Консультация для воспитателей "Методы и приемы укрепления органов дыхания в повседневной жизни"
консультация на тему

У маленьких детей дыхательный центр недоразвит, а нервные окончания легких отличаются повышенной возбудимостью, в связи с чем тонус общей мускулатуры бронхов может меняться, что ведет к изменению просвета бронхов (увеличивается или уменьшается). 

Скачать:


Предварительный просмотр:

За последнее время неспецифические заболевания легких по их значению в заболеваемости, индивидуальности и смертности населения во многих странах мира по данным экспертной комиссии Всемирной организации здравоохранения выдвинулась на третье место, уступая лишь сердечно-сосудистым и злокачественным заболеваниям. Болезни дыхательной системы занимают одно из ведущих мест и в патологии детского возраста. Это связано как с анатомо-физиологическими особенностями, так и со своеобразием реактивности организма ребенка. Указанное придает проблеме новое качество – необходимо не только лечить ребенка, но и реабилитировать его функциональные и физические возможности, с тем, чтобы не допустить утраты его трудоспособности.

У маленьких детей дыхательный центр недоразвит, а нервные окончания легких отличаются повышенной возбудимостью, в связи с чем тонус общей мускулатуры бронхов может меняться, что ведет к изменению просвета бронхов (увеличивается или уменьшается). Этим же объясняется неустойчивый ритм дыхания — промежуток между вдохом и выдохом неравномерный. На глубину дыхания и его ритм влияют эмоциональные моменты (плач, крик, радость). С возрастом регуляция дыхания постепенно совершенствуется. Дети старшего возраста уже могут произвольно менять глубину и частоту дыхания.

Грудная клетка у маленького ребенка выпуклая, относительно короткая, ребра расположены горизонтально и под прямым углом к позвоночнику. Она находится как бы в состоянии максимального вдоха, поэтому увеличение емкости грудной клетки при дыхании невозможно за счет поднятия ребер. Полость грудной клетки у ребенка относительно мала.

Дыхательные растяжения легких ограничены. Легкие расширяются главным образом в сторону податливой диафрагмы, хотя в раннем возрасте сокращения диафрагмы также слабы. К числу причин, затрудняющих движение диафрагмы и обмен воздуха в легких, относится высокое ее расположение, заглатывание воздуха в желудок, метеоризм. В связи с особенностями строения грудной клетки дыхание у детей раннего возраста брюшное и поверхностное. Однако потребность в кислороде, в связи с повышенным обменом, велика, и это компенсируется большой частотой дыхания — до 50— 60 в 1 мин у новорожденного. С возрастом меняется тип дыхания: вначале оно становится смешанным, а к 5—7 годам переходит в грудное.

Составными анатомическими частями верхних дыхательных путей являются нос и околоносные пазухи, глотка, гортань и трахея. Верхние дыхательные пути взаимосвязаны с органами слуха, зрения, мозгом и отделами дыхательной системы (бронхами, легкими). Полость носа выполняет дыхательную, обонятельную и резонаторную функции. По дыхательным путям проходит вдыхаемый и выдыхаемый воздух. Анатомо-физиологическими особенностями дыхательных путей у детей раннего возраста являются сравнительная их узость и значительная чувствительность слизистой оболочки к температурным, механическим и химическим раздражителям, которые вызывают воспалительные заболевания носа и через нервные окончания в слизистых оболочках могут привести к нарушению функции дыхания всех  отделов дыхательной системы. При слабых защитных свойствах организма ребенка эти расстройства приобретают хроническое течение. При заболеваниях верхних дыхательных путей у детей отмечается поверхностное дыхание, грудная клетка уплощена, особенно в верхних отделах, брюшные мышцы расслаблены, осанка вялая, наблюдается усиление грудного кифоза  и поясничного лордоза, крыловидные лопатки.

Наша цель – научить ребенка правильному ритмическому дыханию при движении. К физическим упражнениям относятся ходьба и несложные упражнения во время ходьбы, общеразвивающие упражнения и упражнения для коррекции и формирования навыков правильной осанки. Особое внимание уделяется обучению детей правильному дыханию через нос, умению сочетать это дыхание с движением.

Прежде чем обучать детей правильному дыханию, нос освобождается от слизи.

Для выполнения правильного дыхания проводят следующие упражнения: сделать медленный вдох и выдох через одну ноздрю, вдох и выдох через обе ноздри, вдох – через правую ноздрю, выдох – через левую и наоборот, вдох – через нос, выдох – через рот. При выполнении упражнений ребенок может сидеть или стоять. Голова ребенка расположена прямо, большими пальцами поочередно закрывают правую и левую ноздрю. Продолжительность вдоха и выдоха – 4-6 с, затем следует самомассаж крыльев носа, проведение указательными пальцами по крыльям носа во время вдоха и постукивание по ним во время выдоха.

Детей 2-6 лет можно научить правильному дыханию с помощью надувных игрушек или игры  в «бульканье». Для этого берут бутылочку или миску и погружают в нее трубочку, другой конец дает в рот ребенку.  Следят за тем, чтобы ребенок вдыхая носом (при этом вода не попадает в рот), а выдыхал ртом (воздух выходит в бутылку с громким бульканьем).

После обучения дыханию носом нужно переходить к упражнениям в верхнегрудном дыхании, которое обычно бывает ослаблено.

Проводятся динамические дыхательные упражнения в разных положениях вместе с гимнастическими упражнениями для увеличения подвижности корпуса, дыхание в ходьбе и во время бега. Для исправления осанки при плоской спине проводятся интенсивные упражнения в локализованном дыхании – формируется полное дыхание. Для выпрямления позвоночника тренируются мышцы спины, особенно лопаточные и ромбовидные, для этого детей обучают сознательно сводить и опускать лопатки. Подбираются упражнения для укрепления плечевого пояса и увеличения его подвижности, сочетаемые с правильным дыханием. Укрепляют мышцы живота и поясничной области. Которые исправляют положение спины и таза и помогают правильному выдоху.

В комплекс вводятся элементы плавания или провидится плавание в бассейне.

Все упражнения проводятся в собственном дыхательном ритме, медленно, следя за вдохом и выдохом и компенсаторной паузой после выдоха.

Упражнения для формирования правильного дыхания

  1. Упражнение для развития мышц грудной клетки

И.п.: стоя, руки подняты вперед.

Выполнение: поднять руки вверх, одновременно с поворотом корпуса отвести правую руку в сторону и назад, ладонью кверху – вдох, вернуться в исходное положение, расслабить мышцы спины, немного наклониться вперед – выдох. Тоже упражнение повторить влево. Упражнение нужно выполнять плавно, ритмично, обратить внимание на полноценный вдох.

  1. Упражнение для увеличения грудной клетки.

И.п.: сидя верхом на скамейке, руки за спиной.

Выполнение: корпус повернуть влево – вдох с произвольным расширением грудной клетки в нижней ее апертуре, небольшой свободный наклон вперед к правой ноге – выдох. Руки остаются за спиной. То же упражнение сделать в другую сторону.

  1. Упражнение на активное вытяжение позвоночника.

И.п.  и выполнение: сесть верхом на скамейку, выпрямить позвоночник и, не сгибая спины, наклониться вперед. Одновременно поднять руки вверх – вдох.

Расслабить мышцы спины и плечевого пояса, слегка наклониться вперед и втянуть мышцы живота – выдох. Руки опустить вниз. Поднимая руки вверх, не поднимать плечи.

  1. «Маховые» упражнения.

И.п.: ноги расставлены, руки опущены.

Выполнение: поднять руки взмахом направо – вдох, наклониться вперед, повернуться влево, одновременно махом перевести руки в сторону поворота влево – выдох..

  1. Упражнение для правильно координации дыхания и движения.

И.п.: лежа на животе, руки вытянуты вперед и вверх.

Выполнение: развести руки в стороны, привести их к бокам. Туловище поднять, спину выпрямить; выполняющий упражнение делает вдох, отведя руки в стороны, – при переходе от положения «руки в стороны» до положения  «руки по швам» – выдох, общее расслабление мышц. Ритм движений плавный. На счет 3 – вдох, на счет 3 – выдох, затем расслабить мышцы.

Комплекс гимнастики

для профилактики заболеваний верхних дыхательных путей.

Дети прочищают нос (каждую ноздрю отдельно), следуют упражнения для тренировки носового дыхания.

  1. Обучение ребенка правильному дыхательному ритму. Для этого дается ходьба в среднем темпе (60-80 шагов в минуту), которая сочетается с простыми движениями рук: при вдохе руки в стороны, при выдохе – опустить. Дыхание носом. Затем медленный бег в сочетании с фазами дыхательного цикла: на 3 счета цикла бега – вдох, на 4 – выдох (1-2 мин).
  2. Стоя прямо вдох с закрытым ртом, небольшой наклон вперед и в сторону с энергичным выдохом ртом.
  3. «Самолет летит»: дети выбрасывают руки вперед и вниз, делают наклоны поочередно в обе стороны. Дыхание носом. Это упражнение сочетается с бегом, и при выдохе   можно приоткрыть рот.
  4. Стоя, ноги расставлены, поднять руки вверх – вдох носом, сделать глубокий наклон вперед – выдох ртом.
  5. И.п.: сидя, скрестив ноги, спина выпрямлена. Поднять руки в стороны и коснуться пальцами плеч – вдох; спину округлить, локти перевести вперед – выдох.
  6. И.П.: то же. Наклоны верхней половины туловища влево – вдох; в и.п. – выдох; затем вправо.
  7. И.п.: лежа на спине, колени согнуты, ступни упираются в коврик, руки вдоль туловища. Согнуть руки в локтях, пальцы с обеих сторон касаются груди под ключицами, «направлять» выдыхаемый воздух к легочным верхушкам.
  8. И.п.: то же, руки вдоль тела. Подтянуть колени к груди – выдох, вернуться в и.п. – вдох.
  9. И.п.: то же. При вдохе поочередно вытягивать правую и левую ногу вверх. Стараться, чтобы брюшная стенка при вдохе не выпячивалась, а при выдохе – втягивалась.
  10. Медленно вдохнуть полной грудью и энергично выдохнуть преимущественно ртом.
  11. Лечь на бок, ноги вытянуты спокойно, «нижнюю» руку согнуть в локте, положить под голову, «верхней» рукой описывать боковые круги, дышать равномерно.
  12. И.п.: лежа на животе, руки вдоль туловища. Поднять руки в стороны и вверх, слегка приподнять верхнюю часть груди, плечи и голову. Потянуться – вдох. Вернуться в и.п. – выдох, расслабить мышцы полностью. Темп движений плавный. На счет 3 – вдох, на 3 – выдох. Затем расслабить мышцы.
  13. И.п.: лежа на спине, ладони под головой. выпячивать грудь и, преодолевая воображаемое сопротивление, оттянуть локти к коврику – вдох. (спина прижата к коврику). Затем расслабить мышцы и вернуться в и.п. – выдох.
  14. Затем ребенок садиться на стульчик. Руки свободно висят вдоль тела:
  • продолжительный вдох носом и быстрый короткий выдох с расслаблением мышц грудной клетки;
  • продолжительный вдох полной грудью с выпрямлением спины; лопатки и плечи опустить вниз -  плавный продолжительный выход носом.

Комплекс упражнений для детей 1,5-2 лет.

  1. Ходьба по комнате по словесной команде или в поисках игрушек. Продолжительность 0,5 мин.
  2. Ползание под скамейку. После чего ребенок выпрямляется и берет игрушку с табурета, расположенного перед скамейкой.
  3. Ходьба по ступенькам при поддержке за руку (5 ступенек подъем и 5 ступенек спуск).
  4. Присесть, держась за спинку стула. Можно подавать команды «спрятались» – приседание, «вот мы и нашлись» – выпрямление.
  5. Игра «Ласточка». Дети лежат на полу на животе. Руки разведены в стороны. Попросить детей поднять голову и руки над ковриком. Спина в этом случае прогибается в поясничной области, 3-4 раза.
  6. Ползание на четвереньках.
  7. Катание большого мяча. Детям предлагается прокатить мяч, залезть на него помощью взрослого, 3-4 раза.
  8. Бег за игрушкой. Показывают игрушку и уходят с ней, 3-4 раза.
  9. Активное дыхательное упражнений. Дети сидят на стульчиках со спущенными ногами. Их просят достать палочки, расположенные на уровне возможного вытягивания вверх рук, понюхать цветочек (вдох), опустить руки (выдох), подуть на горячее, пушинку и др.

 Комплекс упражнений для детей 2-4 лет.

  1. Ходьба вокруг веревки, разложенной на полу, обруча или ходьба по доске, положенной на полу. Продолжительность – 0,5-1 мин.
  2. И.п.: стоя. Броски большого мяча из рук ребенка в руки взрослого, 3-4 раза.
  3. Игры с мячом или обручем. Сидя или стоя поднять мяч вверх и опустить вниз, 3-4 раза.
  4. «Пчелки крылышками машут» – руки поднимают к верху и разводят в стороны. При поднимании рук вверх – вдох, опустить руки вниз – выдох. Руки в локтях не сгибать. 6 раз в среднем темпе.
  5. Ходьба на четвереньках, «как собачка», 3-4 раза.
  6. Бросание мяча в обруч, который находится в руках взрослого
  7. Ходьба по ступенькам, 6-7 раз вверх и вниз при поддержке за руку
  8. Дыхательные упражнения. Игра «Деревья качаются». «Ветерок качает ветки» – поднять  руки вверх. «Ветерок стих», «ветки опустились» – опустить руки с произнесением «о-ох», 3 раза
  9. «Мотылек сел на цветочек». Взрослый произносит: «Мотылек устал, сложил крылышки и сел на цветочек», приседают на колени, обхватывают голени руками и слегка опускают голову, затем прячут руки за спину. Дети должны полностью повторять движения взрослого, 2 раза
  10. Бег по комнате в течение    10-12 с.
  11. Ходьба по комнате в течение 1 минуты (пойти посмотреть, как  плавают утки, растут цветочки, разыскать игрушки).

Комплекс упражнений для детей 5-6 лет.

  1. Ходьба (30 с) в среднем темпе с высоким подниманием бедер, «как цапля»
  2. Поднимание обруча вверх. И.п. – ноги вместе, руки вдоль туловища, обруч опущен вниз вертикально к полу. На счет 1-2 – поднять обруч вверх над головой, посмотреть на него (вдох). 8 раз в среднем темпе
  3. Упражнение «Проверим, как работает мотор самолета». И.п. – ноги шире плеч, руки согнуты в локтях перед грудью, пальцы сжаты в кулак. Дети выполняют 6 круговых движений руками и произносят «р-р-р» (вдох)э на счет 7 разводят руки в стороны, пальцы разжимают – вдох. 6 раз в среднем темпе
  4. «Насос». Ноги шире плеч, руки опущены вниз. Поочередные наклоны туловища вправо и влево, руки скользят вдоль туловища до подмышечных ямок. При наклонах в стороны – выдох. Пятки от пола не отрывать, ноги в коленных суставах не сгибать
  5. Прыжки. И.п. – стоя, ноги вместе. Руки разведены в стороны. На счет 1-4 – прыжки на месте на обеих ногах, движение руками вверх и вниз, «как птичка». Можно прыгать с низкой скамейки с приседанием, через обруч или палочку. Прыгать легко. Сделать небольшой перерыв и снова повторить на 4 счета.
  6. Упражнение «Самолеты летают и приземляются». И.п. – стоя, ноги врозь, руки в стороны. Наклоны туловища на счет 1 – вправо; на счет 2 – влево; на счет 3 – опуститься на правое колено – «самолет приземлился», на счет 4 – принять и.п.; на счет 5-8 – то же, опуститься на левое колено. Повторить 4 раза.
  7. «Самолеты летают» – бег (25 с) в среднем темпе с разведенными руками
  8. ходьба (30 с) по комнате в медленном темпе на носках, «кошечка».

Комплекс специальных упражнений, усиливающих вдох.

  1. Вдох через зажатый нос, когда при вдохе ноздри слегка сжимаются с боков двумя пальцами (указательным и большим). Поскольку вдох при этом производится с некоторым сопротивлением воздушному потоку, это упражнение исключает резкие колебания внутригрудного давления, что улучшает распределение воздуха в легкие
  2. Вдох поочередно одной ноздрей, выдох  через другую, ранее зажатую
  3. Вдох через небольшое отверстие в середине сложенных в трубочку и вытянутых вперед губ (имитация вдоха через соломинку или узкую трубочку), выдох через нос
  4. Вдох двумя углами рта, когда воздух проходит лишь через небольшое отверстие в углах широко растянутых, как в улыбке, губ, сжатых посередине
  5. Вдох поочередно одним углом рта. Для этого оставляют при вдохе лишь небольшое отверстие в одном углу рта, остальную часть губ сжимают, выдох через нос.

Комплекс респираторной гимнастики.

  1. И.п. – стоя, руки опущены вдоль тела. Поднять руки вверх, потянуться – вдох; вернуться в исходное положение – выдох.
  2. И.п. – стоя, с небольшим наклоном вперед, руки опущены. Диафрагмальное дыхание.
  3. И.п. – стоя, одна рука поднята вверх над головой, другая опущена, пальцы обеих рук сжаты в кулак; быстрая, энергичная смена положения рук. Дыхание произвольное.
  4. И.п. – стоя, руки на поясе. Круговые движения таза в одну и другую сторону. Дыхание произвольное.
  5. И.п. – то же. Развести руки в стороны – вдох; обнять себя за плечи – выдох. Темп движений средний.
  6. И.п. – стоя, кисти рук касаются плеч. Коленом правой ноги достать локоть левой руки и наоборот. Темп движений средний. В момент сгибания ноги – выдох.
  7. И.п. – стоя, руки вдоль тела. Сделать вдох, присесть, обхватив руками колени – выдох. Темп движений средний.
  8. И.п. – стоя, кисти рук охватывают с боков грудную клетку. Нижнегрудное дыхание: сделать вдох, на вдохе слегка сжать грудную клетку руками. Темп дыхания движений медленный.
  9. И.п. – стоя, руки разведены на ширину плеч, держат палка. Согнуть руки в локтях – вдох, выпрямить руки вверх и положить палку за голову на уровне шеи – выдох. Выпрямить руки с палкой         вверх – вдох, опустить их вниз – выдох. Темп движений медленный.
  10. И.п. – стоя, руки раздвинуты шире плеч, держат палку за ее концы – вдох. Отвести палку вправо вверх с наклоном туловища вправо и одновременным отведением правой ноги – выдох, то же движение в другую сторону.
  11. И.п. – стоя, палка в вытянутых перед собой руках на уровне плеч. Сделать вдох, махом прямой ноги достать левую кисть – выдох. Темп движений средний.
  12. И.п. – стоя, руки вытянуты перед собой на уровне плеч, в одной палка, которую держат за середину. Перекидывать палку из одной руки в другую. Темп быстрый, дыхание произвольное.
  13. И.п. – стоя, руки держат палку сзади, на ширине плеч. Сделать вдох, согнуть руки в локтях и достать палкой лопатки – выдох. Вперед не наклоняться, при выполнении упражнения слегка прогнуться в груди. Темп движений медленный.
  14. И.п. – стоя, палка перед собой в вытянутых руках на уровне плеч. Сделать вдох, коленом правой ноги стараться достать левый конец палки – выдох.
  15. И.п. – то же. Имитация гребли. Темп средний. Дыхание произвольное.
  16. И.п. – стоя, держать палку за концы, положив ее сзади на плечи. Круговые движения туловища вокруг вертикальной оси. Темп быстрый, дыхание произвольное.
  17. И.п. – стоя, палка перед собой на вытянутых руках на уровне плеч. Поднять палку вверх – вдох, наклониться вперед, опустить палку вниз, расслабиться – выдох. Темп медленный.
  18. И.п. – стоя, руки опущены вниз. Ходьба на месте под счет шагов: 1-2 – выдох; 3-5 – выдох; 6-7 – пауза и т.д. Темп 60 шагов в минуту.
  19. И.п. – сидя, откинувшись на спинку стула, руки на коленях. Диафрагмальное дыхание в течение 1 минуты.
  20. И.п. – то же. Согнуть руки к плечам – вдох, бросить их расслабленно вниз – выдох. Темп медленный.
  21. И.п. – то же. Согнуть стопы, вытянуть их, повторить эти движения в медленном темпе. Дыхание произвольное.
  22. И.п. – то же. Развести прямые руки в стороны вверх не выше плеч – вдох, опустить их расслабленно вниз – выдох.
  23. И.п. – то же. Развести стопы в стороны, свести внутрь. Повторить эти движения. Дыхание произвольное.
  24. И.п. – сидя на стуле, не прислоняясь к его спинке, руки охватывают нижнюю часть грудной клетки. Нижнегрудное дыхание в течении 1 минуты.

Комплекс гимнастических упражнений

в сочетании с некоторыми дыхательными упражнениями.

  1. «Наклон головы вперед-назад».

И.п. – стоя (сидя), ноги вместе, руки свободно опущены вдоль туловища. В и.п. – выдох, откинуть голову назад – вдох, наклонить голову вперед – выдох. Повторить 5-7 раз.

  1.  «Гордый поворот головы».

И.п. – то же. Поднять подбородок, повернуть голову вправо, посмотреть вправо, посмотреть вверх, назад, через плечо – вдох; вернуться в и.п. – выдох.  То же – в другую сторону. Повторить 4-6 раз в каждую сторону.

  1.  «Полукруглые движения головой».

И.п. – то же. Повороты головы: впараво-назад – и.п. – влево-назад. Дыхание произвольное. Повторить 3-6 раз в каждую сторону.

  1.  «Подъем и опускание плеч».

И.п. – стоя (сидя), руки на поясе ладонями вперед, ноги на ширине плеч. Поднять плечи вверх – вдох, вернуться в и.п. – выдох. Повторить 6-8 раз.

Примечание:  вышеуказанные упражнения (1-4) улучшают работу плечевых мышц, поднимающих верхнегрудные ребра, при этом расширяется верхняя  часть грудной клетки, улучшается вентиляция верхушек легких.

  1. «Движение плеч вперед-назад».

И.п. – то же, что и в упражнении 4. Равномерно отвести оба плеча назад – вдох, свести плечи вперед – выдох. Голова и туловище при этом не меняют своего положения. Повторить 6-8 раз.

Примечание:  это упражнение укрепляет мышцы плеч и спины, способствует увеличению дыхательной подвижности грудной клетки, усиливает дыхание.

  1. «Круговые движения плечами».

И.п. – то же. Поднять плечи вверх вперед, отвести их назад вниз. То же в другую сторону. Дыхание произвольное. Повторить 4-6 раз в каждую сторону.

  1. «Поочередный подъем руки вперед и вверх».

И.п. – стоя (сидя), руки опущены вдоль туловища. Поднять правую руку вперед-вверх – вдох; опустить в и.п. – выдох. То же другой рукой. Повторить 4-6 раз каждой рукой.

  1. «Подъем обеих рук вперед-вверх».

И.п. –. стоя (сидя), ноги вместе, руки опущены. Свободно без напряжения поднять обе прямые руки вверх – вдох, опустить в и.п. – выдох. Повторить 6-8 раз.

Примечание:  это упражнение способствует углублению дыхания.

  1. «Разведение рук в стороны».

И.п. – то же. Поднять обе руки вперед до уровня плеч и, не останавливая дыхания, развести их в стороны ладонями вперед – вдох, вернуть в и.п. – выдох. Повторить 4-6 раз.

  1. «Подъем рук через стороны вверх».

И.п. – то же. Поднять обе руки через стороны вверх до уровня плеч – вдох, вернуть в и.п. – выдох. Повторить 6-8 раз.

Примечание:  это упражнение способствует расширению грудной клетки. Особенно ее боковых отделов.

  1. «Подъем рук в стороны и опускание их в два приема».

И.п. – то же. Поднять обе руки чуть выше уровня плеч – вдох, опустить их вниз и в два приема до и.п. – выдох. Повторить 6-8 раз.

  1. «Круговые движения руками по сторонам».

И.п. – то же. Поднять руки в стороны ладонями вперед – вдох, на уровне плеч сделать руками полукруг назад-вниз – выдох, затем вперед-вверх – вдох, опустить руки в и.п. Повторить 4-6 раз.

Примечание:  упражнение увеличивает подвижность плечевых суставов, укрепляет мышцы плечевого пояса, способствует увеличению дыхательной подвижности грудной клетки, улучшает распределение воздуха в легких.

  1. «Подъем через стороны в три приема».

И.п. – то же. Немного поднять руки в стороны с легким движением кистей вверх – вдох, вниз – выдох. Второй раз поднять руки уже до уровня плеч, снова движение кисти вверх-вниз. В третий раз поднять руки вертикально вверх – вдох, опустить в и.п. – выдох.

Примечание:  это упражнение, имитирующее плавное движение крыльев большой птицы при полете, способствует увеличению дыхательной подвижности грудной клетки и углублению дыхания.

  1. «Разведение рук в стороны и скрещивание к плечам».

И.п. – то же. Развести руки в стороны ладонями вперед – вдох, обхватить скрещенными руками плечи и слегка сжать их – выдох. Повторить 4-6 раз.

  1. «Трехкратное движение руками».

И.п. – стоя. Поднять  руки в стороны – вдох, свести руки вперед – выдох, развести руки в стороны – вдох, опустить руки в и.п. – выдох. Все движения выполнять стойко, ритмично, плавно. Повторить 4-6 раз.

  1. «Качание рук по сторонам вперед-назад».

И.п. – стоя (сидя), руки опущены. Свободными, плавными движениями качать расслабленные руки: вперед-вверх, вниз-назад. Дыхание произвольное. Продолжительность упражнения 10-15 с.

  1. «Сгибание туловища вперед-назад».

И.п. – стоя, ноги вместе, руки на поясе, голова наклонена вперед. Поднять голову – вдох, наклониться вперед – выдох, выпрямиться и несколько прогнуться назад – вдох, вернуться в и.п. – выдох. Темп медленный, повторить 3-5 раз.

Примечание:  упражнение укрепляет мышцы спины и живота.

Специальные дыхательные упражнения

Дыхание по методике А.Н. Стрельниковой (1974)

«Гимнастика вдоха» была предложена автором для лечение болезней, связанных с потерей голоса. Для тренировки дыхательной мускулатуры, осуществляющей вдох, предлагается создавать определенное сопротивление тем, что во время вдоха сжимается руками грудная клетка.

При выполнении упражнений рекомендуется:

  • сосредоточить все внимание только на вдохе;
  • вдох обязательно должен быть шумным, коротким, активным;
  • вдох должен быть небольшим по объему;
  • внимание на выдохе не фиксируется и губы трубочкой на сжимаются.

Во время выполнения упражнений необходимо думать только о вдохе и следить за синхронностью вдоха и за движением, за ритмом (вдох каждую секунду), вдыхать надо столько воздуха, сколько вдыхается само собой.

Начинать данную гимнастику надо с 8 вдохов подряд, затем пауза. Нагрузка при этом увеличивается. Основная единица – 32 вдоха за 28-30 с. Пауза между вдохами – от 1 до 5 с.

1-е упражнение (подготовительное).  И.п. – стоя, ноги чуть уже, чем на ширине плеч, корпус и головы прямые, руки согнуты в локтях, пальцы всегда сжаты в кулаки и повернуты друг к другу так, чтобы правая коснулась левого плеча, и наоборот. В это мгновение сделать вдох носом, обязательно короткий, активный, шумный, чтобы ноздри с силой «схватили» воздух. Повторить движение 8 раз подряд. Воздуха вдыхать не много, о выдохе не думать, локти не отпускать – движение рук строго горизонтально. В 1-й день делать по 8 вдохов подряд с небольшими паузами. Упражнение повторить 24 раза.

2-е упражнение (подготовительное).  И.п. – как при первом, только руки скрестить на груди. Чуть присесть и в это мгновение сделать вдох носом, короткий, активный, шумный. Повторить упражнение 8 раз подряд. О выдохе не думать. Повторить 24 раза.

3-е упражнение (комплексное). И.п. – как при первом. Встречное движение руками, при приседании вдох носом. Вдох короткий, активный, шумный. Повторить упражнений 8 раз подряд, затем пауза 1-5 с. ...упражнение повторить 24 раза. При присоединении вначале ноги расположены на одной линии, затем одна нога выдвигается вперед, другая остается сзади, тяжесть тела переноситься с одной ноги на другую.

4-е упражнение (подготовительное).  И.п. – как при первом. Наклон вперед, руки «бросить» навстречу друг другу – вдох, чуть-чуть разогнуться и снова «бросить» руки – вдох. Повторить 8 раз подряд. При выполнении упражнения автор рекомендует внушать себе «беру дыхание в спину».

5-е упражнение (подготовительное).  Наклона назад, руки скрестить (правая рука коснулась левого плача, левая – правого, локти не опускать – вдох носом – короткий, шумный, активный ритм – вдох в секунду). Воздух вдыхать немного, пауза 2-5 секунд. Повторить 24 раза. Это упражнение рекомендуется выполнять не ранее 8-10-го дня занятий и только при условии легкого выполнения первых двух упражнений.

 6-е упражнение (комплексное) – «маятник». Наклон вперед (небольшой), руки резко скрестить – вдох, наклон назад (тоже небольшой), руки резко скрестить  и снова вдох, упражнение вводиться не ранее 12-16-го занятия.

При выполнении упражнений не следует брать слишком быстрый темп. Движения подряд по 16, 32, 64 вдоха не следует делать ранее 8, 10, 12-го занятия.

Методика направлена на тренировку мышц, осуществляющих вдох при сопротивлении, что вызывает утомление. При обструктивных изменениях легочной ткани могут возникать осложнения в виде легочных кровохарканий и даже кровотечений. Поэтому методика имеет ограниченное применение.

Методика волевой ликвидации глубокого дыхания К.П. Бутейко (1983)

Данная методика предложена для лечения бронхиальной астмы в сочетании медикаментозными и физиотерапевтическими методами. Показанием к применению такой модификационной методики является наличие синдрома гипервентиляции (глубокого дыхания и дефицита углекислого газа СО2 в легких).

Перед началом лечения автор рекомендует провести пробу с глубоким дыханием. Если у больного в данный момент исследования возникает приступ удушья, то ему необходимо тут же уменьшить глубину дыхания, т.е. дышать очень поверхностно, с включением пауз после выдоха на 3-4 с, до уменьшения или исчезновения удушья (приблизительно не более 5 мин). После прекращения приступа удушья больному предлагается вновь углубить дыхание, зафиксировав приступ удушья. Проба считается положительной, если самочувствие больного при углублении дыхания ухудшается, а при поверхностном дыхании улучшается. Данная проба не может быть проведена, если больной за 4-6 часов до этого принимал бронхолитики. В процессе освоения методики лекарство, снижающее спазм бронхов, следует принимать в уменьшенной дозе. Кортикостероиды на этапе купирования приступа принимаются, а затем постепенно отменяются.

Перед началом занятий объясняется больному, каким должно быть «нормальное дыхание» в покое или при физической нагрузке: дышать необходимо через нос, вдох медленный, 2-3 с, поверхностный (0,3-0,5 л), почти незаметный на глаз, за ним следует спокойный, пассивный, полный выдох и т.д., частота дыхания при этом должна быть 6-8 раз в минуту, минутный объем дыхания (МОД) – 2-4 л/мин, содержание СО2 в альвеолярном воздухе – 6,8 %. Тренировка проводится постоянно, не менее 3 часов в сутки. В покое, а затем в движении усилием воли больной уменьшает скорость и глубину вдоха, а также вырабатывает паузу после долгого спокойного выдоха, стремясь постепенно приблизить дыхания к «нормальному». Кроме того, следует не менее 3 раз в сутки (утром, перед обедом и перед сном) проводить по 2-3 максимальных задержки дыхания после выдоха до 60 с и более. Исходное положение при этом – сидя в удобной и расслабленной позе. После ненасильственного выдоха нужно зажать нос двумя пальцами в конце выдоха и зафиксировать время начала и конца паузы до появления ощущения предельной трудности задерживать дыхание. После каждой задержки дыхания больной должен 2-3 минуты отдохнуть на «малом» дыхании. По мнению автора, такие задержки дыхания нормализуют содержание углекислоты в крови, снимают удушье и способствуют выздоровлению.

Таким образом, дыхательные упражнения увеличивают вентиляцию, лимфо- и кровообращение в легких, снижают спазм бронхов и бронхиол, улучшают их проходимость, способствуют выделению мокроты, тренируют умение произвольно управлять дыханием, формируют правильную биомеханику дыхания, осуществляют профилактику заболеваний и осложнений органов дыхания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Приобщение детей к классической музыке в повседневной жизни"

Консультация для родителей "Приобщение детей к классической музыке в повседневной жизни"...

Консультация для педагогов Условия формирования знании у детей в повседневной жизни.

В консультации описанны необходимые условия для формирования детей в повседневной жизни. Надеюсь моя консультация поможет педагогам в работе....

Консультация для родителей "Формирование и совершенствование мелкой моторики в повседневной жизни малышей"

Мелкая моторика рук – это не что иное, как ловкость рук. Она оказывает влияние не только на речь, но и на развитие таких психических  процессов, как внимание, память, мышление и вообра...

Консультация для воспитателей. Тема: «Развитие двигательной активности дошкольников в повседневной жизни».

В консультации раскрываются цели, задачи и способы повышения двигательной активности детей дошкольного возраста в поседневной жизни и редставлена серия игр для активной  двигательной деятельности...

Приемы речевой активизации малыша в повседневной жизни

Приемы речевой активизации малыша в повседневной жизни...