Кружок по фольклору "Ладушки" с детьми раннего возраста (от 1,5 до 3 лет)
рабочая программа (младшая группа) по теме

Смолкова Татьяна Владимировна

Материал может быть использован воспитателями в работе с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_kruzhka_po_folkloru_na_2015-2016_god.docx696.47 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа кружка «Ладушки» направлена на познавательно-речевое развитие и социально - нравственное воспитание детей раннего дошкольного возраста.

Работа по ознакомлению детей с устным народным творчеством имеет огромное значение в формировании целостного представления о мире, развитии связной речи и становлении личности ребенка.  

               Значение  фольклора в жизни ребёнка

Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает народная мудрость. Фольклор – это создаваемый народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культуры и верования.

Это устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи.

Именно в раннем возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, который обеспечит дальнейшее постижение тайн природы и величие человеческого духа. По мнению ученых, ранний возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. Появление некоторых обобщенных знаний о предметах и явлениях является важным этапом в ознакомлении с окружающим миром через народные произведения.

Фольклор - одно из действенных и ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

Ребенок приходит в мир... Взрослые (родители, бабушка, дедушка, а позднее и воспитатели) должны окружить малыша любовью, заботой, внимание, лаской, научить его радоваться жизни, доброжелательному отношению со сверстниками, со взрослыми Взрослые ведут ребенка по пути познания мира во всем его разнообразии и осознание себя в этом мире, играя ребенком, а позднее и создавая все условия для его самостоятельной игры. Игра для ребенка – это комфортное проживание детства, важнейшего периода в жизни человека. Без игры нет детства вообще.

Ребенок должен играть! Вот тут - то нам на помощь и приходит детский фольклор.

Современному малышу не менее, чем в далеком прошлом, нужны тонкие способы создания определенных взаимоотношений со взрослым при убаюкивании, купании, первых физических упражнений, в играх. В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа.

Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые.

Что же относится к детскому фольклору?

Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.

Потешки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).

Заклички – обращение к явлениям природы (солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям)

Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.

Скороговорки и чистоговорки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.

Дразнилки – веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения.

Прибаутки, шутки, перевертыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.

Прибаутки, потешки, пестушки приносят радость детям.

Колыбельные – народный фольклор сопровождает жизнь малыша с самых первых дней появления на свет. Самыми первыми произведениями фольклора, с которыми знакомится ребенок, являются колыбельные песни

Поэтому, использование фольклора имеет огромное значение в жизни малыша. Вызывает положительные эмоции, побуждает интерес, поддерживает...

«Программа воспитания и обучения в детском саду» нацеливает нас на широкое использование произведений народного творчества в работе по развитию речи, а так же на воспитании доброжелательности, заботливого отношения друг к другу. Я  считаю, что кружковый  метод – это более эффективный метод, который можно использовать в нашей работе.

Цели программы кружка: развитие речи, познавательных процессов, чувства родного языка у детей младшего дошкольного возраста; создание психологического комфорта ребенка с помощью введения фольклорного материала в повседневную жизнь.

Учить понимать речь воспитателя, слушать и понимать потешки, песенки. Вызвать желание повторять услышанное, подражать услышанным звукосочетаниям и словам. Пополнять активный словарь новыми словами и действиями. Развивать интерес к народному творчеству.

Задачи кружка:

- Развивать мелкую моторику пальцев рук и активную речь.

- Развивать интерес и любовь к фольклору.

-Воспитывать доброжелательное отношение в общении со сверстниками и взрослыми.

Педагогическая целесообразность кружка «Ладушки» состоит в углублении знаний о разнообразных  фольклорных формах, развитии связной речи, памяти, эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста.

Данная рабочая программа кружка  предполагает, что младшие дошкольники более глубоко и осознанно будут знакомиться с устным народным творчеством: потешками, прибаутками, колыбельными песенками,  загадками, сказками, играми, хороводами; учиться различать фольклорные жанры.

Формы работы: занятия (тематические, сюжетные, сюжетно-тематические, комплексные)

Методы: игровые, наглядные, словесные, практические.

Возраст детей: 1,5 -3 года

Режим занятий: раз в неделю по 15 мин.

Ожидаемые результаты:

- Умение различать фольклорные жанры;

- Умение воспроизводить знакомые фольклорные произведения,

-Использовать знакомый фольклорный материал в театрализованных сюжетно-ролевых играх.

План кружковой работы на  2015-2016 год

в младшей группе «Ладушки, ладушки»

Сентябрь        

1.Игровая ситуация «В гостях у солнышка».         Наглядность картинка солнышка

        2.Путешествие  в сказку «Колобок».        Настольные фигурки

        3.Игра-потешка «Огуречик, огуречик»        Маски огурчик и мышки

        4. Прослушивание и разучивание колыбельных песен.

                                                            Октябрь

1.Игровая ситуация по мотивам потешки – «Из-за леса из-за гор».        

        2.Инсценировка песенки «Дождик, дождик»        Зонтик, костюм дождика

        3.Игра-потешка «Зайке холодно стоять»        

        4. Игровая ситуация по мотивам  потешки « Как у нашего кота».        

                                                     Ноябрь

1.  Игровая ситуация « В гости к бабушке» - знакомство с потешкой  «Расти коса до пояса».        

        2. Игра-забава «Где наши ручки?»        

        3. Путешествие в сказку «Репка»               Настольные фигурки

        4. Дидактическая игра «Узнай  потешку».

                                                         Декабрь

1.Игровая ситуация «Кукла Маша и зайчик в гости к нам пришли».        

        2. Инсценировка песенки «Кто у нас хороший»        

3. Игра с пальчиками «Мальчик-пальчик, где ты был?»        

        

4. Знакомство с потешкой  «Ой, ты  заюшка – пострел»

                                              Январь

        1. Сказка в гости к нам пришла « Кот, петух и лиса»        .        

2. Игра - инсценировка «Чики-чики-чикалочки»        

        3.Хоровод игра «Пузырь»                                  

        4.Инсценировка-песенки «Скачет зайка маленький».

                                                         Февраль

1. Разучивание песенки «Большие ноги шли по дороге».

        2. Хороводная игра «Каравай»        

        3.Знакомство с потешкой  «Ты мороз, мороз».        

        4.Сказка в гости к нам пришла  «Заюшкина избушка».        

                                                Март

1. Знакомство с русской народной закличкой «Дождик, дождик веселей» - рисование дождя.

        2. «Чудесный сундучок » (загадки об овощах).

        3. Дидактическая игра «Расскажи сказку»        

        4.Знакомство со сказкой « Снегурушка и лиса». Игра «Кто позвал».        

Апрель

1. Разучивание потешки «Наша уточка с утра: кря, кря, кря»

        2.  Игровая ситуация «Кто в тереме живёт».

3. Знакомство со считалками.  (иллюстрации)

        4. Настольная игра « Волшебные сказки»        

                                                         

                                                       Май

1. Игра «Угадай сказку».

        2.Разучивание  и прослушивание русских народных песен.

        3. Хороводная игра «У окошка дремлет кошка»        Маски кошки и цыплят

4. В гости к сказке «Гуси лебеди».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей «Адаптация детей раннего возраста в детском саду», "Закаливание детей раннего возраста", "Пальчиковые игры с детьми раннего возраста"

С чего  начинается детский сад? Как  это не странно, садик начинается с расставания, с прощания с мамы с малышом, с того момента, когда он остается один на один с чужой тетей и незнакомыми р...

Кружок по тестопластике "Умелые ручки" в группе "Курочка ряба" с детьми раннего возраста

Лепка из соленого теста - увлекательное занятие для детей.Соленое тесто имеет преимущество перед глиной и пластилином. Мука, соль и вода - самые доступные и экологичные материалы. Соленое тесто пласти...

Дидактические игры (Кружок «Развивалочка») с детьми раннего возраста

Цель: Развивать у детей раннего возраста моторику рук, продолжать знакомить детей с основными цветами (красный, зелёный, жёлтый, синий)....

Из опыт работ с детьми раннего возраста "Использование элементов театрализованной деятельности с детьми раннего возраста".

В период раннего детства маленький ребенок активно познаёт окружающий мир. В детском саду он приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Возможности организ...