Проектная деятельность как метод формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
статья на тему

Выступление на семинаре-практикуме для работников дошкольных учреждений "Проектная деятельность как метод формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ № 572

Дошкольное отделение-6

Старший воспитатель

Кузнецова Ирина Николаевна

Проектная деятельность как метод формирования толерантности и патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

СЛАЙД 2

Развитие ребенка происходит в социокультурном пространстве жизни народа, обладающего своей историей, культурой, своим менталитетом. Современное общество с его глобализацией, информатизацией и стрессами все чаще характеризуют как общество повышенной агрессивности.

Мультфильмы, боевики и триллеры, детективы и компьютерные игры – все то, чем окружены современные дети, и чем они заполняют свой досуг - пропитано агрессией.

СЛАЙД  3

В дошкольном детстве начинается процесс восхождения личности к ценностям общества, ребёнок приобретает первые жизненные ориентиры. Чувство национального самосознания зарождается у детей задолго до того, как они начинают обучение в школе. Большинство детей старшего дошкольного возраста правильно определяют свою национальную принадлежность и язык, на котором общаются. Значительно возрастает их интерес к явлениям общественной жизни. Близкое и даже далекое социальное окружение становится для шестилетнего ребенка значимой стороной действительности.

СЛАЙД 4

Москва - один из крупнейших мегаполисов, в котором живут люди более 140 национальностей. В дошкольных учреждениях столицы воспитываются дети многих национальностей,  с разными культурными традициями, разным уровнем знания русского языка. Для формирования у дошкольников навыков межкультурной коммуникации необходима система работы по патриотическому воспитанию, включающая как приобщение детей к традициям и нормам русской культуры, так и знакомство с достижениями иных национальных культур. Быть гражданином, патриотом - это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

СЛАЙД  5

Современная социокультурная ситуация определила насущную необходимость в формировании толерантности в качестве условия выживаемости человечества в будущем; как ценности социальной системы; как нормы гуманных человеческих отношений, как мировоззрения и осознанного ориентира построения взаимоотношений с окружающим миром. Это позволяет рассматривать толерантность как многокомпонентное явление объективной реальности.

СЛАЙД  6

В специализированные группы  для детей с нарушениями речи поступают дети  речевым недоразвитием  различной этиологии и разным уровнем  знания русского языка.  

У русскоговорящих детей и детей,  овладевающих русским языком как иностранным,  имеющих органические и функциональные нарушения речи недостаточно развито умение последовательно и связно излагать свои мысли, они, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, затрудняется их общение с другими людьми, снижается познавательная активность и самооценка.  Поэтому необходимо способствовать формированию социальной компетентности каждого ребёнка - это важный и необходимый этап социализации.  

Осознав необходимость развития социальной компетентности детей, мы решили начать работу с формирования у детей  толерантности и патриотических чувств, опираясь на разнообразие детских интересов, используя технологию проектирования.

Главные преимущества этого метода в работе логопеда - значительное снижение преобладающей активности взрослого, возможность коррекции и обучения через совместный поиск решений, предоставление дошкольнику самостоятельности.  Для иноэтничных детей  данная технология в полной мере обеспечивает интеграцию русского языка в различные виды детской деятельности,  создает условия для  построения детьми собственных инициативных высказываний в постоянно изменяющихся условиях общения, т.е. обеспечивает возможность развития именно коммуникации на изучаемом языке.

СЛАЙД  7 – 11

Толерантное, интернациональное и патриотическое воспитание детей  необходимо начинать  с формирования любви к  своей Родине.  Исследовательско-творческий проект   «Россия – славная держава» был

проведен в старшей группе для детей с ОНР.

 Целью данного проекта являлось формирование у детей представлений о России как многонациональной стране:

Задачи проекта:

  1. Познакомить детей  с Россией, государственной символикой, Москвой – столицей Российской Федерации,  её достопримечательностями.
  2. Знакомить с русской культурой, языком, традициями,  русскими национальными костюмами,  промыслами,  устным народным творчеством.
  3. Воспитывать любовь и уважения к своей национальности, чувство собственного достоинства как представителя своего народа.
  4. Формировать толерантное отношение  к представителям других национальностей,  живущих в России.

СЛАЙД  12

Для формирования навыков связной речи при составлении рассказов о России использовались картинно-графические планы,  мнемотехнические таблицы, опираясь на которые дети могли рассказать:

  1. О размерах и положении нашей страны,  назвать её столицу.
  2. Назвать основные государственные символы России.
  3. О природных богатствах нашей страны.
  4. О растительном и животном мире России.
  5. О том,  какие люди живут у нас в стране.
  6. Назвать русские народные сказки.
  7. Выразить свое отношение к нашему государству.

Данная технология широко используется логопедами-практиками при формировании навыков связных монологических высказываний у детей с речевым недоразвитием и с билингвизмом. План-схема служит зрительным ориентиром  при построении фраз и объединении их  в логически связное,  последовательное высказывание.

СЛАЙД 13

Проект «Путешествие вокруг света»  проводился  в подготовительной к школе группе  и был направлен на формирование чувства толерантности и уважения к людям разных национальностей их культуре,  языку, традициям.

Задачи:

  1. Формировать у детей представления о планете Земля,  многообразии народов населяющих нашу планету
  2. Вызвать у детей  интерес к культуре, языку, быту, традициям народов мира
  3. Воспитывать желание  жить в мире с собой и другими людьми в гармонии и согласии.

СЛАЙД 14

Вместе с детьми мы изготовили  из ниток и клея модель Земли. Далее провели серию игр «Путешественники».  Игровой мотив заключался в том,  что россияне Маша и Ваня путешествуют по миру и знакомятся с жителями разных стран. На модели Земли закрепляется карта континента,  на который отправляются персонажи. Дети с помощью педагога осуществляли поиск необходимой страны,  знакомились с государственной символикой страны, традициями, национальными костюмами, языком,  достопримечательностями. Проводилось ознакомление с народными играми,  сказками этих народов. По итогам каждого цикла игровых путешествий проводились конкурсы детских рисунков, драматизация народных сказок,  оформление мини-музея «В какой стране мы отдыхали летом»,  составление творческих рассказов: «В какой стране я хотел бы побывать?»,  «Что я знаю об Украине, Татарстане, Белоруссии и т.д.

СЛАЙД 15

Для ознакомления со странами их символикой,  растительным и животным миром,  населением,  обычаями  мы использовали компьютерные презентации, фото и видеоматериалы. 

СЛАЙД 16

          Также была организована познавательно-исследовательская деятельность детей:

–оформление мини-музея «Государственные символы стран мира»;
– тематическая выставка «Страны и народы мира»;
– сбор и презентация  коллекций игрушек, магнитов , сувениров,  фото, привезённых из дальних  путешествий;

- поиск и изучение игр с одинаковым содержанием и правилами в культурах разных народов.

 Заключительный фестиваль «Игры народов мира» является итогом всей работы по знакомству старших дошкольников со странами и народами мира. На фестивале дети играют в подвижные, логические  и речевые игры разных стран: украинская игра «Квач»,  молдавская «Яблоко», осетинская «Слепой медведь», казахская «Догнать джигита»,  белорусская «Кузнечик»,  башкирская «Юрта»,  грузинская «Ходьба по ухабам»,  казахская «Догнать джигита»,  русские «Горелки», «Ручеёк», «Два мороза» и др.

Таким образом, знакомство детей со своей страной и  странами мира, мировой культурой и мировыми ценностями, лучшими литературными произведениями и достопримечательностями и приобщение к ним является важной образовательной задачей. Это служит базой для формирования целостной культуры мира у дошкольников и ложится в основу будущих ценностных ориентиров личности: отношение к окружающему миру, к людям, к своей стране, к обычаям и ценностям других народов – тому, что взрослые называют уважением, терпимостью. И формировать эти качества личности необходимо уже в дошкольном возрасте, так как у человечества на Земле есть только один способ жить – это жить в мире и согласии.

СЛАЙД 17 (ИТОГОВЫЙ)

 

Список литературы

1.  Стратегия и Концепция социально-экономического развития России до 2020 года: экономический анализ

2. Декларация принципов толерантности: Утверждена резолюцией 5. 61 Генеральной конференцией ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г. //Учительская газета. -2000. -12 сентября

3. Кондрыкинская Л.А. Дошкольникам о защитниках Отечества. Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ – М.: ТЦ Сфера,  2005.

4. Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? (Опыт работы по по патриотическому воспитанию в ДОУ )– М.: ТЦ Сфера,  2005.

5. Орлова М. Формирование толерантности у дошкольников// Дошкольное воспитание. - 2003. -№11

6. Демиденко М., Кулькова О. Воспитываем терпимость //Школьный психолог. - 2002. -№15.

7. О социализации дошкольников: // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-практическая статья «Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста средствами социально-культурной деятельности»

Формирование толерантности детей в настоящее время актуально. В справочных изданиях термин толерантность определяется как  «терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению». Такая терпимость из...

Обобщение педагогического опыта «Условия формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста».

Актуальность формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста приобретает особую важность ещё и потому, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы с...

Содержание, пути, средства формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста

В настоящее нелегкое время потребность в проявлении толерантности по отношению к другим людям приобретает всё большую актуальность...

«Содержание, пути, средства формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста»презентация .

видеоматериал к тексту  выступления  «Содержание, пути, средства формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста»  ....

«Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста».

Сейчас можно встретить бытующее мнение: Я несу обязанность только перед самим собой, отвечаю за собственное благополучие. В этом мире каждый сам за себя. Такого рода мировоззрение формирует эгоиста, к...

«Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста».

Сейчас можно встретить бытующее мнение: Я несу обязанность только перед самим собой, отвечаю за собственное благополучие. В этом мире каждый сам за себя. Такого рода мировоззрение формирует эгоиста, к...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ По формированию толерантного поведения детей старшего дошкольного возраста на тему:«Мы разные, но мы вместе»

Данный педагогический проект способствует формированию толерантного отношения детей к людям разных национальностей....