Инновационный педагогический опыт воспитателя Бышевой Е.В.
статья на тему

Бышева Елена

Ведущая педагогическая идея проводимой  работы  - это формирование начал экологической культуры через поликультурное воспитание, развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, формирование   осознанного понимания взаимосвязей живого и неживого в природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Наличие собственного инновационного педагогического опыта

 «Поликультурное воспитание дошкольников через ознакомление

с природой родного края»

                                                 Берегите эти земли, эти воды,

                                                Даже малую былиночку любя.
                                                Берегите всех зверей природы.
                                                       Убивайте лишь зверей внутри себя.

                                                                                    Е. Евтушенко

Актуальность и перспектива опыта

 Проблема поликультурного  воспитания  дошкольников через ознакомление

с природой родного края относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы.

     Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования.

     Научить чувствовать красоту родного края, красоту земли, и осознать, что каждый ребёнок является ответственным участником сохранения этой красоты - одна из главных  задач педагогов.

      Поэтому крайне важно показать ребёнку экологические закономерности на примерах своего региона.

        Я считаю, что  тема  моего инновационного опыта очень актуальна  на сегодняшний день, так как  формирование гуманного отношения к природе – основная задача экологического воспитания, которая реализуется путем развития в детях сострадания, сопереживания и сочувствия ко всем живым существам на планете. Человек – часть природы, но зачастую именно он оказывает пагубное влияние на окружающий мир. Формирование активной позиции «защитника и друга» мира природы является основой в воспитании экологической культуры дошкольников. 

Концептуальность (своеобразие и новизна опыта)

      Развивая ребёнка в этнокультурной среде, акцентируется внимание на приобщении его к красоте и добру, на желании видеть неповторимость родной культуры , природы,  на желании участвовать в их сравнении и приумножении,  на чувстве гордости , уважения и любви к малой  родине.

     Концептуальность опыта определяется следующими основополагающими принципами и приёмами:

Принцип регионального компонента (изучение природы родного края) который позволяет:

- использовать имеющуюся у детей информацию для того, чтобы они применяли свои знания в разнообразных видах практической деятельности;

- решать задачи воспитания нравственно-патриотических чувств;

- создавать благоприятные условия для самовыражения.

Принцип научности и доступности понятий:

на каждом этапе работы с детьми первоначальные представления углубляются, насыщаются содержанием, постепенно переходя в понятия, которые формируют элементарные экологические знания.

  Итак, свою работу я строю, основываясь на следующие педагогические принципы:

- воспитательный характер обучения;

- построение материала от простого к сложному;

- доступность;

- разнообразие материала;

- систематичность;

- совместная деятельность;

- активность.

Наличие теоретической базы опыта

  Для обеспечения теоретической базы я использую следующие программы, технологии и другие источники по инновационной деятельности:

1.  Поликультурное воспитание детей среднего и старшего дошкольного возраста. Под редакцией В. Н. Вершинина – Ульяновск: УИПКПРО, 2004.

2. Виноградова Н. Ф. Дети, взрослые и мир вокруг / Виноградова Н. Ф. - М. : Просвещение , 1993. - 128 с.

3. Комарова И. А, Прокофьева О. О. Теоретико-методические аспекты поликультурного воспитания дошкольников. - Вектор науки ТГУ, 4. 2011.Сухомлинский В. А. Не только разумом, но и сердцем. Сборник статей и фрагментов из работ. М. : Молодая гвардия, 1986

4. Воронкевич О. В. Добро пожаловать в экологию! – СПб. :«Детство-пресс»; 2002.

5. Виноградова Н. Ф., Куликова Т. А. Дети, взрослые и мир вокруг, М. : Просвещение, 1993.

6. Стрельцова, О. Б. Создание экологически развивающей среды / Стрельцова О. Б. // Творчество в детском саду – 2012 – № 2. – с .12-15

7. Иванова, Н. Н. Проектный метод в процессе экологического воспитания дошкольников / Н. Н. Иванова // Социально-личностное развитие: преемственные связи в работе образовательных учреждений/под ред. Н. Ф. Губановой, Г. В. Ивановой. – Московский государственный областной социально-гуманитарный институт. – Коломна: МГОСГИ, 2012. – С. 97-100.

8. Иванова, Н. Н. Проектный метод в процессе экологического воспитания дошкольников / Н. Н. Иванова // Социально-личностное развитие: преемственные связи в работе образовательных учреждений/под ред. Н. Ф. Губановой, Г. В. Ивановой. – Московский государственный областной социально-гуманитарный институт. – Коломна: МГОСГИ, 2012. – С. 97-100.

9. Иванова, Н. Н. Опытническая деятельность детей старшего дошкольного возраста как средство подготовки к школе // Преемственность дошкольного и начального образования /под ред. Т. С. Комаровой, А. В. Найбауэр, О. А, Соломенниковой. – М. :РИЦ МГГУ им. М. А. Шолохова, 2011. – с. 132-140

Ведущая педагогическая идея

     Ведущая педагогическая идея проводимой  работы  - это формирование начал экологической культуры через поликультурное воспитание, развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, формирование   осознанного понимания взаимосвязей живого и неживого в природе.

     Реализация этой идеи потребовала создания определённой системы работы:

- расширение и уточнение, систематизирование представлений детей о растительном и животном мире природы родного края;

- овладение детьми знаниями о взаимосвязи природы и человека, формирование практических умений по разрешению экологических проблем;

- воспитание ценностных ориентаций, мотивов, потребностей, привычек активной деятельности по охране окружающей среды;

- развивитие  интереса к родному краю,  формирование у детей элементарных представлений о том, что  мы живем в  Республике  Мордовия;

- уточнение  знаний детей о природе, реках, озерах,  растениях,  об образе жизни животных нашего края;

- знакомство с картой  России, Мордовии, Лямбирского района;

- формирование экологической культуры  у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды для блага родного села Лямбирь;

- закрепление  умений передавать свое отношение к природе в рассказах и продуктивных видах деятельности;

- развитие  у детей эмоционального состояния, гордости за родные места, желания украшать и охранять свой край, гордиться его красотой. Дать понять детям, что уникальность и красота Республики Мордовия зависит от нас самих, закрепить умение правильно вести себя в природе;

- подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды.

Оптимальность и эффективность средств

  Оптимальными и эффективными средствами в работе считаю проведенные мною следующие мероприятия:

- беседы с детьми в совместной деятельности,  наблюдения ( за деревьями, за травкой, за животными );

- занятия(«Растения нашего края», «Животный мир нашего края», «Заповедники Мордовии», «Лучше нет родного края», «Люблю тебя мой край родной» и другие);

- чтение художественной литературы (Т.Тимохина  «Как зима Степку лечила» , А.Ежов «Моя Родина»,  Г.Тукай «Туган тел» , И.Суриков «Вот моя деревня» и др.);

- рассматривание альбомов, иллюстраций, фотографий;

- дидактические игры и упражнения;

- экскурсии.

     Организую  выставки рисунков и поделок детей нашей группы («Белая береза», «Первоцветы», «Веселое лето», «Вот такая осень», «Деревья у озера»). Наиболее удачные работы отправляем  на интернет-конкурсы.            

     Большое внимание уделяю  настольным   и дидактическим играм, так как именно в игре проявляются и развиваются разные стороны личности ребенка, удовлетворяются многие эмоциональные и интеллектуальные потребности, складывается характер («Собери картинку», «Времена года», «Посели в домик», «Чей хвост?», «Когда это бывает?» и др.).

   Постоянно  разучиваю  и провожу  народные игры на прогулке:    (мордовские игры: «В ключи» - «Панжомнесэ», «В курочек» -«Сараскесэ» , «Круговой»-«Мячень кунсема», «Раю – раю»; татарские народные игры:  «Спутанные кони» - «Тышаулы атлар», «Угадай и догони» - «Читанме, бузме»,  «Продаём горшки» - «Чулмак уены» и др.).

     В нашей  группе  есть свой уголок природы.  Дети с большим удовольствием ухаживают за растениями: рыхлят почву, протирают листочки, поливают растения, убирают сухие листочки.  Отмечаем  погоду условными знаками. В конце месяца сравниваем  состояние погоды , считаем, сколько было ясных, пасмурных, дождливых и ветреных дней, и делаем выводы о погоде.

       Таким образом, уголок природы в детском саду нужен не только как оформление детского сада, но и является необходимой составляющей педагогического процесса.

     Вместе с родителями проводим  развлечения, досуги («День весеннего равноденствия», «Путешествуем с Бабой Ягой», праздник «Русская береза» и другие).

Результативность опыта

      Таким образом, видно, что проводимая работа по теме «Поликультурное  воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края»  способствует привитию  любви к родному краю,   формированию  элементарных  представлений  о природе  родного  края. Дети  на эмоциональном уровне испытывают  любовь и привязанность к своему родному краю, к селу,  родному дому, детскому саду;  испытывают положительные эмоции от общения с природой, бережнее относятся к ней.

     Родители больше проявляют интерес к деятельности детского сада по воспитанию у детей любви к природе  родного края, принимают активное участие в организации экскурсий, подготовке пособий,  заниматься педагогическим самообразованием.

     Верно сказал Л.А. Владимирский: « То,  что нам дарит наша земля и родная природа  –  рассветы и закаты, пение птиц,  журчание ручейка, капельки росы на траве,  ласковый ветерок в июльскую жару,  морозные узоры на окнах зимой,  нежные резные снежинки,  курлыкающие караваны журавлей в небе осенью,  белые лилии в речной заводи,  грибы,  ягоды и плоды -  всё это бесценное достояние нашего народа,  и мы должны не только любить,  ценить,  восхищаться всем этим, но должны и понимать,  что за ежедневной  суетой нынешней  непростой и не у всех счастливой жизни  очень важно всё это беречь и хранить»

Возможность тиражирования

Опыт моей работы размещен:

- на сайте ДОУ;

-на сайте       муниципального Лямбирского района;

-на  личном сайте в NS portal. ru;

- на сайте МААМ. ru;

-на сайте NUMI. ru;

-на сайте «Педагогическая газета».

 


      Опыт моей работы по поликультурному воспитанию дошкольников через ознакомление с природой родного края,  был представлен на заседаниях РМО Лямбирского района,  размещен на сайте ДОУ и других сайтах (МААМ.ru, NUMI. Ru, на  личном сайте в NS portal. ru),  выступала с докладом по данной теме на Международной  научно-практической   конференция с элементами научной школы для молодых ученых.  По поликультурному воспитанию старших дошкольников опубликованы мои статьи в сборнике  международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы художественного образования: традиции, перспективы, поиски»,  в книге «Пособие по материалам 48-х Евсевьевских чтений»,  в сборнике международной научно-практической конференции «Компетентностный подход в современной педагогической науке и образовании» -  статья «Поликультурное воспитание как средство формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста»

                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный педагогический опыт воспитателя МБДОУ "Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида" Исаевой Флоры Вялиулловны по теме "Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста через музейную педагогику"

Музей — это своеобразный способ познания окружающего мира, поэтому он отражает самые разные стороны нашей действительности. Музейная педагогика обеспечивает наглядность образовательного процесса, спос...

Инновационный педагогический опыт воспитателя "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру"

Инновационный педагогический опыт воспитателя МБДОУ  «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия Байбиковой Клары Растямовны по т...

Инновационный педагогический опыт воспитателя по теме «Театр – познание через игру»

Хотелось бы поделиться инновационным опытом с воспитателями, которые работают по теме: "Театрализованная деятельность в детском саду"...

Инновационный педагогический опыт воспитателя«Приобщение детей к традициям и культуре мордовского народа через устное народное творчество»

Каждый народ имеет свои корни. Это язык, культура, история, традиции, обычаи. Может ли человек, не зная родного языка, не уважая культуру и традиции своего народа,  считаться его представителем? ...

Инновационный педагогический опыт воспитателя МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия Карабановой Наили Ахмедулловны

Тема инновационного опыта «ПАРТНЕРСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ СОТРУДНИЧЕСТВА ДОУ И СЕМЬИ» выбрана не случайно, так как  проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время п...

Инновационный педагогический опыт воспитателя МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия

Инновационный педагогический опытвоспитателя МБДОУ  «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия    Ибрагимовой Гюз...

Инновационный педагогический опыт воспитателя Арсентьевой Натальи Викторовны по теме «ЛИТЕРАТУРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 6 – 7 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С БАСНЕЙ»

Литературное развитие ребенка это – понимание образной художественной речи, богатство словарного запаса и чувство языка, эмоциональное реагирование на поэтическое слово, способность мыслить словесно-х...