Главные вкладки

    Театрализация как средство развития диалогической речи
    материал (подготовительная группа) на тему

    Татьяна Петровна Шпехт

    Решение задач патриотического воспитания возможно лишь во взаимодействии с семьей, под которым мы понимаем обмен мыслями, чувствами, переживаниями.

    К современным подходам взаимодействия ДОУ и семьи относятся отношение к родителям как к партнерам и вовлечение их в жизнь детского сада.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Разнообразные формы и методы работы с родителями

    по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников

    воспитатель высшей

     квалификационной категории

    Шпехт Т.П.

    В настоящее время задачи патриотического воспитания ориентированы на семью. Семья – источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта. В ней ребенок получает уроки нравственности, закладываются жизненные позиции. Семейное воспитание носит эмоциональный, интимный характер, оно основано на любви и привязанности. Не случайно основная задача патриотического воспитания – воспитание любви к родителям, близким, дому, детскому саду, малой родине.

    Решение задач патриотического воспитания возможно лишь во взаимодействии с семьей, под которым мы понимаем обмен мыслями, чувствами, переживаниями.

    К современным подходам взаимодействия ДОУ и семьи относятся отношение к родителям как к партнерам и вовлечение их в жизнь детского сада.

    Содержание и формы работы с семьей в ДОУ отличаются разнообразием, и не может быть единого стандарта.

    В настоящее время используются всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей, как и уже утвердившиеся в этой области, так и новаторские, нетрадиционные.

    К традиционным формам относятся:

    • День открытых дверей;
    • Беседы;
    • Консультации;
    • Родительские собрания;
    • Родительские конференции;
    • «Круглые столы»;
    • Спортивные праздники;
    • Организация совместной деятельности по благоустройству помещения и территории детского сада;
    • Наглядная педагогическая информация.

    Нетрадиционные формы:

    • Семейные клубы;
    • «Родительская почта»;
    • «Телефон доверия»;
    • Библиотека игр;
    • Кружок «Очумелые ручки»;
    • Вечера вопросов и ответов;
    • Встречи за круглым столом;
    • Интерактивные игры;
    • Тематические акции.

    Анализируя работу по патриотическому воспитанию детей  мы выявили факт недостаточного подключения  родителей к решению данного взгляда. В основном задачи патриотического воспитания решались в разных видах деятельности с детьми. Работа с родителями ограничивалась лишь рамками педагогического просвещения. Мы поставили цель – вовлечь родителей в процесс патриотического воспитания детей с помощью взаимодействия.

    Акцент во взаимодействии с родителями ставится на проведение досуговых форм, поскольку они способствуют установлению доверительного контакта между всеми участниками педагогического процесса. В группе были организованы и проведены досуг «День матери», «Вечер юмора и шуток».

    Традицией стало празднование «Дня рождения детей» с привлечением родителей, которые заранее готовили рассказ о ребенке, приносили его фотографии, старались представить интересные факты из жизни семьи. Создавалась атмосфера общности интересов взрослых и детей.

    Традиционно каждой осенью в нашем детском саду проводится осеняя ярмарка и выставка «Дары осени», а зимой конкурс «Новогодняя игрушка». Родители вместе с детьми являются их активными участниками, лучшие работы отмечаются грамотами. Все это формирует у дошкольников чувство заинтересованности в выполнении общего дела, радость от достигнутого результата.

    Формирование у детей любви к природе родного края, желание беречь ее и защищать, осуществляется в таких видах деятельности, как озеленение территории детского сада, участие в конкурсах на лучшую кормушку для птиц и лучший экологический плакат. Родители проявляют заинтересованность к таким мероприятиям и демонстрируют свои творческие способности.

    Патриотическое воспитание пронизывает все виды детской деятельности в повседневной деятельности и на занятиях. Мы стараемся формировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помочь им осознать себя неотъемлемой частью малой Родины.

    Знакомство дошкольников с родным краем, родным городом – процесс длительный и сложный. Он не может происходить от случая к случаю и, конечно же, здесь невозможно обойтись без участия и помощи родителей. В рамках реализации проекта "Любимый город" (викторина «Знатоки родного города») и родители, и педагоги с интересом наблюдали за тем, как дети с увлечением строили улицу родного города, показывали на макете дома свой «этаж», окна своей квартиры.

    На таких занятиях детям прививается любовь к своей малой Родине – к своему городу, улице, на которой вырос, своему дому. Воспитывая у детей любовь к своему городу, подводим их к пониманию, что их город – частица Родины. Сохранить свой город чистым, зеленым, комфортным для проживания – это долг каждого жителя города.

    Родители приняли активное участие в презентации проекта «Народная игрушка», цель которого обратить внимание на значение фольклора в развитии патриотических чувств, объяснить необходимость формирования у детей представлений о родном крае, традициях русского народа.

    Замечательной практикой в группе стала организация досуговой деятельности на тему «День Защитника Отечества». Традиционно в преддверии этого праздника в группе проводятся спортивно-развлекательные мероприятия, посвященные нашим папам-солдатам и будущим защитникам Отечества. Дети и родители с удовольствием становятся непосредственными участниками спортивных состязаний «Как Баба Яга внука в армию провожала», «А ну-ка мальчики», «Храбрые солдаты», «Буду в армии служить».

    Несомненно, что такие формы работы формируют у детей чувство гордости и уважения к своей стране, ее традициям.

    Каждый год, накануне Дня Победы, в детском саду проводятся мероприятия, посвященные этой знаменательной дате. Наши воспитанники принимали активное участие в подготовке и проведении праздничного концерта для ветеранов и тружеников тыла в доме престарелых.

    Помощь в организации этого мероприятия оказали родители.

    При помощи родителей были закуплены и сформированы подарки для пожилых людей. Дети, совместно с родителями, изготовили книги «Никто не забыт, ничто не забыто», «Я помню, я горжусь».

    Такие формы работы позволяют сформировать у детей чувство гордости за свою страну, армию, уважение к ветеранам ВОВ, прививают желание защищать Родину, быть похожими на сильных, смелых российских воинов.

    Любовь к Родине начинается с семьи, с любви к своим близким. Каждая семья имеет свои традиции, свою историю, свой опыт, передаваемый из поколения к поколению. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеет непреходящее значение для человека в любом возрасте.

    Работая над проектом «Моя семья», дети, совместно с родителями, изготовили семейные гербы, родословные древа, альбом «Наша дружная семья». Совместная деятельность взрослых и детей способствовала их сближению, появлению общих интересов. Общение родителей и детей наполнилось познавательным, эмоционально насыщенным содержанием.

    Каждый год дети нашей группы являются участниками городских конкурсов «Самотлорские роднички» и «Планета детства», «Радуга творчества».

    Родители интересуются результатами конкурсов, успехами своих детей, всегда сопровождают их на конкурс. В нашем детском саду традиционным стал «Конкурс чтецов», проводимый к разным знаменательным датам: «День Матери», «День Защитника Отечества», «День города», «Спасем и сохраним природу».

    Воспитанники нашей группы под руководством инструктора по ФИЗО (Кочергина Н.Г.) ежегодно принимают участие и становятся призерами в городских спортивных соревнованиях. Дети знают, что они отстаивают честь своего детского сада, у них повышается личная самооценка. На этих соревнованиях всегда присутствуют родители, которые болеют за них, поддерживают их.

    К наглядным формам мы относим создание родительских уголков. Большой интерес вызвали рубрики: «Спрашивали - отвечаем», «Это интересно знать». Изготовлены папки-передвижки «Моя семья», фотомонтажи «Из жизни группы», «Мамы всякие нужны…», «Мой папа солдат».

    Известный педагог В.А. Сухомлинский отмечал: "В детстве человек должен пройти эмоциональную школу - школу добрых чувств". Первую школу добрых чувств дети проходят в семье. Ведь семья - это маленький коллектив, основанный на принципах сотрудничества и взаимопомощи, где дети учатся искусству жить среди людей, любить их, ощущая на себе и проявляя к другим внимание и доброе отношение. Чтобы научить детей этому искусству, родители должны показывать своим примером нравственные правила общения  между людьми.

    В нашей группе было проведено нетрадиционное родительское собрание"Урок воспитания". Цель собрания: активизация родительского участия в воспитании нравственно-патриотических чувств детей, развитие умения родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически её оценивать.

    На этом собрании мы постарались донести до родителей мысль о том,

    что нравственно воспитанный человек может быть в той среде, в которой чтят традиции и обычаи поколений, где есть тесная связь между прошлым, настоящим и будущим. Такую возможность человеку может дать только его семья.

    Родителям было предложено рассказать о том, что они, совместно с детьми, изобразили на своих семейных гербах. Все с гордостью рассказывали о своих семьях, о семейных увлечениях, о том, что больше всего ценят в их семье. Воспитательный акцент был направлен на то, что благодаря разработке с детьми семейного герба у молодого поколения будут воспитываться патриотические чувства, появятся знания о геральдике в целом и её особенностях, обогатится словарный запас и будет возможность проявить фантазию, поучаствовать наравне со взрослыми в создании семейной реликвии. Польза такого увлекательного времяпровождения ещё и в глубоком исследовании истории семьи, сборе информации о жизни предков.

    Один из приёмов, направленный на объективность оценки родителями воспитанности своих детей, заключался в следующем: родителям было предложено ответить письменно на вопрос "Каким вы хотите видеть своего ребенка, когда он вырастет?". Родители перечислили много хороших качеств. Затем родителям предложили проанализировать поведение своих детей с помощью фишек. Воспитатель зачитывал правило, а родители выкладывали фишки: красную - если ребёнок выполняет данное правило, желтую - если не всегда, не совсем правильно, синюю - если не выполняет. При помощи такого приёма родители смогли критически оценить поведение своих детей, сделать вывод, над чем ещё следует поработать с детьми.

    Ещё один приём, помогающий передать родителям те неожиданные или интересные знания о ребёнке, которые не могли быть ими получены в семье, это применение ИКТ. При помощи интерактивной доски родители смогли послушать высказывания своих детей на тему "Что такое доброта", "Что значит совершать добрые поступки?". В этом случае помимо внешней цели - знакомство родителей с особенностями ребёнка, проявляющимися в отличающейся от семьи социальной среде, - существует внутренняя цель: сформировать у родителей установку на сотрудничество.

    Мы обратили внимание родителей на то, как важно научить детей искренне радоваться успехам других, чужим удачам. Передавая "свечу радости", стоящему рядом, родители показывали, как они умеют это делать.

    Соединяя лепестки "волшебного" цветка, на котором были написаны "Десять заповедей родителей", участники собрания помогли распуститься нашему "цветку воспитания".

    Обучать взрослых порой гораздо сложнее, нежели детей, а степень такта, чуткости, терпения и профессионализма должна быть та же самая.

    Всем участникам нашего урока воспитания было присвоено почетное звание "Домашний воспитатель" с вручением диплома. В конце собрания предложили родителям посмотреть спектакль, подготовленный детьми.

    Подводя итоги проделанной работе, можно сделать вывод, что родители наших воспитанников стали более осознанно относиться к вопросам нравственно-патриотического воспитания, их участие в жизни группы стало более активным и ощутимым.  

            



    Предварительный просмотр:

    Театрализация как средство развития

     диалогической речи

    Примеры театрализации художественных произведений – сказок, рассказов, стихотворений – это разнообразные приемы пересказа детьми в лицах тех произведений, которые им прочитал воспитатель. Для пересказа в лицах я использую произведения, которые включают разговорную диалогическую речь. Пересказ их даёт возможность совершенствовать разговорную речь детей, в частности интонации обращения, перечисления; речь детей становится и более богатой в эмоциональном отношении – она звучит то радостно, то печально, то жалобно в зависимости от ситуации, в которых находятся персонажи.

    В своей практике пользуюсь следующими приёмами театрализации:

    1) инсценировка-игра;

    2) театрализованное представление (выступление);

    3) кукольный театр.

    В инсценировке-игре, в театральном выступлении, в кукольном театре дети могут принимать участие и как исполнители, и как зрители;

    Инсценировка-игра – это:

    1) дословный пересказ детьми в лицах (по ролям художественного произведения, которое я им читала;

    2) свободный пересказ текста детьми – сюжетно-ролевая игра детей.

    Например, детям прочитана сказка. Дословный пересказ текста выполняю я (ведущий) и дети, которым поручены роли.

    Текст, который должен произносить каждый персонаж, я подсказываю детям: сначала произношу я, а за мной повторяют дети.

    В своей речи на таком занятии детям разрешается отступать от текста сказки. Я поправляю их лишь в том случае, если они отступают от норм литературной разговорной речи в грамматике или лексике; фонетических погрешностей во время игры исправлять не надо.

    Исправлением фонетики надо заняться с ребенком индивидуально, придумав для него другую игру. Например, для того, кто всё ещё не различает [ш] – [с], можно придумать игру «в ветер».

    Театрализованное представление отличается от инсценировки- игры тем, что в нём участвуют дети, знающие наизусть текст художественного произведения, выступают они со специальной целью – развлечь своих товарищей-слушателей (выступают в более младшей группе, к которой они пришли в гости, на праздничном утреннике и т.д.); выступают дети в театральных костюмах (в шапочках-масках, с хвостиками и т.д.)

    Кукольный театр – это различные виды сюжетной «режиссёрской» игры: дети произносят по ролям текст художественного произведения, заставляя одновременно действовать за героев этого произведения обычные игрушки (театр игрушек), петрушек (кукол, надеваемых на пальцы рук), вырезные картинки и т.д.

    Различают следующие формы кукольного театра: а) театр игрушек, б) театр петрушек, «пальчиковый» театр, в) теневой театр, г) настольный плоскостной театр, д) фланелеграф.

    В своей работе над развитием диалогической речи использую разнообразные наглядные  пособия для театрализации художественных произведений:

    1) наборы силуэтов к народным сказкам («Репка», «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь» и др.),  

    2) книжки – театры, со страниц которых вырезаются фигурки персонажей и элементы декорации,

    3) книжки-панорамы («Гуси-лебеди»), в которых при развороте двух страниц некоторые картинки оказываются выдвинутыми на первый план, некоторые детали картинки прикреплены подвижно, и стрелками указанно, в какие стороны они могут двигаться.

    Фланелеграф – это небольшой экран, покрытый простой пушистой тканью (фланелью), и фигурки персонажей сказки, рассказа, стихотворения, к которым с тыловой стороны подклеена та же ткань, что и на экране. Когда такую фигурку прикладывают к экрану, она хорошо держится, легко снимается.

    Перечисленные виды кукольного театра использую как методическое средство, активизирующее речь детей: в старшей группе самостоятельно дети «режиссируют» кукол, вырезанные картинки, охотно говорят за них, тем самым развивая навыки диалогической речи.

    Инсценировка – игра, театрализованное выступление, кукольный театр во всем разнообразии приёмов эффективное средство развития диалогической речи старших дошкольников.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья по теме: театрализация как средство развития речи.

    Роль театрализованных  игр в активизации  речевой деятельности  младших дошкольников. ...

    «Театрализация сказок, как средство развития речи у детей раннего возраста».

    Разработка для развития речи у детей младшего возраста....

    «ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРЯ РЕБЁНКА».

    РАЗВЛЕЧЕНИЕ по сказке «Теремок» во второй младшей группе....

    Статья: «Театрализация как средство развития речевой деятельности дошкольников»

    Дошкольный возраст – уникальный период развития ребенка, это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. Разнообразные детские игры открывают мир дошкольного детства и влияют на развитие...

    Театрализация, как средство развития речи.

    Значение такого вида деятельности, как театрализация в достижении целевых ориентиров согласно ФГОС....

    Театрализация как средство развития речи детей.

    Речь - основа психического развития дошкольников, поэтому одной из главных задач процесса образования является развитие речи....

    городской фестиваль сматр-практик : тема "Театрализация как средство активизации речи у детей с ТНР"

    Опыт работы по театрализации был представлен на городском фестивале "Успешных педагогических практик",...