Метод проектов в развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника
методическая разработка (старшая группа) на тему

Николенко Галина Борисовна
 

В процессе развития происходит изменения в эмоциональной сфере ребенка. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает, что способствует развитию лучшего понимания себя и других. Безразличие  и непонимание приводит к конфликтам, к выбору неуместного способа общения.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya3.docx26.84 КБ

Предварительный просмотр:

Метод проектов в развитии эмоционально-волевой сферы дошкольника.

В процессе развития происходит изменения в эмоциональной сфере ребенка. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает, что способствует развитию лучшего понимания себя и других.Безразличие  и непонимание приводит к конфликтам, к выбору неуместного способа общения.

 Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Постепенно в знакомый и понятный мир ребенка начинают попадать и другие люди( взрослые и дети), с которыми надо общаться, играть, контактировать. Ребенку нужно уметь налаживать контакты с другими людьми. Нередко у детей возникают затруднения в разных ситуациях из-за непонимания причин того или иного поведения людей в повседневной жизни.

  Эмоции играют важную роль в жизни детей. Они помогают ребёнку приспособиться к той или иной ситуации. Эмоции ребёнка - это «послание» окружающим  взрослым о  состоянии его  психологического здоровья. Эмоции участвуют в формировании социальных взаимодействий и привязанностей. Детские эмоции влияют на будущее поведение человека, они помогают понять причины настроения и поступков, учат оценивать это настроение через мимику и жесты.

Эмоциональное развитие – это процесс, во время которого ребёнок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить. Играя, занимаясь, общаясь со взрослыми и сверстниками, он учится жить рядом с другими, учитывать их интересы, правила и нормы поведения в обществе, то есть становится социально компетентным.У ребенка появляется возможность расти эмоционально отзывчивым, умеющим адекватно выражать свои чувства, способным адекватно управлять своим поведением.

Характер ребенка формируется в общении со сверстниками. Ему бывает  сложно разобраться, понять жесты, мимику других людей. Связать их с настроением, с эмоциональным состоянием.Часто детям трудно понять и причину испытываемого чувства.

Основой социально- эмоционального развития являются эмоции, испытываемые и проявляемые дошкольникам:

  • Интерес -  На первых порах у ребёнка интерес носит безотчётный, непроизвольный, стихийный характер. Затем, углубившись и утвердившись, интерес может стать потребностью.
  • Радость -  Радость выражается и узнаётся с младенчества, что помогает ребёнку очень рано устанавливать межличностные контакты.
  • Удивление -  Удивление – это кратковременная и неопределённая эмоция. Ситуации, которые служат причиной удивления, затем вызывают негативно или положительно окрашенные чувства.
  • Гнев - Адекватно воспроизвести гнев ни взрослые, ни дети не могут из-за преобладания в нём вегетативного компонента. Вместе с тем нужно помнить, что неспособность продуктивно выразить справедливый гнев приводит к нарушению отношений с другими людьми.
  • Страх -  Бессознательно «заражаться» эмоцией страха от других ребёнок может очень рано.
  • Вина - Это обязательно осуждение своего поступка и самого себя. Для этой эмоции характерны сопровождающие её реакции раскаяния и снижения самооценки.

Эмоции воздействуют на все компоненты познания: на ощущение, восприятие, воображение,память и мышление. Таким образом, под социально – эмоциональным развитием дошкольников мы понимаем процесс, во время которого ребёнок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить. Социально – эмоциональное развитие оказывает влияние на содержание и динамику познавательных процессов, а также восприятие, внимание, воображение, память, мышление.

Наиболее важными факторами, влияющими на социально – эмоциональное развитие ребёнка, являются атмосфера в семье, наличие эмоционального контакта ребёнка с родителями, приобретение опыта общения, умения сопереживать, сочувствовать, проявлять милосердие. Детей надо приучать жить среди людей, формируя у них определённые психологические качества (внимание, волю, эмоции) и навыки общения. Социально – эмоциональные реакции необходимо развивать с раннего возраста.

В настоящее время контингент воспитанников дошкольных учреждений составляют дети как с нормальным ходом психического развития, так и с различными вариантами психического дизонгогенеза, поэтому необходим пересмотр практики обучения и воспитания дошкольников и определение наиболее оптимальных путей в осуществлении индивидуальной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей.

Педагогическая и методическая работа по проблеме развития эмоциональной сферы детей с ОНР, позволила  нам выяснить, что развитие эмоций и речи находятся в прямой зависимости друг от друга. Появление у ребенка новых эмоций определяется развитием у него новых способов и потребностей в общении. Освоение детьми словаря эмоциональной лексики осуществляется в неразрывном единстве с развитием представлений об эмоциях и эмоциональной экспрессии.  У дошкольников с ОНР имеются недостатки в выражении эмоционально-смыслового содержания высказывания, признаки гипомимики, проявляющиеся в трудностях выражения на лице эмоциональных состояний, в установлении синонимических и антонимических отношений наблюдаются своеобразные ошибки; происходят лексические замены: замена названия одних предметов другими, ситуативно связанными с ними («улыбочная» - веселая); замена названия признаков словосочетанием или предложением («он боится» - испуганный; «она веселится» - веселая); замена на основе недостаточной дифференцированности эмоциональных состояний («злой», «испуганный» - грустный; «испуганный» - злой; «удивленный» - испуганный); замена слов, называющих чувства, словами – оценками, и наоборот («добрая», «ласковая», «нежная», «красивая» - веселая; «веселый» - добрый).

Дети с ОНР в целом различают эмоции, изображённые графически, но часто не умеют выразить их мимикой, пантомимикой и интонацией. Дети правильно подбирают ситуацию, в которой они испытывали какую-то эмоцию, но затрудняются в словесном обозначении знакомых эмоций.

На современном этапе развития  происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; используются активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. Необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий.

Помочь детям разобраться, отчего и почему у нас бывают  различия в эмоциях и настроениях, правильно понимать свои эмоции была  использована  личностно-ориентированная технология: метод проектов.

Понятие « метод проектов» имеет следующие определения:

  • Ребенок ставит и решает совственные проблемы.
  • Способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника.
  • Модель  организации обучения, ориентированная на творческую самореализацию ребенка.
  • Система направленная на развитие  интеллектуальных качеств ребенка.
  • Комплексный метод обучения позволяющий учитывать интересы  ребенка.
  • Совокупность приемов для достижения поставленной задачи – решения определенной проблемы и оформленной  в виде конечного продукта – знакомства с эмоциями человека, осознание своих эмоций, распознание эмоциональной реакции других людей.

Для осуществления работы по развитию социально – эмоциональной  сферы  старших дошкольников с ОНР был выбран долгосрочный проект «Какие бывают эмоции».

Цель проекта: Способствовать обогащению чувственной сферы дошкольников, приобретения опыта общения , умения сопереживать, сочувствовать,  проявлять милосердие.

Задачи проекта:

  • Учить управлять своими эмоциями.
  • Развивать эмоциональную сферу ребенка.
  • Развивать внимание к самому себе, своим переживаниям, чувствам,способность к эмоциональной саморегуляции и контроль за своим поведением.
  • Воспитывать желание понимать внутренний мир другого человека.

Для системной работы  брали за основу такие эмоции: интерес, радость, удивление, горе, гнев, страх. Особенности внешнего проявления эмоциональных состояний определяли  по мимике ( выразительным движениям мышц лица) , пантомимике ( выразительном движении всего тела) , вокальной мимике ( выражению эмоции в интонации). При погружении в проект прошло интервьюирование детей с целью выявления первоначальных знаний по теме и понимания детьми эмоциональных состояний людей. Анкетирование для родителей « Я и моя семья» позволило добиться социального партнерства  по этой теме.

Для  полноценной реализации проекта осуществлялась работа по взаимодействию всех образовательных областей. Планирование  позволило  последовательно решать задачи нашего проекта.

  • Для развития эмоциональной сферы ребенка использовались игры : «Я и мои эмоции» - пиктограммы, оформлен альбом « Страна эмоций»,  картотека стихов – настроений, игры –ассоциации которые помогают не только  в развитии эмоциональной сферы, но и ассоциативногомышления и фантазии.
  • Развивать выразительность движений, мимики, жесттов, для осознания способов их адекватного проявления подобран  соответствующий материал: этюды на выражение различных эмоций –« Раздумье», «Круглые глаза», « Остров плакс», « Соленый чай». Использовались технологии сохранения и стимулирования здоровья: ритмопластика, психогимнастика, упражнение «Покажи телом», « Расскажи стихи руками».
  • Для формирования социальной компитентности детей, коммуникативной культуры, представлений о внутреннем мире человека использовали социоигры: « Театр настроений», « Я актер», «Я могу всех изобразить» , что способствовало расширению кругозора, знакомству с профессией актера.
  • Достигать цели в задачах по саморегуляции и контролю за своим поведением  проводилось проблемное обсуждение «Мои переживания», « Научи своего друга тому, что умеешь сам», в результате подобных бесед ребенок учится понимать причину испытываемого чувства.
  • Помочь детям понять, что все в мире взаимозависимоиспользовались музыкальные занятия и занятия по изодеятельности. Организовывав выставку эмоциональных пиктограмм, дети использовали их при прослушивании музыкальных произведений. На занятиях по изодеятельности « рассматривали» эмоции в репродукциях художников, затем учились передевать эмоции в цвете.  Научить понимать взаимосвязь человека и природы , любить и бережно относится ко всему живому использоволись созданные в социальном партнерстве с родителями фотоальбомы: «Эмоции друзей наших меньших»,  «Яркий мир эмоций».Вовлекая родителей в проект проводились семейные игры: « Самый веселый», « Наши чувства», «Мишени». Данные игры направлены на то, как можно выражать свои эмоции не причиняя вреда своим близким.

На зключительном этапе  работы  было важно закрепить все новые проявления детей, укрепить веру в собственные силы и возможности, способствовать развитию их творческого потенциала. Потребность в фантазии и импровизации наиболее полно реализуются у детей в сюжетно-ролевых играх, театрализованной деятельности, музыкальных праздниках и развлечениях, а подвижные, народные игры, хороводные игры, помимо эффективного влияния на укрепление здоровья были  использованы  в качестве средства формирования самооценки дошкольника. Ведь такие игры вырабатывают у детей такие качества, как выдержку, смелость, стремеление преодолевать трудности, способствуют становлению начальных форм самооценки и самоконтроля. Так как у детей к этому периоду был сформирован достаточный словарный запас, умение передавать эмоциональные состояния с помощью вербальных и невербальных средств общения и личный опыт их участие в видах деятельности приобрело творческий характер и позитивное общение со сверстниками.

  Педагогическая деятельность координировалась с деятельностью учителя-логопеда, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре.  В работе по данной теме помощниками были родители группы, которые всегда с удовольствием участвовали в различных мероприятиях проходящих как в группе, так и в детском саду, поддерживали уверенность ребенка в себе, его положительной самооценки.

Таким образом, все вышесказанное позволило сделать вывод об особенностях эмоциональной сферы детей с ОНР и о необходимости специальной работы по обогащению их эмоциональных представлений. Планомерная работа помогла  сформировать у детей навыки общечеловеческих норм и правил общения, развить воображение, творческие способности. Дети стали более уверены в себе, у них сформировалось положительное отношение к окружающим, сбалансированность эмоций, любознательность, целеустремленность. Они стали умельцами в разных видах деятельности, научились определять свой уровень успеха в деловых отношениях. А сформированные эмоционально-волевые усилия в дошкольном возрасте приведут детей к стремлению расширения границ своих возможностей .

Педагогу обратившемуся к методу проектов , следует помнить, что проектная деятельность разворачивается в проблемной ситуации, при этом проблема должна быть актуальна для участников проекта, они должны быть мотивированы. Чтобы каждый участник был заинтересован в получении результата, деятельность должна быть посильна дошкольникам, соответствовать интересам и возможностям каждого. Сущность метода проектов заключается в том, что ребенок в процессе деятельности осваивает особое умение – самостоятельно приобретать новые знания в процессе решения жизненных проблем.

                                            Список литературы

Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду. Алябьева Е.А. , М.:  - 2003

Данилина Т.А,. Зидгенидзе В.Я, Н .М. Степина В мире детских эмоций., М.: Айрис Пресс -  2006

Ражников В. О программе эмоционально- эстетического развития детей «Маленький Эмо» // Дошкольное воспитание 1996, № 9.

Князева О.Л «Я – Ты – Мы» . Программа социально- эмоционального развития дошкольников Князева О.Л., М. : Мозаика – синтез  - 2003

Кряжева Н.Л  Развитие эмоционального мира детей. Кряжева Н.Л., Яр.: «Академия развития» - 1997

Кряжева Л.Н. Развитие эмоционального мира ребенка Кряжева Л.Н., Яр.: Академия развития, 1996.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность Леонтьев А.Н. – М.: Политиздат, 1975.

Ражников В. О программе эмоционально- эстетического развития детей «Маленький Эмо» // Дошкольное воспитание 1996, № 9.

Свирская Л. Работа с семьей: необязательные инструкции. Свирская Л.,  М.: Линка – Пресс – 2007

Чистякова М.И. Психогимнастика Чистякова М.И., М.: Просвещение, Владос, 1995.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Развитие эмоционально – волевой сферы старших дошкольников с ТНР – специфическое условие для получения образования детьми с ОВЗ».

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждениегорода Новосибирск «Детский сад № 271 компенсирующего вида»  Октябрьский район,630083, г. Новосибирск, ул. Обская, 96т/ф 2694933,...

Развитие эмоционально - волевой сферы старших дошкольников методами песочной терапии

Развитие эмоционально-волевой сферы старших дошкольников с применением технологии песочной терапии...

Конспект занятия по развитию эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста с использование метода арт-терапии на тему: «Новые планеты Солнечной системы»

Развиваем эмоционально-волевую сферу старших дошкольников через использование метода арт-терапии - техника рисование сыпучими материалами...

Проект по развитию эмоционально-волевой сферы

проект направлен на развитие эмоционально-волевой сферы старших дошкольников , разделен по критерием с примерным перечнем игр....

Криотерапия как метод терапии, способствующий более качественной коррекции речи и развитию эмоционально – волевой сферы у воспитанников с ОВЗ

Криотерапия – одна из  наиболее современных нетрадиционных здоровьесберегающих технологий, предполагающей использование игр со льдом. Криотерапия (от латинского «крио&r...

Методы развития эмоционально-волевой сферы старших дошкольников

В материале представлены игры и упражнения, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы старших дошкольников....

Развитие эмоционально-волевой, коммуникативной сфер у детей 5-7 лет с нарушениями речи

Поддерживая в ребенке радостное настроение, мы укрепляем его психическое и физическое здоровье. Ходить, говорить, читать, писать, считать ребенок обязательно научится, а вот чувствовать, сопереживать,...