План кружковой работы "Былина" казачьей направленности для детей 5-6 лет
рабочая программа (старшая группа) на тему

Маркова Ольга Михайловна

Программа направлена на духовно-нравственное воспитатние дошкольников через ознакомление с народным творчеством  и традициями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_novyy.docx34.96 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад «Василек»  с. Енотаевка»  «Енотаевский район»

ПЛАН

работы кружка «Былина»

 старшей группы «Теремок»

на 2015-2016 учебный год

воспитатель

Маркова Ольга Михайловна

C:\Users\ASUS\Desktop\images.jpg

Содержание программы

        сентябрь

Тема: « Кто мы, откуда. Где наши корни» - развивать у детей коммуникативные умения; расширять представление о семье, учить ориентироваться в родственных отношениях, прививать любовь к родственникам.

Тема: « Древняя Русь» - продолжать знакомить детей с историей нашей Родины, откуда пошло название нашей Родины. На примере былин, легенд показать красоту, мудрость, силу и смелость русского народа.

Тема: « Россия – Родина моя» - формирование патриотических чувств, закрепление знаний государственных символов страны, формирование простейших географических представлений о стране.

Тема: « Наши предки – славяне» - расширять знания детей об истории нашей страны, познакомить с жизнью, обычаями, занятиями наших предков.

октябрь

Тема: «Жизнь, традиции и обычаи кубанских казаков» - донести до сознания детей принадлежность к славному роду казачьему.

Тема: « Возрождение казачества в Астрахани» - рассказать детям, что история астраханского казачества – неиссякаемый источник силы, мужества, верности, поэтому люди вновь обратились к нему; что любовь к родному краю, к Волге дает силу человеку, живущему на астраханской земле.

Тема: « Как воспитывали казака» - дать детям знания о том, как воспитывали в казачьей семье девочек и мальчиков, почему давалось разное воспитание, какая цель преследовалась.

Тема: «Рыцарская жизнь казаков» - дать понять детям, что казаки с малолетства в занятиях, в отдыхе, в забавах всегда являются воинами. Воспитывать у детей умение слышать колорит речи астраханских казаков.

ноябрь

Тема: « Военные походы» - продолжать пополнять знания детей об истории донского казачества. Дать понятие, что звание мирного

земледельца было соединено со званием воина; что люди часто от плуга переходили к выполнению воинского долга, а, оставив службу, нередко снова становились за плуг, оставаясь воинами, в каждую минуту готовыми сесть на своего боевого коня и выехать в поле в полном вооружении.

Тема: « Казаки – люди вольные» - дать детям понятие о казачьей вольнице. Где эти люди селились и почему. Кого принимали в казаки. Какие были у казаков заповеди.

Тема: « На казачьем кругу» - продолжать пополнять знания детей об истории донского казачества. Дать понятие «казачий круг» ( что это такое, какие вопросы решались ). Познакомить с символами казачьей доблести: бунчук, булава, насека. Рассказать детям о печати Войска Донского.

Тема: « Столица казачества город  Астрахань» - познакомить детей с главным городом астраханских казаков.

Декабрь

 Тема: « Покров – первое зазимье» - знакомство с праздником Покрова, с приметами этого дня, традициями, обрядами.

Тема: «Языческие праздники ( Святки, Новый год ) – раскрыть нравственные основы казачьей культуры как культуры русской национальной, богатства народа.

Тема: « Рождество Христово» - формирование у детей целостного представления о православии, как части русской культуры, его богатстве, красоте праздников.

Январь

Тема: « Крещение» - продолжать формировать у детей целостное представление о православии. «Благовещенье – птиц на волю отпущенье» - знакомство с приметами этого дня, с обычаем отпускать птиц на волю.

Тема: « К худой голове своего ума не приставишь», беседа об уме и глупости – показать детям значение знаний, пословицы, поговорки.

Тема: «Живет в народе песня» - знакомить детей с казачьими песнями, учить видеть красоту казачьих напевов.

февраль

Тема: «На героя и слава бежит» - беседа о героях-казаках, старинном оружии.

Тема: «Сердце матери лучше солнца греет» - этическая беседа об отношении казаков к женщине-матери с включением народных легенд, пословиц, поговорок.

Тема: «Шутку шутить – людей насмешить» - беседа о народном казачьем юморе.

Тема: « Масленица» - расширить знания о традициях, праздниках казачества 

                                                    март

Тема: «Золотые имена» - рассказ о выдающихся людях астраханского казачества.

Тема: «Человек без Родины, что соловей без песни» - беседа о прошлом и настоящем донского края.

Тема: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» - знакомство с архитектурой Астраханского собора.

Тема: «Казачий быт» - через изучение истории жизни быта казачьих станиц, помочь детям познать наш мир сегодня, сравнить с прошлым.

Апрель

Тема: «Казачий курень» - углубить знания о быте казаков, познакомить с казачьей избой – куренем.

Тема: «Казачья утварь» - мебель, посуда – знакомить с мебелью в казачьем курене, посудой и другими предметами быта и обихода.

Тема: «Казачий костюм» - изучить разнообразие одежды, дать понять значение символики в жизни казачества.

Тема: «Пасха, Красная горка» - познакомить детей с главным праздником православных христиан, традиции, обряды.

май

Тема: «Казачья кухня» - знакомить детей с традициями казачьей кухни, правильном рациональном питании.

Тема: «Народная медицина» - познакомить детей со средствами народной медицины ( лекарства, травы, заговоры и т. д. )

Тема: «Мировозрение ( развитие знаний о природе)» - познакомить детей с религиозным мировозрением наших предков, о развитии их знаний о природе.

Тема: «Культура общения в семье и обществе» - формировать у детей общее представление о культуре казачества, ее богатстве.

В течении года …

Конкурсы

- «Дед, батя и я – казачья семья»

- «Любо, казачка»     - доставить детям удовольствие от общения со сверстниками, закреплять знания о жизни казачества.

Праздники

- «Казачья ярмарка»

- «Казачьи посиделки»   - вызвать у детей чувство эмоциональной радости от соприкосновения с культурой и историей казачества.

Актуальность.

Важной задачей воспитания подрастающего поколения всегда было и остается воспитание патриотизма и гражданственности, так как именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Источником патриотического воспитания дошкольников является естественная среда его жизнедеятельности. Это «малая Родина»: социальная и природная сфера края, станицы, отдельные страницы истории и культуры. Культурные традиции своего народа, как мать и отец, должны стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
В настоящее время есть много различных программ, которые построены на приобщении детей к русскому народному творчеству к культурным традициям – это программы: «Оберег», «Истоки», «Горенка», «Гусельки». Наша Родина – это Астрахань. Каждый человек должен знать, понимать и ценить свое прошлое, свою историю малой Родины, так как без прошлого нет будущего. В этом году, я решила познакомить детей глубже с историей казачьего края, нашей станицы. В настоящее время проблема приобщения детей к культуре наших предков не получила достаточного отражения в научных исследованиях. Созданием системы изучения национально — регионального компонента в дошкольном образовательном учреждении является одним из направлений совершенствования патриотического воспитания маленьких казачат.
Возрождение историко — культурного наследия играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Региональная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры. В связи с этим особенно остро встает вопрос о необходимости глубокого использования национально — региональных факторов в воспитании детей.
Появилась необходимость разработать, обосновать и экспериментально проверить содержание, формы, методы и условия формирования нравственного отношения к малой Родине, ее культурным ценностям.
Формирование любви к малой Родине, через ознакомление детей дошкольного возраста с историей, народно-прикладным искусством и фольклором станет эффективнее, если систематически
 и планомерно осуществлять процесс ознакомления детей с предметами и явлениями окружающей действительности — природой, произведениями искусства, фольклором, историей, традициями, обрядами, народно-прикладным искусством Кубани.
Выбрав это направление в своей работе, я преследовала единственную цель: познакомить детей с историей, культурой, традициями, обрядами и фольклором Астрахани и своей станицы, поставив перед собой следующие задачи:
¬ Воспитывать добрые чувства и интерес к своей малой Родине.
¬ Воспитывать желание познавать и возродить лучшие традиции казачества.
¬ Познакомить с историческим прошлым родного края, станицы на материале архивов, легенд, преданий экспонатов музея, рассказов старожилов.
¬ Познакомить с культурным наследием Астрахани (языком, фольклором, обычаями, обрядами).
¬ Знакомство с астраханским народным костюмом.
¬ Разучить с детьми астраханские песни, на астраханском говоре и современных авторов.
¬ Познакомить с пословицами, поговорками, загадками Астрахани.
¬ Воспитывать желание познавать и возрождать лучше традиции казачества.
Формирование у детей устойчивого интереса к астраханским народным традициям, обрядам и развитие музыкальных и творческих способностей закрепляется через различные формы народного фольклора.
Собранный материал помогает воспитанию детей в духе родной астраханской культуры, а основой активного участия является совместная творческая деятельность взрослых и детей.
Пока жив астраханский народный фольклор, дети никогда не забудут своего прошлого, своей истории и свои знания передадут своим детям.
Работая в детском саду, я решила, что знакомство с фольклором будет интересно и полезно детям дошкольного возраста. Они должны знать прошлое своего народа.
Дети очень любят петь  народные песни. Самая сложная работа – это разучивание песен. Детям очень сложно выговаривать некоторые слова. Поколение меняется, стариков, которые говорят на том или ином  диалекте, становится все меньше, дети такую речь слышат реже и поэтому разучивание песен затрудняется, но дети с большим интересом и желанием преодолевают это препятствие, вместе со мной радуются результатам.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа направлена на духовно — нравственное воспитание дошкольников через ознакомление с народным творчеством и традициями.
Духовно — нравственное становление детей есть важнейшая составляющая развития общества, государства; выражением государственной политики в области воспитания стали сформулированные в Законе Российской Федерации «Об образовании» принципы гуманистического характера образования. Определение конкретных целей и задач воспитания, моделирование воспитательного пространства в целях обеспечения самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; взаимодействие семьи и педагогического коллектива образовательных учреждений составляют основу такой политики.
Организация разнообразных форм работы по духовно – нравственному воспитанию является важнейшим направлением реализации принципов государственной политики России в сфере образования. Программа кружка ориентирована на обновление содержания и структуры воспитания на основе отечественных и региональных традиций и опыта через организацию дополнительного образования с детьми старшего дошкольного возраста.
Программа дополнительного образования дошкольного фольклорного кружка составлена на основе обязательного минимума содержания по музыкальному развитию детей дошкольного возраста федерального компонента государственного стандарта, примерной программы дошкольного образования Л.М.Васильевой с учётом программы авторов О.Л.Князевой и М.Д.Маханёвой “Приобщение детей к истокам русской народной культуры», рекомендованной Министерством образования Российской Федерации.

 Главная задача кружка состоит в том, чтобы помочь ребёнку развиваться как уникальному существу, проявляющему свой творческий потенциал, выбирающему при этом оптимальные виды деятельности.. В программе определены пути решения задач нравственного воспитания: уважительное отношение педагога к каждому ребёнку, эмоционально – позитивное общение дошкольников.
Народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение. В соединение этих трёх компонентов образуется гармоничный синтез, достигающий большой силы эмоционального воздействия. Что позволяет комплексно подойти к проблеме социально — нравственного воспитания дошкольников решать коммуникативные и речевые проблемы. А также, фольклор – одно из действенных методов воспитания, таящее в себе огромные дидактические возможности. Народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение.
Познавая, творчески осваивая опыт прошлых поколений, дети не только изучают его, но и реализуют полученные знания в повседневной жизни.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
Способствовать духовно – нравственному развитию личности ребенка, обладающей чувством национальной гордости, любви к Отечеству, своему народу через ознакомление с народным творчеством и традициями.

Задачи программы:
Образовательные:

¬ Знакомить детей с русским народным, астраханским поэтическим и музыкальным творчеством, традиционными праздниками;
¬ Формировать исполнительские навыки в области пения, музицирования, движения;
¬ Учить понимать роль семьи, своё место в семье, воспитывать будущих хозяина (хозяйку), мужа (жену).

Воспитательные:
¬ Формировать социально-нравственное, психическое здоровье детей;
¬ Создавать условия для проявления детьми любви к родной земле, уважения к традициям своего народа и людям труда;
¬ Воспитывать в детях толерантность.

Развивающие:
¬ Развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей;
¬ Развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;
¬ Развивать музыкальные способности: чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления;
¬ Использовать малые формы фольклора для развития речи у детей;
¬ Развивать коммуникативные качества детей посредством народных танцев, игр, забав.

Методические приемы:
¬ наглядный, словесный, практический;
¬ беседы с детьми;
¬ наблюдение за природой;
¬ слушание русских народных песен, сказок;
¬ инсценировки песен и малых фольклорных форм;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План кружковой работы «Грамотейка» для детей подготовительной группы

Прекрасна речь, когда она как ручеекБежит среди камней чиста,  нетороплива.И ты готов внимать ее потокИ восклицать: О! Как же ты красива!...

Календарный план кружковой работы по обучению детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы.

«Шахматная игра – не просто праздноеразвлечение.  С ее помощью можно приобрести или укрепить в себе ряд очень ценных качеств ума, полезных в человеческой жизни». Бенджамин Франклин...

Тематический план работы по направлением развития детей ДО

Материал предназначен для воспитателей ДОО...

Перспективный план по приоритетному направлению «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с пожарною безопасностью»

Перспективнй план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с пожарной безопасностью....

Учебный план групп компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР) Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 47 «Веселинка» города Димитровграда Ульяновской области на 2020-2021 учебный год

Обязательная часть основана на:1. Коррекционной программе «Примерная адаптированная образовательная программа для детей с 3 до 7 лет, имеющих тяжелые нарушения речи» (под ред. Л.В. Лопатин...

План кружковой работы, направленный развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения технике «Оригами»

План кружковой работы, направленный развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения технике «Оригами»...