Консультация для воспитателей "Планы проведения игровых ситуаций с детьми"
методическая разработка (старшая группа) на тему

Мартиросян Людмила Александровна

Планы  проведения игровых ситуаций с детьми                                                

                         Игровая ситуация: «Заболела дочка»  

Основная цель: Побуждать детей к добрым поступкам, отношениям. Формировать желание заботится о другом человеке, проявлять внимание, сочувствие, сострадание, заботу.

Игровой сюжет «Заболела дочка» предполагает  объединение фрагментов таких сюжетно-ролевых игр, как  «Семья», «Больница», «Аптека» и «Магазин».  

Создание ситуации «болезнь одного из членов семьи»  включалет: вызов врача на дом по телефону, обследование больного, покупка лекарства и необходимых продуктов для больной дочки. 

Обсуждаются такие  вопросы, «как  быть, если на покупку лекарства не хватит денег»,  «кто останется ухаживать за больной дочкой», «кто пойдёт на работу, чтобы заработать необходимые деньги», «кто попросит помощи у друзей, родственников» и т.п.).

Ключевой момент- создание благоприятной обстановки в доме для скорейшего выздоровления больного и его лечения:  уход за ним, поддержка,  проявление сочувствия, сострадания,  отзывчивости, сопереживания, милосердия.

Завершающий сюжет: «Праздник по случаю выздоровления больного». Выздоровевший благодарил каждого члена семьи  за заботу, внимание о  нем,  старался отметить  действие каждого члена семьи:  маму, папу, сестру, брата, гостей, а также доктора, аптекаря.  

                                    Игровая ситуация:  «Гости»

Основная цель: закрепить знания и умения сервировки стола, правила поведения за столом, воспитание гостеприимства,  доброжелательного взаимоотношения между участниками игры.   

   Игровой сюжет «Гости» предполагает  подготовку  к приходу гостей.  

Под руководством педагога дети распределяют между собой роли и

обязанности,  занимаются  подготовкой стола и дома к приходу гостей.  Оговариваются  следующие моменты:  кто  займется уборкой квартиры? Кто сходит в магазин за покупками? Кто  будет  готовить? Какие блюда  нужно приготовить? Кто будет накрывать на стол? Что сначала ставится на стол? Кто будет встречать гостей? Как себя должны вести хозяева? А гости? Как правильно вести себя за столом? Что должны сказать гости, вставая из-за стола?   Кто будет убирать со стола? Кто будет мыть посуду?

    К нам гости пришли,

    Дорогие пришли,

    Мы не зря кисель варили,

    Пироги пекли.

    И с капустой пирог,

    И с картошкой пирог.

    А который без начинки —

    Самый вкусный пирог!

 

      Один из  сюжетов игры может быть следующим. Когда «гости» пришли, «хозяева» правильно рассаживают их, предлагают самые удобные места. Во время чаепития гостей занимают интересной беседой, их приветливо угощают: «Кушайте, пожалуйста», «Попробуйте этот пирог», «Не хотите ли еще чаю или сока?».

    После чаепития «хозяева» с помощью воспитателя развлекают гостей коллективными песнями, загадками, подвижными или словесными играми. Все это «хозяева» заранее обсуждают и готовят, распределяя, кто какие развлечения будет проводить.

После проведения игровых сюжетов  оценивались поведение и поступки участников, дети делились своими впечатлениями.  Активно использовалось поощрения  в случаях  проявления детьми нравственных поступков и действий.

 

                        Игровая ситуация:  «Парикмахерская»

Основная цель: Побуждать детей к добрым поступкам, отношениям. Формировать желание заботится о другом человеке, проявлять внимание, сочувствие, сострадание, заботу.

 

Игровой материал. Самоделки, предметы-заменители (разные детали из строительного набора в условной роли: брусок в качестве расчески, цилиндры в качестве флаконов, плоская пластинка, прислоненная к призме, вместо зеркала, призма в качестве машинки, узкий брусок вместо бритвы), некоторые реальные предметы (простынка, зеркало, кисточка, флаконы, расческа), набор специальных игрушек «Детский парикмахер».

В  ходе  проигрывания игрового сюжета  «Парикмахерская» дети   приобщаются  к выполнению  обязанностей  с учетом принятой роли.  Важным моментом является  нравственное воспитание, формирование  уважительного, доброжелательного отношения  друг к другу.

 Дети продумывают:  во сколько начинается рабочий день? С чего начинается рабочий день? Какие инструменты необходимы парикмахеру? В чём должен быть одет парикмахер?  Как нужно обращаться с клиентами?  Что должен делать парикмахер, если клиент затрудняется в выборе прически? Нужно ли  общаться с клиентом? 

      Педагогу не нужно злоупотреблять одновременным введением в игру большого количества реальных предметов. Некоторые из них, например чистую простынку (которой покрывают клиента во время стрижки), педагог может давать всегда, когда бы дети не играли в «парикмахерскую», другие же, например зеркало, кисточку, расческу, — избирательно.

       Если ребенок не знает, как вести себя во время игры, воспитатель спрашивает у него: «Вам подстричь волосы?», «Ножницами или машинкой?», «Нужно побрызгать одеколоном?» и др. После этого просит клиента нагнуть голову, закрыть глаза и т. д.

       Со временем должно происходить видоизменение игры за счет замены игровых предметов, которыми дети оперируют. Потом надо помочь детям развить и обогатить замысел и сюжет игры. Так, стрижка в парикмахерской может подчиняться какой-то определенной цели, например дети подстриглись, чтобы идти в цирк, на праздник или в гости, и т. д.

 

В конце  рабочего дня  парикмахеры наводили  порядок на рабочем месте,  клиенты отвечали на вопрос: понравилось ли  прическа? Приветлив ли был парикмахер? Как вел себя клиент? Был ли он воспитан?

 

                     Игровая ситуация:  «Мои обязанности в семье»

Основная цель:    приучать детей  помогать своим родным  по дому,  приучать к  обязанностям, чувству долга, ответственности,   учиться оказывать помощь в выполнении возложенной обязанности, формировать    уважительное отношение к  членам семьи.

 При проведении игровой  ситуации  дети распределяют обязанности   между членами семьи.  Координация  дальнейших игровых действий и отношений осуществляется с помощью вопросов. Например, «Кто, где работает?», «Кто отведёт детей в школу и детский сад», «Кто приберёт квартиру, сходит в магазин, приготовит обед, постирает бельё, заберёт детей из детского сада», «Можно ли что-то сделать по пути на работу или с работы?», «Кто и когда погуляет с собакой или вычистит клетку птички?» и пр.

В заключении проходил «семейный ужин», дети анализировали   прошедший   день, рассказывали, что они сделали  в течение дня, кто им помог в выполнении   своих обязанностей, какие события с ними происходили на работе или в школе, или в детском саду, что не успели или, что не получилось.

                          Игровая ситуация:  «Путешествие»

Основная цель: Побуждать детей к добрым поступкам, отношениям. Формировать желание заботится о другом человеке, проявлять внимание, сочувствие, сострадание, заботу.

Игровой сюжет  «Путешествие» позволяет  детям представить  отдых -  поездку на машине, поломку машины, вызов службы, покупка необходимых деталей. Анализируется  проблемная ситуация: как быть, если не в состоянии устранить поломку,  дозвониться в аварийную службу, если не хватит денег на покупку необходимых  деталей и прочее. Когда все проблемы машины разрешатся, обсуждаются вопросы, где остановиться, чтобы переночевать, и где можно поужинать.

 При  проигрывании ситуации педагог   поощряет инициативу и

самостоятельность выполнения действий, уважительное отношение друг к

другу, поиск компромиссных решений.

И в заключении происходит праздничный ужин по прибытию на место.  Члены семьи   вспоминают, что же с ними  сегодня произошло, и благодарят   других за то, что она им сегодня помогла.

 

                     

 

    

                                             Игры Сорокиной А.И.:

Игра «Письма доброго сказочника»

Дидактические задачи. Раскрыть детям значение слов нельзя, можно, надо. На конкретных и понятных детям примерах учить применению этих слов. Учить оценивать поступки и соотносить их со словами нельзя, можно, надо. Содействовать накоплению умения согласовывать свои поступки, поведение со словами нельзя и можно, надо. Вызывать желание помогать доброму сказочнику. Учить детей участвовать в беседе, отвечать на вопросы.

Игровая задача. Узнать «что такое хорошо, что такое плохо» (что можно и что нельзя).

Игровые действия. Слушать объяснения воспитателя к игре (умственное действие). Слушать внимательно письма доброго сказоч­ника. Приводить примеры из своей жизни, из жизни близких.

Правила игры. Слушать внимательно, не мешать друг другу, думать, приводить примеры о своих поступках и желаниях.

Оборудование. Привлекательные для детей конвертики разного цвета. Книжки-малышки с текстами о словах нельзя, можно, надо. Книжки рассказов самих детей. Письмо из другого детского сада.

Ход игры

Воспитатель. Дима любит свою бабушку, но жалуется на то, что она часто говорит ему нельзя: «Я даже устал: все нельзя и нельзя...» А бабушка говорит: «Хороший у нас мальчик, но повторять ему, что нельзя делать, надо сто раз».

Услышал жалобы добрый сказочник и написал всем ребятам письма- рассказы о том, что такое нельзя и что такое можно.

Вот и к нам пришли такие письма (показывает конверты). Что в них написано?

Письмо первое.

Опираясь на палочку, идет старый человек. Он останавливается, чтобы отдохнуть. И снова бредет. Мальчики начали подражать его походке, сгорбились, еле передвигают ноги, смеются.

Воспитатель. Что бы вы сказали о таких мальчиках?

Дети. Нельзя смеяться над дедушкой.

Воспитатель. И добрый сказочник пишет в письме:

Нельзя смеяться над старыми людьми. К ним нужно относиться заботливо, помогать им. Старые люди прожили много-много лет и трудились для людей. Запомните это.

Письмо второе.

Дима жалуется, что ему хочется играть, а бабушка говорит: «Нельзя играть, когда уже пора ложиться спать».

Дима говорит: «Не хочу спать, хочу играть». Бабушка беспокоится и снова просит Диму заканчивать игру.

Воспитатель. Прав ли Дима?

Дети. Нет. Надо слушать бабушку. Она правильно говорит.

Воспитатель. Добрый сказочник пишет (читает):

Нельзя спорить со старшими. Нельзя на их требования, просьбы отвечать не хочу.

Письмо третье.

Папа, мама и Оля сели за стол обедать. На столе лежали два апельсина. Оля забрала оба апельсина и начала катать их по столу. «Нельзя играть за столом, когда собрались обедать,—- сказал пана.— Положи апельсины на тарелку». Оля капризным голосом ответила: «Я сама их съем».

Воспитатель. Что бы вы сказали об Оле? (Дети отвечают.)

Воспитатель (читает):

Нельзя играть, когда приготовились к обеду. Нельзя требовать, чтобы одному отдавали все: нужно было поделить апельсины на всех.

Письмо четвертое.

Костя требует от папы: «Купи велосипед». Услышав в ответ, что отец сейчас не может купить велосипед, что деньги нужны на другое, Костя говорит: «У Толи есть, а у меня нет велосипеда».

Воспитатель. Что бы вы сказали о Косте? (Дети высказывают свои предположения.)

Воспитатель (читает):

Нельзя завидовать и выражать недовольство тем, что у тебя нет чего-либо, что есть у другого.

Письмо пятое.

Клава капризничает и плачет, когда отец и мать уходят куда-нибудь. Бабушка молчит, но ей обидно, что внучка не хочет остаться с ней.

Воспитатель. Права ли Клава?

Дети. Нечего плакать — надо остаться с бабушкой.

Воспитатель (читает):

Нельзя оставлять старого человека одного. Помни, ты — радость для бабушки. Спой ей песенку, расскажи о твоих подружках, играх.

Письмо шестое.

Илюша и Степа вышли во двор погулять и куда-то пропали. Бабушка, мама беспокоятся, ищут мальчиков. Мама чуть не плачет. Куда они ушли? Что с ними случилось?

Оказалось, что они увидели новый автобус возле дома и побежали на другую остановку еще посмотреть на него.

Воспитатель. Что бы вы сказали о мальчиках? (Дети высказывают свое мнение.)

Воспитатель (читает):

Нельзя куда-либо уходить или что-либо делать, не предупредив старших. Это тревожит и огорчает га.

Письмо седьмое.

В трамвае очень много народу. Все едут с работы. Вера все время смотрит, не освободится ли где место. Вот она быстро занимает освободившееся место и с улыбкой смотрит на тех, кто стоит. Среди них и ее мама.

Воспитатель. Как должна бы поступить девочка? Мудрый сказочник говорит: «Нельзя сидеть, когда взрослые стоят. Им нужно предложить сесть».

Как надо сказать?

Письмо восьмое.

Мальчик получил в подарок игрушку — машину. Он принес ее в детский сад, показывал ребятам, но играть не давал. «Моя машина!»

Воспитатель. Что бы вы подумали или сказали о таком мальчике? Сказочник говорит: «Нельзя хвастаться перед товарищами тем, что имеешь ты один».

Письмо девятое.

Сережа сказал, что в выходной день он с папой пойдет в зоологический сад, и позвал Андрюшу. Андрюша был рад. Он всем рассказывал, что пойдет в зоологический сад с Сережей и его папой. Папа Сережи не мог взять Андрюшу. Сережа был огорчен, но не решился об этом сказать Андрюше. Он сказал, что они не ходили в зоологический сад.

Воспитатель. Что вы скажете о Сереже? Добрый сказочник сказал: «Нельзя говорить неправду и обещать то, что не можешь выполнить».

Письмо десятое.

Маша увидела в детском саду новую маленькую куколку. Она так понравилась девочке, что та захотела взять ее домой, показать маме. Скоро девочки стали искать куколку, но Маша молчала о том, что она решила унести ее домой.

Воспитатель. Правильно ли поступила Маша?

Дети. Нельзя брать себе без предупреждения то, что принадлежит всем детям или другим людям. Нельзя, даже если очень хочется.

Воспитатель. Вот мы и прочитали все письма сказочника и узнали, что означает слово нельзя.

Дети перечисляют, о чем они узнали из писем.

Воспитатель. Слово нельзя — это мудрое запрещающее и преду­преждающее слово. Оно учит, как нельзя, не надо поступать, делать. Вот и слово нельзя мы положим в нашу копилку.

И о слове можно добрый сказочник написал письма. Мы их почитаем, когда будет другая игра.

Игра «Поиски добрых слов»

Дидактические задачи. Обратить внимание детей на то, что слова извините, простите — тоже «волшебные слова»: они помогают сохранять добрые отношения, дружбу. Раскрыть на примерах значение этих слов для восстановления нарушенного порядка, снятия нечаянно нанесенной обиды, исправления допущенной ошибки и др. Объяснить детям необходимость извинения, признания вины или доказательств своей правоты, справедливости. Воспитывать понимание связи слова и поступка, слова и отношения.

Игровая задача. Найти добрые слова в книжках-малышках.

Игровые действия. Практические и умственные действия в соответствии с игровой задачей. Поиск «волшебного слова» в примерах. Применять добрые слова во взаимосвязи с поступком.

Правила игры. Думать, находить доброе слово в приведенном примере. Не мешать друг другу, и в случае необходимости — помогать. Радоваться успеху товарища. В обращении к взрослым соблюдать вежливую форму слов извините, простите; в общении друг с другом — извини, прости.

Оборудование. Книжки-малышки с текстами.

Ход игры

Воспитатель. Вы уже узнали два «волшебных слова»: пожалуйста и спасибо. А есть еще добрые «волшебные слова»: извините, простите. Можно говорить: «Извините, пожалуйста», «Простите, пожалуйста». Эти слова помогают сохранять и укреплять добрые отношения и дружбу.

В этом конверте находятся маленькие книжечки — книжки малышки. В книжечках вопрос-загадка. Как нужно поступить? Какие сказать слова? Играть будем так: на двоих получите одну книжечку. Сговоритесь сами, кто с кем будетрассматривать книжечку. Я буду читать, а вы — думать и находить добрые слова.

Воспитатель раздает книжечки детям. Они рассматривают их, затем подходят к педагогу и вежливо просят прочитать, что написано в их книжечках.

В конце игры педагог говорит детям: «Не забывайте добрых по­мощников — слов извините и простите, и про вас скажут: «Какие хорошие дети!»

 

           Игра «Встреча с добрыми, хорошими людьми»

Игра состоит из двух частей — двух игр:

1)         Встреча с теми, кто работает в колхозе, совхозе, в разных отраслях сельского хозяйства.

2)         Встреча с людьми, работающими в городе на фабриках, заводах, в мастерских, в ателье.

Дидактические задачи. Сказать детям, что добрые и хорошие люди, окружающие их,— люди, которые хорошо трудятся. Их труд ценится всеми и приносит радость им самим. Люди эти заботятся о других и готовы всегда помочь. Они честны и правдивы. Они трудолюбивы и скромны. Это веселые люди.

Игровая задача. Узнать, кто добрые и хорошие люди.

Правила игры. Проявлять внимание и уважение к людям. Проявлять благодарность к тем, кто трудится. Порадовать их.

Оборудование игры. Серии картин-фотографий, на которых изображен человек и результаты его труда; передано его отношение к людям, к детям: а) садовод, вырастивший румяные яблоки; б) бахчевод, вырастивший арбузы; в) овощевод, вырастивший капусту, морковь, картофель; г) хлебороб, вы­растивший хлеб; д) льноводы и хлопководы, вырастившие лен и хлопок; е)доярки, ухаживающие за коровами, телятами; ж) коневоды, вырастившие красивых сильных коней; з) птичницы, вырастившие кур, гусей, уток и т. д.

(Желательно, чтобы на картинке был не только портрет человека или коллектива людей, но и место их труда — поле, ферма, сад.)

Место встречи детей с добрыми и хорошими людьми должно быть необычным: зал, часть участка (летом). Хорошо украсить его цветами, флажками. Картинки размещаются на удобной витрине.

Ход игры

Воспитатель. Сегодня мы встретимся с добрыми, хорошими людьми, узнаем, как они работают. Только они сами не придут, а пришлют фотографии — картинки. Вот смотрите: к нам будто бы пришли садоводы, бахчеводы. Все они улыбаются — рады встрече с детьми.

Вот сколько красных, желтых, спелых яблок вырастили садоводы. И... (условное имя и отчество) улыбается, она рада, что столько яблок выросло в саду. Рада и встрече с нами. А мы рады?

Дети. Рады... А мы знаем стихи про яблоко (читают).

Воспитатель. А смотрите, как много арбузов! Вырастили их на бахчах. Помните стишок или загадку об арбузе? Кто помнит, скажет...

Эти женщины-виноградари вырастили много винограда! Они осто­рожно укладывают его в ящики, в корзины, а потом на самолетах, теплоходах, поездах повезут виноград в разные города: в Москву, Ленинград, Мурманск. А еще в какие города?

Женщины работают дружно, во время работы часто поют. И мы споем песенку для них. Какую? Которую сами выберете (раньше и спе­циально не надо ее готовить. Нужно, чтобы дети пели по велению сердца).

Показывая картинки одну за другой, воспитатель как бы организует встречи детей с добрыми, хорошими людьми. Уважительно и сердечно говорит о них, вызывает интерес и положительное отношение детей, радость встречи, готовность детей сказать доброе слово, порадовать гостей песенкой, стишком, загадкой, пословицей и др.

* Вторая игра организуется по типу предыдущей, но «встреча» проис­ходит с добрыми, хорошими, трудолюбивыми людьми, создающими на фабриках, заводах машины, станки, строящими дома, мосты, метро, де­лающими необходимые человеку предметы: одежду, обувь, посуду, мебель, игрушки, часы, зонты и т. д.

И о каждом воспитатель говорит уважительно и тепло. Обращает внимание детей на то, что все люди работают хорошо. На каждой картинке показан человек и результат его труда. Приведем несколько примеров.

1)   Портреты веселых женщин и изображение часов.

Воспитатель. На встречу с нами пришли женщины. Посмотрите, как

они улыбаются... Они рады рассказать о своей работе. Догадайтесь по картинке, что они делают.

Дети. Часы.

Воспитатель. Они делают самые разные часы. Вот посмотрите (показ картинок с образцами часов).

Дети. Это городские часы... Часы настенные... Часы наручные и др.

Воспитатель. Работа по изготовлению часов трудная: часы должны быть красивыми и точными. Работница — часовых дел мастер — работает очень мелкими инструментами, щипчиками, пользуется увеличительными стеклами.

Часы нужны каждому человеку, всем людям. И все говорят мастерам часовых дел «спасибо!».

2)   На картинке — портрет девушки с раскрытым зонтиком. А рядом— люди с зонтами во время дождя.

Воспитатель. Посмотрите, кто на картинке. О чем она рассказывает? (Дети сразу могут не догадаться.) Что в руках у девушки? А почему девушка улыбается? Она рада, что вместе с подругами по фабрике делает зонты, которые защищают людей от дождя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ir_martirosyan-prilozhenie.docx48.33 КБ

Предварительный просмотр:

          Планы  проведения игровых ситуаций с детьми                                                

                         Игровая ситуация: «Заболела дочка»  

Основная цель: Побуждать детей к добрым поступкам, отношениям. Формировать желание заботится о другом человеке, проявлять внимание, сочувствие, сострадание, заботу.

Игровой сюжет «Заболела дочка» предполагает  объединение фрагментов таких сюжетно-ролевых игр, как  «Семья», «Больница», «Аптека» и «Магазин».  

Создание ситуации «болезнь одного из членов семьи»  включалет: вызов врача на дом по телефону, обследование больного, покупка лекарства и необходимых продуктов для больной дочки.  

Обсуждаются такие  вопросы, «как  быть, если на покупку лекарства не хватит денег»,  «кто останется ухаживать за больной дочкой», «кто пойдёт на работу, чтобы заработать необходимые деньги», «кто попросит помощи у друзей, родственников» и т.п.).

Ключевой момент- создание благоприятной обстановки в доме для скорейшего выздоровления больного и его лечения:  уход за ним, поддержка,  проявление сочувствия, сострадания,  отзывчивости, сопереживания, милосердия.

Завершающий сюжет: «Праздник по случаю выздоровления больного». Выздоровевший благодарил каждого члена семьи  за заботу, внимание о  нем,  старался отметить  действие каждого члена семьи:  маму, папу, сестру, брата, гостей, а также доктора, аптекаря.  

                                    Игровая ситуация:  «Гости»

Основная цель: закрепить знания и умения сервировки стола, правила поведения за столом, воспитание гостеприимства,  доброжелательного взаимоотношения между участниками игры.   

   Игровой сюжет «Гости» предполагает  подготовку  к приходу гостей.  

Под руководством педагога дети распределяют между собой роли и

обязанности,  занимаются  подготовкой стола и дома к приходу гостей.  Оговариваются  следующие моменты:  кто  займется уборкой квартиры? Кто сходит в магазин за покупками? Кто  будет  готовить? Какие блюда  нужно приготовить? Кто будет накрывать на стол? Что сначала ставится на стол? Кто будет встречать гостей? Как себя должны вести хозяева? А гости? Как правильно вести себя за столом? Что должны сказать гости, вставая из-за стола?   Кто будет убирать со стола? Кто будет мыть посуду?

    К нам гости пришли,

    Дорогие пришли,

    Мы не зря кисель варили,

    Пироги пекли.

    И с капустой пирог,

    И с картошкой пирог.

    А который без начинки —

    Самый вкусный пирог!

 

      Один из  сюжетов игры может быть следующим. Когда «гости» пришли, «хозяева» правильно рассаживают их, предлагают самые удобные места. Во время чаепития гостей занимают интересной беседой, их приветливо угощают: «Кушайте, пожалуйста», «Попробуйте этот пирог», «Не хотите ли еще чаю или сока?».

    После чаепития «хозяева» с помощью воспитателя развлекают гостей коллективными песнями, загадками, подвижными или словесными играми. Все это «хозяева» заранее обсуждают и готовят, распределяя, кто какие развлечения будет проводить.

После проведения игровых сюжетов  оценивались поведение и поступки участников, дети делились своими впечатлениями.  Активно использовалось поощрения  в случаях  проявления детьми нравственных поступков и действий.

                        Игровая ситуация:  «Парикмахерская»

Основная цель: Побуждать детей к добрым поступкам, отношениям. Формировать желание заботится о другом человеке, проявлять внимание, сочувствие, сострадание, заботу.

Игровой материал. Самоделки, предметы-заменители (разные детали из строительного набора в условной роли: брусок в качестве расчески, цилиндры в качестве флаконов, плоская пластинка, прислоненная к призме, вместо зеркала, призма в качестве машинки, узкий брусок вместо бритвы), некоторые реальные предметы (простынка, зеркало, кисточка, флаконы, расческа), набор специальных игрушек «Детский парикмахер».

В  ходе  проигрывания игрового сюжета  «Парикмахерская» дети   приобщаются  к выполнению  обязанностей  с учетом принятой роли.  Важным моментом является  нравственное воспитание, формирование  уважительного, доброжелательного отношения  друг к другу.

 Дети продумывают:  во сколько начинается рабочий день? С чего начинается рабочий день? Какие инструменты необходимы парикмахеру? В чём должен быть одет парикмахер?  Как нужно обращаться с клиентами?  Что должен делать парикмахер, если клиент затрудняется в выборе прически? Нужно ли  общаться с клиентом?  

      Педагогу не нужно злоупотреблять одновременным введением в игру большого количества реальных предметов. Некоторые из них, например чистую простынку (которой покрывают клиента во время стрижки), педагог может давать всегда, когда бы дети не играли в «парикмахерскую», другие же, например зеркало, кисточку, расческу, — избирательно.

       Если ребенок не знает, как вести себя во время игры, воспитатель спрашивает у него: «Вам подстричь волосы?», «Ножницами или машинкой?», «Нужно побрызгать одеколоном?» и др. После этого просит клиента нагнуть голову, закрыть глаза и т. д.

       Со временем должно происходить видоизменение игры за счет замены игровых предметов, которыми дети оперируют. Потом надо помочь детям развить и обогатить замысел и сюжет игры. Так, стрижка в парикмахерской может подчиняться какой-то определенной цели, например дети подстриглись, чтобы идти в цирк, на праздник или в гости, и т. д.

В конце  рабочего дня  парикмахеры наводили  порядок на рабочем месте,  клиенты отвечали на вопрос: понравилось ли  прическа? Приветлив ли был парикмахер? Как вел себя клиент? Был ли он воспитан?

                     Игровая ситуация:  «Мои обязанности в семье»

Основная цель:    приучать детей  помогать своим родным  по дому,  приучать к  обязанностям, чувству долга, ответственности,   учиться оказывать помощь в выполнении возложенной обязанности, формировать    уважительное отношение к  членам семьи.

 При проведении игровой  ситуации  дети распределяют обязанности   между членами семьи.  Координация  дальнейших игровых действий и отношений осуществляется с помощью вопросов. Например, «Кто, где работает?», «Кто отведёт детей в школу и детский сад», «Кто приберёт квартиру, сходит в магазин, приготовит обед, постирает бельё, заберёт детей из детского сада», «Можно ли что-то сделать по пути на работу или с работы?», «Кто и когда погуляет с собакой или вычистит клетку птички?» и пр.

В заключении проходил «семейный ужин», дети анализировали   прошедший   день, рассказывали, что они сделали  в течение дня, кто им помог в выполнении   своих обязанностей, какие события с ними происходили на работе или в школе, или в детском саду, что не успели или, что не получилось.

                          Игровая ситуация:  «Путешествие»

Основная цель: Побуждать детей к добрым поступкам, отношениям. Формировать желание заботится о другом человеке, проявлять внимание, сочувствие, сострадание, заботу.

Игровой сюжет  «Путешествие» позволяет  детям представить  отдых -  поездку на машине, поломку машины, вызов службы, покупка необходимых деталей. Анализируется  проблемная ситуация: как быть, если не в состоянии устранить поломку,  дозвониться в аварийную службу, если не хватит денег на покупку необходимых  деталей и прочее. Когда все проблемы машины разрешатся, обсуждаются вопросы, где остановиться, чтобы переночевать, и где можно поужинать.

 При  проигрывании ситуации педагог   поощряет инициативу и

самостоятельность выполнения действий, уважительное отношение друг к

другу, поиск компромиссных решений.

И в заключении происходит праздничный ужин по прибытию на место.  Члены семьи   вспоминают, что же с ними  сегодня произошло, и благодарят   других за то, что она им сегодня помогла.

                     

 

     

                                             Игры Сорокиной А.И.:

Игра «Письма доброго сказочника»

Дидактические задачи. Раскрыть детям значение слов нельзя, можно, надо. На конкретных и понятных детям примерах учить применению этих слов. Учить оценивать поступки и соотносить их со словами нельзя, можно, надо. Содействовать накоплению умения согласовывать свои поступки, поведение со словами нельзя и можно, надо. Вызывать желание помогать доброму сказочнику. Учить детей участвовать в беседе, отвечать на вопросы.

Игровая задача. Узнать «что такое хорошо, что такое плохо» (что можно и что нельзя).

Игровые действия. Слушать объяснения воспитателя к игре (умственное действие). Слушать внимательно письма доброго сказочника. Приводить примеры из своей жизни, из жизни близких.

Правила игры. Слушать внимательно, не мешать друг другу, думать, приводить примеры о своих поступках и желаниях.

Оборудование. Привлекательные для детей конвертики разного цвета. Книжки-малышки с текстами о словах нельзя, можно, надо. Книжки рассказов самих детей. Письмо из другого детского сада.

Ход игры

Воспитатель. Дима любит свою бабушку, но жалуется на то, что она часто говорит ему нельзя: «Я даже устал: все нельзя и нельзя...» А бабушка говорит: «Хороший у нас мальчик, но повторять ему, что нельзя делать, надо сто раз».

Услышал жалобы добрый сказочник и написал всем ребятам письма- рассказы о том, что такое нельзя и что такое можно.

Вот и к нам пришли такие письма (показывает конверты). Что в них написано?

Письмо первое.

Опираясь на палочку, идет старый человек. Он останавливается, чтобы отдохнуть. И снова бредет. Мальчики начали подражать его походке, сгорбились, еле передвигают ноги, смеются.

Воспитатель. Что бы вы сказали о таких мальчиках?

Дети. Нельзя смеяться над дедушкой.

Воспитатель. И добрый сказочник пишет в письме:

Нельзя смеяться над старыми людьми. К ним нужно относиться заботливо, помогать им. Старые люди прожили много-много лет и трудились для людей. Запомните это.

Письмо второе.

Дима жалуется, что ему хочется играть, а бабушка говорит: «Нельзя играть, когда уже пора ложиться спать».

Дима говорит: «Не хочу спать, хочу играть». Бабушка беспокоится и снова просит Диму заканчивать игру.

Воспитатель. Прав ли Дима?

Дети. Нет. Надо слушать бабушку. Она правильно говорит.

Воспитатель. Добрый сказочник пишет (читает):

Нельзя спорить со старшими. Нельзя на их требования, просьбы отвечать не хочу.

Письмо третье.

Папа, мама и Оля сели за стол обедать. На столе лежали два апельсина. Оля забрала оба апельсина и начала катать их по столу. «Нельзя играть за столом, когда собрались обедать,—- сказал пана.— Положи апельсины на тарелку». Оля капризным голосом ответила: «Я сама их съем».

Воспитатель. Что бы вы сказали об Оле? (Дети отвечают.)

Воспитатель (читает):

Нельзя играть, когда приготовились к обеду. Нельзя требовать, чтобы одному отдавали все: нужно было поделить апельсины на всех.

Письмо четвертое.

Костя требует от папы: «Купи велосипед». Услышав в ответ, что отец сейчас не может купить велосипед, что деньги нужны на другое, Костя говорит: «У Толи есть, а у меня нет велосипеда».

Воспитатель. Что бы вы сказали о Косте? (Дети высказывают свои предположения.)

Воспитатель (читает):

Нельзя завидовать и выражать недовольство тем, что у тебя нет чего-либо, что есть у другого.

Письмо пятое.

Клава капризничает и плачет, когда отец и мать уходят куда-нибудь. Бабушка молчит, но ей обидно, что внучка не хочет остаться с ней.

Воспитатель. Права ли Клава?

Дети. Нечего плакать — надо остаться с бабушкой.

Воспитатель (читает):

Нельзя оставлять старого человека одного. Помни, ты — радость для бабушки. Спой ей песенку, расскажи о твоих подружках, играх.

Письмо шестое.

Илюша и Степа вышли во двор погулять и куда-то пропали. Бабушка, мама беспокоятся, ищут мальчиков. Мама чуть не плачет. Куда они ушли? Что с ними случилось?

Оказалось, что они увидели новый автобус возле дома и побежали на другую остановку еще посмотреть на него.

Воспитатель. Что бы вы сказали о мальчиках? (Дети высказывают свое мнение.)

Воспитатель (читает):

Нельзя куда-либо уходить или что-либо делать, не предупредив старших. Это тревожит и огорчает га.

Письмо седьмое.

В трамвае очень много народу. Все едут с работы. Вера все время смотрит, не освободится ли где место. Вот она быстро занимает освободившееся место и с улыбкой смотрит на тех, кто стоит. Среди них и ее мама.

Воспитатель. Как должна бы поступить девочка? Мудрый сказочник говорит: «Нельзя сидеть, когда взрослые стоят. Им нужно предложить сесть».

Как надо сказать?

Письмо восьмое.

Мальчик получил в подарок игрушку — машину. Он принес ее в детский сад, показывал ребятам, но играть не давал. «Моя машина!»

Воспитатель. Что бы вы подумали или сказали о таком мальчике? Сказочник говорит: «Нельзя хвастаться перед товарищами тем, что имеешь ты один».

Письмо девятое.

Сережа сказал, что в выходной день он с папой пойдет в зоологический сад, и позвал Андрюшу. Андрюша был рад. Он всем рассказывал, что пойдет в зоологический сад с Сережей и его папой. Папа Сережи не мог взять Андрюшу. Сережа был огорчен, но не решился об этом сказать Андрюше. Он сказал, что они не ходили в зоологический сад.

Воспитатель. Что вы скажете о Сереже? Добрый сказочник сказал: «Нельзя говорить неправду и обещать то, что не можешь выполнить».

Письмо десятое.

Маша увидела в детском саду новую маленькую куколку. Она так понравилась девочке, что та захотела взять ее домой, показать маме. Скоро девочки стали искать куколку, но Маша молчала о том, что она решила унести ее домой.

Воспитатель. Правильно ли поступила Маша?

Дети. Нельзя брать себе без предупреждения то, что принадлежит всем детям или другим людям. Нельзя, даже если очень хочется.

Воспитатель. Вот мы и прочитали все письма сказочника и узнали, что означает слово нельзя.

Дети перечисляют, о чем они узнали из писем.

Воспитатель. Слово нельзя — это мудрое запрещающее и предупреждающее слово. Оно учит, как нельзя, не надо поступать, делать. Вот и слово нельзя мы положим в нашу копилку.

И о слове можно добрый сказочник написал письма. Мы их почитаем, когда будет другая игра.

Игра «Поиски добрых слов»

Дидактические задачи. Обратить внимание детей на то, что слова извините, простите — тоже «волшебные слова»: они помогают сохранять добрые отношения, дружбу. Раскрыть на примерах значение этих слов для восстановления нарушенного порядка, снятия нечаянно нанесенной обиды, исправления допущенной ошибки и др. Объяснить детям необходимость извинения, признания вины или доказательств своей правоты, справедливости. Воспитывать понимание связи слова и поступка, слова и отношения.

Игровая задача. Найти добрые слова в книжках-малышках.

Игровые действия. Практические и умственные действия в соответствии с игровой задачей. Поиск «волшебного слова» в примерах. Применять добрые слова во взаимосвязи с поступком.

Правила игры. Думать, находить доброе слово в приведенном примере. Не мешать друг другу, и в случае необходимости — помогать. Радоваться успеху товарища. В обращении к взрослым соблюдать вежливую форму слов извините, простите; в общении друг с другом — извини, прости.

Оборудование. Книжки-малышки с текстами.

Ход игры

Воспитатель. Вы уже узнали два «волшебных слова»: пожалуйста и спасибо. А есть еще добрые «волшебные слова»: извините, простите. Можно говорить: «Извините, пожалуйста», «Простите, пожалуйста». Эти слова помогают сохранять и укреплять добрые отношения и дружбу.

В этом конверте находятся маленькие книжечки — книжки малышки. В книжечках вопрос-загадка. Как нужно поступить? Какие сказать слова? Играть будем так: на двоих получите одну книжечку. Сговоритесь сами, кто с кем будетрассматривать книжечку. Я буду читать, а вы — думать и находить добрые слова.

Воспитатель раздает книжечки детям. Они рассматривают их, затем подходят к педагогу и вежливо просят прочитать, что написано в их книжечках.

В конце игры педагог говорит детям: «Не забывайте добрых помощников — слов извините и простите, и про вас скажут: «Какие хорошие дети!»

           Игра «Встреча с добрыми, хорошими людьми»

Игра состоит из двух частей — двух игр:

  1. Встреча с теми, кто работает в колхозе, совхозе, в разных отраслях сельского хозяйства.
  2. Встреча с людьми, работающими в городе на фабриках, заводах, в мастерских, в ателье.

Дидактические задачи. Сказать детям, что добрые и хорошие люди, окружающие их,— люди, которые хорошо трудятся. Их труд ценится всеми и приносит радость им самим. Люди эти заботятся о других и готовы всегда помочь. Они честны и правдивы. Они трудолюбивы и скромны. Это веселые люди.

Игровая задача. Узнать, кто добрые и хорошие люди.

Правила игры. Проявлять внимание и уважение к людям. Проявлять благодарность к тем, кто трудится. Порадовать их.

Оборудование игры. Серии картин-фотографий, на которых изображен человек и результаты его труда; передано его отношение к людям, к детям: а) садовод, вырастивший румяные яблоки; б) бахчевод, вырастивший арбузы; в) овощевод, вырастивший капусту, морковь, картофель; г) хлебороб, вырастивший хлеб; д) льноводы и хлопководы, вырастившие лен и хлопок; е)доярки, ухаживающие за коровами, телятами; ж) коневоды, вырастившие красивых сильных коней; з) птичницы, вырастившие кур, гусей, уток и т. д.

(Желательно, чтобы на картинке был не только портрет человека или коллектива людей, но и место их труда — поле, ферма, сад.)

Место встречи детей с добрыми и хорошими людьми должно быть необычным: зал, часть участка (летом). Хорошо украсить его цветами, флажками. Картинки размещаются на удобной витрине.

Ход игры

Воспитатель. Сегодня мы встретимся с добрыми, хорошими людьми, узнаем, как они работают. Только они сами не придут, а пришлют фотографии — картинки. Вот смотрите: к нам будто бы пришли садоводы, бахчеводы. Все они улыбаются — рады встрече с детьми.

Вот сколько красных, желтых, спелых яблок вырастили садоводы. И... (условное имя и отчество) улыбается, она рада, что столько яблок выросло в саду. Рада и встрече с нами. А мы рады?

Дети. Рады... А мы знаем стихи про яблоко (читают).

Воспитатель. А смотрите, как много арбузов! Вырастили их на бахчах. Помните стишок или загадку об арбузе? Кто помнит, скажет...

Эти женщины-виноградари вырастили много винограда! Они осторожно укладывают его в ящики, в корзины, а потом на самолетах, теплоходах, поездах повезут виноград в разные города: в Москву, Ленинград, Мурманск. А еще в какие города?

Женщины работают дружно, во время работы часто поют. И мы споем песенку для них. Какую? Которую сами выберете (раньше и специально не надо ее готовить. Нужно, чтобы дети пели по велению сердца).

Показывая картинки одну за другой, воспитатель как бы организует встречи детей с добрыми, хорошими людьми. Уважительно и сердечно говорит о них, вызывает интерес и положительное отношение детей, радость встречи, готовность детей сказать доброе слово, порадовать гостей песенкой, стишком, загадкой, пословицей и др.

* Вторая игра организуется по типу предыдущей, но «встреча» происходит с добрыми, хорошими, трудолюбивыми людьми, создающими на фабриках, заводах машины, станки, строящими дома, мосты, метро, делающими необходимые человеку предметы: одежду, обувь, посуду, мебель, игрушки, часы, зонты и т. д.

И о каждом воспитатель говорит уважительно и тепло. Обращает внимание детей на то, что все люди работают хорошо. На каждой картинке показан человек и результат его труда. Приведем несколько примеров.

  1. Портреты веселых женщин и изображение часов.

Воспитатель. На встречу с нами пришли женщины. Посмотрите, как

они улыбаются... Они рады рассказать о своей работе. Догадайтесь по картинке, что они делают.

Дети. Часы.

Воспитатель. Они делают самые разные часы. Вот посмотрите (показ картинок с образцами часов).

Дети. Это городские часы... Часы настенные... Часы наручные и др.

Воспитатель. Работа по изготовлению часов трудная: часы должны быть красивыми и точными. Работница — часовых дел мастер — работает очень мелкими инструментами, щипчиками, пользуется увеличительными стеклами.

Часы нужны каждому человеку, всем людям. И все говорят мастерам часовых дел «спасибо!».

  1. На картинке — портрет девушки с раскрытым зонтиком. А рядом— люди с зонтами во время дождя.

Воспитатель. Посмотрите, кто на картинке. О чем она рассказывает? (Дети сразу могут не догадаться.) Что в руках у девушки? А почему девушка улыбается? Она рада, что вместе с подругами по фабрике делает зонты, которые защищают людей от дождя.

           

 

   

 

 

                                          

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на тему: «Использование интегрированных физкультурно-оздоровительных игровых ситуаций с детьми раннего возраста»

Выступление на тему: «Использование интегрированных физкультурно-оздоровительных игровых ситуаций с детьми раннего возраста»...

План бесед и игровых ситуаций с детьми старших и подготовительных групп инспектора по охране прав детства

План бесед и игровых ситуаций с детьми старших и подготовительных групп инспектора по охране прав детства...

Конспект обучающей игровой ситуации с детьми младшего возраста

В конспект обучающей игровой ситуации включены игры и упражениния социо-игровой направленности, которые успешно реализуются с детьми 2-3 лет.Конспект разработан  в рамках открытого показа игровой...

Конспект игровой ситуации с детьми раннего возраста. Тема: «Разноцветные домики для маленьких Гномов» ( ТСО).

Цель:Способствовать  закреплению знания основных цветов (жёлтый, красный, синий, зелёный) в игровой ситуации.Задачи:1.Создать условия для получения знаний о геометрических фигурах(круг, квадрат, ...

Развивающая игровая ситуация с детьми раннего возраста (образовательные области: «Социально-коммуникативная», «Познавательная») Тема: «Кто живет рядом с нами»

Программное содержание:- уточнить представления детей о домашних животных и их детенышах (название, кто как говорит, чем питается, что делает, где живёт);- развивать речевую активность детей через игр...

Познавательное занятие с использованием проблемно-игровых ситуаций с детьми подготовительной группы «Морские спасатели»

Познавательное занятие с использованием проблемно-игровых ситуаций с детьми подготовительной группы «Морские спасатели» Цель: дать возможность детям применить в решении проблемно-игро...

Познавательное занятие с использованием проблемно-игровых ситуаций с детьми подготовительной группы «Морские спасатели»

Познавательное занятие с использованием проблемно-игровых ситуаций с детьми подготовительной группы «Морские спасатели» Цель: дать возможность детям применить в решении проблемно-игро...