Проектный метод в образовательном процессе дошкольного учреждения.
статья (подготовительная группа) на тему

Суцкая Татьяна Юрьевна

На сегоднешний день   система развития дошкольного образования  находится в ситуации изменений: на первый план выходит  развитие интегративных качеств личности ребйнка. Поэтому обязательным условием успешной работы воспитателеля становится использование  современных образовательных технологий, таких как метод проект, и в своем материале я хотела бы рассмотреть использование данного метода  в образовательном процессе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Составила; СуцкаяТ.Ю., воспитатель МБДОУ

«Центр развития ребёнка - детский сад №31»г. Троицка, Челябинской области

Проектный метод в  образовательном процессе дошкольного учреждения

На сегодняшний день система развития дошкольного образования  находится в ситуации существенных изменений: на первый план выходит развитие интегративных качеств личности ребёнка. Поэтому обязательным условием успешной работы воспитателя становится использование современных образовательных технологий, таких, как методов проектов. Метод  проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Это модель обучения, которая вовлекает ребёнка в процесс решения для него сложных проблем, при этом он находится в активной позиции. Метод проект направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей.

Внешний его результат – опыт деятельности – становится бесценным для ребёнка и соединяет для себя знания и умения, компетенции и ценности.

Метод проектов актуален и очень эффективен.  

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. В дошкольных учреждениях воспитатели широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность, решение кроссвордов, головоломок и т.д.

     Интегрированный метод обучения является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой. Например, давая детям полное представление о домашних животных, воспитатель на занятиях познавательного цикла знакомит их с ролью домашних животных в жизни человека, на занятиях художественно-эстетического цикла – с образами домашних животных в произведениях писателей, поэтов, с передачей этих образов в народно-прикладном искусстве и творчестве художников- иллюстраторов.

Вариативность использования интегрированного метода довольно многообразна.

Основной целью проектного метода в детском саду является развитие самостоятельной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте – это:

  • вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
  • активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
  • формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте – это:

  • формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  • развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  • формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
  • развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта

  1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
  2. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).
  3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
  4. Составление плана-схемы проекта.
  5. Сбор, накопление материала.
  6. Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
  7. Домашние задания для самостоятельного выполнения.
  8. Презентация проекта, открытое занятие.

Основные этапы метода проектов

1. Целеполагание : педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:

  • к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);
  • в каких источниках можно найти информацию;
  • какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
  • с какими предметами научиться работать для достижения цели.

3. Выполнение проекта – практическая часть.

4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.

В настоящее время проекты классифицируются:

  • по составу участников;
  • по целевой установке;
  • по тематике;
  • по срокам реализации.

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:

  1. исследовательские - творческие проекты: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации.
  2. ролево-игровые  проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
  3. информационно-практико-ориентированные проекты: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы .
  4. творческие проекты в детском саду (оформление результата в виде детского праздника например «Театральная неделя»).Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются  сюжетно –ролевые игровые и творческие проекты: «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и др.

Значимы и другие виды проектов, в том числе:

  • комплексные: «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Книжкина неделя»;
  • межгрупповые: «Мир животных и птиц», «Времена года»;
  • творческие: «Мои друзья»,  «Любим сказки», «Мир природы»;
  • групповые:  «Познай себя», «Подводный мир», «Весёлая астрономия»;
  • индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука»;
  • исследовательские: «Мири воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».

По продолжительности они бывают:

  • краткосрочными (одно или несколько занятий),
  • средней продолжительности,
  • долгосрочные  (например, «Творчество Пушкина» - на учебный год).

Метод проектов  как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей. Метод предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада. Только действуя самостоятельно, дети учатся находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых обьектов деятельности. Использование метода проектов в работе  с дошкольниками способствует повышению самооценки ребёнка. Участвуя в проекте, ребёнок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод проектов способствует развитию благоприятных  межличностных отношений в группе детей.

Использование метода проекта в образовательном процессе ДОУ помогает научится работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения  поставленной цели.    

Список литературы.

1.Безрукова В.С. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. Екатеринбург, 1994. – 97с.

2.Матвеева Н.Г., Мирошниченко О.Н., Яковлева Г.В.Метод проектов в работе с детьми дошкольного возраста. Проект «Фруктовый сад»/Н.Г.Матвеева, О.Н.Мирошниченко, Г.В.Яковлева. - Челябинск: Цицеро,2009.-86с.

3.Тимофеева Л.Л.Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками». - СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс»,2011.-80с

4.Веракса Н.Е., Веракса  А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.-112с.

5.Морозова Л. Д.  Метод проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении //Детский сад от А до Я №2, 2006,стр.124 – 131.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИКТ в реализации проектного метода в образовательном процессе ДОУ

В материале изложен метод проектно-ориентированного обучения и алгоритм построеения будущей презентации по итогам проектной деятельности. Рассказывается о важности организованной работы с ...

Выступление из опыта работы: "Организация системы работы по внедрению проектного метода в образовательный процесс ДОУ"

Выступление из опыта работы: "Организация системы работы по внедрению проектного метода в образовательный процесс  ДОУ"...

Применение проектного метода в образовательном процессе ДОУ

В условиях реформирования системы образования большое внимание уделяется использованию инновационных педагогических технологий, открывающих новые возможности для воспитания и обучения, способствующих ...

Проектный метод в образовательном процессе при взаимодействии ДОУ и семьи

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования и использование ...

Статья "Использование метода проекта в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения"

Данная статья раскрывает значимость использования метода проекта в работе педагогов дошкольных учреждений в процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста на современном этапе. Даётся кратк...

ПРОБЛЕМА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Статья на тему "Проблема использования метода проектов в ДОУ"...