Тетя Майя, не сердись, я хотел, чтобы майка сшилась поскорее, - оправдывается Яша.

Из книги Л.П.Успенский, Н.Б.Успенского

«Учись говорить правильно»

·А как ты думаешь, помог тете Майе Яша или нет?

·Можно ли Яше сказать пословицу:

Дело мастера боится.

·Во время завтрака Галина Николаевна, видя, что девочка быстро съела кашу, предложила ей добавки.

Девочка ответила: «Не надо».

А что бы ответили вы?

·Ты пришел в группу. Дети играют. Тебе тоже хочется с ними поиграть.

Что ты сделаешь? Что ты им скажешь?

·твой товарищ долго болел и не ходил в детский сад. Но вот он пришел.

Что ты ему скажешь?

О чем ты расскажешь ему?

БЕСЕДА

О ДРУЖБЕ

УРОК ДРУЖБЫ

Жили два воробья: Чик и Чирик. Однажды бабушка принесла Чику пшено. Целый ящик. Но Чик ничего не сказал своему другу Чирику. Сам съел все пшено. Только десять зернышек упало на землю. Чирик нашел эти зернышки и пошел к Чику.

-Чик, я нашел десять зернышек. Давай разделим поровну.

-Не надо, - сказал Чик. –Ты нашел, ты и съешь.

-Но мы же с тобой друзья, -сказал Чирик.

Чику стало стыдно. Ведь он не дал Чирику ни одного зернышка.

Взял Чик пять зернышек и сказал своему другу:

-Спасибо, Чирик, за зернышки и за урок.

По М.Пляцковскому

·О каком уроке говорил Чик?

·Можно ли Чика назвать другом Чирика?

*

ЯБЛОКО

Яблоко спелое, красное, сладкое,

Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою,

Яблоко я пополам разломаю,

Яблоко с другом своим разделю.

                               Я.Ким

·Какая разница между теми произведениями, которые я вам прочитала?

·Всегда ли вы готовы поделиться с другом?

-Давайте поиграем в ситуации.

·За Катей пришла бабушка. Катя, одеваясь, говорит: «Я с Наташкой Ивановой больше не дружу. Она меня назвала Катькой».

Почему Катя не может обижаться на Наташу?

Что она должна сделать?

·Воспитатель входит в группу и говорит: «Юра, за тобой сегодня пришел папа. Он в раздевалке». Обрадованный мальчик бросил машинку, не убрал кубики, с которыми играл, крикнул: «Ого, папа пришел», - и выбежал из группы.

Какие ошибки допустил мальчик?

Как бы он должен был поступить?

Как поступаете вы, когда за вами приходят родители?

·Тебе мама подарила игрушку. Ты об этом хочешь рассказать товарищу по телефону.

(Ставятся два стула спинка к спинке. На них садятся два ребенка с телефонами. У одного игрушка. Он звонит своему товарищу и рассказывает о том, какую игрушку ему подарила мама).

-Не забудьте, как нужно приветствовать друг друга, как нужно прощаться.

БЕСЕДА

О НАСТОЯЩЕЙ ДРУЖБЕ

ДВА ТОВАРИЩА

Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было нечего – он упал наземь и притворился мертвым. Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал. Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый и отошел. Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется: «Ну, что, - говорит, - медведь тебе на ухо говорил?»

-А он мне сказал, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают.

Л.Толстой

·Тех, кто бросает товарища в беде, называют предателями. Таких никто не уважает. Можно ли назвать мальчиков хорошими товарищами – друзьями?

·Послушайте новые пословицы о дружбе:

Сам пропадай, а товарища выручай.

Друг за дружку держаться – ничего не бояться.

Дружба в делах помощница.

·В группу пришел новый помощник воспитателя.

Воспитатель Галина Николаевна представила ее детям: «Дети, познакомьтесь, это Раиса Григорьевна». Но Маша пришла в группу позднее и не слышала этого. Она подошла к помощнику воспитателя, которая раскладывала завтрак, дернула ее за халат и спросила: «Как тебя зовут?» Помощница воспитателя очень удивилась и говорит: «Раиса Григорьевна».

Почему удивилась женщина?

Какие ошибки допустила Маша?

·Рома занозил палец. Он у него распух и очень болел. Екатерина Ивановна (медсестра) перебинтовала ему палец и говорит: «Постарайся не мочить руку».

Рома в этот день был дежурным по уголку природы. Он подошел к воспитателю и говорит: «Я не могу дежурить, Екатерина Ивановна не велела мне мочить руку».

Галина Николаевна говорит: «Попроси кого-нибудь из товарищей, чтобы они подежурили за тебя, а когда палец пройдет, ты подежуришь за них».

Как Рома должен попросить товарища подежурить вместо него?

БЕСЕДА

О ДОБРОМ ПОСТУПКЕ

КАК АРТЕМКА КОТЕНКА СПАС

Один раз мама пошла в магазин, купить хлеба и молока. И взяла с собой Артемку. Когда они подошли к магазину, то увидели, что из машины выгружают хлеб.

Подошел еще народ, и все смотрели, как ловко рабочие носят хлеб в булочную.

Но вот дверцы машины захлопнулись, и шофер сел за руль. Один момент – и мотор заработал.

И вдруг Артемка вырвался у мамы, побежал к машине и встал прямо перед радиатором.

-Нельзя ехать!- закричал он.

Мама испугалась, схватила Артемку и прижала к себе. А шофер вылез из кабины и подошел к Артемке: он понял – произошло что-то неладное.

-Там котик сидит под машиной, - сказал Артемка.

-Какой котик? – спросил шофер.

-Черный, черный. Вон там, - и Артемка показал на машину.

Люди посмотрели, и правда: прямо под передним колесом сидел черный, как уголек, котенок.

Шофер осторожно достал котенка из-под машины и дал его Артемке.

А мама сказала:

-Пусть котенок живет у нас.

И все люди сказали:

-Какой хороший мальчик! Он спас котенка. Пусть котенок теперь живет у мальчика.

А.Седугин

·Может ли мама гордиться своим сыном?

·Можно ли поступок мальчика назвать героическим?

·У девочки упал носовой платок. Что ты сделаешь?

(Поднимать платок нельзя, этого этикет не предполагает по гигиеническим причинам; нужно сказать человеку, что у него упал платок, а он сам его должен поднять и поблагодарить).

·У девочки не получается застегнуть молнию на куртке. Рядом другая девочка одевается. Воспитатель помогает мальчику застегнуть сапоги.

Покажите, как поступит девочка.

БЕСЕДА

О «ВОЛШЕБНЫХ СЛОВАХ»

ВОЛШЕБНОЕ СЛОВО

Маленький старичок с длинной бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке.

-Подвиньтесь, - сказал ему Павлик и подсел на край.

Старик подвинулся и, взглянув на красное, сердитое лицо мальчика, сказал:

-С тобой что-то случилось?

-Ну и ладно, а вам-то что? – покосился на него Павлик.

-Мне ничего. А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то…

-Еще бы! – сердито буркнул мальчик – Я скоро совсем убегу из дому.

-Убежишь?

-Убегу. Из-за Ленки убегу. – Павлик сжал кулаки. – Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько! Ни одной краски не дает. А у самой сколько?

-Не дает? Ну, из-за этого сбегать не стоит.

-Не только из-за этого. Бабушка за одну морковку из кухни меня прогнала….прямо тряпкой…

Павлик засопел от обиды.

-Пустяки! – сказал старик. – Один поругает, другой пожалеет.

-Никто меня не жалеет! – крикнул Павлик. – Брат на лодке едет кататься, а меня не берет. Я ему говорю: «Возьми лучше, все равно от тебя не отстану, весла стащу, сам в лодку залезу!».

Павлик стукнул кулаком по скамейке. И вдруг замолчал.

-Что же, не берет тебя брат?

-А почему вы все спрашиваете?

Старик разгладил длинную бороду:

-Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово… Павлик раскрыл рот.

-Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому,  с кем говоришь. Помни – тихим голосом, глядя прямо в глаза…

-А какое слово?

Старик наклонился к самому уху мальчика. Мягкая борода его коснулась павликовой щеки. Он прошептал что-то и громко добавил:

-Это волшебное слово. Но не забудь, как нужно говорить.

-Я попробую, - усмехнулся Павлик, - я сейчас же попробую.

Он вскочил и побежал домой.

Лена сидела за столом и рисовала. Краски – зеленые, синие, красные – лежали перед ней. Увидев Павлика, она сейчас же сгребла их в кучу и накрыла рукой.

-Обманул старик! – с досадой подумал мальчик. – Разве такая поймет волшебное слово!

Павлик боком подошел к сестре и потянул ее за рукав. Сестра оглянулась. Тогда, глядя ей в глаза, тихим голосом мальчик сказал:

-Лена, дай мне одну краску…пожалуйста…

Лена широко раскрыла глаза. Пальцы ее разжались, и, снимая руку со стола, она смущенно пробормотала:

-Ка-кую тебе?

-Мне синюю, - робко сказал Павлик.

Он взял краску, подержал ее в руках, походил с ней по комнате и отдал сестре. Ему не нужна была краска. Он думал теперь только о волшебном слове.

-Пойду к бабушке. Она как раз стряпает. Прогонит или нет?

Павлик отворил дверь в кухню. Старушка снимала с противня горячие пирожки. Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе красное морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал:

-Дай мне кусочек пирожка…пожалуйста.

Бабушка выпрямилась.

Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке…

-Горяченького…горяченького захотел, голубчик мой! – приговаривала она, выбирая самый лучший, румяный пирожок.

Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал ее в обе щеки.

-Волшебник! Волшебник! – повторял он про себя, вспоминая старика.

За обедом Павлик сидел притихший и прислушивался к каждому слову брата.

Когда брат сказал, что поедет кататься на лодке, Павлик положил руку на его плечо и тихо попросил:

-Возьми меня, пожалуйста.

За столом сразу все замолчали. Брат поднял брови и усмехнулся.

-Возьми его, - вдруг сказала сестра. – Что тебе стоит!

-Ну, отчего же не взять? – улыбнулась бабушка. – Конечно, возьми.

-Пожалуйста, - повторил Павлик.

Брат громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил ему волосы.

-Эх ты, путешественник! Ну ладно, собирайся!

-Помогло! Опять помогло!

Павлик выскочил из-за стола и побежал на улицу. Но в сквере уже не было старика. Скамейка была пуста, и только на песке остались начерченные зонтиком непонятные знаки.

В.Осеева

·Каким был мальчик до встречи со стариком?

·Какое «чудо» совершил старик? Был ли действительно старик волшебником?

·Расскажите, как правильно, вежливо нужно обращаться к людям.

·Послушайте, какие пословицы есть про добрые, вежливые слова:

Доброе слово сказать, что дождь в засуху.

Доброе слово сказать – посошок в руку дать.

С добрым словом и черная корка сдобой пахнет.

Эти пословицы можно говорить и тогда, когда человек другому говорит о чем-то очень хорошем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

БЕСЕДЫ-ЗАНЯТИЯ С ДОШКОЛЬНИКАМИ ОБ ЭТИКЕ ПОВЕДЕНИЯ «ОЧЕНЬ ВАЖНЫЙ РАЗГОВОР»

БЕСЕДЫ-ЗАНЯТИЯС ДОШКОЛЬНИКАМИОБ ЭТИКЕ ПОВЕДЕНИЯ «ОЧЕНЬ ВАЖНЫЙ РАЗГОВОР»...

Родительское собрание в подготовительной группе "Очень важный разговор"

Проведено с целью повышения уровня компетентности родителей в вопросах нравственного воспитания детей...

ПРОЕКТ 03.2014 г. - 04.2015 г. - методическая разработка - «ВАЖНЫЙ РАЗГОВОР». Кукольный спектакль для старшего дошкольного возраста.

ПРОЕКТ - МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА:"ТЕАТРАЛЬНО - ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ".Разработка сценария и кукольной атрибутики ЛАУРЕАТ.  3 открытого конкурса 2015 г.«Твои друзья ку...

Работа с родителями : беседа за круглым столом тема:" Очень важный разговор."

Цель: Активазировать роль родителей в воспитании ребенка. Разработать совместную  тактику:  " Профилактику плохого поведения детей"....

Сборник этических бесед "Очень важный разговор"

Данный материал поможет поможет педагогам, родителям дать детям представление об искусстве человеческих взаимоотношений, сформируют эмоционально-мотивационные установки по отношению к сее, окружающим,...

Развлечение (в группе) к Дню матери "Очень важный разговор"

Поздравление детьми мам с праздником...