"Воспитание маленького жителя великого города"
статья (старшая, подготовительная группа) по теме

Текст выступления педагога дополнительного образования Федотовой Н.С. на городской научно-практической конференции "Взаимодействие с семьёй в воспитании юного петербуржца"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_malenkogo_zhitelya_velikogo_goroda.odt72.11 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание маленького жителя великого города.

(Текст выступления на городской научно-практической конференции «Взаимодействие с семьей в воспитании юного петербуржца», составленный педагогом дополнительного образования отдела предшкольного образования ГБНОУ «СпбГДТЮ» Федотовой Н.С.)

Воспитание детей — это проблема, которая встает перед каждым новым поколением взрослых людей. Какими будут цели, методы, содержание воспитания? Напомним современные формулировки этих понятий, которых и будем придерживаться.

Воспитание — целенаправленное формирование Личности в целях подготовки ее к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями. (ВикипЕдия).

Цели воспитания — ожидаемые изменения в человеке, осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведенных воспитательных акций и действий. (ВикипЕдия).

По содержанию воспитание можно разделить на:

  • физическое,
  • трудовое,
  • умственное,
  • эстетическое,
  • экономическое
  • и т.д.

Нас в данном делении будут интересовать нравственное  (духовно-нравственное) и патриотическое воспитание.

Вспомним еще одно определение воспитанию, данное  академиком И.П. Павловым: «Воспитание — это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции». Кто же отлаживает этот механизм и обеспечивает процесс передачи соответствующей информации? Согласитесь, что это и семья, и окружение, и учебное заведение, которое посещает ребенок, и сверстники, и культурная среда (город, музеи, театры и т.д.), и информационное поле (телевидение, компьютерный мир, реклама), и т.д. Отметим важность того, ЧТО передается и КЕМ передается.

Так как педагоги являются не единственными участниками воспитания детей, мы захотели получить ответы на следующие вопросы:

1. Каким представляют петербуржца  родители детей, обучающихся в отделе предшкольного образования?

2. Совпадают ли цели воспитания детей у родителей и педагогов отдела предшкольного образования?

3. Как используется ресурс города в работе отдела предшкольного образования?

Чтобы ответить на первый и второй  вопрос мы предложили родителям и педагогам заполнить следующие анкеты (смотрите в приложении).

Просмотрев собранные материалы (25 анкет), мы получили следующие данные.

1. Наиболее используемые педагогами и родителями характеристики образа юного петербуржца — это «воспитанный», «образованный», «культурный», «читающий».

2. Характеристики, которые вписывали сами родители мы разделили на 5 групп и соотнесли их с данными, полученными у педагогов (стоят ли в программах задачи, отражающие работу по формированию данных качеств).

Таблица результатов анкетирования

 родителей и педагогов

Родители

Педагоги

1. Интеллектуальные качества:

умный, интеллектуальный, думающий, любознательный, грамотный, эрудированный, творческий, начитанный.

Обучающие и развивающие задачи комплексной программы «Развитие природных возможностей ребенка» и факультативов.

2. Внутренние качества:

спокойный, скромный, отзывчивый, добрый, трудолюбивый, честный, приветливый, внимательный к людям, порядочный, приходящий на помощь.

Воспитательные задачи программ: «Развивающие игры», «Художественное слово», «Читайка», «Развитие речи».

Клуб «Самостоятельных детей»

3.Стремления:

передовой, стремящийся к самосовершенствованию, самокритичный.

Воспитательные задачи программ: «Английский для малышей», «Шкатулка фантазий».

4.Патриотические чувства:

интернационалист, патриот, толерантный, знающий и любящий свой город.

Воспитательные и обучающие задачи программ: «История города», «Развивающие игры», «Читайка».

5. Внешние качества:

красивый, спортивный.

Обучающие и воспитательные задачи программы: «Айкидо».

  1. Градация от наиболее значимого воспитательного воздействия на ребенка к наименее значимому оказалась такой (по мнению родителей):

10 - семья,

9 - окружение семьи (родственники и знакомые),

8 - педагоги и занятия во Дворце,

7 - материальная обеспеченность,

5 - сверстники и городская жизнь,

4 - игры на улице,

3 - природа,

1 - телевидение и мир компьютера.

Отдельно были выделены родителями дополнительные воспитательные воздействия — книги, спорт.

  1.  Ниже приведем события и мероприятия городской жизни, указанные родителями в ответе на 3-й вопрос. Список составлен в порядке частоты упоминания (от наиболее часто упоминаемому к менее упоминаемому ):
  • Праздник 9 мая;
  • День снятия блокады Ленинграда;
  • Музеи, театры, экскурсии;
  • Концерты, субботники;
  • Исторические экспозиции.

  1. 5. Наибольшую заинтересованность проявили педагоги к таким формам работы:
  1. - подарок для города (коллективная работа, выступление);

- просмотр документальных видеоматериалов, соответствующих теме Вашего занятия.

Рассмотрев полученные результаты, хотим предложить следующие педагогические мероприятия для усовершенствования воспитательной работы отдела:

- организация и проведение семейных мероприятий (участвует вся семья);

- игры на улице (перенос занятий из стен отдела на улицу по аналогии с Клубом «Самостоятельных детей»);

- выезды на природу (группа детей, совместно с родителями).

Для того, чтобы наши воспитанники могли быть активными участниками жизни города и получать полноценное нравственное и патриотическое воспитание отдел предшкольного образования задействует следующие ресурсы:

  1. Освоение программы «История города» и пешеходые экскурсии по городу с п.д.о. Н.Н.Ильиной.
  1. Выход детей и родителей в музей А.С Пушкина (в рамках программы «Читайка»).
  2. Чтение детской художественной литературы в рамках программы «Художественное слово»
  3. Участие детей в городском конкурсе «Мир моего детства».
  4. Участие детей в программах, играх, акциях, проводимых Дворцом (программа «Я-Дворцовец», «Свеча памяти» и др.).
  5. Создание коллективных работ, украшающих отдел (программа по ИЗО и Керамике).
  6. Посещение детьми и родителями абонемента в Эрмитаже.
  7. Организация музыкальных встреч в рамках абонемента «Музыкальная азбука» с п.д.о. Н.Н. Запека.

В наш отдел дети приходят в трехлетнем возрасте, обучаются, воспитываются, общаются, играют и уходят, повзрослев на четыре года. Чтобы осознать всю важность этих лет, вспомним слова известных педагогов. Я.Коменский: «Только то в человеке прочно и надежно, что всосалось в природу его в его первую пору жизни.». К.Ушинский: «Из комбинации следов этих моментальных и, как казалось, забытых чувств, желаний и стремлений образуются страсти и упорныя нравственныя и безнравственныя наклонности. Вот почему далеко не безразлично в нравственном отношении, что учит, что слышит и что читает дитя».

Доброго всем воспитания!

Приложения


Анкета для родителей.

1. Наполните заданный образ словами-ассоциациями. Петербуржец — это человек, прежде всего, (какой?) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (перечислите, пожалуйста, 5 и более качеств).

2. Расположите в порядке значимости перечисленные ниже «объекты», оказывающие воспитательное воздействие на Вашего ребенка (1-наименее значимое, 10-наиболее значимое):

материальная обеспеченность ___,

семья (родители) ___,

окружение семьи (родственники, друзья) __,

педагоги ___,

телевидение (компьютерные игры) ___,

сверстники ___,

игры на улице ___,

занятия во Дворце ___,

природа и животные ___,

городская жизнь (посещение театров, выставок и т. д.) ___.

Допишите то, что еще считаете важным, но упущенным ___________________________________________________________ .

3. В каких событиях, связанных с жизнью нашего города Вы участвуете вместе с ребенком?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ .

Спасибо!


Анкета для педагогов.

1. Какие из воспитательных задач Вашей программы Вы бы отнесли к формированию личности юного петербуржца?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ .

2. Отражена ли  в Вашей программе тема Петербурга? (Приведите пример или опишите ситуацию.)

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ .

3. Какие из перечисленных форм работы с детьми Вы не отказались бы включить в свою программу? Обведите выбранные пункты.

  •  пешеходная (водная) экскурсия
  •  подарок для города (коллективная работа, выступление)
  •  выход в музей, ботанический сад, театр и т. д.
  •  просмотр документальных видеоматериалов, соответствующих теме Вашего занятия
  • встреча с известными людьми

Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по патриотическому воспитанию "Маленьким детям о Великой Победе "

Занятие посвященное 70-летию Победы в Великой Отечественной Войне. Старшая группа...

ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ «Маленький Гражданин Великой страны!»

Вид проекта: познавательно-исследовательский.Тип проекта: краткосрочный.Цель проекта: создание условий для всестороннего развития ребенка-дошкольника, его нравственно-патриотического воспитания через ...

Проживая в городе Куйбышеве не один год, маленькие жители плохо знают, либо вообще не знакомы с достопримечательностями, названием улиц, известными горожанами своей малой Родины. У детей в старшем дошкольном возрасте возрастает познавательный

Проживая в городе   Куйбышеве  не один  год,    маленькие жители плохо знают, либо вообще не знакомы с достопримечательностями, названием улиц, известными горожанами...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по патриотическому воспитанию в средней группе «Маленькие жители большого города»

В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Системе образования принадлежит ведущая роль в гражданском и патриотическом становлении подрастающего поколения...

Путеводитель-буклет по городу Санкт-Петербургу «Маленькие жители большого города»

Главная идея путеводителя заключается в том, чтобы прививать детям заботливое отношение к животным на примере домашних.Уважаемые родители, мы просим вас помочь нам воспитать в детях умение наход...

Образовательный проект с детьми старшей группы по теме: "Маленькие жители большого города"

Воспитание патриотических чувств у детей старшей группы через ближайшее окружение (Московский район, Санкт-Петербург)...

Программа по патриотическому воспитанию «Воспитание маленького жителя Карасука – большого гражданина России»

Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю»....